М. Изадифар, Ян Бао, Э. Пёппель, В.И. Заботкина
Литература 1. Аншаков О. М., Гергей Т. Представление структуры событий в системе формализованных когнитивных рассуждений. // Репрезентация событий: интегрированный подход с позиции когнитивных наук / Отв. ред. В. И. Заботкина. М.: Издательский дом ЯСК, 2017. С. 79-92. 2. Заботкина В. И. Репрезентация событий в когнитивных моделях и дискурсе: аксиосфера культуры // Репрезентация событий: интегрированный подход с позиции когнитивных наук / Отв. ред. В. И. Заботкина. М.: Издательский дом ЯСК, 2017. С. 28-45. 3. Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина / Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245с. 4. Микешина Л. А. Репрезентация: частный метод или фундаментальная операцияпознания? // Эпистемология и философия науки. Т. X. № 1 М., 2007 С. 5-17. 5. Чубарьян А. О., Заботкина В. И., Шкаренков П. П., Воробьева О. В., Позднякова Е. М. Тезаурусный подход в изучении социокультурных угроз в исторической динамике // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. № 11(85). DOI: 10. 18254/S207987840008093-1 6. CambridgeDictionaryBlog ‘AboutWords’ [Электронный ресурс] URL: https: //dictionaryblog. cambridge. org/category/new-words/ Дата последнего обращения – 05. 05. 2018. 7. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think: Conceptual Blending And The Mind's Hidden Complexities. BasicBooks, 2008. P. 39-50. 8. FrameNet. [Электронный ресурс] URL: https: //framenet. icsi. berkeley. edu/fndrupal/framenet_search. Дата последнего обращения – 29. 04. 2018.
9. MacmillanDictionary. [Электронный ресурс]
URL: http: //www. macmillandictionary. com/buzzword/Дата последнего обращения –30. 05. 2018. 10. Merriam-WebsterUnabridged. [Электронный ресурс]
URL: http: //unabridged. merriam-webster. com/blog/. Дата последнего обращения –05. 05. 2018. 11. OxfordDictionaries. [Электронный ресурс] URL: http: //blog. oxforddictionaries. com/category/word-trends-and-new-words/. Дата последнего обращения – 05. 05. 2018. 12. WordNet. [Электронный ресурс] URL: http: //wordnetweb. princeton. edu/perl/webwn. Дата последнего обращения –12. 05. 2018. Zabotkina V. I., Pavlenko O. V., Boyarskaya E. L., Moiseeva E. Yu. Communication of COVID-19 consequences in the Baltic States inforsphere BALTIC REGION KALININGRAD Immanuel Kant Baltic Federal University Press 2020 ISSN 2079-8555 e-ISSN 2310-0524 Тематический выпуск ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА
М. Изадифар, Ян Бао, Э. Пёппель, В. И. Заботкина Необходимость дифференциации содержания и логистики в таксономии когнитивных функций Необходимой основой для анализа познавательной деятельности является систематизация функций. С эпистемологической точки зрения прагматического монизма основополагающей концепцией предлагаемой таксономии является то, что когнитивные функции - это продукты эволюции; их доступность зависит от организационной и операционной сохранности нейронныхструктур или процессов, то есть локальных отделов головного мозга или распределенных нейронных алгоритмов. Схожая картина когнитивного дефицита, ассоциированного с очаговыми поражениями головного мозга или с нарушениями нейронных алгоритмов у разных людей, может быть использована для составления перечня когнитивных функций. Используя принцип того, что потеря функции является доказательством ее существования, можно выделить различные классы когнитивных функций, представленных локальным или алгоритмическим образом. В самом общем виде эти классы могут быть представлены в виде функций восприятия, обработки и сохранения информации (как в различных стратегиях обучения и системах памяти), оценки информации (как при эмоциональной оценке) и моторных функций (как при языковом поведении или контроле моторных функций). Функциональная компетенция, тем не менее, обеспечивается не только наличием такого когнитивного содержания или «функциями - что», но и логистикой или «функциями - как». Последние отражены в активации нейронных процессов, которые модулируются, например, циркадными ритмами; в механизмах внимания, как при пространственном ориентировании; во временно́ й обработке информации. Специфические и пре-семантические «временны́ е окна» составляют суть когнитивной компетенции. Повреждения головного мозга или нарушения нейронных процессов могут влиять на «функции - что» и «функциями - как» как совместно, так и по отдельности. Дифференциация между этими формами когнитивной компетенции является основополагающей для таксономии функций.
