Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Социальные и психологические аспекты управления организациями

 

Организация - это не только средство для достижения целей, но одновременно и социальная категория - место, где люди строят отношения и взаимодействуют.

В каждой организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп, которые оказывают сильное влияние на деятельность организации. Руководитель должен взаимодействовать с ними таким образом, чтобы наиболее эффективным образом обеспечить достижение целей организации. Еще одним из необходимых условий эффективности управления в наше время является умение строить взаимоотношения со своими подчиненными, эффективно использовать свою власть и уметь управлять конфликтами.

1.   Группы и их значимость.

Организация любого размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления).

Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными. Они выполняют конкретные поставленные перед ними задачи. В организации существует 3 типа формальных групп:

1)  группы руководителей (командная)

2)  производственные группы (рабочие, целевые)

3)  комитеты.

Группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые в свою очередь также могут быть руководителями. Например, президент компании и вице-президенты - вот типичная группа (команда руководителя фирмы).

Производственная группа обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием.

Комитет - это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда их называют советами, целевыми группами, комиссиями. Но во всех случаях здесь подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает комитет от других организационных структур.

Все эти группы должны эффективно работать как единый слаженный коллектив. Организация в целом сможет эффективно выполнять свои задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечить деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом чем лучше руководитель понимает, что он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этой группы.

Неформальные группы, хотя и создаются не по воле руководства, но являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства (стачечные комитеты, например).

Неформальная группа - это спонтанное образование, группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они организованы так же, как и формальные организации - у них есть иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат эталонами поведения для членов этих организаций. Как правило, неформальная организация является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Важнейшими причинами вступления в неформальные организации являются:

1)  Чувство принадлежности - одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей. И хотя потребность в принадлежности широко признается, многие (большинство) формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому работающие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты приобрести.

2)  Помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует разобраться в своих отношениях с подчиненными. Однако, часто по разным причинам (что начальник плохо подумает или из-за боязни критики) люди предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Это приводит к тому, что новички стремятся участвовать в уже сформировавшейся группе опытных работников. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию.

3)  Защита. Люди всегда знали, что сила - в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали своих претензии к начальству. Люди могут собираться в группы, например, чтобы опротестовать вредные условия работы. Неудивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.

4)  Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу. И все же во многих организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации - слухам. Слухи распространяются, когда информация вообще не поступает или идет по формальным каналам слишком медленно.

Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому симпатизируют.

Рассмотрим основные характеристики неформальных организаций, которые имеют непосредственное отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.

Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами, что выявили многочисленные эксперименты. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм - групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Чтобы укрепить соблюдение этих норм группа может применять довольно жесткие санкции. Тех, кто их нарушает может ждать отчуждение. Это очень сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной группы в удовлетворении своих социальных потребностей. Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние на достижение целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений. Кроме того, нормы групп могут не вполне соответствовать системе ценностей формальной организации, так что человек может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются взаимоисключающие требования.

В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям (психологический барьер внедрения АСУ и вычислительной техники в управление).

Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненным участвовать в принятии решений.

Неформальные организации имеют своих лидеров. Нет существенных различий в воздействиях на группу неформальных и формальных лидеров. Их существенно отличает только то, что формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий, опора же неформального лидера - признание его группой. Для того, чтобы стать лидером неформальной группы важны: возраст, должностное положение, профессиональная компетентность, расположение рабочего места, свобода передвижения по рабочей зоне и отзывчивость.

Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование.

Для того, чтобы неформальные группы содействовали формальной организации в достижении ее целей (по Скотту и Дэвису) необходимо:

1)  Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации, работать с ней и не угрожать ее существованию.

2)  Выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации.

Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации.

3)  Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.

4)  Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешить группе участвовать в принятии решений.

5)  Быстро выдавать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...