Психолого-педагогический глоссарий
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Авторитарный стиль руководства — стиль руководства, предполагающий безоговорочное подчинение руководимых людей, подавление инициативы, отсутствие демократии. Адаптация — приспособление организма к имеющимся условиям существования, к окружающей среде. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, сенсорную, социальную адаптацию. Адаптация психическая — психический процесс, заключающийся в изменении характеристик психического отражения в соответствии с новыми требованиями среды. Адаптация сенсорная — изменение чувствительности отдельных анализаторов (зрительных, слуховых и т.п.) к воздействию соответствующих раздражителей. Примером является зрительная темновая адаптация — изменение чувствительности зрения при попадании в помещение с худшей освещенностью. Адаптация социальная — обобщенный показатель состояния человека, оценивающий его возможности адекватно воспринимать окружающую действительность и себя в ней, строить адекватные взаимоотношения с социальным окружением, а также способность к обучению и труду, самообслуживанию, троявлять гибкость (адаптивность поведения) в соответствии с ролевыми ожиданиями окружающих Акмеология — комплексная наука, синтезирующая данные естественных, эбщественных и гуманитарных дисциплин, изучающая факты, закономерности я механизмы развития человека в период зрелости, достижения им вершин творческого самовыражения, самореализации. Анализ — операция мышления, заключающаяся в мысленном (и частично реальном) разделении, разложении объекта мышления на составные элементы, шучение их свойств. Обратной анализу процедурой является синтез.
Анализатор — состоящее из нервных клеток образование, выполняющее функции приема и анализа сенсорной информации. Анализатор включает pe-шггор (воспринимает информацию, преобразует энергию раздражителя в возбуждение), проводящие нервные пути и центральный отдел (уча-к головного мозга, где происходит обработка информации и формируется хический образ). Апперцепция — свойство восприятия, заключающееся в зависимости i восприятия от прошлого опыта субъекта. Ассоциация — связь между несколькими психическими явлениями (ощу-, восприятиями, идеями и т.д.), актуализация одного члена ассоциации рефкхгорно, бессознательно влечет за собой актуализацию, появление других, элогической основой ассоциации является условный рефлекс. Запо-: по ассоциации является одним из путей развития памяти. Астенические чувства — состояние сниженной активности, сопровождающееся отрицательными эмоциональными переживаниями (подавленность, уныние, печаль). Аффект — сильное кратковременное эмоциональное переживание, развивается при неспособности субъекта найти выход из угрожающей ситуации, возникающей в связи с резким критическим изменением жизненно важных для че-. ловека обстоятельств. Формами проявления могут быть гнев, ярость, ужас и т.п. Безусловный рефлекс — врожденный, генетически закрепленный способ реагирования на определенный раздражитель, не изменяющийся с течением времени (например, сужение зрачков под действием света). Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, т.е. в наличии и функционировании которых человек не отдает себе отчета. Внимание — способность к сосредоточению на ограниченном круге объектов, процесс и состояние настройки на восприятие определенной информации и выполнение приоритетных задач, что повышает эффективность деятельности. Внутренняя речь — беззвучная речь, является производной формой внешней звуковой речи и проявляется при решении мыслительных задач.
Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, эмоции, чувства, волю воспитуемых, организацию их жизни, поведения и деятельности с целью формирования у них желаемых качеств. Воля — способность человека к сознательной регуляции поведения и деятельности, достижению поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (мешающие достижению цели желания, побуждения, состояния и т.п.). Воображение — психический процесс, заключающийся в отражении несуществующих объектов, создании новых целостных образов путем переработки содержания наличного чувственного, эмоционального, интеллектуального опыта. Сопровождается осознанием нереальности созданных образов (в отличие от галлюцинаций). Воспитание в широком значении — целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие личности и подготовку ее к трудовой деятельности. Воспитание в узком значении — воспитательная работа, в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, эстетические вкусы, физические качества человека; организованное, целенаправленное управление процессом формирования личности в соответствии с потребностями общества и осуществляемое специально подготовленными людьми — педагогами. Восприятие — психический процесс, заключающийся в построении целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Воспроизведение — процесс памяти, заключающийся в восстановлении прежде воспринятого, происходящий в отсутствие объекта. Высшая нервная деятельность — протекающие в головном мозге физиологические процессы, обеспечивающие формирование и функционирование условных рефлексов у животных и человека. Ген — отрезок молекулы ДНК, материальный носитель наследственной информации растений, животных и человека. Генезис — возникновение и развитие какого-либо явления. Генотип — совокупность генов отдельного организма. Действие — элемент структуры деятельности, направленный на достижение промежуточной цели, подчиненный общему мотиву и замыслу.
