Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Личная гигиена пациента




ВВЕДЕНИЕ

Любая осознанная деятельность человека подразумевает наличие определенных этапов. В любой сфере, прежде чем приступить к выполнению конкретных действий, человек задумывается над последствиями и вариантами получения положительного результата своей деятельности, способами, которыми можно воспользоваться для достижения успеха и эффективности проводимых мероприятий.

Когда возникает необходимость в сестринской помощи - возникает процесс сестринского дела.

Сестринский процесс - это своего рода серия шагов или этапов, которые должна предпринять медицинская сестра для оказания помощи пациентам. Это систематизированный научный подход к организации и практическому осуществлению программы сестринской деятельности.

Профессионально подготовленная сестра, участвующая в сестринском процессе, обладает видением, знаниями, представлениями и способностями к фантазии, творчеству. Живое участие в решении проблем пациента улучшает взаимопонимание и способствует разработке плана действий персонала с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Студентам, постигающим науку планирования индивидуального ухода за пациентом, на начальном этапе освоения данной технологии предлагаются ситуационные задачи, отражающие сестринский процесс при нарушении физиологических и психосоциальных потребностей пациента.

Ситуационные задачи составлены с учетом рекомендаций и требований ГОС СПО по специальности 060109.51 «Сестринское дело» к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Разделы и темы, изучаемые на дисциплине, рассмотрены с позиции воз-

можных проблем пациента, медицинской сестры и родных пациента, участвующих в сестринском процессе.

Предложены ситуации, с которыми будущие медицинские работники могут столкнуться в своей ежедневной практике. Данные ситуационные задачи способствуют логическому осмыслению студентом изложенной информации, приобретению навыков выявления проблем пациента, решения этих проблем в пределах компетенции медицинской сестры, планирования ухода для удовлетворения нужд пациента. Лучшему усвоению материала и приобретению навыков составления плана ухода помогут примерные варианты ответов. Студенты могут ориентироваться на предлагаемый вариант ответа. На этапе освоения формулирования «сестринского диагноза» данные подсказки способствуют быстрой ориентации в вопросах планирования ухода.

Специфика работы медицинской сестры подразумевает постоянную мыслительную деятельность, результаты которой формулируются на бумаге, в сестринской документации или остаются в памяти сестры и реализуются в конкретных действиях. Четкое понимание этапов деятельности в уходе за пациентами, творческая активность сестры, компетентность поднимает ее работу на более высокую ступень в лечебном процессе и будет способствовать повышению престижа профессии.

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ С УЧЕБНЫМ ПОСОБИЕМ

 

• Просмотрите задачу, отражающую конкретную ситуацию, выделите информацию, касающуюся проблем пациента. Каждая ситуационная задача соответствует определенной темы дисциплины «Основы сестринского дела». Прочитайте задание, приступите к выполнению.

• Постарайтесь определить, удовлетворение каких потребностей нарушено у данного пациента, сформулируйте их, опираясь на потребности, выделенные в теории А. Маслоу. Сделайте запись.

• Проанализируйте ситуацию и на основании полученных данных сформулируйте проблемы пациента. Определите причины возникновения данных проблем. Отразите их в сестринском диагнозе.

• Определите приоритеты по уходу, ориентируясь на срочность, природу предписанного лечения, взаимодействие между диагнозами. Выделите первостепенные проблемы, решение которых должно быть направлено в первую очередь на быстрое выявление и устранение причины проблемы, предотвращение дальнейшего ухудшение физиологического и эмоционального состояния.

• Приступите к планированию ухода. Определите цели/ожидаемые результаты ухода. Ориентируйтесь на сроки выполнения намеченной цели, реальность достижимого успеха, на определение с помощью кого или чего вы добьетесь положительного результата и т.д.

• Составьте план ваших действий. Определите зависимые и независимые действия по оказанию эффективной помощи. Сделайте записи таким образом, чтобы написанное вами было четко и

однозначно воспринято другими сестрами, получило одобрение врача и соответственно выполнялось.

• Запланируйте оценку эффективности ухода. Определите кратность оценки, оценочные критерии.

