Тема 6. Основы управления силами и средствами при ведении поисково-спасательных работ
Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Принятие решения на организацию и ведение ПСР. Исходные данные для принятия решения. Порядок постановки задачи подчиненным на ведение ПСР. Ввод поисково-спасательных формирований в зону ЧС. Занятие 2. Теоретическое - 1 час. Сущность и задачи управления силами и средствами ведения поисково-спасательных работ. Структура и основные элементы системы управления силами и средствами при ведении ПСР. Основные требования к организации управления при ведении ПСР в очагах аварий и катастроф. Тема 7. Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ при ликвидации ЧС природного и техногенного характера
Занятие 1. Практическое - 2 часа. Формирование практических навыков ведения разведки зоны ЧС при аварии на объекте экономики. Разведка пожаров, завалов. Определение мест нахождения пострадавших в завалах, зданиях и сооружениях с помощью приборов. Определение мест разрушений на линиях коммунально-энергетических сетей. Меры безопасности. Доклад о выполнении задачи. Занятие 2. Практическое - 3 часа. Отработка приемов и способов поиска пострадавших на объектах ведения ПСР. Сплошное визуальное обследование. Опрос очевидцев. Использование специальных приборов поиска и обнаружения пострадавших. Отработка приемов поиска пострадавших в условиях различных экстремальных факторов с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Занятия 3 и 4. Практические - по 3 часа. Отработка практических навыков выполнения такелажных работ при ведении ПСР на разрушенных зданиях и сооружениях. Отработка схем и способов строповки различных грузов. Отработка правил организации труда при производстве такелажных работ. Формирование навыков выбора места для размещения грузоподъемных средств. Работа по перемещению различных грузов с использованием грузоподъемных средств. Отработка правил техники безопасности при выполнении такелажных работ.
Занятие 5. Практическое - 4 часа. Отработка приемов деблокирования пострадавших при ведении ПСР в горящих зданиях и сооружениях. Устройство лазов, траншей, галерей в завалах разрушенных зданий. Отключение элементов КЭС. Устройство усиливающих креплений (подкосов, подпорок, стяжек и др.) при работе в разрушенных зданиях и сооружениях. Оказание первой медицинской помощи (ПМП) и транспортировка пострадавших. Меры безопасности. Занятие 6. Практическое - 2 часа. Отработка приемов деблокирования пострадавших на различных транспортных средствах (автомобильном, железнодорожном и авиационном). Оказание первой помощи и транспортировка пострадавших. Меры безопасности. Занятие 7. Практическое - 4 часа. Отработка действий спасателей (расчетов) по ликвидации ЧС в зоне выбросов (проливов) АХОВ. Отработка навыков разведки очага аварии, локализации и ликвидации источников ЧС. Закрепление на практике навыков работы в средствах защиты органов дыхания и кожи, со средствами химической разведки, по деблокированию пострадавших, оказанию им ПМП и транспортировке. Меры безопасности. Занятие 8. Практическое - 4 часа. Отработка действий спасателей (расчета) по ликвидации ЧС в условиях радиоактивного загрязнения. Проведение радиационной разведки зоны ЧС, обозначение границ загрязнения. Взятие проб воды, продовольствия, растительности, грунта, имущества и отправка их в лабораторию. Отработка практических навыков действий с приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля. Отработка приемов и способов действий спасателей (расчетов) по дезактивации загрязненной территории, зданий и сооружений. Проведение специальной и санитарной обработки. Меры безопасности.
Занятие 9. Практическое - 4 часа. Работа руководителя ПСР по организации действий формирования (дежурный смены, группы) по ликвидации ЧС. Составление перечня предстоящих работ по ликвидации последствий ЧС на различных объектах ведения ПСР. Составление заявок на материально-техническое и другое обеспечение ПСР. Отработка навыков постановки задачи подчиненным на подготовку транспорта, оборудования, инструмента, приспособлений к ведению ПСР. Занятие 10. Практическое - 3 часа. Работа руководителя поисково-спасательного формирования по организации действий формирования при ведении поисково-спасательных работ. Анализ исходных данных. Организация разведки места ведения ПСР. Уточнение обстановки по результатам разведки зоны ведения поисково-спасательных работ. Принятие решения. Постановка задачи на ведение ПСР. Организация взаимодействия внутри формирования. Управление формированием в ходе ведения ПСР. Разработка плана взаимодействия с другими поисково-спасательными службами (формированиями) МЧС и других ведомств. Занятие 11. Практическое - 5 часов. Формирование практических навыков действий спасателей (расчетов) по ликвидации биологического очага. Проведение санитарно-гигиенических мероприятий, экстренной и специфической профилактики. Выявление, изоляция и госпитализация пострадавших. Проведение дезинфекционных мероприятий, санитарная обработка. Меры безопасности. Физическая подготовка
Примерный учебно-тематический план