Детерминизм — методологический принцип психологии, постулирующий причинную обусловленность всех психических явлений, их зависимость от объективных природных, экономических, социальных, культурных и других факторов, образа жизни человека, ситуации развития; при изучении психических явлений важно установить их причины. Деятельность — активное взаимодействие человека с окружающей средой, в процессе которого он достигает сознательно поставленной цели, формируемой на основе появления у него определенных потребностей и мотивов. Дидактика — раздел педагогики, теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании. Долговременная память — вид памяти, который обеспечивает длительное хранение информации. Различают долговременную память с сознательным доступом и закрытую долговременную память — ее содержание доступно человеку только в определенных условиях, например при гипнозе. Единство сознания и деятельности — один из основных методологиче- принципов психологии. Сущность этого принципа в том, что деятельность важнейшим условием возникновения и значимым фактором развития я, сознание проявляется в деятельности, деятельность невозможна без:.: з нательного регулирования действий человека. Житейская психология — существующие в рамках любой культуры ггелставления о формировании и закономерностях развития психических явле-[ и психики в целом (характера, способностей, межличностных отношений и l), не имеющие научного обоснования и зачастую ошибочные. Забывание — процесс памяти, заключающийся в ослаблении нервных обеспечивающих хранение информации. Забывание приводит к [гению количества и четкости хранящегося в памяти материала. Закономерности воспитания — устойчивые существенные взаимосвязи • компонентами воспитательного процесса. Закономерности обучения — существенные устойчивые связи между ■■■ in i in процесса обучения. Запоминание — процесс памяти, с помощью которого осуществляется информации в память, процесс образования соответствующих нервных
— преимущественно логическая информация о внешней среде и мире человека, выраженная в знаковой форме. Идентификация — процесс отождествления, уподобления человеком себя со значимым другим (например одним из родителей), сопровождаемый положительными эмоциями и подражанием его поведению. Идентификация является одним из основных механизмов усвоения ребенком социального опыта, формирования культуры поведения в обществе. Иллюзии восприятия — нарушения восприятия, заключающиеся в неверном восприятии реально существующих, воздействующих на органы чувств объектов. Импульсивность — склонность действовать в соответствии с первым побуждением без предварительного обдумывания результатов своих действий. Индивид — человек как биологическое существо, представитель рода Homo Sapiens, Человек разумный. Индивидуальность - это неповторимое сочетание психологических особенностей человека (его характера, темперамента, особенностей психических процессов, чувств и мотивов деятельности и т.п.), которые отличают одного человека от другого. Люди обладают чертами сходства и различия, и это различие, неповторимость и уникальность фиксируются в понятии «индивидуальность». Инстинкт — врожденная, генетически закрепленная форма реагирования на определенные условия среды, обеспечивающая выполнение наиболее важных для существования и выживания функций: питание, защита, воспроизводство, миграция и т.п. Интеллект — способность решать практические и теоретические задачи, система всех познавательных процессов индивида, обеспечивающих переработку и оценку разнокачественной информации. Интерес — проявление познавательных потребностей, сопровождающееся положительными эмоциями; мотив познавательной деятельности. Интроверсия — преимущественная направленность личности на внутренний мир, мысли и чувства, собственное «я». Интроспекция (самонаблюдение) — метод изучения своего сознания, «непосредственное» восприятие содержания своего сознания. Интерференция навыков —- взаимовлияние навыков, которое состоит в том, что уже освоенный, автоматизированный навык затрудняет формирование нового. Искусственный интеллект — компьютеризированная система, построенная по аналогии с интеллектуальными функциями человека, моделирующая его познавательные процессы. Качества личности — сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, включающие психические процессы, свойства, состояния и определяющие специфику объяснения происходящих с человеком событий, познания, эмоционального реагирования и поведения.