• Сделаете выводы, достигли ли вы цели. Сопоставьте полученные в процессе ухода за больным результаты с ожидаемыми результатами, которые вы планировании вначале

• Проанализируйте предложенный индивидуальный план ухода.

• При возникновении трудностей в сфере планирования ухода обратитесь к подсказке. Обратите внимание на варианты примерных «сестринских диагнозов». При необходимости вам можно использовать рекомендуемые «сестринские диагнозы» в работе над ситуационными задачами.

• Ознакомьтесь с разработанными ситуационными задачами, посмотрите примерный вариант ответа, в котором отражен план ухода за пациентом. Проанализируйте предложенный вам вариант. Сделайте выводы, согласны ли вы с данной трактовкой. Если нет, составьте свой план ухода, обоснуйте свои выводы.

ТЕМА. БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

В травматологическом отделении находится Сидорова Анна Васильевна, 72 лет, с переломом нижней конечности. Состояние пациентки удовлетворительное, адекватное лечение проводится в течение 4 недель.

Анна Васильевна очень общительна, любит поговорить с соседями по палате. Активна, стремится к самостоятельности во всем, говорит, что надеяться ей не на кого, так как одинокая и живет в многоэтажном доме без лифта. Выполняет все рекомендации врача и медицинской сестры по лечебной физкультуре.

Анна Васильевна постоянно в движении, ее можно часто видеть идущей на костылях по коридору, даже влажный пол после уборки ее не остановит. Анна Васильевна не предъявляет жалоб, ей все хорошо. И только у соседей по палате можно узнать, что она часто по ночам страдает от боли и поэтому плохо спит. В ночное время можно увидеть, как она в темноте добирается до туалета самостоятельно.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

Пациентка 76 лет, Симонова Лидия Павловна 7 сутки находится на лечении в кардиологическом отделении. Состояние удовлетворительное.

Лидия Павловна замкнутый человек, с соседями по палате общается очень мало, старается уединиться.

Дети Лидии Павловны говорят, что после смерти мужа она очень изменилась, по несколько дней могла не принимать пищу, не отвечать на телефонные звонки, гулять не выходила, больше времени находилась в постели, вставала, только когда приходила дочь и ее кормила. Лидия Павловна раньше жила вдвоем с мужем, дети давно выросли и живут отдельно.

В кардиологическом отделении она предпочитает прогуливаться ночью. Но такие прогулки приводили к тому, что она часто падала, натыкаясь на предметы, так как плохо видит из-за прогрессирующей катаракты.

Ночью в отделении нередко нарушалась тишина и покой, из-за того, что Лидия Павловна, перепутав, заходила в чужую палату и искала свою кровать.

Задание:

1. Нарушение каких потребностей вы обнаружили.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. С какими проблемами столкнулась медицинская сестра.

4. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3

Жена пациента Новикова О.П., находящегося на лечении в хирургическом отделении, обратилась к медицинской сестре за помощью.

Она обеспокоена поведением мужа, говорит, что у него галлюцинации, он отгоняет несуществующих крыс, которые прыгают у него по кровати и пытаются укусить. Иногда он слышит голоса с угрозами и оскорблениями, пытается от них защититься, вскакивает, бежит, хотя сам не понимает, где находится.

В разговоре с женой выяснено, что О.П. часто употребляет алкоголь.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4

Пациентке Петровой Л.Ф. с переломом левой лодыжки на следующий день после снятия гипса назначена лечебная физкультура в бассейне.

Л.Ф. разрешено передвигаться самостоятельно с помощью костылей, но рекомендовано щадить поврежденную конечность и наступать на нее не в полном объеме. Пациентка беспокоится по поводу отсутствия уверенности в своих силах и ловкости при перемещении с костылями по влажному полу бассейна.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы.

3. Составьте план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5

Пациентка неврологического отделения предъявляет жалобы на повышенную слабость, головокружение, шаткость при ходьбе.

Говорит: «Хожу, как пьяная, шатает из стороны в сторону. Иногда прошу, чтобы меня провожали до туалета, боюсь упаду. Ночью плохо сплю, как правило, быстро засыпаю, но через 3-4 часа просыпаюсь и так лежу до утра, думаю о своем состоянии».

