Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация шипящих, свистящих и аффрикатов




 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч—Ц

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ча — ца чо — цо чу — цу чи — цы че — це

ца — ча цо — чо цу — чу цы — чи це — че

ач — ац еч — ец ац — ач оц — оч

уц — уч яц — яч иц — ич ец — еч

ич — иц оч — оц уч — уц яч — яц

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и ч.

Лётчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отлич­ница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учитель­ница, чернильница, цыплёночек.

 

Упражнение. Произносить (читать) сочетания слов.

дача — яйца плечо — лицо бахча — овца

чеки — цепи челюсть — целый добыча — водица

чех — цех чиркнуть — циркуль меч — жнец

чайка — цапля жарче — сальце гречка — грецкий

Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый па­лец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Ска­чет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться — всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облу­чок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

На окне цветок колючий

Смотрит за околицу.

Вы его не троньте лучше —

Очень больно колется.

(Кактус.)

Осторожные

Смолк над лесом гром гремучий

Целых три часа назад.

Но грибы на всякий случай

Из-под зонтиков глядят.

(В. Орлов.)

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Пчела

На цветке сидит пчела, Наша пчёлка в хоботок.

До чего она мала. А цветок качается —

Набирает сладкий сок Это ей не нравится.

(К. Быкова.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Первый червяк

Повела курица цыплят учить червяков искать.

— Червяки бывают всякие, и найти их не просто, — учила курица.

Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хоте­лось первыми найти червяка.

Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

— Это и есть червяк, — кричал цыплёнок.

— Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.

После долгих трудов цыплята наконец откопали червя­ка, они понесли червяка своим братцам.

— Вот что такое червяк, — сказали цыплята и бросили гвоздь.

(По М. Петрову.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч—Щ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — ча що — чо щу — чу щи — чи

ще — че ча — ща чо — що чу — щу

чи — щи че — ще

ащ — ач ощ — оч ущ — уч ыщ — ыч

ящ — яч ющ — юч ищ — ич ещ — еч

ач — ащ оч — ощ уч — ущ ыч — ыщ

яч — ящ юч — ющ ич — ищ еч — ещ

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками щ и ч.

Чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часов­щик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий.

 

Упражнение. Произносить (читать) сочетания слов.

Ща — ча, щу — чу

гуща — куча освещать — свеча тащу — точу

пуще — туча помещать — помечать угощу — молчу

пищать — печать трещать — встречать щука — чурка

угощать — укачать

Щё — чё

щётка — чётка мощёный — мочёный

лощёный — точёный

сгущённый — копчёный


Щи — чи

щит — чиж тащить — точить лущить — получить

клещи — плечи трещит — рычит вещица — волчица

гонщик — гончий лещи — лечить ищите — учитель

ящик — мячик пищит — мычит

Ще — че

щель — качели щепка — чепчик щегол — чехол

щели — качели ущелье — ученье щетина — четыре

Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

 

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита до­щечка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носиль­щик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущённое молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка, ще­кочу ему бока. На припёке снег растаял, блещут в лужи­цах лучи. Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса.


Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Небылицы

Явидел подснежник в осеннем лесу,

Где заяц тащил по опушке лису

И волк за охотником крался.

Я слышал: охотник зубами стучал,

Я слышал, как он «Помогите!» кричал

И громко от страха смеялся!

Вчера я поехал пешком по дрова,

Под снегом вокруг зеленела трава.

Я из лесу дров не привёз целый воз

И тёр на жаре обмороженный нос!

(Т. Белозёров.)

Черныш

У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, до­щечки... Летом Черныш бегает во дворе.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Солнце улыбается в тысячу лучей,

Солнцем освещается

Тысяча вещей:

Луг, река, над речкой мост,

А по мосту едет воз,

На возу мешки с пшеницей,

На мешках сидит возница,

Высоко сидит возница,

С высоты видна станица.

(Е. Гуцало.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Живые удочки

Обитатели в море встречаются подчас удивительные.

Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла... удочка. Удочка оказалась длиннее самой хозяйки. Эта хищная рыба-удиль­щик живёт в глубинах и ловится редко. Там, где она живёт, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу.

Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёшки плывут посмотреть: что это светится? И конечно, они попадают в пасть рыбы.

Есть ещё электрические скаты — плоские и с хвостом вроде шила. Они защищаются электрическим током.

(Ю. Качаев.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц — Ч — Щ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ца — ча — ща цо — чо — що цу — чу — щу

цы — чи — щи це — че — ще ща — ча — ца

що — чо — цо щу — чу — цу щи — чи — цы

ще — че — це

ац — ач — ащ оц — оч — ощ уц — уч — ущ

яц — яч — ящ иц — ич — ищ ец — еч — ещ

ащ — ач — ац ощ — оч — оц ущ — уч — уц

ящ — яч — яц ищ — ич — иц ещ — еч — ец

Упражнение. Произносить (читать) слова.

