Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зве, звя, зде, зли, зме, зре, зря




Звено, звезда, зверёк, звякать, здесь, злить, змея, зреть, зря.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: У 3ины зеркало. 3мея ползёт.

Зина и Зоя — друзья. Лизе дали землянику. У Зины зеркало. Зоя была в магазине. Роза взяла корзину. Зина возит зерно. Кузьма был в музее. Козёл гоняет Тузика. На озере зелёная травка. Ногу Зина занозила, лазила на дерево. Ежик ползёт, иголки везёт. От зари и до зари славят зиму снегири. Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В звезде найдёшь ты букву 3,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

(С. Маршак.)


Друзья

Зина и Зоя — друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и ку­паются на озере. Пасут козу на зелёной траве. Возят на возах арбузы и зерно. Зимой Зина и Зоя на улице. Моро­зец их не пугает. Зимними вечерами они читают «Мурзилку».

 

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Зима, зима в Загорске.

Зима явилась в гости.

От белизны блестят дома,

Старинные часовенки.

Зима, зима! Пришла зима!

Загорск стоит, как новенький.

(А. Барто.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА 3

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

за — зя зо — зё зу — зю зы — зи

зя — за зё — зо зю — зу зя — зы

за — зя — за зо — зё — зо зу — зю — зу

зы — зи — зы

Упражнение. Произносить (читать) слова.

зал — взял зол — козёл возы — вози

зайка — хозяйка зорко — зёрна низы — низина

назад — грозят узоры — озёра тазы — тазики

коза — козявка Трезор — призёр грузы — грузить

заяц — зяблик возок — везёт морозы — морозить

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Золотое зерно. Зелёные арбузы. Зимние узоры.

Запах бензина. Зеркальный зал. Изящная ваза.

Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке.

Закрытая корзина. Зелёные глаза. Грузовик с резиной.

Забавный зверёк. Зима и морозы. Резиновая Зина.

Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники.

Злой зверь. Заяц и козёл.

У забора Тузик. Зоя и Зина — друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взяла корзину. В этой кор­зине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайку бросила хозяйка.

Кузов грузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах у хозяйки слезинки дрожат.


Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

За то, что завял он

Зелёным в чулане,

Зимой отхлестал он

Хозяина в бане. (Берёзовый веник.)

(Т. Белозёров.)

Хозяйка

Не привык трудиться зайка, Где же зайка? Где же зайка?

Барсуку работать лень. Ты поди-ка разузнай-ка.

Только белочка-хозяйка Видно, зайка стал зазнайка,

За работой целый день. Раз забыл тебя, хозяйка.

(А. Стародубова.)

Заброшенное озеро

Ваня, Зина и Зоя работали в колхозе. Они грузили зерно в грузовики. Возили на возах воду и еду колхозникам. Один раз ребята были у озера. Озеро было заброшенное. Оно за­росло травой. Вода в озере была плохая. В озере никто не купался.

Зоя сказала, что озеро засыхает. Нет притока в него воды. Вот если к озеру выкопать канаву и пустить по ней воду. Зина сказала: «Потом очистить озеро от травы». Ва­ня вздохнул: «Неплохо, но много заботы». Однако Зина и Зоя сказали, что пионеры возьмутся за это дело. И кол­хозники помогут.


Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Как звенят колокольчики?

Как звенят колокольчики? Видя звёзд золотых огни,

Как звенят колокольчики, Потихоньку звенят они.

Колокольчики на лугу? При луне

Я подслушать их не могу! Звенят колокольчики,

Вероятно, звенят они А при мне

Поздно ночью, совсем одни, Не звенят они!

(О. Высотская.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Проказы старухи зимы

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зи­ма холодом, разметала листья. Птицам некуда деваться, и полетели за горы, за моря, где нет злой зимы. Другие за­бились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморо­зить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не замо­розила, им подо льдом не холодно.

Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова, везут их на обозах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зи­мы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт — и разгорится лицо.

Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, бли­зок конец зимы.

(По К. Ушинскому.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С—3

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

за — са зо — со зу — су зы — сы

зя — ся зё — сё зи — си зе — се

зва — сва зво — сво зву — сву звя — свя

зви — сви зве — све зла — ела зло — ело

злу — слу зля — сля зли — ели зле — еле

зма — сма змо — смо зму — ему зме — сме

зна — сна зно — сно зну — сну зне — сне

азма — асма озма — осма узма — усма

язма — ясма ёзма — ёсма юзма — юсма

изма — исма езма — есма

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками з и с.

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень, совхозы.

 

Упражнение. Произносить (читать) слова с прямыми слогами.