Пациентка устала от постоянного напряжения, ночного недосыпания, переживаний.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6

После длительного пребывания на постельном режиме Тамаре Николаевне назначена гигиеническая ванна. Состояние пациентки удовлетворительное.

Больная предъявляет жалобы на кожный зуд, неприятный запах, исходящий от ног и при дыхании изо рта. Говорит, что из-за запаха соседи по палате избегают ее, и она чувствует себя одинокой.

Тамара Николаевна консультируется по поводу замены ванны на душ. Она предпочитает принимать ванну дома, а в больнице опасается инфекции.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7

На дежурстве к медицинской сестре Оле обратились пациенты палаты № 5. Вахрушин Иван Иванович, самый активный пациент из присутствующих, просит подтвердить сестру, что предыдущее пребывание его в стационаре и использование многоразовых шприцев могло послужить причиной возникновения сывороточного гепатита, который привел к инвалидности.

Иван Иванович не исключает возможности быть ВИЧ-инфицированным при подготовке и проведении ему операции.

Медицинская сестра при проведении беседы обратила внимание на неподдельный страх, который испытывает Иван Иванович,

обсуждая эту тему. Оля приняла активное участие в беседе, пытаясь разъяснить ситуацию.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8

Пациенту Васечкину С.Ю. назначен день операции. Медицинская сестра предупредила пациента о необходимости промывания желудка в течение нескольких дней и постановки накануне операции двух очистительных клизм.

Обеспокоенный Васечкин не отходит от сестры, задает один вопрос за другим. Его волнует, можно ли заразиться гепатитом, ВИЧинфекцией при приеме этих процедур. Спрашивает, зачем такое количество процедур и можно ли обойтись без столь тяжелой подготовки.

Говорит, что знает себя и теперь будет плохо спать до самой операции, так как переживает. От волнения он обычно лежит до утра и только ближе к рассвету засыпает.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9

На второй день после занятий в бассейне у Л.Ф. появилось ощущение жжения и рези в глазах. Пациентку волнуют эти проявления, она пытается узнать у медицинской сестры перед очередным посещением: «Можно ли заразиться в бассейне?».

При осмотре: признаки воспаления, слизистая оболочка гиперемирована, отмечается слезотечение.

Пациентка направлена на консультацию к окулисту. После осмотра врачом был поставлен диагноз: аденовирусный коньюктивит.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10

В ожоговое отделение медицинского центра переведена девочка 8 лет. На момент поступления состояние пациентки средней тяжести.

После получения термического ожога живота и бедер она несколько дней находилась в хирургическом отделении по месту жительства, где получала соответствующее лечение.

На данный момент перевязки раневой поверхности осуществляются под общим наркозом. В бактериологическую лабораторию отправлено содержимое из раны (подозрение на инфицирование синегнойной палочкой).

Ребенок спокоен, так как получает адекватное обезболивание, только при постоянном общении можно заметить, как ей одиноко, девочка тоскует по маме.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

ТЕМА. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

У пациентки хирургического отделения Смирновой Л.С после проведенного лечения антибиотиками выявлен аллергический стоматит.

Больная предъявляет жалобы на резкую боль в ротовой полости при приеме пищи, чистке зубов. Говорит, что в связи с болью пищу принимала 2 раза в сутки, небольшими порциями, но вот уже несколько дней не ест совсем. От чистки зубов отказалась наотрез.

При осмотре слизистая оболочка ротовой полости гиперемирована, под языком несколько язв, язык обложен налетом.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

В травматологическом отделении находится пациент после проведенного хирургического

вмешательства. Послеоперационный период протекает без осложнений.

Отсутствие возможности самостоятельно дойти до туалета, помыться и побриться отрицательно сказывается на состоянии больного, его тяготит необходимость соблюдения постельного режима.

От услуг медицинской сестры отказывается, очень редко просит помочь санитарку. Говорит, что придет его жена и все сделает. Но ситуация повторяется изо дня в день, пациент неопрятен, раздражен.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3

После мытья головы у пациентки, находящейся на постельном режиме, появились неприятные ощущения и чувство заложенности в правом ухе, незначительное головокружение.

