Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

через выездных торговых представителей (агентов, менеджеров по сбыту); « с помощью активных звонков из диспетчерской; »




почтовыми посылками;

• торговля на оптовых выставках и ярмарках.

Оптовые базы могут применять и другие формы и методы оптовой продажи. В условиях рыночных отношений отдельные оптовые предприятия организуют и розничную продажу товаров населению через собственные магазины (палатки) или используя автомагазины. В этих случаях оптовые базы фактически трансформируются в оптово-розничные предприятия. Продажа товаров на мелкооптовом магазине-складе типа «кэш энд керри». В зарубежной практике получили широкое распространение мелкооптовые склады-магазины типа «кэш энд керри», что в буквальном переводе означает «плати и увози».

Операции, связанные с оптовой продажей товаров, составляют значительную часть коммерческой работы оптовых предприятий, направленная на выполнение ими одной из основных функций оптовой торговли - организацию товароснабжения розничной торговой сети. При этом важное значение имеет выбор рациональной формы товародвижения.

При складской форме товародвижения оптовая продажа товаров осуществляется со складов, что позволяет предварительно пидсортуваты товары и в нужном ассортименте предлагать их оптовым покупателям (в основном розничным торговым предприятиям).

Наиболее распространенными методами оптовой продажи товаров со складов является продажа товаров:

с личным отбором;

по письменным, телеграфных, телефонных и других заявках;

через передвижные склады и разъездных товароведов;

через передвижные комнаты товарных образцов.

Вместе с продажей товаров оптовые предприятия предоставляют своим клиентам оптовые торговые услуги, которые по своему назначению подразделяются на технологические (хранение, пидсортуе товаров, их транспортировка и т.д.), коммерческие (помощь в рекламе товаров и услуг, предоставления информации и т.д..), организационно-консультативные (консультации по вопросам проведения маркетинговых исследований и т.д.).

В последние годы все большее развитие получает продажа товаров на оптовых рынках.

Ежегодно расширяется сеть оптовых продовольственных рынков, где как продавцы выступают товаропроизводители и оптовые коммерческие структуры, как покупатели - предприятия розничной торговли, мелкооптовые коммерческие структуры и другие покупатели. Оптовый рынок позволяет решать следующие задачи:

Ускоряется и упрощается процесс продвижения товаров до потребителей, поскольку они концентрируются в одном месте.

Всем товаровладельцам и оптовым покупателям предоставляется право равного и свободного доступа на конкурентный рынок. Наличие объективной информации о спросе и предложении товаров позволяет сформировать реальные рыночные цены на них с тенденцией на их общее снижение

 

39. Продажа товаров со склада оптового звена. Характеристика методов, их организация.????

40. Характеристика деятельности мелкооптовых магазинов-складов

 

Как известно, в зарубежной практике получили широкое распространение мелкооптовые магазины-склады типа «кэш энд керри», что в буквальном переводе означает «плати и увози». Эти оптовые предприятия появились за рубежом в 30-е годы и сейчас успешно функционируют в США, Франции, Германии, Италии и в других странах. Мелкооптовые магазины-склады ориентированы на мелких потребителей: владельцев киосков, палаток, лотков, небольших магазинов и других розничных продавцов, закупающих товары небольшими партиями. Технология продажи товаров в этих предприятиях проста и весьма эффективна, что обусловило их появление и развитие в России после перехода к рыночной экономике.

 

Зарубежный магазин-склад представляет собой помещение, оборудованное рядами стеллажей. Магазин-склад действует по методу самообслуживания. Покупатель имеет доступ ко всем запасам товаров. На нижних ярусах стеллажей товар выложен свободно, открыто, чтобы удобнее было рассмотреть и отобрать то, что необходимо покупателю. Все, что покупатель решил приобрести, он складывает на тележку. А далее - как в магазине самообслуживания: перед выходом установлены узлы расчета, где кассир получает деньги за товар, а оператор выписывает счет-фактуру. Доставка покупок к месту назначения производится покупателем.