Кинестетические ощущения — ощущения движения, положения тела в пространстве. 4 Коллектив — группа людей, оказывающих взаимное влияние друг на друга, связанных общей социально обусловленной общественно-полезной целью, совместно выполняемой деятельностью, наличием органов самоуправления. Коллективистское самоопределение — психический механизм обретения личностью свободы в коллективе, когда индивидуальные явления, точки зрения не нивелируются вследствие подражания, внушения, конформизма, а получают возможность относительно свободного выражения. Коммуникация — передача информации посредством различных знаковых систем. Контроль в обучении — выявление, установление и оценивание знаний учащихся, определение объема, уровня и качества усвоения материала, выявление пробелов в знаниях с целью внесения необходимых коррективов в процесс обучения Константность восприятия — свойство восприятия, заключающееся в том, что некоторые характеристики предметов воспринимаются нами неизменно в самых различных условиях восприятия. Конфликт — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных взглядов, мнений, убеждений, намерений одного человека (внутриличностный конфликт), двух и более людей (межличностный конфликт) или групп (межгрупповой конфликт). Кратковременная память — вид памяти с ограниченным объемом и временем хранения и обработки информации (как правило, до 30 секунд). Личностный подход — один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, предста7 вителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями. Личность — человек, взятый в системе его социальных качеств, включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом познания и яггивного преобразования действительности. Личность — продукт обществен-ио-исторических условий и социальной среды, в которых происходит развитие жндивида. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, деятельности, в результате усвоения общественных форм сознания и поведения (норм морали, религии, права и т.п.), обще-гтвенно-исторического опыта человечества. Мастерство профессиональное — психическое образование, заключающееся в высоком уровне развития профессионально важных качеств личности, ■мадении знаниями, умениями, навыками, что обеспечивает успешность выполнения данной деятельности. Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся высокой впе--^глительностью, низкой импульсивностью, интроверсией. В его основе —:лабая малоподвижная неуравновешенная нервная система с преобладанием торможения. Метод — способ осуществления деятельности, который ведет к достижению цели. Метод обучения — способ взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса; совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности человека, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся с природой и обществом. Методы воспитания — способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение, выработка убеждений и навыков поведения. Выделяют методы формирования сознания, методы организации деятельности и методы стимулирования. Мнемические действия — действия по запоминанию, хранению и воспроизведению информации. Мотив — неудовлетворенная потребность, осознаваемое или неосознаваемое побуждение к деятельности; то, ради чего осуществляется деятельность. Мышление — психический, познавательный процесс, заключающийся в установлении связей и отношений между объектами. Навык — автоматизированное действие, сформированное путем повторения, выполнение которого не требует сознательного контроля. Направленность личности — психическое свойство, подструктура личности, представляющая собой систему устойчиво характеризующих человека побуждений, которая определяет избирательность отношений и активности человека. Направленность профессиональная — отношение человека к трудовой деятельности, возникающее в процессе подготовки к труду, обучения и самого труда. Научение — способность животных к приспособлению к среде обитания, накоплению индивидуального опыта. Непроизвольные психические процессы — психические процессы, осуществляемые без сознательного волевого контроля. Обобщение — операция мышления, заключающаяся в выделении наиболее важных, устойчивых, повторяющихся свойств предметов, явлений и их отношений. Образование — процесс и результат воспитания, обучения и самообразования; объем систематизированных научных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Обучение — целенаправленный организованный двусторонний процесс, связанный с приобретением знаний, формированием умений и навыков; планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков, руководство его познавательной деятельностью и выработка у него мировоззрения; средство получения образования. Общение — процесс взаимодействия двух и более индивидов, заключающийся в обмене информацией познавательного или эмоционального характера. Общественное мнение — совокупное оценочное суждение, выражающее: "ношение некоторой социальной группы (или ее значительной части) к раз-тичным событиям и явлениям окружающей действительности Объем внимания — количество объектов, одновременно находящихся в юле внимания, т.