Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса.
Определите, в какой группе указаны ведущие предпосылки, оказывающие эффективное влияние на формирование коллектива
В какой группе перечислены методы стимулирования? 1. Рассказ, объяснение, беседа, личный пример 2. Поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический 3. Упражнение, поощрение, приучение, требование, поручение, приучение 4. Беседа, принуждение, воспитывающие ситуации, контроль
Что такое поощрение? Из приведенных ответов выберите правильный, обосновав ошибочность остальных. 1. Поощрение — способ педагогического воздействия воспитанника, выражающий положительную оценку его ведения с позиций интересов одноклассников и с целью крепления положительных качеств.
2. Поощрение — это метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности. 3. Под поощрением следует понимать такой метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям. 4. Поощрение — метод вознаграждения за хорошие поступки. 5. Поощрение — прием стимулирования деятельности воспитанников.
Что такое соревнование? Из приведенных ответов выберите правильный. 1. Соревнование — это игра, в которой определяется победитель. 2. Соревнование — путь к закреплению достигнутых результатов. 3. Соревнование — метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников. 4. Соревнование — метод установления превосходства одних воспитанников над другими. 5. Соревнование — это стремление к приоритету любыми путями.
6. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один правильный. 1. Наказание — метод воспитания, проявляющийся в форме требования. 2. Наказание — это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия. 3. Наказание — способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия. V. Дидактический практикум 1. Подготовьте Эссе-размышление. В Российской педагогической энциклопедии приведено следующее высказывание А. Г. Асмолова и А.В. Петровского: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Как вы понимаете это высказывание. 2. Напишите мини-сочинение на тему: «Чем отличается технология от искусства воспитания?» 3. Разработайте согласно методике, коллективное воспитательной дело и, по возможности, проведите его.
Литература Основная: Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник нового века. – СПб. Питер, 2000. Подласый И.П. Педагогика. – М,, 2003. Сластенин ВА., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. — М., 1997. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990. Щедровицкий Г, Очерки по философии образования. — М., 1993.
Дополнительная: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1979. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников (под ред. Г.Н. Филонова.) М., 1993
Тема 9. Семья в социальном пространстве Воспитательного процесса Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента. Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать: Знания: - сущности семейного воспитания; - принципов и содержания семейного воспитания; - роли семьи в развитии, воспитании, социализации личности; - виды и типы семей; - сущности педагогической культуры родителей; - причин неправильного родительского поведения; - условий успешного воспитания в семье. Умения: - находить зависимость между типом взаимоотношений в семье и его влиянием на воспитание личности ребенка. - находить пути преодоления конфликта между родителями и ребенком; - выбирать наиболее эффективные методы семейного воспитания.
II. Академический текст План 1. Семья в социальном пространстве. Сущность семейного воспитания. 2. Содержание и принципы семейного воспитания. 3. Типы семейного воспитания. 4. Стили семейного воспитания. 5. Неправильное родительское поведение и пути преодоления конфликта между родителями и ребенком. 6. Условия успешного воспитания в семье.
1. "Воспитательные" воздействия среды начинаются с самого момента зарождения человеческого организма. Здесь первичной окружающей средой человека является лоно матери. Исследования подтверждают, что от особенностей внутриутробного развития плода во многом зависит и последующий процесс физического и психического становления ребенка. Появившись на свет, младенец попадает в новое физическое и социальное окружение. Семья для ребенка – это и физическая структура, и размер жилищного пространства, и социальное пространство, характеризующее особенности взаимоотношений между членами семьи.
Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей. Именно через семью ребенок осваивает окружающий мир, именно в семье он получает первый (а поэтому столь важный) опыт отношений с другими людьми, именно через отношение близких людей он формирует представление о себе. Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, а как чувства, ощущения, места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семейное воспитание – самое результативное, так как осуществляется непрерывно и охватывает все стороны формирующейся личности. Таким образом, семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является средством передачи от поколения к поколению основных ценностных ориентацией и отношений личности (воспитательное воздействие). В ходе семейного воспитания ребенок научается жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения (семья как средство социализации). В семье с течением времени созревает не только организм ребенка, но также формируются его психические функции – внимание, память, мышление, воля, рефлексия (семья как источник и средство развития). Семейное воспитание сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи: ¨ создать максимальные условия для роста и развития ребенка; ¨ обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
¨ передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; ¨ научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; ¨ воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".
2. Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: ¨ гуманность и милосердие к растущему человеку; ¨ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; ¨ открытость и доверительность отношений с детьми; ¨ оптимистичность взаимоотношений в семье; ¨ последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); ¨ оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения и др. Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады. Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется: ¨ физическое ¨ эстетическое; ¨ трудовое; ¨ умственное; ¨ нравственное воспитание. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. В последние годы во многие семьи пришло религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов. Семейному воспитанию присущи свои методы. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и др. Отбор идет индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: ¨ Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие трудности испытывают и др. Простые, казалось бы сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% - какие фильмы смотрят, 67% - какая музыка им нравится, 86% юных правонарушителей, оказавшимся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой. ¨ Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно часто использует приучение.
¨ Совместная деятельность. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности – нет и повода, и возможности для общения. ¨ Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье. Педагогическая культура включает в себя четыре компонента: · знания в области психологии, физиологии детей; · знания о целях, средствах и способах педагогической деятельности; · умения и навыки достижения воспитательных целей; · любовь к детям. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами педагогического взаимодействия – вовсе не роскошь, а практическая необходимость. ""Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка … В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от.. элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших духовных движений развивающегося человека", - писал В.А. Сухомлинский.
3. Сколько семей столько особенностей воспитания, и, тем не менее, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений. ¨ Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи – порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. ¨ Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. ¨ Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учится, но с единственной целью – чтобы поступить в вуз. Духовный мир детей и родителей обеднен. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания. ¨ Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. ¨ Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государством.
4. В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. В своем стремлении завоевать ребенка, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности, родители не замечают, что воспитывают эгоиста. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают их самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Причины неправильного родительского воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще – низкая педагогическая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяснительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения личности самих родителей. При этом наибольший интерес представляют две группы причин: Отклонение характера самих родителей. Отклонение характера нередко приводит к определенным нарушениям в воспитании, которые могут выражаться в следующем: - пониженный уровень требовательности к ребенку; - жесткий стиль воспитания, доминирование; - демонстративная забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствие. В этих случаях необходимо выявить отклонение характера родите-лей, убедиться, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями своего характера, стилем воспитания и нарушениями в поведении ребенка направляется в этом случае основное внимание психотерапевта, школьного психолога и педагога. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность (проекция на ребенка собственных не желаемых качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания, неразвитость родительских чувств и др.). Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания ребенка. В этом случае объяснение родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Перед специалистами встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию. Именно эти случаи, как показывает практика, представляют особую трудность при диагностике и коррекции. Порой родители подавляют желания ребенка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают ребенку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучшие, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон — и родителей, и ребенка. По-иск решения достигается при помощи особой методики— «Шесть шагов». Первый шаг — определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребен-ка или взрослого. С этой целью полезнее всего вниматель-но его выслушать, а затем сообщить ему о своих потреб-ностях и переживаниях, используя «Я-высказывания». Первый шаг надо завершить определением или формули-ровкой проблемы (например: «Как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму?»). Второй шаг — поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобраз-ный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна из них не критикуется. Третий шаг — обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один: дол-жны быть удовлетворены потребности обеих сторон —, и ребенка, и взрослого. Четвертый шаг — выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы использу-ем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения» Принятое реше-ние можно зафиксировать письменно, пусть обе стороны подпишут «контракт». Так надежнее, хотя, на первый взгляд, кажется, что это ни к чему. Пятый шаг — определить, как выполнить это решение: что надо сделать, кто будет нести ответственность за тот или иной пункт «контракта». Шестой шаг — оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?
5. Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка родители должны обратить внимание на следующие моменты: Взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, как относятся супруги друг к другу, как они общаются друг с другом определяет общий психологический климат семьи. Более того, взаимодействие супругов - это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми. Контакт глаз. На первый взгляд это может показаться не слишком существенным для воспитания. Однако данные, полученные исследователями, все больше подтверждают тот факт, по значение контакта глаз в воспитании очень существенно. Открытый. естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенок очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания в общении с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Большая ошибка использовать лишь строгий взгляд как средство контроля над детьми. Физическийконтакт. Если понаблюдать как родители общаются с детьми, то на самом деле большинство старается свести к минимуму. физический контакт. Исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Физический контакт — это поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр. Физический контакт — эффективный способ укрепления психического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, способ установления взаимопонимания. Опасность неудовлетворения психологических потребностей также сильна, как и в случае неудовлетворения потребностей физиологических. Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать себя важной и значимой личностью. Это возможно когда его не только замечают, но и уделяют ему внимание, когда вникают в его проблемы, понимают его страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совместным делом. Занятость современных родителей приводит к неудовлетворению самой главной для детского развития потребности – потребности во внимании, в признании, в принятии. Дисциплина. Между родительской любовью и дисциплиной существует прямая зависимость. Наказание – лишь маленькая часть дисциплины. Первое, что должны сделать родители в дисциплинировании своих детей – это дать им возможность почувствовать, что их любят. В дисциплинировании детей важно соблюдать определенные правила: последовательность, соответствие требований возрасту, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку.
III. Контролирующий блок Вопросы и задания: 1. Назовите наиболее яркие впечатления, мысли или суждения возникшие у Вас в ходе знакомства с данной темой. 2. Что такое семейное воспитание? 3. Какова роль семьи в развитии, воспитании, социализации ребенка? 4. Каковы основные принципы эффективного семейного воспитания? 5. В чем заключается содержание семейного воспитания? 6. Перечислите и охарактеризуйте основные типы семей. 7. Каковы причины неправильного воспитания ребенка в семье? 8. Каковы условия успешного воспитания ребенка в семье? 9. Назовите слагаемые педагогической культуры родителей.
IV. ТЕСТ Продолжите определение Семейное воспитание – это …… 2. Содержание семейного воспитания включает в себя: 1. физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное, гражданское воспитание; 2. трудовое, физическое, нравственное, религиозное, гражданское, эстетическое; 3. умственное, физическое, нравственное, гражданское, эстетическое, интернациональное; 3. Педагогическая культура родителей включает в себя: 1. знания в области психологии детей; знания о педагогической деятельности; любовь к детям; знания в области физиологии; 2. любовь к детям; знания в области психологии и физиологии детей; знания о целях, средствах и способах педагогической деятельности; умения и навыки достижения воспитательных целей; 3. знания в области физиологии; любовь к детям; знания о целях и средствах педагогической деятельности; знания о способах педагогической деятельности. 4. Типы семей: 1. семьи, уважающие детей, отзывчивые семьи, материально-ориентированные семьи, антисоциальные семьи, конфликтные семьи; 2. враждебные семьи, отзывчивые семьи, материально-ориентированные семьи, антисоциальные семьи; 3. благополучные семьи, коммуникативные семьи, отзывчивые семьи, материально-ориентированные семьи, семьи уважающие детей. 5. Основными стилями семейного воспитания являются: 1. "жесткий стиль воспитания", либеральный, демократический. 2. авторитарный, либеральный, демократический. 3. безнадзорный, авторитарный, демократический. 6. Причинами неправильного родительского поведения являются: 1. внесения конфликта между супругами в сферу воспитания, неразвитость родительских чувств; 2. отклонение характера самих родителей, личностные проблемы родителей ре6шаемые за счет детей; 3. воспитательная неуверенность родителей, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|