овца — куча — гуща цапля — чайка — ищейка

цепь — чей — щель цирк — чирк — щит

лицо — плечо — ещё овца — бахча — борща

целина — четыре — щетина цемент — чехол — щегол

зацепка — чётко — щепка цеплять — чихать — щипать


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У гра­чей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебе­чут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червя­ков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несёт добычу. На улице досочки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоня­ется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий.

 

Упражнение. Составить ответы по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадки

Сам не видит и не слышит. Со мной ходи стрелять учиться,

Ходит, бродит, рыщет, свищет. На грядке ты меня ищи.

Кто навстречу попадётся, Могу попасть я метко в птицу,

Обнимает и дерётся. А чаще попадаю в щи.

(Ветер.) (Лук.)

Повернулось к солнцу

Золотое донце.

В донце оконца,

В оконцах щелкунчики,

Щелкунчики-грызунчики.

(Подсолнух.)

Ящерица

Витя и Ваня — товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её деть? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху прибили сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Поло­жили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

Роща

Весной в рощу прилетело много птиц. Всех приметней грачи и скворцы. Чёрные и проворные. Хлопочут птицы в чаще. Трещат сучья и веточки. Это птицы делают жилище. Лучисто светит солнце. Весело щебечут птицы. Птицы выво­дят птенцов. Птенцам нужна пища — жучки, червячки, гу­сеницы. Птицы ищут пищу не только в роще. Летают и на поля.

 

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Песенка точильщиков

Точим, точим, Припасы:

Точим нож! Масло, сало,

Будет очень Хлеб, колбасы,

Он хорош. Помидоры, огурцы —

Будет резать он Угощайтесь, молодцы!

(О. Дриз.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Рачок-мореход

После плавания мы чистили корабль от ракушек и тра­вы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Це­лая борода волочится у днища.

Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились к днищу рачки.

Чистили, чистили, а боцман говорит:

— В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.

Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман за­ставил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сби­вать — не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышеч­ку чуть-чуть приоткрыл.

«Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».

В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся ис­пытать в плаванье.

(По Г. Снегирёву.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ШЖС3Щ — ЦЧ

Упражнение. Произносить (читать) сочетания слов.

пишу — сижу — пасу — везу

пиши — лежи — неси — вези

кошель — сажень — кисель — кизил

решать — сажать — сосать — связать

пишу — к лицу — лечу

лещи — бойцы — лечи

щель — цель — качели

освещать — свеча

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Ученица ищет синий и жёлтый карандаши. Точильщик заточил ножницы, и они стали острые. Женя на цыпочках вошёл в незнакомое помещение. Звенят, журчат, сверкают на солнце потоки шумящих ручьёв. Большая ящерица за кучей жёлтого песка.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В теплице

Дед Мороз за дверью злится, На земле чудесной этой

Выше ворот поднимай! Урожай среди зимы:

А в теплице, а в светлице Помидоры зреют дружно,

Настоящий месяц май. И торчат во все концы

Здесь земля тепла, как летом. Длинноствольные, как пушки,

Хочешь, валенки сними. Великаны огурцы.

(Ю. Денисов.)


Прежде и теперь

Зайчишка-трусишка Артистом работает

Жил в чаще лесной. В цирке зайчишка.

Зайчишка-трусишка Вот марш раздаётся;

Дрожал под сосной. Дивятся кругом:

Под липой, под ёлкой Зайчишка несётся

От страха дрожал, На волке верхом!

От серого волка Ничуть не боится,

Едва убежал. А всё же и сам

А нынче зайчишка Порядком дивится

Уже не трусишка: Таким чудесам!

(С. Погореловский.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Добрый лев

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает: Ты чего, заяц, плачешь?

— Хочу в цирк, — отвечает заяц. — Но у двери стоит ли­са. Я её боюсь.

— Ладно, — говорит лев, — мы что-нибудь придумаем.

Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:

— Зайца в цирк не пущу!

— Как это не пущу? — возмутился лев. — Разве нельзя взять с собой бутерброд? Лиса ничего не могла сказать.

Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть.

(Н. Майборода.)

Просчитался

Жил в своём логове волк. Жилище он не чинил и не чистил. Оно было грязное и старое — того и гляди разва­лится.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

— Прости меня, пожалуйста, дружище! — сказал слон. — Я нечаянно и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша ещё крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать новый дом.

— Стой! — закричал волк. — Ты что же думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

— Вот тебе новый дом! — сказал слон и ушёл.

— Ничего не понимаю! — удивился волк. — То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...

— Дурачина ты! — прокаркал ворон. — Не видишь раз­ницы между трусостью и воспитанием.

(По С. Михалкову.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...