Мероприятия физической подготовки отражаются в соответствующих планах работы органов управления и учреждений. В планах мероприятий предусматривается: контроль за состоянием физической подготовки и оказание практической помощи для ее совершенствования; создание и совершенствование материальной базы для занятий физической подготовкой и спортом; расходы на проведение мероприятий по физической подготовке и спорту; агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди спасателей, здорового образа жизни. В органах управления и учреждениях ведётся следующая документация по учёту физической подготовки: ежегодный учебный план по физической подготовке спасателей, где предусматриваются разделы физической подготовки и общее количество часов, отводимое на их отработку. Количество часов по месяцам и неделям, выделяемое на обучение спасателей, и сроки сдачи нормативов, планируемые с учетом местных климатических условий и других особенностей; расписание занятий, в котором указываются: дата, время и место проведения, наименование раздела физической подготовки, темы, фамилия и инициалы руководителя занятий; поурочные планы, предусматривающие наименование подразделения и категорию обучающихся, цели и время, отводимое на проведение занятия в целом и отдельных его частей, конкретные места проведения каждого занятий и форму одежды обучающихся, материальное обеспечение занятий, наименование основных и подготовительных упражнений, время, отводимое на их изучение и тренировку, организационные и методические указания по обучению занимающихся; планы массовых физкультурно-спортивных мероприятий, предусматривающие конкретные мероприятия, исполнителей, сроки и места их проведения; протоколы соревнований; сводные протоколы сдачи нормативов по физической подготовке; журналы учета занятий и их посещаемости спасателями, в которых отражается тематика учебного материала. Дополнительно в органах управления и учреждениях учитываются:
количество инструкторов (тренеров), спортсменов- разрядников и судей по спорту, а также результаты участия в конкурсах по физической подготовке, в соревнованиях по видам спорта, спортивные рекорды и достижения; наличие и состояние спортивных сооружений, мест занятий по физической подготовке и спорту. По итогам проделанной работы за год лицо, ответственное за физическую подготовку и спорт, отчитывается перед соответствующим руководителем органа управления и учреждения по следующим основным вопросам: организационные мероприятия; учебно-методическая работа; материально-техническое обеспечение; состояние работы по физической подготовке, служебно-прикладным видам спорта; выводы и предложения по совершенствованию физической подготовки спасателей. Каждый спасатель обязан систематически заниматься физическими упражнениями, служебно-прикладными видами спорта и соответствовать установленным требованиям по физической подготовленности, предъявляемыми к спасателям.
Задачи обучения 1. Общими задачами физической подготовки спасателей являются: совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты и выносливости, а также тренировки вестибулярного аппарата; воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности; вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом; внедрение различных форм занятий физическими упражнениями в режиме работы, учебы и отдыха; овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями. 2. Специальными задачами физической подготовки спасателей являются: овладение и совершенствование навыков выполнения приемов, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений приближенных к реальным условиям чрезвычайной ситуации; переноска пострадавшего одним или двумя спасателями; преодоление различных видов препятствий, водных преград, скальных участков, снежных склонов, расщелин, завалов, в том числе в условиях неустойчивого состояния поверхностей передвижения; ориентирование в замкнутых пространствах, под водой, в условиях задымленности, в нестандартных условиях; умение контролировать своё психическое состояние; умение самоконтроля физического состояния; воспитание смелости, решительности, находчивости, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи при выполнении задач по предназначению.
3. Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, теоретические знания, методические умения и навыки. Физические упражнения являются основным средством физической подготовки, их применение должно сочетаться с соблюдением гигиенических требований. 4. Формами ведения физической подготовки являются: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, спортивно-массовые мероприятия, самостоятельные занятия. 5. Обеспечение специальной направленности физической подготовки достигается: на учебных занятиях – определением и формулированием дидактической (ознакомление, обучение, совершенствование), образовательной и воспитательной целей занятия для их полного или частичного достижения обучающимися, включением в содержание занятия соответствующих разделов (тем) физической подготовки, рациональным распределением учебного времени для освоения их содержания, преимущественным использованием физических упражнений, развивающих наиболее необходимые прикладные навыки, физические, специальные и психические качества: на утренней физической зарядке – рациональным включением специальных упражнений, направленных на совершенствование наиболее необходимых качеств и навыков; в процессе служебной деятельности – использовании физических упражнений, характерных для данной специальности, применением комплексов упражнений и соответствующих методических приемов; в спортивно-массовой работе – использованием спасательного, служебно-прикладных и олимпийских видов спорта и упражнений; на самостоятельных занятиях - совершенствованием, наряду с общеразвивающими упражнениями, специальных упражнений, освоенных на учебных занятиях. 6. Физическая подготовка спасателей организуется и проводится в соответствии со специальными программными документами. 7. Совершенствование физических и психических качеств спасателей достигается применением специально направленных упражнений: общая выносливость - циклические длительные упражнения в умеренном и среднем темпах с нагрузкой на большие мышечные группы, с активной деятельностью всех систем организма: бег, кросс, передвижение на лыжах, плавание, преодоление препятствий, гребля, езда на велосипеде, пешие переходы, спортивные игры; сила и силовая выносливость – упражнения со значительным напряжением мышц: поднимание и переноска тяжести, силовые упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, единоборства; скоростная выносливость – продолжительные скоростные упражнения: переменный бег с ускорениями, повторный бег и передвижение на лыжах на короткие и средние дистанции, преодоление препятствий, плавание; быстрота действий и быстрота двигательных реакций – упражнения на быстроту действий