Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогический глоссарий




Авторитарный стиль руководства — стиль руководства, предполагаю­щий безоговорочное подчинение руководимых людей, подавление инициативы, отсутствие демократии.

Адаптация — приспособление организма к имеющимся условиям сущест­вования, к окружающей среде. Различают физиологическую, психофизиологи­ческую, психическую, сенсорную, социальную адаптацию.

Адаптация психическая — психический процесс, заключающийся в из­менении характеристик психического отражения в соответствии с новыми требованиями среды.

Адаптация сенсорная — изменение чувствительности отдельных анали­заторов (зрительных, слуховых и т.п.) к воздействию соответствующих раздра­жителей. Примером является зрительная темновая адаптация — изменение чув­ствительности зрения при попадании в помещение с худшей освещенностью.

Адаптация социальная — обобщенный показатель состояния человека, оценивающий его возможности адекватно воспринимать окружающую дейст­вительность и себя в ней, строить адекватные взаимоотношения с социальным окружением, а также способность к обучению и труду, самообслуживанию, троявлять гибкость (адаптивность поведения) в соответствии с ролевыми ожи­даниями окружающих

Акмеология — комплексная наука, синтезирующая данные естественных, эбщественных и гуманитарных дисциплин, изучающая факты, закономерности я механизмы развития человека в период зрелости, достижения им вершин творческого самовыражения, самореализации.

Анализ — операция мышления, заключающаяся в мысленном (и частично реальном) разделении, разложении объекта мышления на составные элементы, шучение их свойств. Обратной анализу процедурой является синтез.

Анализатор — состоящее из нервных клеток образование, выполняющее функции приема и анализа сенсорной информации. Анализатор включает pe-шггор (воспринимает информацию, преобразует энергию раздражителя в возбуждение), проводящие нервные пути и центральный отдел (уча-к головного мозга, где происходит обработка информации и формируется хический образ).

Апперцепция — свойство восприятия, заключающееся в зависимости i восприятия от прошлого опыта субъекта.

Ассоциация — связь между несколькими психическими явлениями (ощу-, восприятиями, идеями и т.д.), актуализация одного члена ассоциации рефкхгорно, бессознательно влечет за собой актуализацию, появление других, элогической основой ассоциации является условный рефлекс. Запо-: по ассоциации является одним из путей развития памяти.

Астенические чувства — состояние сниженной активности, сопровож­дающееся отрицательными эмоциональными переживаниями (подавленность, уныние, печаль).

Аффект — сильное кратковременное эмоциональное переживание, разви­вается при неспособности субъекта найти выход из угрожающей ситуации, воз­никающей в связи с резким критическим изменением жизненно важных для че-. ловека обстоятельств. Формами проявления могут быть гнев, ярость, ужас и т.п.

Безусловный рефлекс — врожденный, генетически закрепленный способ реагирования на определенный раздражитель, не изменяющийся с течением времени (например, сужение зрачков под действием света).

Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, т.е. в наличии и функционировании которых человек не отдает себе отчета.

Внимание — способность к сосредоточению на ограниченном круге объектов, процесс и состояние настройки на восприятие определенной ин­формации и выполнение приоритетных задач, что повышает эффективность деятельности.

Внутренняя речь — беззвучная речь, является производной формой внешней звуковой речи и проявляется при решении мыслительных задач.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, эмоции, чувства, волю воспитуемых, организацию их жизни, поведения и деятельности с целью формирования у них желаемых качеств.

Воля — способность человека к сознательной регуляции поведения и дея­тельности, достижению поставленной цели, преодолевая внутренние препятст­вия (мешающие достижению цели желания, побуждения, состояния и т.п.).

Воображение — психический процесс, заключающийся в отражении не­существующих объектов, создании новых целостных образов путем переработ­ки содержания наличного чувственного, эмоционального, интеллектуального опыта. Сопровождается осознанием нереальности созданных образов (в отли­чие от галлюцинаций).

Воспитание в широком значении — целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие личности и под­готовку ее к трудовой деятельности.

Воспитание в узком значении — воспитательная работа, в процессе ко­торой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты харак­тера, эстетические вкусы, физические качества человека; организованное, целе­направленное управление процессом формирования личности в соответствии с потребностями общества и осуществляемое специально подготовленными людьми — педагогами.

Восприятие — психический процесс, заключающийся в построении цело­стных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Воспроизведение — процесс памяти, заключающийся в восстановлении прежде воспринятого, происходящий в отсутствие объекта.

