Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента




Темперамент- это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Концепция основных свойств нервной системы И. П. Павлова исходит из того, что психическая жизнь каждого из нас характеризуется в первую очередь протеканием нервных процессов возбуждения и торможения.

В работе И.П. Павлова и его учеников были выделены три свойства нервной системы:

1. сила возбуждения или торможения,

2. подвижность (способность быстро сменять друг друга) и

3. уравновешенность между возбуждением и торможением.

Сочетание свойств приводит к формированию определенного типа темперамента, которых всего четыре:

сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы),

холерик (сильный, подвижный, но неуравновешенный тип нервной системы),

флегматик (сильный, уравновешенный, но инертный тип),

меланхолик (слабый тип нервной системы).

Темперамент относится к способу, стилю реагирования, он конституционален и неизменяем.

Темперамент характеризует динамику протекания психических процессов человека, а не их содержание. Поэтому не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Это биологическая основа нашей личности. Черты темперамента наследуются и их тяжело изменить.

 

Сангвиник — обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявля­ет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развесе­лить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чув­ства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллек­туальные способности.

Холерик – реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

2.Понятие о способностях. Виды способностей. Проблема происхождения и развития способностей

Способности - развитые в процессе образования и воспитания природные склонности (задатки) к определенному виду деятельности. Способности могут быть общими ( овладение знаниями, успешная деятельность) и специальными (свойства личности, обеспечивающие высокие результаты в избранном виде деятельности).

Выделяют профессиональные способности, обеспечивающие успешную работу человека той или иной профессии. Способность жить полной жизнью - способность наиболее общая и в наибольшей степени определяющая качество жизни и, следовательно, удовлетворенность жизнью. Трудности многих неудачливых в жизни людей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как неспособным к достижениям в жизни.. Можно сказать, что успехи в учебе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представлений человека о своих способностях, чем от самих этих способностей

Способности несут в себе природные предпосылки в виде задатков. Задатки - это врожденные

анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой личности, задатки преобразуются и изменяются. Задатки не делают автоматически человека человеком. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети попадали вне человеческого сообщества. Человеческая психология, человеческие способности у них так и не складывались.

Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых условиях. При этом психическое развитие обезьяны и человека происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были совершенно разными исходные органические предпосылки развития (задатки).

От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. К специфически человеческим способностям относят способность человека к труду, к рефлексии, к общению при помощи языка, к саморазвитию.

Одаренность - своеобразное сочетание способностей, высокий уровень их развития, обеспечивающий успешное выполнение деятельности. Например, одаренные дети могут обнаруживать общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, к технике). Одаренность принято определять по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников.

Талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью. Талант человека направляется выраженной потребностью в творчестве.

Гениальность - высший уровень развития способностей - как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Степень развития способностей в ряду других факторов (направленность, темперамент, характер) составляет основу для профессионального самоопределения личности. Если особенности направленности позволяют ответить на вопрос «хочу ли я делать это», то способности - на вопрос «могу' ли я делать это». Профессиональное самоопределение - длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в профессиональном психологическом сопровождении.

3. Понятие о характере. Признаки проявления и условия формирования характера

Характер- это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведение человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности. В нем сочетается итог взаимодействия как естественных факторов, так и обстоятельств жизни. Первые придают ему устойчивость, а вторые – изменчивость, поэтому характер динамичен. Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, а с другой, система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Характер формируется на основе жизненного опыта человека и способен к изменениям под влиянием нового жизненного опыта и интуиции.

К чертам характер относятся: отзывчивость, откровенность, требовательность, трудолюбие. Честность, недоверчивость, скрытность, хвастливость, хитрость и т. д.

Важной характеристикой характера является воля – свойство состояния человека, которое проявляется в способности сознательно управлять своей психикой поступками. Появляется в преодолении преград, возникающих на пути достижения

Можно также сказать, что характер человека - это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека. Ключ к формированию характера - в побуждениях и мотивах деятельности. Исходное здесь - это отбор и закрепление нужных мотивов путем их генерализации (распространения на многие случаи жизни) и стереотипизации (формирование динамического стереотипа / привычки). Внешние и внутренние условия формирования характера.

В психологии устоявшаяся типология характера отсутствует. Э. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела и объяснял характер врожденными факторами. В психоанализе 3.Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций.

Акцентуации характера - понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Выделяют следующие основные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный. истероидный, неустойчивый, конформный

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебно­го заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

III Контролирующий блок

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие типы темперамента Вы знаете?

2. На основе каких личностных свойств формируется характер?

3. Как развивать профессиональные способности?

4. Когда у человека появляется акцентуация характера?

IV Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.

2. Психология личности: В 2 т. / Под ред. А.В. Райгородского. Самара, 1999.

3. Психология индивидуальных различий. М., 2000.

4. Слободчиков А.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...