Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивные механизмы, лежащие в основе формирования новых лексических единиц, репрезентирующих угрозу




Когнитивные механизмы, лежащие в основе формирования новых лексических единиц, репрезентирующих угрозу

В основе образования неологизмов, репрезентирующих угрозы в современном английском языке, зачастую лежат когнитивные механизмы аналогии и концептуальной интеграции [Fauconnier, Turner 2008]. Как известно, аналогия является универсальной концептуальной операцией и представляет собой основу лингвокреативности и когниции в целом. Исходя из того, что основная масса неологизмов, репрезентирующих новые виды угроз, образована путём словосложения и словослияния (blending), мы утверждаем, что основным когнитивным механизмом, лежащим в основе неологизмов данного типа, является концептуальная интеграция. Концептуальная интеграция динамична, что проявляется в процессе проигрывания бленда (runningtheblend), который коррелирует с процессом инферирования значений бленда. В основе формирования интегрированного ментального пространства, как известно, лежат следующие процессы: соединение (composition), дополнение (completion) и разработка (elaboration). Каждое из трех метальных пространств, задействованных в процессе образования новых сложных концептов событий, репрезентируемых новыми лексическими единицами, структурируется фреймом[Заботкина, Бархатова 2021: 132-139]. Далее проанализируем механизм концептуальной интеграции при образовании новых слов на примере указанного выше неологизма youthquake - слова года 2017 по версии OxfordUniversityPress. Словом года youthquake стало в связи с парламентскими выборами в Великобритании, прошедшими 8 июня 2017 года. Явка молодёжи на выборах была неожиданно высока и сильно повлияла на политический расклад, значительно подняв рейтинг Лейбористской партии, что для консерваторов вызвало необходимость создания коалиции [Oxford 2018].

Словообразовательная и концептуальная аналогия с earthquake в последнее время достаточно распространена (можно говорить о так называемом «словообразовательном взрыве» компонента-quake), однако пока данные процессы больше связаны с природными явлениями и в меньшей степени с социальными: moonquake (землетрясение на Луне), seaquake (землетрясение в море), frostquake/icequake(растрескивание поверхности земли или камня в результате замерзания, сопровождающийся громким звуком) [Macmillan 2018]. Распространению неологизма youthquake также способствует фонетическая близостькearthquake. Схожесть звучания играет достаточно заметную роль в распространении новых слов: например, механизм аналогии, в том числе и звуковой, лежит в основе другого неологизма, также репрезентирующего угрозу - textualharassment (по созвучию с sexualharassment). Примечательно, что между данным неологизмами существует ещё одна параллель: оба изменили своё значение. Одно из более ранних значений textualharassment - «форма дискриминации по гендерному признаку с целью скрыть или отказать в авторстве женщинам); в настоящее же время – «отправка смс-сообщений с целью оскорбления или запугивания людей, как мужчин, так и женщин» [Macmillan 2018].

Данный неологизм интересен тем, что не репрезентирует угрозу эксплицитно, однако из дефиниции youthquake вытекает, что изменения, осуществляемые молодёжью, воспринимаются старшим поколением (т. е. авторами неологизма) как стихийное бедствие, т. е. как угроза, в данном случае социального типа. Мы предполагаем дальнейшее образование неологизмов на основе аналогии с earthquake с преобладанием социальных типов угроз над природными.

Как указывалось выше, одним из основных когнитивных механизмов, лежащим в основе образования новой лексики современного английского языка, является концептуальная интеграция. На концептуальном уровне неологизм youthquake образован интеграцией двух ментальных пространств: первого исходного пространства - «youth» и второго исходного пространства – «earthquake». В результате образуется бленд youthquake. Построим далее модель концептуальной интеграции.