 

Для крупных оптовых складов, оснащенных высокопроизводительной техникой и оборудованием, частично или полностью автоматизированных, такая технология отпуска мелких заказов неэффективна и связана со значительными издержками. Как известно, на этих предприятиях после отборки проходит 3-4 дня, пока товар отправят в розницу. И лишь через продолжительное время (3-4 недели в условиях нашей страны) поступает на счет оплата за него.

 

В «кэш энд керри» товарооборачиваемость очень высокая. А эксплуатационные расходы сведены к минимуму: нет необходимости в комплектовочных и экспедиционных помещениях, дорогостоящем подъемно-транспортном и погрузочно-разгрузочном оборудовании, штате кладовщиков, складских работников, грузчиков. Сокращается объем учетно-расчетных операций, связанных с реализацией товаров по безналичному расчету и в кредит. Невысокий уровень расходов магазина-склада позволяет устанавливать для покупателей более низкие цены. В этом одно из существенных достоинств для торговцев в «кэш энд керри».

 

И еще одно достоинство магазина-склада - широкий ассортимент товаров, ориентированный на специфику мелких розничных предприятий. Закупки для магазинов-складов ведутся только с промышленных предприятий по прямым связям, что позволяет реализовать товары покупателям по более низким ценам.

В условиях рыночных отношений в нашей стране, где значительная доля розничного товарооборота (свыше 30%) приходится на мелких частных торговцев, которым приходится закупать товары у самых различных, зачастую случайных, поставщиков, развитие сети мелкооптовых магазинов-складов представляется весьма перспективным. Организационно-правовые формы этого торгового предприятия могут быть самыми различными: государственные, муниципальные, частные предприятия, кооперативы в форме хозяйственных товариществ, обществ и др., предусмотренных действующим законодательством. Для магазинов-складов могут быть приспособлены помещения оптовых складов бывших оптовых баз и контор, которые используются не по назначению или сдаются в аренду различным организациям, не имеющим к торговле отношения. Возможно и новое строительство магазинов-складов.

 

41. Организация коммерческой деятельности оптовых рынков.

Коммерческую работу по продаже товаров можно подразделить на два этапа:

‹ коммерческая работа по оптовой продаже товаров;

‹ коммерческая работа по розничной продаже товаров.

Коммерческая деятельность по продаже товаров на этих этапах должна осуществляться на основе использования принципов и методов маркетинга. Оптовая продажа товаров производится оптовыми предприятиями (базами, торговыми складами), оптовыми посредниками, а также организаторами оптового товарооборота.

Оптовая реализация товаров имеет ведущее значение для деятельности оптовых звеньев, так как обеспечивает получение оптовыми предприятиями необходимой прибыли, удовлетворение спроса розничных предприятий и торговцев в товарах, а следовательно, потребностей населения в товарах и услугах. Для осуществления продажи товаров как одной из коммерческих функций оптовые предприятия должны определить ориентиры (показатели) по реализации товаров в тесной увязке с прогнозом розничного товарооборота. В настоящее время, когда отменена система прикрепления покупателей к поставщикам, осуществляется свободная купля-продажа товаров и созданы условия для самостоятельного выбора магазинами поставщиков товаров, возрастает значимость коммерческой деятельности по установлению оптимальных хозяйственных связей с розничными предприятиями. Оптовым предприятиям необходимо определить свой целевой рынок, а не пытаться обслужить сразу всех. Так, можно выбрать целевую группу магазинов по признакам их размеров (например, только крупные розничные пред- приятия), их видам (например, только магазины одежды), их заинтересованности в услуге (например, магазины, нуждающиеся в коммерческом кредите) и на основании прочих критериев. В рамках целевой группы оптовое предприятие может выделить наиболее оптимальные (выгодные) для себя розничные предприятия, разработать для них коммерческие предложения по оказанию оптовых услуг и установить длительные хозяйственные связи. Среди коммерческих решений оптовых баз важным является решение о товарном ассортименте и комплексе услуг.