За — са

зал — сало замок — сапог назад — сад

зайка— сайка зальют — салют лизать — лиса

Лиза — лиса заперся — сапёр вязанка — санки

роза — роса уползай — кусай позади — посадил

коза — коса Захар — сахар залезать — салазки

заметёт — самолёт


Зо — со

зов — сон зорко — сопка зола — сова

зол — соль зонтик — сонный узор — сор

Зоя — соя возок — носок золотой — соловей

кузовок — совок

Зу —су

зуб — суп зубок — сурок козу — косу

вывезу — вынесу зубной — сукно грозу — росу

везу — несу мазут — пасут

внизу — снесу грызун — плясун

Зы — сы

зыбь — сыпь арбузы — бусы пузыр — сыр

козы — косы музыка — русый пузырёк — сырок

называть — посылать

Зя — ся, зё — сё

зябь — сядь озёра — сёла

зябкий — всякий козёл — осёл

изящный — висячий призёр — боксёр

позёмка — тесёмка

зёрнышко — сёдлышко

зиси

Зина — Сима резина — трясина зима — синева

зимний — синий бензин — керосин магазин — погасил

озимый—осина возил — носил корзинка — ворсинка

бузина — бусина зимовка — сиротка


зесе

зев — сев зерно — седло

зебра — серый музей — посей

зелень — сельдь газета — кассета

звасва, звесве, звосво

взвалить — свалить звон — свой

зверёк — сверчок взвод — свод

злиели, злоело, змесме

злить — слить взломать — сломать

злой — слой змей — смей

знасна, зносно

знать — снасть зной — сноп

Упражнение. Произносить (читать) слова с обратными слогами.

полозья — колосья разве — басня

резьба — тесьма разный — красный

возле — после гораздо — горластый

поздно — постно глазной — гласный

козлик — ослик азбука — астра

гвозди — кости грузный — грустный

грозный — рослый кузница — искусница

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку сойку мы назвали Зой­кой. Эту девочку с косой во дворе зовут «Козой». Вася во­зит песок, скрипит его возок. Вяжет бабушка носок не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок. Я несу корзину, внизу меня ждёт Сима. В грозу мы прятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегу идёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Зина и Сима взяли санки. На­ступил синий зимний вечер.

 

Загадка

Хоть сама и снег и лёд, а уходит — слёзы льёт. (Зима.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.

 


Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадки

Чудеса, чудеса — Колотили Острый Нос

Загорелись небеса! И точили Острый Нос.

Стали алы облака, Поработал Острый Нос —

Стала розовой река. Увезли зелёный воз.

(Заря.) (Коса.)

Осень.

Где бодрый серп гулял Осветило солнце ели,

и падал колос, Заглянуло в сосняки —

Теперь уж пусто всё— Все снежинки заблестели,

простор везде; Все зажглись, как огоньки.

Лишь паутины тонкий волос (Е. Тритнева.)

Блестит на праздной борозде.

(Ф. Тютчев.)

Берёзовый лес

За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно-зелёный.

Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цве­ты. От них — белых, синих, розовых, красных — рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут.

Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они терялись в непрестанном шелесте. Еле намечалась среди кус­тов дорога. Сладко пахло клубникой, горько — земляникой, берёзой, полынью.

(По И. Бунину.)

Золотое поле

Покуда глаз хватит — золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки — синие звёзды.

Ночлег зимой

Перед зарёй на берёзу сели тетерева. Без берёзы тетере­вам зиму не перезимовать. Поля засыпаны снегом, не найти зерна. А на ветках берёзы серьги. Их и едят тетерева.

Близилась ночь. Синий сумрак густел, опускался. Бли­зился снегопад. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где сегодня заночевать?

Задул ветер. Заколыхались ветки с задумавшимися пти­цами. Когда закат совсем погас, тетерева стали падать в снег. Они вонзались в снег. Заметёт воронку ветер. Зверь не найдёт. Захрустит под зверем снег — тетерев успеет взле­теть. В снегу гораздо теплее, чем на воздухе.

(Р. Снегирёв.)


Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Разыгрался ветер Вьётся и летает

На лесной поляне, Над колючей ёлкой;

Закружил осину А под ёлкой грузди

В красном сарафане. Замостили мостик...

И листок с берёзы До свиданья, ёлка,

Золотистой пчёлкой Приезжай к нам в гости!

(Е. Трутнева.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Как самовар запрягли

Про одно и то же разные люди могут по-разному рас­сказывать. Вот как самовар запрягли...

