Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 теоретические основы изучения социального сиротства в неполных семьях




ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

1. 1 Сущность социального сиротства с позиции социологического анализа: определение, виды, причины возникновения

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно - отсутствующими и т. д. [2].

Так же к этой категории можно отнести детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует с древних времен, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Термин «социальное сиротство», широко распространенный в нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в обществе при формировании данного явления. Определение сиротства подразумевает детей-сирот в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Основная масса выявляемых сегодня детей, оставшихся без попечения родителей - социальные сироты. Число таких детей-сирот в федеральном банке данных (ФБД) в 2018 году составило 70 тысяч детей[3]. Социальное сиротство обусловлено наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей, признания родителей недееспособными и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Социальное сиротство - как понятие многоплановое включает несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим показателям: по месту пребывания; интернатные учреждения; улица (беспризорные дети, дети - беглецы); семья (безнадзорные дети).

С позиции социологического анализа (А. М. Цирульников) проблема сиротства заключается в культурно-коммуникативном конфликте между родителями, родственниками и детьми; и является результатом нарушения контроля за организацией семейной жизни[4].

В своем исследовании О. М. Горева, Л. Б. Осипова, Е. А. Сербина выявили причины возникновения социального сиротства[5]. К их числу можно отнести социальный пессимизм, негативную социально-экономическую обстановку в стране, повышенную тревожность, рост бедности. Другими причинами возникновения социального сиротства являются недостаточно выверенная политика государства и регионов, плохое экономическое положение отдельных регионов, отсутствие четкой законодательной базы.

Проблемой детей, оставшихся без попечения родителей, занимались также такие авторы, как Б. Г. Ананьев, М. И. Буянова, В. С. Мухина, Н. О. Османов и др. По мнению данных авторов, в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами[6].

Основными видами социального сиротства являются:

― дети, осиротевшие вследствие смерти родителей;

― дети, чьи родители отказались от родительских прав;

― дети, родители которых лишены родительских прав;

― дети, родители которых почти не принимают участия в их воспитании (дети, воспитывающиеся в интернате);

― дети, которые проживают с родителями, не занимающимися их воспитанием.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью.

Отечественный педагог А. Ш. Шахманова отмечает, что условия содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают сильнейшее негативное влияние на их личностное развитие. По мнению автора, серьезной проблемой в воспитании детей в условиях детского дома является вопрос половой идентификации и социализации детей[7].

По мнению К. А. Ахмедпашаевой, на формирование половой идентификации у детей влияют их родители. В условиях детского дома ввиду специфических условий воспитания и отсутствия родительского тепла это представление у детей-сирот нарушено[8].

В родительские обязанности входит: воспитание детей, подготовка их к общественно полезному труду, содержание несовершеннолетних детей, защита их прав и интересов во всех учреждениях и т. д.

Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам. Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социально - нравственного поведения женщин - материнство. С появлением неблагоприятной тенденции к возрастанию «социального» сиротства стоит отметить следующие факторы, влияющие на ее динамику: рост числа разводов, рождение детей вне брака, раннее материнство, алкогольная и наркотическая зависимость родителей, аморальное поведение и низкий уровень дохода, отсутствие жилья.

Основной причиной социального сиротства сегодня является добровольный отказ родителей от детей, чаще всего матери, от своего несовершеннолетнего ребенка. В основном отказ матери от новорожденного происходит в родильном доме. Оставление ребенка сразу после его рождения хотя и не является широко распространенным явлением, но может иметь не менее, а в некоторых случаях и более пагубное воздействие для ребенка, чем его изъятие из семьи в старшем возрасте. Для каждого конкретного случая отказа от ребенка есть своя причина, которая может быть связана с социально-экономическими и психологическими факторами, а также с различными зависимостями и заболеваниями.

В качестве причин социального сиротства рассматриваются психологическая и социальная деградация, ухудшение жизни части семей, падение нравственных устоев, искаженные, антагонистические отношения родителей с детьми, принудительное изъятие ребенка из семьи.

Также социальное сиротство зависит от социального пессимизма, негативной социально-экономической обстановки в стране, повышенной тревожности, роста бедности населения страны.

