Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Социологическое исследование социального сиротства в неполных семьях




ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

2. 1 Современное состояние социального сиротства в неполных семья

 ер

В ер количественном ер исследовании ер применяется ер метод ер опроса. ер

Генеральная ер совокупностьреспонденты ер в ер возрасте ер от ер 18 ер до ер 55 ер лет ер по ер схеме ер стратифицированной ер выборки ер с ер организацией ер ступеней ер по ер территориальному ер принципу. ер На ер последней ер ступени ер отбора ер применяется ер квотная ер выборка ер (квотирование ер по ер половозрастной ер структуре ер взрослого ер населения).

Сбор ер информации ер проводился ер методом ер массового ер опроса ер населения ер столицы ер по ер формализованной ер анкете ер путем ер личного ер интервью. ер Общий ер объём ер заявленной ер выборки ер – ер 100 ер человек. ер Общий ер объем ер реальной ер выборки ер – ер 100 ер человека. ер Выборка ер содержит ер квотирование ер по ер административным ер округам ер столицы, ер полу ер и ер возрасту ер респондентов. ер

Пространственная ер локализация ер исследования ер (место ер проведения ер опроса) ер – ер город ер Москва ер

Единицей ер анализа ер выступает ер респондент ер в ер возрасте ер от ер 18 ер до ер 55 ер лет. ер

Так, ер в ер ходе ер опроса ер был ер задан ер вопрос ер «С ер чем ер связано ер возникновения ер социального ер сиротства? » ер (выбиралось ер 3 ер варианта ер ответов) ер (табл. ер 1).

Таблица ер 1

Причины ер возникновения ер социального ер сиротства, ер в ер %

Варианты ер ответов Результаты
Экономическая ер нестабильность, ер снижение ер доходов 53, 4
Кризис ер семьи ер (рост ер разводов, ер неполных ер семей) 68, 5
Военные ер конфликты, ер стихийные ер бедствия 21, 2
Распространение ер алкоголизма, ер наркомании, ер преступности 63, 2
Падение ер нравственности ер в ер обществе ер и ер семье 42, 7
Недоработки ер системы ер образования 37, 5
Другое ер (указать) 12, 3
Затруднились ер с ер ответом 2, 1

 

Оценка ер респондентами ер причин ер зарождения ер социального ер сиротства ер отражает ер общие ер характеристики ер социального ер настроения ер населения ер современной ер России, ер к ер числу ер которых ер можно ер отнести ер социальный ер пессимизм, ер негативную ер социально-экономическую ер обстановку ер в ер стране, ер повышенную ер тревожность, ер рост ер бедности. ер Характерно, ер что ер в ер числе ер других ер причин ер респонденты ер называют ер «некое ер безразличие ер со ер стороны ер государства», ер «разобщенность ер интересов ер власти ер и ер народа», ер «ослабление ер России», ер «распущенность», ер «нет ер порядка ер в ер стране» ер и ер др. ер Эти ер ответы ер подтверждают ер специфику ер социального ер настроения. ер Опрос ер показал, ер что ер четверть ер опрошенных ер связывают ер появление ер социальных ер сирот ер с ер недостаточно ер выверенной ер политикой ер государства ер и ер регионов, ер 12% ер полагают, ер что ер виной ер является ер плохое ер экономическое ер положение ер отдельных ер регионов, ер 9% ер говорят, ер что ер причина ер отсутствие ер четкой ер законодательной ер базы, ер 54% ер респондентов ер обосновывают ер возникновение ер социального ер сиротства ер всеми ер вышеуказанными ер обстоятельствами[43].