по командам и сигналам, максимальную частоту отдельных движений, скоростные и скоростно-силовые действия: бег на дистанции до 100 м, прыжки, преодоление препятствий, приемы борьбы, бокса, спортивные игры; ловкость, пространственная ориентировка и двигательная координация – упражнения со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних, точно согласованных действий, к другим, и решением внезапных двигательных задач: упражнения на гимнастических и специальных снарядах, тренажера, скалодромах, прыжки, акробатические упражнения, прыжки в воду, спуски и повороты на лыжах, спортивны игры, единоборства, упражнение на пространственное ориентирование и устойчивость вестибулярного аппарата; психическая устойчивость – упражнения в острых эмоциональных ситуациях при нервно-психическом напряжении, при наличии опасности: преодоление водных преград; прыжки в воду; упражнения, имеющие элементы риска; на металлической конструкции; единоборства; преодоление отдельных препятствий в сложных условиях; смелость и решительность – упражнения, содержащие элементы новизны, риска и опасности при изменении и усложнении условий их выполнения: передвижения на значительной высоте по узкой опоре; прыжки в воду; прыжки с высоты в глубину через разнообразные препятствия; соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, акробатические упражнения; спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах; упражнения на специальных снарядах; единоборства; инициатива и находчивость – упражнения, требующие принятия самостоятельных решений: спортивные игры, единоборства, приемы и действия по внезапно подаваемым командам и сигналам; настойчивость и упорство – упражнения, связанные с большими физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, особенно в условиях состязаний: бег на средние и длинные дистанции, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз; выдержка и самообладание – упражнения, связанные с необходимостью действовать точно и сноровисто в условиях физических нагрузок и нервно-психических напряжений: преодоление сложных препятствий, плавание в одежде, ныряние, действия на воде и под водой, метание веревки с петлей в цель; эмоциональная устойчивость – упражнения, содержащие элементы риска, воспитание привычки самоконтроля за своим состоянием, формирование навыков преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения; устойчивость внимания и способность его переключения - специальные упражнения и дополнительные задания, требующие выполнения команд и сигналов в быстроменяющейся обстановке: спортивные и подвижные игры, единоборства; 2.8 Физическая подготовка как педагогический процесс одновременно решает задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и взаимопомощи, формирования строевой выправки и подтянутости. Методические указания
Физическая подготовка спасателей является обязательной дисциплиной профессиональной подготовки и направлена на приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, необходимых для успешного выполнения спасателями служебных обязанностей, сохранения высокой работоспособности и включает в себя общефизические упражнения (на ловкость, силу, быстроту, выносливость) и специальные упражнения. Руководители поисково-спасательных формирований МЧС России несут персональную ответственность за регулярность и качество проводимых занятий по физической подготовке со спасателями. Планирование физической подготовки осуществляют подразделения поисково-спасательных формирований, организующих профессиональную подготовку, а также должностные лица, назначаемые приказами. Цель физической подготовки - обеспечение необходимого уровня физической подготовленности спасателей для выполнения задач в соответствии с их предназначением. Организация физической подготовки включает планирование, подготовку руководителей, контроль и учёт. В основе физической подготовки личного состава стоит регулярность и систематическая подготовка с учетом специфики района действия аварийно-спасательных формирований. Планирование физической подготовки осуществляется в рамках программы профессиональной подготовки спасателей для обеспечения выполнения поставленных задач и соответствия характеру деятельности поисково-спасательных формирований, реальным возможностям совершенствования физических качеств спасателей. Для проведения занятий и выполнения нормативов по физической подготовке спасатели распределяются на медико-возрастные группы:
Занятия по физической подготовке организуются и проводятся в служебное время в течение года по месту работы:1 период – январь, февраль, март, апрель, май; 2 период – июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. Общее количество часов времени, отведённое на занятия и сдачу контрольных нормативов для спасателей составляет не менее 120 часов в год. Июнь, декабрь - общеразвивающие упражнения и спортивные игры 2-4 часа в неделю. Форма одежды устанавливается: на занятиях – преподавателем (инструктором), проводящим занятие, на проверках - лицом, организующим проверку, при проведении спортивных соревнований – главным судьей соревнований в зависимости от вида спорта и действующих правил. Лица, проводящие занятия по физической подготовке со спасателями, обязаны принимать все необходимые меры по предупреждению и недопущению травматизма в процессе физической подготовки. Предупреждение травматизма обеспечивается: четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения; высокой дисциплинированностью занимающихся, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма; своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря; систематическим контролем за соблюдением установленных норм и требований безопасности при проведении занятий. При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая градация: низкая - до 130 уд./мин.; средняя - 130 - 150 уд./мин.; высокая - 150 - 170 уд./мин.; максимальная - свыше 170 уд./мин. Больные направляются для обследования к врачу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|