е. одновременно воспринимаемых с достаточной четкостью и жинотой. Онтогенез — индивидуальное развитие отдельной особи животного или чоювека. Оптимизация учебно-воспитательного процесса — деятельность по на- х гждению и овладению наилучшими моделью, методами, средствами обучения ж воспитания, которые обеспечивают достижение поставленной цели, высшего - -ьтата в заданных условиях. Опыт — результат чувственного, эмпирического отражения в психике человека объективной действительности, выражающийся в комплексе знаний, умений и навыков. Организаторская деятельность — практическая деятельность по созда-лвю связей, координации и управлению взаимодействием и взаимоотношения-ш субъектов совместной деятельности. Операция — единица анализа деятельности, способ выполнения действия в гонкретной заданной ситуации. Ощущение — психический, познавательный процесс отражения отдель-■нк свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на ор- ШШШ1 чувств. Память — психический, познавательный процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации (образов, действий, переживаний). Педагогика — наука об обучении, воспитании и образовании человека Педагогический процесс —это система в рамках которой происходит обучение, воспитание и развитие учащихся Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательно ре- туемых физических и психических действий животных или человека, : гтвляемых для достижения определенной цели. Познавательные психические процессы — психические явления, обес-■I ■■■имии получение, хранение и применение информации о внешней или плуявевжй среде; к познавательным процессам относятся ощущение, воспри-явк. шипи», внимание, мышление, воображение и речь. Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуж- лтш ш оких-либо объектах или состояниях. Предмет педагогики — теория и практика воспитания и обучения. Предмет психологии — поведение человека и его психические субъективные (душевные) осознаваемые и неосознаваемые состояния, процессы, свойства, закономерности и механизмы функционирования и развития психики. Привычка — автоматизированное действие, выполнение которого является потребностью, при невозможности выполнить привычное действие человек ощущает дискомфорт. Принципы обучения — основные положения, которым необходимо следовать, чтобы учебный процесс был эффективным. Принципы воспитания — исходные положения, требования к педагогическому процессу, которые определяют содержание и методы воспитания, соблюдение которых повышает его эффективность. Психика — свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий объективный мир, складывающийся в мозгу образ окружающей объективной действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением. Психические явления — психические процессы, свойства, состояния. Психический процесс — течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. По времени — самое кратковременное из всех психических явлений, длится от долей секунд до десятков минут. К ним относят эмоциональные переживания, познавательные и волевые процессы. Психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие специфичность поведения и деятельности человека. Свойства наиболее продолжительны. К ним относятся направленность, темперамент, характер, способности. Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в пониженной или повышенной активности человека. Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики. Работоспособность — характеристика возможности человека продуктивно выполнять заданную деятельность в течение определенного промежутка времени. Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений. Раздражимость — способность организма реагировать на жизненно значимые раздражители. Реминисценция — отсроченное воспроизведение первоначально забытой информации. Рефлекс — опосредованная центральной нервной системой реакция организма на раздражение рецепторов стимулами внешней и внутренней среды. Рецепторы — чувствительные нервные образования, которые воспринимают раздражители из внешней или внутренней среды и переводят физическую энергию раздражителей в физиологический импульс возбуждения нервных клеток, передавая информацию о раздражителе в нервную систему. Речь — свойственная только человеку исторически сложившаяся форма общения посредством определенной знаковой системы. Руководство — деятельность по координации активности отдельных людей и социальных групп при их совместном достижении определенной цели. Самоактуализация — реализация своих способностей, наиболее полное зыявление и развитие личностных возможностей. Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью, сложившимися идеалами и убеждениями. Самообразование — получение образования в ходе самостоятельной деятельности, цели, условия и средства которой устанавливает сам субъект. Самоопределение — сознательный выбор и реализация личностью своей позиции, направления деятельности и поведения в различных проблемных ситуациях. Самооценка — эмоционально-ценностый компонент самосознания, оценка индивидом самого себя; значимость, ценность, которой человек наде-ллет себя. Самосознание — осознанное отношение человека к самому себе в целом и: т дельным сторонам своей личности, основанное на различении «Я» и «НЕ Я» —способности выделять себя из окружающей природной и социальной среды. Самосознание проявляется в неразрывном единстве трех процессов — самопо-янния, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования nO- Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся высокой импуль-ью и низкой впечатлительностью. В основе — сильная уравновешенная;ая нервная система. Семья — социальная группа, основанная на браке и родственных связях. Семейное воспитание — взаимодействие родителей с детьми, которое ос-на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, ува-и защищенности ребенка, что содействует созданию благоприятных ус-для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно, [о и интеллектуально подготовленной личности. Свнтез — операция мышления, объединение различных элементов объек-мншления в единое целое. Склонность — положительное эмоциональное отношение к какой-либо деятельности, основанное на потребности человека в деятельности и предполагающее наличие положительной мотивации к занятиям данной деятельностью. Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человече-усвоение которой необходимо для успешной деятельности в опреде- Сознанне — это высшая форма психики, единство всех психических про-от, имло се общественно-исторического развития человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сохранение — процесс памяти, заключающийся в активной переработке, систематизации полученной информации. Социализация — процесс формирования личности в социальных условиях, усвоение индивидом принятых в данном обществе социальных норм, формирование социального опыта. Сплоченность группы — степень единства группы, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений и деятельности ее членов. Способности — индивидуальные психологические особенности, оказывающие влияние на успешность выполнения деятельности, скорость и прочность усвоения связанных с данной деятельностью знаний, формирование умений и навыков, но не сводящиеся к этим знаниям, умениям и навыкам. Стенические чувства — эмоциональные процессы, сопровождающиеся повышением активности человека. Стиль руководства — устойчивая система убеждений, методов, форм и приемов осуществления управленческой деятельности. Стресс — состояние психического напряжения, которое возникает в процессе деятельности в сложных условиях, в ответ на появление сильных неожиданных или угрожающих индивиду факторов — стрессоров. Талант — высокий уровень развития способностей, который проявляется в определенных творческих достижениях. Темперамент — система устойчивых, не изменяющихся в течение жизни индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в динамических характеристиках психической активности и поведения человека. Основой различения темпераментов является тип нервной системы. Умение — готовность к выполнению деятельности, мастерство в данном виде деятельности, владение способами осуществления практической деятельности, применения знаний. Управление — процесс целенаправленного воздействия субъекта на ту или иную систему для достижения желаемых изменений или поддержания текущего режима ее функционирования и развития. Уровень притязаний — индивидуально-психологическая особенность, основанная на самооценке и выражающаяся в уровне сложности целей, которые ставит себе человек. Условный рефлекс — индивидуально приобретенная сложная приспособительная реакция организма животных и человека. Возникает на основе образования нервных связей между условным стимулом и безусловно-рефлекторной реакцией. Установка — готовность к той или иной деятельности, способу реагирования, которая актуализируется при предвосхищении человеком появления определенного объекта. Учение — деятельность обучаемого по овладению системой знаний, умений и навыков. Филогенез — историческое, эволюционное развитие живых организмов от простейших одноклеточных до человека. Флегматик — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем впечатлительности, эмоциональности и импульсивности. В его основе — сильная уравновешенная инертная нервная система. Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — физических, социальных, политических, экономических, экологических и т.п. Характер -— психологическое формирование, определяющее своеобразие когнитивных оценок, эмоциональных и поведенческих реакций человека. Холерик — тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем импульсивности, эмоциональности и впечатлительности. В основе — сильная, подвижная неуравновешенная с преобладанием возбуждения нервная система. Целостность — свойство восприятия, заключающееся в том, что объект восприятия всегда отражается как законченная целостная система, даже в том случае, если его отдельные элементы не могут быть восприняты в данный момент. Цель — образ желаемого будущего, предвосхищаемый результат деятельности. Чувство — устойчивое эмоциональное отношение человека к различным объектам действительности. Экстраверсия — преимущественная направленность личности на окружающих людей, внешние события, явления. Эмоции — психические процессы, отражающие в форме переживания субъективную значимость для осуществления жизнедеятельности индивида действующих на него в данный момент раздражителей. Язык —- возникшая в человеческом обществе знаковая система, являю- щаяся средством общения и мышления, хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|