Отвечая ер на ер вопрос: ер «За ер что ер наказывают ер детей ер в ер знакомых ер Вам ер семьях? », ер респонденты ер назвали ер следующие ер причины: ер за ер провинности ер 26%; ер срывая ер раздражение ер 29%; ер когда ер в ер доме ер беда ер 20%; ер проявляют ер упрямство ер 4, 0%, ер игнорируют ер замечание ер взрослых ер 2, 0%, ер когда ер не ер могут ер справиться ер с ер ними ер другим ер способом ер 19%; ер потому ер что ер их ер не ер любят ер 5%; ер это ер делают ер психически ер неуравновешенные ер 14%; ер это ер делают ер алкоголики ер 29%. ер Родители ер не ер знают ер иных ер способов, ер как ер справиться ер с ер нежелательным ер поведением ер ребенка, ер кроме ер как ер унижающих ер его. ер Однако ер треть ер родителей ер склонны ер видеть ер причину ер не ер в ер ребенке, ер а ер в ер педагогической ер беспомощности ер взрослых. ер Одновременно ер подростки ер дали ер ответ ер на ер вопрос: ер «Скажите, ер как ер часто ер родители ер или ер другие ер взрослые ер критиковали, ер оскорбляли ер Вас? » ер Ответы ер респондентов ер ошеломляющие: ер «всегда» ер 36%, ер «часто» ер 24%, ер «редко» ер 17%, ер «никогда» ер 13%, ер затруднились ер с ер ответом ер 10%.

Отвечая ер на ер вопрос: ер «Какие ер Вы ер испытывали ер чувства ер при ер жестоком ер обращении? », ер подростки ер отметили ер следующие ер чувства: ер страх ер 33, 1%, ер злобу ер 18, 5%, ер ненависть ер 13, 4%, ер незащищенность ер 5, 9%, ер вину ер 4, 7%, ер подавленность ер 2, 5%, ер стыд ер 11, 2%. ер При ер этом ер каждый ер третий ер подросток ер считает, ер что ер взрослые ер наказали ер его, ер руководствуясь ер своим ер эмоциональным ер состоянием, ер нежели ер справедливостью. ер Результаты ер отмечают ер подверженность ер ребенка ер постоянному ер или ер частому ер психологическому ер воздействию, ер что ер подвергает ер ребенка ер риску ер дальнейшей ер ущербной ер социализации, ер проявляющейся ер в ер неумении ер строить ер здоровые ер отношения ер с ер другими ер людьми ер [6]. ер Примечателен ер и ер тот ер факт, ер что ер чаще ер дети ер виновными ер признают ер обоих ер родителей ер (94, 2%), ер насильственные ер методы ер воспитания ер чаще ер допускают ер женщины ер (60, 8%), ер а ер не ер мужчины ер (39, 2%)[44]. ер

Родные ер матери ер виновны ер в ер 66% ер случаев ер физического ер насилия ер и ер в ер 75% ер фактов ер плохого ер ухода ер и ер пренебрежения ер детьми, ер родные ер отцы ер в ер 45 ер и ер 41% ер соответственно. ер Решение ер проблемы ер домашнего ер насилия ер над ер детьми ер в ер России ер на ер общегосударственном ер уровне ер сводится ер к ер таким ер радикальным ер мерам, ер как ер лишение ер родителей ер юридических ер прав ер на ер ребенка ер и ер последующее ер его ер помещение ер в ер приют ер или ер в ер закрытое ер государственное ер воспитательное ер учреждение ер (интернат, ер детский ер дом). ер Отметим, ер что ер в ер 2017 ер г. ер стартовала ер Общенациональная ер кампания ер по ер противодействию ер жестокому ер обращению ер с ер детьми ер и ер нарушению ер прав ер ребенка.

На ер вопрос ер «Как ер Вы ер относитесь ер к ер помещению ер детей ер в ер государственные ер воспитательные ер учреждения? » ер ответы ер распределились ер следующим ер образом: ер значительное ер число ер респондентов ер (43%) ер исходит ер из ер того, ер что ер помещение ер ребенка ер в ер детский ер дом ер возможно ер только ер в ер крайнем ер случае, ер когда ер нет ер другого ер выхода. ер Такую ер точку ер зрения ер высказали ер большинство ер женщин ер - ер 54%, ер а ер вот ер 49% ер мужчин ер считают, ер что ер это ер необходимая ер мера. ер Вариант ер «Отрицательно, ер это ер губит ер ребенка, ер ломает ер его ер судьбу» ер выбрали ер лишь ер 8% ер респондентов. ер В ер варианте ер «Другое» ер высказывается ер мысль ер о ер том, ер что ер детский ер дом ер - ер это ер реальная ер помощь, ер средство ер спасения ер детей, ер но ер указывается ер необходимость ер улучшения ер условий ер жизни ер в ер детских ер домах[45].