Основное — сформировать четко выраженный комплекс услуг, наиболее ценных с точки зрения розничных предприятий. В рамках оптовой реализации товара оптовые базы должны разработать программу стимулирования сбыта, рассматривая при этом сбыт как коллективные усилия по обеспечению продажи товаров оптовым покупателям, укреплению отношений с ними и удовлетворению их потребностей в услугах. Решив прибегнуть к стимулированию сбыта, оптовые предприятия должны определить его задачи, отобрать необходимые средства стимулирования, разработать соответствующую программу. организовать ее предварительное опробование и претворение в жизнь, обеспечить контроль за ее ходом и провести оценку достигнутых результатов. Задачи стимулирования сбыта вытекают из задач оптовой продажи товаров. В частности, среди задач стимулирования розничных потребителей могут быть такие, как поощрение магазинов за включение нового товара в свой ассортимент, поддержание более высокого уровня запасов товара и связанных с ним издержек, формирование у магазинов при- верженности к марке и т. д.

Решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчик плана оптовой продажи учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта, и существующую конъюнктуру, и рентабельность каждого из используемых средств. К основным средствам стимулирования сбыта можно отнести: предложение товара магазинам бесплатно или на пробу; сделки с небольшой скидкой с цены; экспозиции и демонстрации товара в магазинах; профессиональные встречи и специализированные выставки; торговые конкурсы для побуждения работников базы к эффективной коммерческой деятельности. Немаловажным логистичным решением оптовых баз является разработка новых методов и приемов деятельности по грузообработке и прохождению заказов, поступивших от оптовых покупателей (магазинов).

Исходя из изложенного, содержание коммерческой работы по оптовой продаже товаров можно свести к выполнению следующих основных операций:

‹ нахождение оптовых покупателей товаров (установление рынка сбыта);

‹ установление хозяйственных связей с покупателями товаров;

‹ выбор форм и методов оптовой продажи товаров;

‹ организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам;

‹ организация учета выполнения договоров с покупателями товаров;

‹ рекламно-информационная деятельность оптовых предприятий.

Нахождение оптовых покупателей товаров состоит в определении своего целевого рынка. Это достигается путем исследований региона, спроса и предложения на данную продукцию, конкурентной среды, степени конкурентоспособнос- ти товара (марка, престиж, качество послепродажного обслуживания, цена и пр.). Определив регион (район, зону) сбыта, необходимо сегментировать рынок, выделив предпочти- тельный сегмент — желательно вначале осваивать только один сегмент рынка (в этом случае у оптовой фирмы наибольшие шансы). После выбора сегмента нужно произвести четкое позиционирование своего товара на этом рынке. Предполагаемое позиционирование на рынке должно обеспечить фирме-поставщику получение достаточной при- были и желаемого объема сбыта. Остальные составные части коммерческой работы по оптовой продаже товаров рассмотрены ниже.

 

 

42. Роль и функции оптовых рынков(???)

 