На основе дефиниций выделим концептуальные признаки. Согласно WordNet, «youth» определяется как:

Noun

● S: (n) young person, youth, younker, spring chicken (a young person (especially a young man or boy))

● S: (n) young, youth (young people collectively) " rock music appeals to the young"; " youth everywhere rises in revolt"

● S: (n) youth (the time of life between childhood and maturity)

● S: (n) youth (early maturity; the state of being young or immature or inexperienced)

● S: (n) youth, early days (an early period of development) " during the youth of the project"

● S: (n) youth, youthfulness, juvenility (the freshness and vitality characteristic of a young person) [WordNet 2018].

Выделяются такие концептуальные признаки как «person» (человек), «young» (молодой),

«immature»           (незрелый), «inexperienced» (неопытный), «early period of development» (ранняя стадия развития), «freshness» («свежесть»), и «vitality» (энергичность).

Приведём дефиниции «earthquake»:

● S: (n) earthquake, quake, temblor, seism (shaking and vibration at the surface of the earth resulting from underground movement along a fault plane or from volcanic activity)

● S: (n) earthquake (a disturbance that is extremely disruptive) " selling the company caused an earthquake among the employees" [WordNet, 2018].

На основе дефиниций можно выделить следующие концептуальные признаки: «shaking» (тряска), «vibration» (вибрация), «movement» (движение), «activity» (деятельность, активность), «disruptive» (разрушительный, подрывной).

Для выделения концептуальных признаков «youthquake» также используем дефиницию:

● A significant cultural, political, or social change arising from the actions or influence of young people [Oxford 2018].

Таким образом,    выделяются признаки    «change» (изменение), «social/cultural/political» (социальный,              культурный, политический), «actions/influence»  (действия/влияние),

«significant» (значительный), «young» (молодой), «people» (люди). В результате, вероятностная модель проецирования слотов в словообразовательной модели «сущ. + сущ. /усеченное сущ. » событийных неологизмов может выглядеть следующим образом (см. рис. )


 

Рис. 3. Модель концептуальной интеграции «youthquake»

 

 

Из модели видно, что из первого исходного ментального пространства в интегрированное пространство концептуальные признаки проецируются следующим образом: “humanbeing” и “individuals” -- “people/society”, “young/fresh/vital” -- “youngpeople”. Извторогоисходногоментальногопространствапроисходитследующеепроецирование: “to shake/to vibrate” -- “to change”, “underground movement” -- “movement”, “massive” --“significant”, “destruction” -- “change”.

Наблюдается достаточно равномерное проецирование из обоих исходных пространств в бленд, однако из первого исходного ментального пространства проецируются в основном такие концептуальные признаки как «участники» и «характеристики участников», в то время как из второго ментального пространства происходит активное проецирование таких признаков как «действие» и «характеристика действия».

Таким образом, мы рассмотрели репрезентацию угроз XXI века на двух уровнях: i) на уровне ментальных моделей (первичная репрезентация) и ii) на уровне новой лексики современного английского языка (вторичная репрезентация). Выявлены основные ментальные модели (фреймы) различных видов угрожающих событий. Проведён анализ перспективизации/профилизации слотов фреймов базового уровня. В результате было выявлено ядро перспективизации.

Были определены основные когнитивные механизмы, лежащие в основе образования новых сложных неологизмов, репрезентирующих угрозу. Выделено два уровня когнитивных механизмов: i) на уровне всего корпуса неологизмов рассматриваемого типа действуют механизмы аналогии и концептуальной интеграции; ii) на уровне конкретной модели действует механизм концептуального проецирования различных слотов и заполняющих их концептуальных признаков двух исходных ментальных пространств.

С точки зрения восприятия новых единиц слушающим / читающим основным когнитивным механизмом является инференция, о чём указывалось выше. Наивысшей степенью креативности обладают словослияния (blends), в основе образования которых лежит механизм концептуальной интеграции. При этом инферирование нового креативного словосмысла происходит за счет концептуальных признаковдвух исходных ментальных пространств [Заботкина 2019: 213-214].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...