Сидел один мастер за самоваром. Пил чай. На самоваре чайник вздрагивает. Заметил это мастер и сказал: «Зря сила пропадает!» Запыхтел самовар. Задумал мастер ис­пользовать силу пара. Вынес самовар на поле. Приладил к нему колесо с ремнём. Стал кипятить самовар. От пара колесо завертелось, зерно молотить стало.

Захромал у мастера конь. Взял мастер самовар, поста­вил набок, колёса приладил. Поехал самовар. Паровозом стали его называть.

Как-то безветренное было лето. Мастер и тут использо­вал самовар. Загрузил его на корабль. Стали корабль назы­вать пароходом.

Так запрягли в работу ленивый самовар.

(По Е. Пермяку.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С — З — Ш — Ж ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш — С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ша — са шо — со шу — су ши — сы

са — ша со — шо су — шу сы — ши

аш — ас ош — ос уш — ус ыш — ыс

яш — яс иш — ис еш — ее ас — аш

ос — ош ус — уш ыс — ыш яс — яш

ис — иш ес — еш

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ш, с.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, ша­лость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, стар­ший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, сме­шинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

 

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ша — са

шапка — сайка шалун — салют

решать — тесать шахтёр — сапёр

мешать — писать шалаш — салат

лошадка — посадка шалфей — салфетка

шосо

мешок — лесок вершок — песок шорох — сорок

пушок — кусок ремешок — носок мышонок — спросонок

Шу — су

шутки — сутки пишу — несу шуметь — суметь

шумно — сумка пашу — пасу

пляшу — плясун

Ши — сы, ши — си

шитый — сытый ширь — сыр шило — сила

мыши — крысы шип — сыпь решил — спросил

ашас

ваш — вас кашка — каска рубашка — колбаска

наш — нас чашка — часто

башня — басня пашня — паста

страшный — красный

Ош — ос, ыш — ыс, яш — яс, юш — юс

грош — рос пошла — росла Яшка — ясный

камыш — кумыс клюшка — люстра

Еш — ес, иш — ис, иж — ис

пешки — песни мишка — миска стриж — рис

мешки — мести вишня — виснет

стишки — тиски

шлясля, шмесме, штосто, шпаспа

шляпа — слякоть шторы — сторож

шмель — смел шпалы — спали


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша — трусишка, страшно ему. Поспешишь — людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки и кукуш­ки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бес­шумно шуршат камыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Потешки Шутка

Ясама братишке Лёше Весёлая старушка

Тряпкой вытерла калоши. Весь день сегодня шьёт.

Чтоб не наследила кошка, За кругленькой катушкой

Сшила кошке я сапожки. Следит пушистый кот.

Я люблю свою лошадку, Устала шить старушка

Причешу ей шёрстку гладко, И села у ворот,

Гребешком приглажу А с кругленькой катушкой

хвостик Играть пустился кот.

И верхом поеду в гости. (Е. Стюарт.)

(А. Барто.)


Тише, тише, тише, тише, Шаг ровней держите, мыши!

Шелестят на крыше мыши, Люди сыты, кошки сыты,

Под мышиным серым флагом Для мышей столы накрыты.

Маршируют шаг за шагом. Затихает шорох шинный,

Впереди идут старшины, Наступает шаг мышиный.

Запевают гимн мышиный: Ночью пусть пируют мыши.

«Тише, тише, тише, тише. Тише, тише, тише, тише!»

(И. Токмакова.)

Серый плутишка

Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые.

Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не лю­бил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хоро­шо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

 

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Бабушкины руки

Это чья рубашка— Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Г. Браиловская.)


Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кув­шин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил, кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

 

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке игрушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками покрашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках.

Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним играли. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит петушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает.

Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, — думает,— съем я петушка».

Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный.

Весело смеялись над лисой медвежата.

(По Г. Куприянову.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж — 3

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

жа — за жо — зо жу — зу жи — зы

же — зе за — жа зо — жо зу — жу

зы — жи зе — же

ажна — азна ожда — озда ужно — узно

ижма — изма ежли — езли азна — ажна

озда — ожда узна — ужна изма — ижма

езли — ежли

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, за­кружить.

Жа — за

жал — зал жара — заря баржа — база

пожар — базар жалей — залей держать — дерзать

лужайка — зайка жакет — закат

лежать — лизать лёжа — берёза

сажать — сказать

бежать — вязать

Жо — зо

Жора — Зоя стожок — возок должок — дозор

лужок — узор флажок — глазок прыжок — разок


Жу — зу

жук — зуб грожу — грозу вижу — снизу

вяжу — везу брожу — грызу хожу — ползу

гляжу — внизу

Жи — зы, жи — зи

ножи — тазы кожи — козы

жидкий — зыбкий рыжий — сизый

жир — пузырь ёжики — языки

ежи — возы рыжики — музыка

похаживать — показывать снежинка — корзинка

наживать — называть лежи — вези

важный — разный тревожный — грозный

каждый — гораздо дождик — гвоздик

монтажник — проказник можно — поздно

дружный — грузный дорожный — паровозный

таёжный — слёзный пирожное — морозное

обождать — опоздать книжный — капризный

денежный — полезный нежный — резвый

подожди-ка — гвоздика

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привя­зали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пшеница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

 

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег.)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток.)