Распад государственной централизованной оптовой торговли, отсутствие новой, соответствующейусловиям рыночной экономики системы распределения продовольствия способствовали формированиюнецивилизованной рыночной среды. Проблема продовольственного обеспечения страны потребоваланахождения новых подходов к организации оптовой торговли и товародвижения продовольственныхтоваров и сельскохозяйственного сырья для снабжения населения. Оптимальной формой такой организации был определен оптовый продовольственный рынок. Оптовые продовольственные рынки – место купли-продажи конкурентоспособного сельскохо-зяйственного сырья и продовольствия оптовыми и розничными торговыми предприятиями и частнымиторговцами. Во многих странах с рыночной экономикой (Франция, Япония, Португалия и др.) важную роль иг-рают оптовые рынки, занимающие срединное положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевойбиржей. Однако в отличие от двух последних оптовый продовольственный рынок располагает собст-венным складским хозяйством. Основными функциями оптовых продовольственных рынков являются: -обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания, со-кращение потерь сельскохозяйственной продукции; -предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности выхода наконкурентный рынок; -обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельско-хозяйственной продукции и продовольствия; -повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах,промышленных центрах и отдельных регионах страны; -создание новых рабочих мест. Реализация указанных функций позволяет создать необходимые условия производителям, покупа-телям и посредникам для совершения оптовых операций на основе конкуренции и сокращения издер-жек обращения, оптимизировать систему товародвижения сельскохозяйственной продукции и продо-вольствия, транспортного и информационного обеспечения. В соответствии с Федеральной программой развития оптовых продовольственных рынков в стране создается сеть оптовых продовольственных муниципальных и акционерных рынков в крупных горо- дах и промышленных центрах. Структура оптовых продовольственных рынков включает: рынки, сформированные по территориальному признаку (региональные, городские, районные,сельские (поселковые); специализированные рынки (плодоовощные, мясные, рынки скота и т.п.); универсальные, реализующие различную продукцию. Для обеспечения функционирования крупных рынков создаются специальные службы: инфор- мационные, расчетно-финансовые, юридические, общепита и гостиничного хозяйства, транспортные, а также государственная служба сертификации и контроля качества продукции.

 

 

43. Структура биржи. Органы управления и исполнительные органы биржи, их функции.

 

Биржа — организация, создаваемая на добровольной паевой основе заинтересованными юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством. В учреждении биржи не могут участвовать государственные органы и органы местного самоуправления, банки, страховые, инвестиционные компании и фонды, общественные, ре-игиозные и благотворительные организации и фонды

 

Биржа создается по решению собрания учредителей. Они вносят пай, размер которого определяется собранием учредителей. В размерах внесенного пая учредители несут имущественную ответственность по результатам хозяйственной деятельности биржи. Биржа приобретает права юридическо- го лица с момента государственной регистрации, а право на проведение биржевых торгов — после получения лицензии на право биржевой торговли.

 

Членом биржи может быть юридическое или физическое лицо, которое участвует в уставном капитале либо вносит членские или иные целевые взносы в имущество биржи, предусмотренные ее уставом. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле, принятии решений на общих собраниях биржи и в других органах управления биржей, участвовать в распределении прибыли или дивидендов и другие преимущества.

 

Органами управления биржей являются общее собрание учредителей и членов биржи, биржевой комитет (совет), правление (дирекция) биржи.

 

Высшим органом, руководящим деятельностью биржи, является общее собрание учредителей и членов биржи. В работе общего собрания без права решающего голоса могут принимать участие служащие биржи, приглашенные и другие лица

 

В целях обеспечения организационно-хозяйственного функционирования биржи комитет создает в качестве исполнительного органа правление (дирекцию) биржи во главе с управляющим или генеральным директором биржи.

Правление биржи осуществляет следующие функции:

‹ организацию и ведение учета, подготовку установленной статистикой отчетности, хозяйственно-финансовое обеспечение деятельности биржи;

‹ приобретение и продажу имущества биржи и совершение иных юридических действий от ее имени по распоряжению биржевого комитета;

‹ осуществление приема на работу и увольнение сотрудников подразделений биржи, работающих по найму и не являющихся членами биржи;

‹ организация публикации биржевой коммерческой информации, рекламы деятельности биржи; ‹ создание необходимых структурных подразделений биржи;

‹ распоряжение финансовыми средствами и прочим имуществом биржи, выделенным правлению для обеспечения ее функционирования;

‹ организацию проверки соответствия стандартам образцов товаров, реализуемых или обмениваемых на бирже, проведение экспертизы, а в необходимых случаях — лабораторных анализов и контрольных испытаний;

‹ организацию оказания участникам биржевых торгов необходимых информационно-коммерческих, рекламных и консультационных услуг, обеспечение их необходимыми средствами оргтехники и связи;

‹ осуществление контроля за соблюдением участниками биржевых торгов, посетителями и гостями установленных биржевых правил.