Среди основных причин социального сиротства выделяют:

― асоциальный образ жизни семьи, алкоголизм родителей, наркоманию и, как следствие, жестокое обращение с детьми;

― нахождение семьи в тяжелой, кризисной жизненной ситуации: потеря родителями своей работы, заболевание, воспитание ребенка-инвалида и др.;

― социальное сиротство является следствием педагогической несостоятельности родителей, утраты традиций семейного воспитания, безнадзорности детей из-за чрезмерной занятости или безразличия родителей;

— психологическую и материальную неготовность к материнству, особенно среди юных одиноких мам, которые отказываются от своих детей еще в роддоме[9].

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они не занимаются воспитанием ребенка[10]. К категории сирот отнесены дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими, лишены родительских прав, пребывают в лечебных учреждениях или отбывают наказание в местах лишения свободы и дети, у которых отсутствуют один или оба родителя.

 Домашние сироты – дети, которые имеют живых родителей и проживают вместе с ними, но предоставленные сами себе. Как правило, в таких семьях родители не принимают участие в воспитании своих детей[11]. Скрытое социальное сиротство связано с ухудшением условий жизни семьи, падением нравственных устоев, изменением отношения к детям вплоть до их вытеснения. К этой категории относят детей, положение которых скрыто от государства.

Детская бедность – явление, имеющее долговременные последствия. Ребенок, ограниченный в реализации своих потребностей в настоящем, лишается возможностей для нормального развития в будущем. В детстве закладываются основы физического, интеллектуального, нравственного здоровья человека; сложное материальное положение семьи с детьми может стать причиной нехватки необходимых для развития ребенка ресурсов. Семья является для ребенка доминирующим фактором психосоциального развития. Ребенок идентифицируется с семьей, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения.

Наиболее частыми вариантами дисгармоничного воспитания в семье являются отвержение, инфантилизация, гипопротекция. Эмоциональное отвержение ребенка связано с игнорированием потребностей ребенка, что часто приводит к невротическим расстройствам. При таком варианте возможен «уход от реальности». Эти дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут по причине деформаций в личностном развитии. При инфантилизации родители проявляют жестокость, могут обозвать, унизить ребенка. При гипопротекции ребенок предоставлен сам себе, родители его не контролируют, не интересуются им, поэтому, для ребенка характерны неустойчивый тип поведения, слабая воля.

В реальной жизни определилось несколько вариантов детских судеб, требующих действенного вмешательства:

‒ дети, категорически отказывающиеся жить дома;

‒ дети, родители которых не выполняют обязанности по воспитанию;

‒ дети, долго находящиеся на лечении в больнице;

‒ дети, ночующие под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;

‒ дети, попавшие за решетку приемника-распределителя;

‒ дети, убегающие из детского дома[12].

В. С. Мухина[13] выделяет ряд особенностей, отличающих детей сирот: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, эмоциональная нечувствительность в отношениях со взрослыми, отсутствие стремления к самостоятельности. У части социальных сирот наблюдается нарушение половой идентификации, склонность к правонарушениям и употреблению наркотиков. К тому же у них не выработаны социальные навыки, они нервозны, добиваются внимания и в то же время его отторгают, переходя на агрессивность. Все это является результатом недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций.

Кроме того, у детей-сирот часто выявляются хронические заболевания. По причине ограниченного круга общения, формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний. Им также характерны недоверчивость и вялость, сложности в самостоятельном планировании и контролировании своих действий. Связано это с тем, что среда пребывания, где воспитываются дети-сироты, скудная.

В качестве социально-психологических и педагогических факторов, детерминирующих социальное сиротство, являются педагогическая несостоятельность семьи (утрата традиций, снижение ответственности и жестокое отношение к детям), снижение воспитательного потенциала системы образования (перекос в сторону обучения, переориентация на образовательные услуги), акселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи (свободные сексуальные отношения)[14]. Социальное сиротство детерминировано снижением возраста начала половой жизни, приводящим к росту числа подростковых беременностей, недостаточной психолого-педагогической подготовкой педагогических кадров, частой сменяемостью взрослых, воспитывающих детей, неправильной организацией общения взрослых с детьми, безучастным отношением к детям.

В завершении отметим, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 38) материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благополучии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Проблема помощи детям-сиротам из неполных семей требует объединения усилий социальных педагогов, психологов в разработке программ, индивидуальной работы с каждым ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество способно помочь детям-сиротам выработать оптимистическое самоощущение, утвердиться в вере в великое предназначение человека и создать реальные условия их обеспечения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...