Высшая нервная деятельность — протекающие в головном мозге фи­зиологические процессы, обеспечивающие формирование и функционирование условных рефлексов у животных и человека.

Ген — отрезок молекулы ДНК, материальный носитель наследственной информации растений, животных и человека.

Генезис — возникновение и развитие какого-либо явления. Генотип — совокупность генов отдельного организма. Действие — элемент структуры деятельности, направленный на достиже­ние промежуточной цели, подчиненный общему мотиву и замыслу.

Детерминизм — методологический принцип психологии, постулирующий причинную обусловленность всех психических явлений, их зависимость от объективных природных, экономических, социальных, культурных и других факторов, образа жизни человека, ситуации развития; при изучении психиче­ских явлений важно установить их причины.

Деятельность — активное взаимодействие человека с окружающей сре­дой, в процессе которого он достигает сознательно поставленной цели, форми­руемой на основе появления у него определенных потребностей и мотивов.

Дидактика — раздел педагогики, теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании.

Долговременная память — вид памяти, который обеспечивает длитель­ное хранение информации. Различают долговременную память с сознательным доступом и закрытую долговременную память — ее содержание доступно че­ловеку только в определенных условиях, например при гипнозе.

Единство сознания и деятельности — один из основных методологиче- принципов психологии. Сущность этого принципа в том, что деятельность важнейшим условием возникновения и значимым фактором развития я, сознание проявляется в деятельности, деятельность невозможна без:.: з нательного регулирования действий человека.

Житейская психология — существующие в рамках любой культуры ггелставления о формировании и закономерностях развития психических явле-[ и психики в целом (характера, способностей, межличностных отношений и l), не имеющие научного обоснования и зачастую ошибочные.

Забывание — процесс памяти, заключающийся в ослаблении нервных обеспечивающих хранение информации. Забывание приводит к [гению количества и четкости хранящегося в памяти материала. Закономерности воспитания — устойчивые существенные взаимосвязи

• компонентами воспитательного процесса.

Закономерности обучения — существенные устойчивые связи между ■■■ in i in процесса обучения.

Запоминание — процесс памяти, с помощью которого осуществляется информации в память, процесс образования соответствующих нервных

— преимущественно логическая информация о внешней среде и мире человека, выраженная в знаковой форме.

Идентификация — процесс отождествления, уподобления человеком себя со значимым другим (например одним из родителей), сопровождаемый поло­жительными эмоциями и подражанием его поведению. Идентификация являет­ся одним из основных механизмов усвоения ребенком социального опыта, формирования культуры поведения в обществе.

Иллюзии восприятия — нарушения восприятия, заключающиеся в не­верном восприятии реально существующих, воздействующих на органы чувств объектов.

Импульсивность — склонность действовать в соответствии с первым по­буждением без предварительного обдумывания результатов своих действий.

Индивид — человек как биологическое существо, представитель рода Homo Sapiens, Человек разумный.

Индивидуальность - это неповторимое сочетание психологических особенностей человека (его характера, темперамента, особенностей психических процессов, чувств и мотивов деятельности и т.п.), которые отличают одного человека от другого. Люди обладают чертами сходства и различия, и это различие, неповторимость и уникальность фиксируются в понятии «индивидуальность».

Инстинкт — врожденная, генетически закрепленная форма реагирования на определенные условия среды, обеспечивающая выполнение наиболее важ­ных для существования и выживания функций: питание, защита, воспроизвод­ство, миграция и т.п.

Интеллект — способность решать практические и теоретические задачи, система всех познавательных процессов индивида, обеспечивающих перера­ботку и оценку разнокачественной информации.

Интерес — проявление познавательных потребностей, сопровождающееся положительными эмоциями; мотив познавательной деятельности.

Интроверсия — преимущественная направленность личности на внутрен­ний мир, мысли и чувства, собственное «я».

Интроспекция (самонаблюдение) — метод изучения своего сознания, «непосредственное» восприятие содержания своего сознания.

Интерференция навыков —- взаимовлияние навыков, которое состоит в том, что уже освоенный, автоматизированный навык затрудняет формирование нового.

Искусственный интеллект — компьютеризированная система, построен­ная по аналогии с интеллектуальными функциями человека, моделирующая его познавательные процессы.

Качества личности — сложные социально и биологически обусловлен­ные структурные компоненты личности, включающие психические процессы, свойства, состояния и определяющие специфику объяснения происходящих с человеком событий, познания, эмоционального реагирования и поведения.

Кинестетические ощущения — ощущения движения, положения тела в пространстве.