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Снежинки

Бумажный снег в корзинке Листья, как кораблики,

Олег давно припас. В воздухе кружат,

Летят, летят снежинки, Яблоки, как зяблики,

Над сценою кружась. Озябли и дрожат.


Загадка

Стоит под берёзою Кто в первом живёт,

Домик с окошком. Тот жужжит под берёзой,

Другой — на берёзе, А кто во втором —

И тоже с окошком. Тот кружит над берёзой.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ежик не побежал, а свернулся клуб­ком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Же­ня взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук.

Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день гово­рили об этом.

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на де­рево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок.

Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

(По В. Осеевой.)


Зимние забавы

Давно уже зима стала хозяйкой. Запорошила землю, замела дома и дороги. Кругом лежат снега. На окнах снежные узоры. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить всё живое. Даже дети не очень боятся зимы. Бегают на дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома.

Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала теплей одеться. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки. Лиза и Зоя занялись снежной бабой. А Женя проложил лыжню. Потом стали делать снежную горку. Снег возили на сан­ках. От тяжёлой работы детям жарко. Прибежали помогать другие ребята. Горку сделали, и первым съехал Женя.


ЗВУКИ Ш, Ж, С И З

Упражнение. Произносить (читать) слова.

шар — жар — базар — гусар

шаль — жаль — зал — сало

мешать — лежать — лизать — лиса

шапка — жалко — зайка — сайка

ушанка — ужасно — вязанка — санки

решать — бежать — вязать — писать

ноша — нажать — роза — роса

мешок — рожок — мазок — песок

порошок — пирожок — кузовок — голосок

пушок — лужок — возок — кусок

шутки — жуткий — мазут — сутки

ношу — хожу — везу — несу

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. На­таша и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелё­ные ландыши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по сне­гу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жо­ра решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Кол­хозники дружно вышли косить траву. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не ку­сает, а в дом не пускает. (Замок.)

 

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова.)


Дождик

Дождик Порезвиться захотели —

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки, На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров.)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне Только понаслышке.

Две серьёзных шишки. Удивились шишки:

Жили-были под сосной — Глупенькие мышки!

Две весёлых мышки. Чем же плохо нам висеть

И кричали мышки: Здесь, на нашей вышке!

— Эй, спускайтесь, шишки! Лучше мы вас пригласим:

Вы же знаете о нас — Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли при­думать.

Вот одна мышка и сказала:

— Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею звонок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

— Это бы хорошо, — сказала старая мышь, — да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой.)

В гостях у дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Поможешь мне. Приготовь мне постель, да перину хоро­шенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать сне­жок, а под ним — зелёная травка.

— Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? — спросила Маша.

— Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

 

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными мете­лями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда пада­ет снежок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся сне­жинки в воздухе. Ложатся на землю, крыши домов... Ти­шина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку — серебристые снежинки сра­зу тают.

 

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется.

«Обманул меня медведь, — думает лиса, — насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут — отсыпала зер­но».

Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда».

Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила мешок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь — проторгу­ешься!..»

(По И. Ракитину.)


Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось лисе поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала впе­рёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла.

Шла она, шла. Глядит — опять на дороге лиса лежит. Бабуся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не приснится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на рыжем пушистом лисьем меху!»

Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать ли­сиц. Возвратилась ни с чем бабуся — ни лисы, ни гуся!

 

Как ёжик шубу менял

Влесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подгото­вился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ежик спрашивает зайца:

— Ты где шубу сменял?

— Вот там, у старого дрозда.

— А мне нельзя сменять свою шубу?

— Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

— Я тоже хочу в белой шубе ходить.

— Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её.

Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад бу­дешь!

(А. Суконцев.)



ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ

Нормальная установка при произнесе­нии звука.

1. Кончик языка поднят к перед­ней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке зву­ка ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мыш­цы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посре­дине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходя­щая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно присту­пать лишь после постановки звука ш. Внача­ле необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по под­ражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражне­ний. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более удлинённо и напряжённо вследствие сильного давления языка на нёбо.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...