 

Биржа формирует структурные подразделения — маклериат (торговый отдел), котировальную и арбитражную комиссии, а также иные органы, необходимые для ее работы. Контроль за деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, выбираемая общим собранием.

 

Специальные комитеты биржи занимаются совершенствованием процедуры торгов, разрабатывают типовые кон- тракты, обеспечивают информацию о состоянии товарных рынков. Одной из главнейших структур биржи является расчетная палата, ведущая расчеты с членами биржи по результатам торгов. Крупные биржи имеют в своем составе постоянно действующие арбитражи для оперативного рассмотрения споров, связанных с биржевыми операциями.

 

44. Сущность франчайзинга: понятие и особенности организации.

 

Слово “франчайзинг” произошло от французского “franchise”, что означает “льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса”. Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В ГК РФ (ст. 1027) этот термин получил название “коммерческая концессия” и “договор коммерческой концессии” и ему дается следующее определение: “По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежа- щих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д.”.

 

Иначе говоря, по своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающаяся сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

 

Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки:

‹ франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) — франчайзера и франчайзи;

‹ франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторс- кого права и аналогичных прав. Применяя российскую тер- минологию, франчайзер является правообладателем;

‹ франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзинга определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг), и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;

‹ франчайзер выступает в единственном числе; фран- чайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т. е. это своего рода сеть, работающая по единой методике.

 

Цель франчайзинга — ведение своего бизнеса, цель сетей — продажа большего количества товаров (ус- луг) и привлечение как можно большего числа участников; ‹ для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользу- ется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности; ‹ за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.

 

45. Сущность лизинга.

 

Термин "лизинг" (англ. to lease – арендовать, сдавать в наем) вошел в употребление в последнейчетверти XIX в., когда в 1877 г. телефонная компания "Белл" приняла решение не продавать свои теле-фонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако от идеи лизинга до создания первой лизинговой фир-мы прошло много времени. Первая независимая лизинговая компания "Юнайтед Стейтс Лизинг корпо-рейшн" была создана в Сан-Франциско (США) в 1952 г. Сегодня лизинг является одним из способов капиталовложений практически во всех странах. Черезлизинг в США осуществляется 25…30 % капиталовложений в промышленности, в Великобритании –свыше 20, во Франции – 16…17, в ФРГ – 15 %. В конце 80-х – начале 90-х годов первенство по этомупоказателю удерживается Австралией, где 30…33 % промышленных инвестиций осуществляется наоснове лизинга. Лизинговые операции на протяжении 60 – 80-х годов отличались особой стабильностью, практическине завися от циклических и конъюнктурных колебаний. Ставки платежей по лизинговым контрактам со-ставляли от 7,25 до 9,75 % при значительных колебаниях учетной ставки банковского процента. Поэтомулизинговые операции являются единственной сферой приложения капитала, не испытавшей в последние25 – 30 лет резких спадов. В России развитие лизинга и создание лизинговых компаний приходится на начало 90-х годов. Вэтот период лизинг трактовался как долгосрочная аренда (финансовая аренда) машин и оборудования.При этом лизинговая фирма специально закупала данное оборудование для потребителя (лизингополу-чателя), оставаясь его собственником. В конце 90-х годов на отечественном рынке появились такие крупные лизинговые компании, как"Балтийский лизинг", Промышленная лизинговая компания "Анкер", Московская лизинговая компанияи др. Во многих регионах России созданы лизинговые ассоциации, целью которых является координа-ция усилий лизинговых компаний, банков, страховых компаний и других инвесторов. В настоящее время лизинговые отношения в России регулируются Федеральным законом "О лизинге", вступившим в действие в ноябре 1998 г. Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенныйсрок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. В качестве предмета лизинга могут выступать любые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, в том числе предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество. В лизинговой сделке, как правило, участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель ипродавец (поставщик). Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое приобретает имущество и предостав-ляет его лизингополучателю в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю правасобственности на предмет лизинга. Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором ли-зинга принимает предмет лизинга во временное владение и в пользование в соответствии с договоромлизинга. Продавец (поставщик) – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договоромкупли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю производимое (поставляемое) им имущество,являющееся предметом лизинга. Лизинговая деятельность осуществляется лизинговыми компаниями (фирмами), которые обязаныполучить разрешение (лицензию) на осуществление такой деятельности. Учредителями лизинговыхкомпаний (фирм) могут быть юридические и/или физические лица. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг. В зависимости от срока различают три типа лизинга: - долгосрочный лизинг – в течение трех и более лет; -среднесрочный лизинг – в течение от полутора до трех лет; -краткосрочный лизинг – в течение менее полутора лет. Федеральный закон "О лизинге" выделил виды лизинга: финансовый, возвратный и оперативный. Финансовый лизинг – предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечениисрока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем пол-ной суммы, предусмотренной договором лизинга. Предмет лизинга учитывается по соглашению сторонна балансе лизингодателя или лизингополучателя. Возвратный лизинг – разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик)предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Оперативный лизинг – лизингодатель передает предмет во временное владение и пользование. Поистечении срока действия договора предмет лизинга возвращается лизингодателю. При оперативномлизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно. При оперативном лизинге пред-мет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

