V. Дидактический практикум (тренинг - умений)
1. Проанализируйте типы и стили семейного воспитания. Какой стиль семейного воспитания соответствует типу?
2. Ознакомьтесь с ситуацией. В самом начале учебного года родители по предложению учителя заполнили такие анкеты: Как вы считаете, правильно ли вы воспитываете своего ребенка? Что вам мешает правильно воспитывать его? Какие качества личности удается вам воспитывать у своего ребенка? Какие черты характера вам не нравятся в вашем ребенке? Какую помощь вы хотели бы получить в его воспитании? Есть ли у вашего первоклассника брат или сестра? Ответьте на вопросы: ¨ Какие задачи решает учитель с помощью такого знакомства с семьями учеников? ¨ Как бы вы распорядились полученной при анкетировании информацией, как использовали бы ее в работе с детьми и родителями?
3. Опишите с вашей точки зрения идеальную модель семейного воспитания. Ознакомьтесь с ситуацией. Эдик из мальчиков, которых называют "маменькин сынок". Мама его считала необходимым по любому поводу обращаться то к директору, то к учителям, то к родителям его одноклассников, хотя следовало разбираться только с сыном. В результате к пятнадцати годам Эдик был совершенно не приспособлен к жизни, не умел разобраться в простой ситуации, постоять за себя, не понимал, что в его возрасте неприлично обращаться к маме за защитой по любому пустяку. Как правило, причины всех конфликтов сводились к следующему: "меня толкнули", "меня обозвали", "меня не позвали" и т.д. В гости приехали бабушка с дедушкой, которые жили за границей и поэтому почти восемь лет не видели внука. Дед – отставной военный, в течение нескольких недель наблюдал за поведением Эдика и невестки.
После очередного инцидента дедушка решил побеседовать с внуком наедине: – Я хочу поговорить с тобой не только об этом инциденте, а о твоей жизни в целом. Тебе уже пятнадцать лет, и ты должен понимать, в каком случае следует звать маму на помощь, в каком случае следует звать маму на помощь, в каком случае следует обратиться к ней за советом, а в каком – вообще не стоит посвящать маму в свои дела. Вот, смотри, как ты эгоистичен: маму разволновал до слез, а в общем-то, можно было разобраться и без нее. И еще. Ты понимаешь, что мама не всегда будет рядом, и ты должен уметь сам себя защитить, сам отстоять свои интересы, сам проанализировать происшедшее и будущее. Ну вот сегодня, если ты считал, что прав, то почему сам не обратился к учителю с просьбой объяснить за что тебе снизили оценку? А ты выставил вперед маму, нажаловался маме на учительницу. Ведь ты уже достаточно взрослый человек, чтобы любую свою просьбу, претензию, вопрос высказать самому. Тебе придется в жизни решать очень сложные задачи: уметь рассудить других людей, уметь самому защитить свою честь, честь своей семьи, уметь встать на пути хулигана, отстоять честь своей девушки, уметь защищать Родину. И учиться всему этому нужно сейчас. Вот неделю назад я слышал твой с мамой разговор про конфликт с одноклассником. Ты говорил, что твой товарищ не прав. Но как ты отреагировал на это: стал плеваться, царапаться, пробежал за мамой … Это мама уже должна в тебе видеть защиту, своего помощника. А ты ведешь себя как младенец! Давай договоримся, что если вдруг что-нибудь случится, то ты маму не беспокоишь, а придешь посоветоваться со мной, мы вместе сначала подумаем, как лучше поступить. И еще одно условие, ты юноша и давай воспитывай волю – все делать и решать самому. Воспитывай характер! Ведь ты внук боевого офицера! Если будет трудно, я тебе всегда помогу. Договорились?
Ответьте на вопросы и выполните задания: - Дайте характеристику типа семейных отношений, сложившихся между мамой и сыном. - Каков стиль воспитания у мамы и у дедушки? - В чем Вы видите сложности семейного воспитания? - Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться?
Литература Основная: Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник нового века. – СПб. Питер, 2000. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2000. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999.
Дополнительная: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1979. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников (под ред. Г.Н. Филонова.) М.,
Темы: 10-11. Акмеолого-педагогические Основы самосовершенствования специалиста. Личность и творчество I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать: Знания: - Структуры процесса самосовершенствования; - Содержания процесса самосовершенствования; - Основ творческой деятельности; - Путей формирования творческой личности; - Личностных качеств способствующих творческому процессу; - Этапов продуктивных решений проблем; Умения: - Использовать базу знаний по основам самосовершенствования для определения собственной образовательной стратегии. -Характеризовать личностные изменения как адаптацию и как творчество; - Выделять личностные качества способствующие творческому процессу II. Академический текст 1. Акмеология как наука. 2.Психолого-педагогические основы процесса самосовершенствования. 3.Творческий потенциал личности и условия его развития. 4. Жизненный путь как программирование и как творчество 5. Инновация как процесс создания нового в определенном виде деятельности
1. Акмеология (от древнегреческого "акме" - острие, вершина, высшая степень чего-либо и "логос" - наука о человеке) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включает профессиональное самопознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. Акме - система смысложизненных вершин (социальных, духовных, профессиональных), достигнутых человеком и воспринимаемых им как "чувство жизни", "самореализация", воплощенная собственная уникальность. С событийной точки зрения акме - это прорыв, подготовленный всем содержанием человекомерной культуры и науки; это принятие ответственности за поиски гуманитарного ответа на вызовы глобального развития, на вопросы, которые поставила перед мировым сообществом эпоха постиндустриализма с ее возрастающей наукоемкостью и глобальной информатизацией.
Главным богатством страны, в соответствии с постулатами акмеологии, является человек как социальный и профессиональный субъект, человеческий капитал. Суть акмеологии - рассмотрение в единстве процессов профессионального и личностного развития и указание пути достижения профессионального мастерства на основе реализации творческого потенциала личности. Акмеология идет по пути накопления общих закономерностей, в соответствии с которыми человек и общность людей реализуют высшие достижения в различных областях профессиональной деятельности на своем жизненном пути. Конкретным приложением акмеологии как науки являются разработки в области достижения вершин профессионального мастерства. 2. Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программы развития. Самосовершенствование – явление личностно-социальное. В основе этого процесса лежит механизм постоянного преодоления противоречий между Я – идеальное и Я – реальное. Профессиональное самосовершенствование осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самообразование и самовоспитание. Содержание самосовершенствования:
1. Развитие мировоззрения, нравственности, расширение своего кругозора; 2. Совершенствование профессиональных и организаторских качеств4 3. постоянное обновление знаний, совершенствование практических умений, навыков. 4. Формирование навыков работы над собой, способности к постоянному самосовершенствованию; 5. Выработка умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами, овладение приемами и методами эмоционально-волевой саморегуляции. Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов: самопознание (осознание своих возможностей, своих слабых и сильных сторон, самоанализа, самооценки); самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию); программирование профессионального и личностного роста (формулирования целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности); самореализация (осуществление программы самосовершенствования, самореализация); самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|