Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«российский государственный социальный университет»




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_____________________________________________________________________________

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

 Заведующий кафедрой

социологии,

д-р социол. наук, профессор

Т. Н. Юдина

____________________________

«____»________________2017 г.

 

 

ФАРЯХОВА АЙСЫЛУ ФАТЕХОВНА

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

 

Направление подготовки 39. 03. 01 Социология

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студент                                                         __________________ (подпись) (Фаряхова А. Ф. )                                                    «10» июня 2017 г.

Научный руководитель                                         __________________ (подпись)

(Новикова С. С., д-р социол. наук, профессор)                                         «10» июня 2017 г.

МОСКВА 2017 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ.. 8

1. 1 Сущность социального сиротства с позиции социологического анализа: определение, виды, причины возникновения. 8

1. 2 Особенности и последствия социального сиротства в неполных семьях 15

1. 3 Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье. 25

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ.. 34

2. 1 Современное состояние социального сиротства в неполных семья. 34

2. 2 Характеристика женщин, принявших решение об отказе от материнства 38

2. 3 Анализ причин отказа от воспитания детей. 45

2. 4 Анализ результатов преобразований системы социальной помощи детям-сиротам в России. 50

2. 5 Субъективная оценка оказания помощи социальным сиротам из неполных семей 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 83

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальной сиротой является ребенок, который имеет биологических родителей, не занимающихся по каким-то причинам воспитанием ребенка и не заботящихся о нем.

Семья, которую называют полной, представляет собой классическую форму семьи, состоящую из мужа, жены, детей. Но сегодня на смену такой семье пришла другая семья, уменьшенного состава, состоящая из одного родителя и детей. Такая семья называется неполной. В России по данным статистики, число неполных семей выросло до 30 процентов, всего их 6, 2 миллиона. В стране 5, 6 миллиона матерей одиночек и 634, 5 тысячи отцов-одиночек. Около 9, 5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей[1].

На сегодняшний день семейное неблагополучие является значительно распространенным явлением. Именно в таких семьях ребенок занимает последнее место в жизни родителей, вследствие чего подвержен девиантному поведению, а именно поведению, отклоняющемуся от общепринятых норм. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» неблагополучная семья – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Неполные семьи образовываются по разным причинам, в частности:

¾ рождение ребенка вне брачного союза;

¾ расторжение брака;

¾ смерть одного из родителей.

Актуальность данной темы исследования обусловлена потребностью комплексного осмысления феномена социального сиротства, так как данное социальное явление часто отрицательным образом сказывается на всем общественном состоянии. Эта научно-исследовательская проблема носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной философии, психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства в неполных семьях, социальной политики в отношении данной категории населения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем. От того, насколько благополучно социальные сироты в неполных семьях будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Наиболее распространенными из неблагополучных являются те семьи, в которых матери или отцы-одиночки зависимы от употребления спиртных и наркотических веществ. Человек, который подвержен такой пагубной привычке, вовлекает, как правило, в это всех членов своей семьи. И дети берут пример со своих родителей, начинают им уподобляться. Ребенку свойственна такая манера поведения, как подражание. Образ жизни родителей оказывает на него достаточно серьезное воздействие, и, попадая в какие-либо трудные жизненные ситуации, ребенок использует опыт, полученный им в семье.

В связи с этим защита прав и интересов социальных сирот в неполных семьях приобретает в Российской Федерации огромное практическое значение.

Государственная семейная политика направлена на решение проблемы социального сиротства в неполных семьях и представляет собой целенаправленную деятельность государства, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучия, укрепления и развития, создания необходимых условий для ее функционирования.

Объектом исследования служат социальные сироты в неполных семьях.

Предметом исследования выступает деятельность государства и негосударственных учреждений по решению проблемы социального сиротства в неполных семьях.

Целью исследования является изучение современного состояния социального сиротства в неполных семьях для выявления динамики социального сиротства в неполных семьях и определения путей решения данной проблемы.

В качестве задач исследования можно выделить следующие:

1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;

2. Изучить основные виды и причины возникновения социального сиротства;

3. Рассмотреть особенности и последствия социального сиротства в неполных семьях;

4. Рассмотреть приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье;

5. Рассмотреть современное состояние сиротства в неполных семьях.

Практическая значимость работы заключается в том, что в работе изучаются проблемы социализации детей-сирот в неполных семьях, анализ которых важен для совершенствования системы социальной поддержки социальных сирот в неполных семьях и разработки практических мер по развитию и усовершенствованию системы социальной помощи неполной семье. В конце выпускной квалификационной работы приведены основные мероприятия по усовершенствованию социальной помощи неполным семьям.

Эмпирическую базу исследования сформировали 3 метода исследования при подготовке эмпирического раздела ВКР: 1 количественный метод (не менее 300 респондентов), 1 качественный метод (15-20 единиц анализа) и метод визуальной социологии (20-25 единиц анализа), причем методические приемы визуальной социологии могут быть органично включены в первые два метода.

Используемые методы: количественный, качественный и визуальный методы исследования.

Информационной базой исследования является изучение теоретической литературы, документов, законодательных баз, нормативно - правовых актов, социальные исследования.

Степень научной разработанности темы. Специфика социального сиротства в неполных семьях отражена в публикациях таких авторов, как: В. С. Мухина, С. Г. Краснова, А. С. Макаренко, А. М. Цирульников, О. М. Горева, Л. Б. Осипова, Е. А. Сербин, Н. В. Маляров, А. Ш. Шахманов, Р. Н. Недяров, В. М. Целуйко, К. И. Ахмедпашаева, И. А. Коробейников, Я. Г. Николаева, А. Я. Варга, Б. Т. Лихачев и др.

Научная новизна исследования может быть выражена в следующих тезисах: определены причины возникновения и роста количества социальных сирот в условиях современного российского общества, которые обусловлены социальной дезорганизацией семей и снижением материального потенциала, а так же рядом деградационных явлений в сфере нравственности; выявлены основные пути и программы решения проблемы социального сиротства, их специфика и направленность в современных экономических и политических условиях развития российского общества, которые основаны на практическом и коррекционном подходе; исследованы инновационные стратегии социальной поддержки социальных сирот, воспитывающихся в неполной семье, способствующие переходу их от изоляции к интеграции в общество.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, которая представлена двумя главами, которые включают пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты социального сиротства в неполных семьях. Она состоит из трех параграфов. В первом параграфе нами было изучена сущность социального сиротства, виды, причины возникновения. Во втором параграфе говорится об особенностях и последствиях социального сиротства в неполных семьях. В третьем параграфе рассматриваются приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.

Данным параграфом мы завершили теоретические аспекты изучения социального сиротства в неполных семьях и, сделав соответствующие выводы, перешли ко второй главе, которая представляет собой практическую часть. Данная глава состоит из двух параграфов. Во второй главе выпускной квалификационной работы было проведено социологическое исследование социального сиротства в неполных семьях.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...