В поисках порядка Стремление к порядку, по всей видимости, свойственно всем людям и может рассматриваться как антропологическая универсалия, хотя само понятие “порядок” может сильно различаться. Стремление к порядку находит свое отражение и в науке. Можно утверждать, что наука становится наукой, только если она обладает общепризнанной классификацией изучаемых феноменов (Pö ppel, 1989). Как уже утверждалось ранее: “В психологии отсутствует классификация функций. По сравнению с биологией, химией или физикой, в психологии отсутствует такая система классификации, с которой все были бы согласны... так как нет общепризнанной таксономии, мы действуем в рамках заранее определенных моделей. Это приводит к увеличению многообразия различных концепций, что, в свою очередь, ведет к отсутствию взаимопонимания между членами психологического сообщества” (Pö ppeletal., 2013).
В химии типичным примером успешной и убедительной классификационной системы является периодическая система, разработанная Менделеевым и Мейером, а в биологии - таксономия, разработанная Линнеем. В когнитивных науках и, в частности, в психологии, как уже говорилось выше, подобной системы нет, что, похоже, даже не рассматривается как вопрос, заслуживающий отдельного внимания. Поэтому мы обращаемся к различнымтеоретическим направлениям и принимаем их таковыми, как они есть, в рамках их системы координат. Одним из таких направлений является психофизика, которая, можно сказать, началась с Фехнера (1860). Концепция, лежащая в ее основе, по факту является физической таксономией, так как происходит поиск математической взаимосвязи между физическими феноменами и их психологическими репрезентациями (Стивенс, 1975). Прямо противоположное направление можно обнаружить в лингвистике (в рамках гипотезы о физической символьной системе), где считается, что субъективные феномены изоморфно представлены в речи; Витгенштейн (1921/22) в «Логико-философском трактате» в предложении 5. 6 писал: “DieGrenzenmeinerSprachebedeutendieGrenzenmeinerWelt” (границы моего языка означают границы моего мира). В этом случае мы имеем дело с лингвистической систематикой. Другая точка зрения на классификацию психологических феноменов была сформулирована Фрейдом (1932) в его описании различных уровней психологического контроля, когда он говорит о сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях, и как они связаны с Эго, Ид и Супер-Эго человека. А этология человека, в свою очередь, предложила посмотреть на врожденные паттерны поведения с другой перспективы (Лоренц, 1943). Все эти направления, имеющие своей целью систематизировать психологические феномены, являются ценными сами по себе и продуктивны в пределах своей системы координат, но подходят ли они для структурирования всего многообразия когнитивных феноменов? Мы хотим предложить другой подход, основанный на нейропсихологических наблюдениях, как они были, например, описаны Лурия (1976). Такой подход также может быть связан с различными видами знания (Pö ppelandBao, 2011), то есть с эксплицитной, имплицитной и зрительной формами и объединяющими их эстетическими и миметическими принципами.
Что является основой такого таксономического подхода? Локальные поражения головного мозга могут приводить к потере определенных когнитивных функций, таких как цветовое зрение, восприятие движений, распознавание лиц, декларативная память, эмоциональная оценка и семантическая компетенция. Мы используем эти наблюдения как своего рода строительные блоки для создания общей классификации когнитивных феноменов. Эта классификация или таксономия функций также сможет обеспечить более точное описание нейропсихологических и патопсихологических феноменов. Основная гипотеза, лежащая в основе этой классификации, заключается в том, что психологические функции основаны на нейронных программах, которые были развиты в процессе эволюции, и что эти функции напрямую зависят от сохранности нейронных структур и нейронных алгоритмов. В действительности такой эволюционный подход не является новым.
В заключении своей работы “Происхождение видов” Дарвин (1895) предложил следующий взгляд на субъективные феномены: “В будущем, я предвижу, откроется еще новое важное поле исследования. Психология будет прочно основана на фундаменте … необходимости постепенногоприобретения каждого умственного качества и способности. Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю”. Поппер (1982) выдвинул схожую с вышеупомянутым суждением идею: “Кажется разумным предположить, несмотря на метафизический характер подобного предположения, что человеческий разум эволюционирует, что его можно рассматривать как продукт эволюции, эволюции, в которой возникающий разум играет очень активную роль”. Психическая активность, упомянутая Поппером, является особой чертой субъективного опыта. Указание на то, что когнитивные функции зависят от сенсорного процесса, не означает, что организмы пассивно подвергаются воздействию окружающей среды. В эволюции важную роль играет “эффект Болдуина”, который характеризуется Поппером следующим образом: “С появлением исследовательского поведения, интуитивного поведения и поведения методом проб и ошибок, человеческое поведение играет все более активную роль в эволюции. Это не означает, что дарвиновский отбор является трансцендентным, но что активный дарвинизм, поиск благоприятной окружающей среды и выбор организмом среды обитания становятся важными”. Это напоминает слова Скиннера (1981), когда он говорит об “отборе по последствиям”. Высказав эти предварительные замечания, мы хотим рассмотреть потенциальную таксономию когнитивныхфункций; на прагматическом и очень общем уровне можно выделить разные классы элементарных когнитивных функций, а именно функции восприятия, обработки информации, оценки и моторные функции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|