4 Коллектив — группа людей, оказывающих взаимное влияние друг на дру­га, связанных общей социально обусловленной общественно-полезной целью, совместно выполняемой деятельностью, наличием органов самоуправления.

Коллективистское самоопределение — психический механизм обрете­ния личностью свободы в коллективе, когда индивидуальные явления, точки зрения не нивелируются вследствие подражания, внушения, конформизма, а получают возможность относительно свободного выражения.

Коммуникация — передача информации посредством различных знако­вых систем.

Контроль в обучении — выявление, установление и оценивание знаний учащихся, определение объема, уровня и качества усвоения материала, выявле­ние пробелов в знаниях с целью внесения необходимых коррективов в процесс обучения

Константность восприятия — свойство восприятия, заключающееся в том, что некоторые характеристики предметов воспринимаются нами неизмен­но в самых различных условиях восприятия.

Конфликт — психическое явление, заключающееся в столкновении про­тивоположных взглядов, мнений, убеждений, намерений одного человека (внутриличностный конфликт), двух и более людей (межличностный конфликт) или групп (межгрупповой конфликт).

Кратковременная память — вид памяти с ограниченным объемом и вре­менем хранения и обработки информации (как правило, до 30 секунд).

Личностный подход — один из методологических принципов психоло­гии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, предста7 вителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, во­лей, мыслями.

Личность — человек, взятый в системе его социальных качеств, включен­ный в систему общественных отношений и являющийся субъектом познания и яггивного преобразования действительности. Личность — продукт обществен-ио-исторических условий и социальной среды, в которых происходит развитие жндивида. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, деятельности, в результате усвоения общест­венных форм сознания и поведения (норм морали, религии, права и т.п.), обще-гтвенно-исторического опыта человечества.

Мастерство профессиональное — психическое образование, заключаю­щееся в высоком уровне развития профессионально важных качеств личности, ■мадении знаниями, умениями, навыками, что обеспечивает успешность вы­полнения данной деятельности.

Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся высокой впе--^глительностью, низкой импульсивностью, интроверсией. В его основе —:лабая малоподвижная неуравновешенная нервная система с преобладанием торможения.

Метод — способ осуществления деятельности, который ведет к достиже­нию цели.

Метод обучения — способ взаимосвязанной деятельности учителя и обу­чаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса; сово­купность приемов и способов организации познавательной деятельности чело­века, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся с природой и обществом.

Методы воспитания — способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение, выработка убеждений и навыков поведения. Выде­ляют методы формирования сознания, методы организации деятельности и ме­тоды стимулирования.

Мнемические действия — действия по запоминанию, хранению и вос­произведению информации.

Мотив — неудовлетворенная потребность, осознаваемое или неосозна­ваемое побуждение к деятельности; то, ради чего осуществляется деятельность.

Мышление — психический, познавательный процесс, заключающийся в установлении связей и отношений между объектами.

Навык — автоматизированное действие, сформированное путем повторе­ния, выполнение которого не требует сознательного контроля.

Направленность личности — психическое свойство, подструктура лич­ности, представляющая собой систему устойчиво характеризующих человека побуждений, которая определяет избирательность отношений и активности человека.

Направленность профессиональная — отношение человека к трудовой деятельности, возникающее в процессе подготовки к труду, обучения и самого труда.

Научение — способность животных к приспособлению к среде обитания, накоплению индивидуального опыта.

Непроизвольные психические процессы — психические процессы, осуществляемые без сознательного волевого контроля.

Обобщение — операция мышления, заключающаяся в выделении наибо­лее важных, устойчивых, повторяющихся свойств предметов, явлений и их отношений.

Образование — процесс и результат воспитания, обучения и самообразо­вания; объем систематизированных научных знаний, умений, навыков, спосо­бов мышления, которыми овладел обучаемый.

Обучение — целенаправленный организованный двусторонний процесс, связанный с приобретением знаний, формированием умений и навыков; пла­номерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрас­тающему поколению знаний, умений и навыков, руководство его познава­тельной деятельностью и выработка у него мировоззрения; средство получе­ния образования.

Общение — процесс взаимодействия двух и более индивидов, заключаю­щийся в обмене информацией познавательного или эмоционального характера.

Общественное мнение — совокупное оценочное суждение, выражающее: "ношение некоторой социальной группы (или ее значительной части) к раз-тичным событиям и явлениям окружающей действительности

Объем внимания — количество объектов, одновременно находящихся в юле внимания, т.е. одновременно воспринимаемых с достаточной четкостью и жинотой.