 

 

46. Организация проведения конкурсов (тендеров).

 

Одним из методов размещения (выдачи) заказов на поставку товаров и подрядов на выполнение оп-ределенных работ является проведение конкурса, или тендера (международного торга). Конкурс (тендер) – особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подрядов на выполнениеработ, которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков сцелью обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для организаторов тор-гов. Суть конкурсных торгов в следующем. Покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (по- ставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и после сравнения по- лученных предложений подписывает договор (контракт) с тем, кто предложил наиболее выгодные для покупателя (заказчика) условия. В современных условиях конкурсные торги являются распространенным способом размещения го-сударственными организациями, а также предприятиями частного сектора заказов на поставку машин,оборудования, военной техники, крупных партий сырья, выполнение научных, проектных и изыска-тельных работ, сооружение промышленных и социальных объектов. В нашей стране в период массовой приватизации государственной собственности конкурсные торгишироко применялись государственными органами при продаже объектов государственной собственно- сти, имущества и акций в частную собственность. В частности, одними из методов приватизации явля-лись продажа по инвестиционному конкурсу и продажа по коммерческому конкурсу. При продаже по инвестиционному конкурсу право приобретения акций по номинальной стоимостиполучает лицо, предложившее за это право максимальные инвестиции в развитие данного акционерногообщества. При продаже по коммерческому конкурсу право приобретения акций получает лицо, предложившееза них максимальную цену. Конкурсные торги подразделяются на внутренние и международные. Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами. На их долю при-ходится до 80 % общего числа проводимых в зарубежных странах тендеров на машины и оборудование. В большинстве развивающихся стран действующее законодательство обязывает импортеров заку-пать за границей товары (в особенности оборудование), стоимость которых превышает определеннуюсумму, только через торги. В зависимости от способа проведения различают торги открытые (публичные) и закрытые (ограни-ченные или негласные). К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации: как местные,так и иностранные. Путем открытых торгов в основном размещаются заказы на стандартное и универ-сальное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы. К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаютсяспециальные приглашения. В основном это престижные, известные фирмы, имеющие большой опыт.Через закрытые торги размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование, ком-плектные изделия и пр. Организаторы торгов, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерныекомитеты. Тендерные комитеты осуществляют всю организационную работу по проведению торгов. Они пуб-ликуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представ-ленные предложения и выносят решения о победителе конкурсного торга, которому и передается заказ. К установленному тендерным комитетом сроку закрытия торгов их участники готовят предложе-ния. С целью сохранения коммерческой тайны участники торгов передают свои предложения в послед-ние минуты перед закрытием торгов. После закрытия торгов участники не имеют права менять условиясвоих предложений и обязаны в случае получения заказа выполнить его строго в соответствии с пред-ставленными предложениями. Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений,условия торгов предусматривают обязанность претендентов предоставлять банковские гарантии серьез-ности предложений в размере 1…3 % общей суммы предложения. В день закрытия торгов тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений, назы-вают фирмы, подавшие предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торгиназываются гласными. При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия пред-ложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий. Оферент (участник торгов), предложение которого принято, получает об этом соответствующее из-вещение. В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги на оборудова-ние, обязан внести залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки. Его величина,как правило, составляет от 5 до 10 % стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залогвозвращается поставщику. Организаторы торгов, выступающие после проведения торгов уже в роли за-казчиков, имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий, возникающих в хо-де выполнения заказа (в случае поставки некачественного оборудования, нарушения сроков поставки ит.п.). Завершающим этапом проведения конкурсных торгов является подписание контракта с фирмой,выигравшей торги. Размещение заказов через торги дает значительное преимущество покупателям. Проведение тор- гов обостряет конкуренцию между поставщиками. В результате такого обострения заказы получают компании, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие воз- можность предлагать на свои товары и услуги более низкие цены. Несмотря на все сложности, связанные с участием в международных торгах, российские внешнетор- говые компании накопили значительный опыт и используют этот метод работы на внешнем рынке при борьбе за получение заказов.

