Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.7. Упражнения на релаксацию,




3. 7. Упражнения на релаксацию,

подростковый вариант аутотренинга

Возможности применения аутотренинга в рабо­те с подростками

Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во вре­мя которого возникает наибольшая вероятность пе­реживания чувств тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напря­женности подростков. Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмо­циональной напряженности, чувства тревоги, психо­генного беспокойства и т. д. Для мышечной релак­сации овладевают одним или двумя стандартными упражнениями.

Многие подростки предпочитают не проявлять свои негативные эмоции (ярость, гнев, печаль), а подавлять их. В дальнейшем подавление таких эмоций может вызвать большие проблемы, вплоть до развития и усугубления серьезного заболевания. Аутотренинг (далее — АТ) помогает поддержать контакт с истинными эмоциями и ощущениями и высвобождать их свободно и эффективно с помо­щью определенных упражнений73.

Подростки, участвующие в какой-либо обществен­ной деятельности, могут испытывать волнение пе­ред публичным выступлением. Таким подросткам для обретения уверенности в себе рекомендуются упражнения, связанные с ассоциацией покоя. Пе­ред выступлением следует сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных ко­нечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу.

Некоторые подростки начинают курить, употреб­лять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряже­ние. Таких подростков следует обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряжен­ности, для укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками. Применяют метод самовнушения в состоянии релаксации.

АТ также способствует подготовке человека к пребыванию в стрессовой ситуации (например, эк­замены), способствует понижению ситуационной напряженности, повышает скорость адаптации. АТ применяют и в случаях налаживания отноше­ний между подростком и родителями.

Большинство подростков ведет активный образ жизни, для быстрого восстановления сил рекомен­довано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.

______________________________________

73 Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

Аутотренинг также используют как один из ме­тодов формирования самооценки педагогически за­пущенных подростков. Именно самооценка позво­ляет подростку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и спо­собности с требованиями предъявляемыми жизнью, ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предложений поп­робовать наркотики и т. д. В области формирова­ния самооценки личности, особенно ее смысловой сферы, неоценимую помощь может оказать само­внушение.

ДВЕ МИНУТЫ ОТДЫХА74

Цель: возможность быстро отдохнуть от психо­логической нагрузки.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, присло­нитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хоро­шо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это мес­то вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делай­те, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».

Дав инструкцию, тренер и сам может присоеди­ниться к тем, кто отдыхает. Он может в эти две-три минуты наблюдать за отдыхающей группой, советоваться с супервизором, просто обдумывать последующую логику тренинга.

РАССЛАБЛЕНИЕ

Цель: возможность расслабиться и отдохнуть.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы, положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать. Отдохните на стуле... Вам удобно... Глаза закры­ты... Расслабьтесь... »

Тренер в упражнениях этого типа может варь­ировать свое участие от полного контроля за их выполнением группой до полного «растворения» в группе, т. е. отдыха вместе с группой, когда он дает инструкцию и сам ее выполняет вместе с подростками. Одной из форм контроля будет дооснащение упражнений на отдых и расслабление. В инструкцию добавляются слова: «Я подойду к некоторым из вас, положу руку на плечо, о чем-то спрошу. Отвечайте с закрытыми глазами так, чтобы было слышно всей группе». В ходе выпол­нения упражнения тренер идет по кругу и спра­шивает некоторых из подростков примерно следу­ющее: «Где ты? Это место знакомо тебе? Что ты делаешь? Ты один? Кто рядом с тобой? Тебе хоро­шо? Побудь там еще... »

Упражнение может длиться 3-5 минут. Выходит группа из упражнения сама или по команде трене­ра, типа «Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали... возвращайтесь медленно... прощайтесь с теми, кто там был с вами... Открывайте глаза... Потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на дру­га... Мы продолжаем тренинг».

_______________________________

74 Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: — Издательский центр «Академия», 2001.

ДЫХАНИЕ75

Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая

Проведение упражнения: «Сядьте на стул. За­кройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь толь­ко на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, за­помните, как вы дышите в состоянии покоя, за­фиксируйте рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...