Онтогенез — индивидуальное развитие отдельной особи животного или чоювека.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса — деятельность по на- х гждению и овладению наилучшими моделью, методами, средствами обучения ж воспитания, которые обеспечивают достижение поставленной цели, высшего - -ьтата в заданных условиях.

Опыт — результат чувственного, эмпирического отражения в психике че­ловека объективной действительности, выражающийся в комплексе знаний, умений и навыков.

Организаторская деятельность — практическая деятельность по созда-лвю связей, координации и управлению взаимодействием и взаимоотношения-ш субъектов совместной деятельности.

Операция — единица анализа деятельности, способ выполнения действия в гонкретной заданной ситуации.

Ощущение — психический, познавательный процесс отражения отдель-■нк свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на ор- ШШШ1 чувств.

Память — психический, познавательный процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации (образов, действий, переживаний).

Педагогика — наука об обучении, воспитании и образовании человека

Педагогический процесс —это система в рамках которой происходит обучение, воспитание и развитие учащихся

Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательно ре-

туемых физических и психических действий животных или человека,

: гтвляемых для достижения определенной цели.

Познавательные психические процессы — психические явления, обес-■I ■■■имии получение, хранение и применение информации о внешней или плуявевжй среде; к познавательным процессам относятся ощущение, воспри-явк. шипи», внимание, мышление, воображение и речь.

Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуж- лтш ш оких-либо объектах или состояниях.

Предмет педагогики — теория и практика воспитания и обучения.

Предмет психологии — поведение человека и его психические субъек­тивные (душевные) осознаваемые и неосознаваемые состояния, процессы, свойства, закономерности и механизмы функционирования и развития психики.

Привычка — автоматизированное действие, выполнение которого яв­ляется потребностью, при невозможности выполнить привычное действие че­ловек ощущает дискомфорт.

Принципы обучения — основные положения, которым необходимо сле­довать, чтобы учебный процесс был эффективным.

Принципы воспитания — исходные положения, требования к педаго­гическому процессу, которые определяют содержание и методы воспитания, соблюдение которых повышает его эффективность.

Психика — свойство живой высокоорганизованной материи, заключаю­щееся в способности отражать окружающий объективный мир, складывающий­ся в мозгу образ окружающей объективной действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением.

Психические явления — психические процессы, свойства, состояния.

Психический процесс — течение психического явления, имеющего нача­ло, развитие и конец. По времени — самое кратковременное из всех психиче­ских явлений, длится от долей секунд до десятков минут. К ним относят эмо­циональные переживания, познавательные и волевые процессы.

Психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие спе­цифичность поведения и деятельности человека. Свойства наиболее продолжи­тельны. К ним относятся направленность, темперамент, характер, способности.

Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в пони­женной или повышенной активности человека.

Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики.

Работоспособность — характеристика возможности человека продуктив­но выполнять заданную деятельность в течение определенного промежутка времени.

Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений.

Раздражимость — способность организма реагировать на жизненно зна­чимые раздражители.

Реминисценция — отсроченное воспроизведение первоначально забытой информации.

Рефлекс — опосредованная центральной нервной системой реакция орга­низма на раздражение рецепторов стимулами внешней и внутренней среды.

Рецепторы — чувствительные нервные образования, которые восприни­мают раздражители из внешней или внутренней среды и переводят физическую энергию раздражителей в физиологический импульс возбуждения нервных кле­ток, передавая информацию о раздражителе в нервную систему.

Речь — свойственная только человеку исторически сложившаяся форма общения посредством определенной знаковой системы.

Руководство — деятельность по координации активности отдельных лю­дей и социальных групп при их совместном достижении определенной цели.

Самоактуализация — реализация своих способностей, наиболее полное зыявление и развитие личностных возможностей.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью, сложивши­мися идеалами и убеждениями.

Самообразование — получение образования в ходе самостоятельной дея­тельности, цели, условия и средства которой устанавливает сам субъект.

Самоопределение — сознательный выбор и реализация личностью своей позиции, направления деятельности и поведения в различных проблемных си­туациях.

Самооценка — эмоционально-ценностый компонент самосознания, оценка индивидом самого себя; значимость, ценность, которой человек наде-ллет себя.