Анализируя ер полученные ер ответы ер на ер вопрос ер о ер формах ер устройства ер социальных ер сирот, ер известных ер респондентам, ер можно ер сделать ер вывод ер о ер недостаточной ер информированности: ер большинству ер опрошенных ер известны ер не ер все ер формы ер устройства ер социальных ер сирот, ер особенно, ер такие ер как ер патронат, ер наставничество: ер «Где-то ер слышал, ер что-то ер читал, ер смотрел ер по ер телевизору» ер и ер т. п. ер Кроме ер того, ер респондентов ер волновали ер вопросы: ер можно ер ли ер усыновлять ер детей, ер родители ер которых ер живы, ер чем ер отличается ер патронат ер от ер приемной ер семьи ер или ер от ер наставничества, ер сколько ер детей ер может ер быть ер в ер приемной ер семье, ер какие ер требования ер предъявляются ер потенциальным ер воспитателям ер и ер т. п.

Одним ер из ер наиболее ер сложных ер для ер респондентов ер стал ер вопрос ер о ер желаемых ер личностно-психологических ер качествах ер потенциальных ер воспитателей. ер Среди ер наиболее ер часто ер называемых ер характеристик ер доброта ер - ер 49%, ер любовь ер к ер детям ер - ер 45%, ер терпение ер - ер 31%, ер ответственность ер - ер 23%, ер бескорыстие ер - ер 15%, ер понимание, ер порядочность, ер честность ер - ер 14%. ер Только ер 10% ер опрошенных ер отметили ер необходимость ер таких ер качеств ер как ер «педагогическая ер подготовка», ер «педагогические ер способности», ер «знание ер психологии».

В ер анкете ер было ер также ер предложено ер оценить ер деятельность ер городских ер властей ер по ер решению ер проблем ер социального ер сиротства. ер Анализируя ер ответы, ер можно ер сделать ер вывод ер о ер том, ер что ер количество ер людей, ер позитивно ер оценивающих ер деятельность ер городских ер властей ер по ер решению ер проблем ер социального ер сиротства, ер относительно ер невелико ер (15%) ер и ер среди ер них ер преобладают ер женщины ер (процентный ер показатель ер в ер два ер раза ер больше, ер чем ер у ер мужчин). ер 10% ер опрошенных ер считают, ер что ер городские ер власти ер «ничего ер не ер делают». ер Большинство ер респондентов ер (65%) ер придерживается ер варианта ер «отдельные ер меры ер предпринимаются, ер но ер этого ер недостаточно». ер В ер немалой ер степени ер существование ер такого ер мнения ер объясняется ер слабой ер информированностью ер населения ер о ер деятельности ер в ер этой ер области ер социальных ер служб, ер воспитательных ер учреждений, ер городской ер администрации[46].

Известно, ер что ер роль ер семьи ер для ер человека ер очень ер велика. ер Именно ер в ер семье ер закладываются ер установки ер и ер ценностные ер ориентации, ер представления ер и ер ожидания, ер направленные ер на ер самореализацию ер индивида ер в ер различных ер социальных ер ролях ер и ер функциях ер в ер будущем. ер Следует ер заметить, ер что ер дети, ер лишенные ер постоянного ер полноценного ер эмоционального ер и ер тактильного ер контакта ер с ер родителями, ер растут ер апатичными, ер безынициативными, ер подозрительными ер и ер конфликтными, ер вплоть ер до ер агрессивности. ер Многолетние ер наблюдения ер позволяют ер сделать ер вывод, ер что ер в ер развитии ер интеллектуальной ер и ер аффективно-потребностной ер сферы ер обнаруживается ер определенная ер специфика, ер проявляющая ер в ер несформированности ер внутреннего ер плана ер действий, ер связанности ер мышления, ер мотивации ер поведенческих ер реакций. ер

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...