 

 

47. Сущность и организационные формы аукционов.

 

Аукцион (от лат. auctio – продажа с публичного торга) – способ продажи товаров, обладающих ин-дивидуальными свойствами, с публичного торга в заранее установленное время и назначенном месте. Аукционные торги – вид рыночной торговли, при которой продавец, желая получить максималь-ную прибыль, использует прямую конкуренцию нескольких покупателей. При этом продавец назначаетстартовую цену товара, которая увеличивается в ходе аукциона до предельного уровня, исходя из плате-жеспособности присутствующих при продаже покупателей. Этот вид торговли используется для сбыта ограниченного перечня товаров: пушнина, предметы ан- тиквариата, художественные изделия, лошади, изделия из драгоценных металлов и др. Аукционы организуются предприятиями (фирмами), специализирующимися на их проведении.Аукционы могут проводиться и предприятиями, для которых торги не являются основным видом дея-тельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение. К этой организационной форме от-носят аукционы, проводимые биржами, салонами художников, музеями, постоянно действующими вы-ставками, торговыми организациями и предприятиями и др. В зависимости от порядка организации аукционы бывают принудительные, которые проводят госу-дарственные организации с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных това-ров, заложенного и не выкупленного в срок имущества и добровольные, проводимые по инициативевладельцев товаров (имущества) с целью наиболее выгодной их продажи. По технологии проведения аукционы также различаются. При так называемом согласном аукционеторги начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом, после чего покупателиделают к ней надбавки (наддачи) на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилахпроведения торга. Другие аукционы ведутся с постепенным понижением первоначально названной, яв-но завышенной, стартовой цены (это так называемый аукцион с понижением цен, или голландский) дотех пор, пока один из покупателей не выразит согласия купить данный товар по этой цене. Аукционный торг с повышением цен может вестись гласным и негласным способами. При неглас-ном (немом) торге покупатели подают аукционисту заранее условленные знаки о согласии поднять ценуна установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя по-купателя. Негласное проведение торга позволяет сохранить втайне имя покупателя. Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помеще-ниями, оборудованием и квалифицированным персоналом. У нас в стране аукционной торговлей пуш-ниной занимается Санкт-Петербургский пушной аукцион, торговлей племенными лошадьми – аукционв Москве, Ростове-на-Дону, Пятигорске. Санкт-Петербургский пушной аукцион принимает на комис-сию товары продавцов и из других стран. Покупателями товаров на этих аукционах являются преиму-щественно крупнейшие оптовые фирмы зарубежных стран. В отличие от обычной продажи на аукционе исключается ответственность продавца за качествопроданного товара.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...