Самосознание — осознанное отношение человека к самому себе в целом и: т дельным сторонам своей личности, основанное на различении «Я» и «НЕ Я» —способности выделять себя из окружающей природной и социальной среды. Самосознание проявляется в неразрывном единстве трех процессов — самопо-янния, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования nO-

Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся высокой импуль-ью и низкой впечатлительностью. В основе — сильная уравновешенная;ая нервная система. Семья — социальная группа, основанная на браке и родственных связях. Семейное воспитание — взаимодействие родителей с детьми, которое ос-на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, ува-и защищенности ребенка, что содействует созданию благоприятных ус-для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно,

[о и интеллектуально подготовленной личности. Свнтез — операция мышления, объединение различных элементов объек-мншления в единое целое.

Склонность — положительное эмоциональное отношение к какой-либо деятельности, основанное на потребности человека в деятельности и предполагающее наличие положительной мотивации к занятиям данной деятельностью.

Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человече-усвоение которой необходимо для успешной деятельности в опреде-

Сознанне — это высшая форма психики, единство всех психических про-от, имломымй и свойств человека как личности, формирующаяся в процес-

се общественно-исторического развития человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Сохранение — процесс памяти, заключающийся в активной переработке, систематизации полученной информации.

Социализация — процесс формирования личности в социальных услови­ях, усвоение индивидом принятых в данном обществе социальных норм, фор­мирование социального опыта.

Сплоченность группы — степень единства группы, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений и деятельности ее членов.

Способности — индивидуальные психологические особенности, оказы­вающие влияние на успешность выполнения деятельности, скорость и проч­ность усвоения связанных с данной деятельностью знаний, формирование уме­ний и навыков, но не сводящиеся к этим знаниям, умениям и навыкам.

Стенические чувства — эмоциональные процессы, сопровождающиеся повышением активности человека.

Стиль руководства — устойчивая система убеждений, методов, форм и приемов осуществления управленческой деятельности.

Стресс — состояние психического напряжения, которое возникает в про­цессе деятельности в сложных условиях, в ответ на появление сильных неожи­данных или угрожающих индивиду факторов — стрессоров.

Талант — высокий уровень развития способностей, который проявляется в определенных творческих достижениях.

Темперамент — система устойчивых, не изменяющихся в течение жизни индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в динамиче­ских характеристиках психической активности и поведения человека. Основой различения темпераментов является тип нервной системы.

Умение — готовность к выполнению деятельности, мастерство в данном виде деятельности, владение способами осуществления практической деятель­ности, применения знаний.

Управление — процесс целенаправленного воздействия субъекта на ту или иную систему для достижения желаемых изменений или поддержания те­кущего режима ее функционирования и развития.

Уровень притязаний — индивидуально-психологическая особенность, основанная на самооценке и выражающаяся в уровне сложности целей, которые ставит себе человек.

Условный рефлекс — индивидуально приобретенная сложная приспосо­бительная реакция организма животных и человека. Возникает на основе образования нервных связей между условным стимулом и безусловно-рефлекторной реакцией.

Установка — готовность к той или иной деятельности, способу реагиро­вания, которая актуализируется при предвосхищении человеком появления определенного объекта.

Учение — деятельность обучаемого по овладению системой знаний, уме­ний и навыков.

Филогенез — историческое, эволюционное развитие живых организмов от простейших одноклеточных до человека.

Флегматик — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем впечатлительности, эмоциональности и импульсивности. В его основе — силь­ная уравновешенная инертная нервная система.

Формирование — процесс становления человека как социального суще­ства под воздействием всех без исключения факторов — физических, социаль­ных, политических, экономических, экологических и т.п.

Характер -— психологическое формирование, определяющее своеобразие когнитивных оценок, эмоциональных и поведенческих реакций человека.

Холерик — тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем им­пульсивности, эмоциональности и впечатлительности. В основе — сильная, подвижная неуравновешенная с преобладанием возбуждения нервная система.

Целостность — свойство восприятия, заключающееся в том, что объект восприятия всегда отражается как законченная целостная система, даже в том случае, если его отдельные элементы не могут быть восприняты в дан­ный момент.

Цель — образ желаемого будущего, предвосхищаемый результат деятельности.

Чувство — устойчивое эмоциональное отношение человека к различным объектам действительности.

Экстраверсия — преимущественная направленность личности на окру­жающих людей, внешние события, явления.

Эмоции — психические процессы, отражающие в форме переживания субъективную значимость для осуществления жизнедеятельности индивида действующих на него в данный момент раздражителей.

Язык —- возникшая в человеческом обществе знаковая система, являю- щаяся средством общения и мышления, хранения и передачи информации, реа­лизующаяся и существующая в речи.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...