При обращении к ней просит говорить громче, переспрашивает заданный вопрос. Ранее пациентка неоднократно отмечала снижение слуха. Обращалась кЛОР врачу. Патологии при обследовании не выявлено, но была отмечена повышенная секреция желез и скопление большого количества серы в слуховом проходе. После удаления серы слух улучшался.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4

К медицинской сестре Оле обратилась за помощью бывшая пациентка. Она не знает, что делать, так как уже второй день глаза ее воспалены, просыпаясь утром, она с трудом может раскрыть их из-за склеившихся ресниц.

Накануне она не придала особого значения тому, что один глаз покраснел, появилось гнойное отделяемое и зуд. Она решила чаще умываться и подождать с наложением косметики. Но эти ограничения привели лишь к тому, что воспалился и второй глаз.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы

3. Окажите помощь. Составьте примерный план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5

Участковая сестра при посещении Иванова Николая Анатольевича обратила внимание на багровое пятно у него в области крестца и седалищных бугров.

Вот уже несколько лет Николай Анатольевич прикован к инвалидной коляске, так как перенес перелом позвоночника. Удовлетворять свои потребности в самоуходе он не в состоянии. Ему требуется постоянный уход, который и осуществляет его дочь.

В течение последней недели из-за отсутствия дочери за Николаем Анатольевичем присматривает его сестра. Она говорит, что стремится создать для больного спокойную, тихую обстановку. С удовольствием отмечает, что Николай Анатольевич часами дремлет в своей коляске или спит в кровати, плохо только то, что он очень тучный, грузный, и ей трудно поворачивать в постели или пересаживать его в креслокаталку. Она не предполагает, что это за пятна появились на теле у Николая Анатольевича.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента, родственников.

. Составьте план ухода за больным.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6

В палате интенсивной терапии находится пациент с диагнозом: обширный инфаркт миокарда. Состояние тяжелое, назначен строгий постельный режим.

На третий день пребывания в области лопаток и крестца появились багровые пятна, возникли трудности с опорожнением кишечника.

Пациента тяготит состояние полной беспомощности и отсутствие двигательной активности. Просит не делать ему назначенную врачом масляную клизму, обосновывая свой отказ отсутствием возможности потом (после стула) привести себя в порядок.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7

Пациентка, находящаяся на постельном режиме, получает соответствующий уход, но ее индивидуальные гигиенические потребности более высокие, и предложенные услуги по удовлетворению их не соответствуют требованиям пациентки. Она говорит, что с трудом переносит эти условия, так как не может хорошо помыться, дома она дважды в день принимала душ и т.д. Пациентка просит разрешение вставать и обслуживать себя самостоятельно. Лечащий врач возражает, состояние здоровья пациентки пока этого не позволяет.

Доктор разрешил вымыть голову пациентке в постели.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8

Пациентка хирургического отделения Самсонова Л.Т. прооперирована и находится на постельном режиме.

После акта дефекации медицинская сестра предложила подмыть пациентку.

Самсонова Л.Т. стесняется этой процедуры, говорит, что не может в столь откровенной позе находиться на виду у всей палаты. Пациентка считает, что туалетной бумаги будет достаточно.

Сестра указывает на необходимость длительного соблюдения постельного режима и обязательного выполнения гигиенических мероприятий.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9

В травматологическое отделение доставлен пациент с переломом бедренной кости.

В данный момент пациент находится на скелетном вытяжении. Страдает от боли. Ему предстоит соблюдение постельного режима больше месяца. Отсутствие возможности передвигаться беспокоит его, он говорит: «Как же я выдержу, если буду лежать все время на спине. Прошло три дня, а кажется - месяц». Пациент до травмы вел активный образ жизни.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10

Пациентке с нарушением мозгового кровообращения необходимо поменять постельное и нательное белье. Она не в состоянии сама что-либо сделать и обслужить себя.

Дочь, которая находится рядом, не представляет, как можно в данной ситуации менять белье, когда состояние пациентки довольно тяжелое.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки, дочери.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...