Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительные упражнения.




Упражнение для развития напора вы­дыхаемого воздуха. Просунуть между зу­бами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.

1) Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние перед­ние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имити­рующий звук т. (При произнесении изолиро­ванного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произ­несение звука происходит в момент размы­кания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором силь­ной струи выдыхаемого воздуха. Губы на­пряжены, растянуты в улыбке. Контроль ла­донью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняет­ся при произнесении звука ц.

Примечание. При произнесении зву­ка, имитирующего звук т, кончик языка упи­рается в верхние передние зубы (как при про­изнесении твёрдого звука т), и цель упраж­нения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напря­жённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отска­кивании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посредине языка. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышит­ся короткий звук ц.

Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размы­каются, и поэтому слышится короткий звук с.

3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.

Примечание. Иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если рот широко открыт.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ац, оц, уц, ыц, яц, ёц, иц, ец.

ац — оц — уц — ыц ыц — уц — оц — ац

яц — ёц — иц — ец ец — иц — ёц — яц

ац — яц — оц — ёц ыц — иц — уц — ец

ёц — оц — яц — ац ец — уц — иц — ыц

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: мат-рац, бо-ец.

Ац, ёц, иц, яц

Паяц, матрац, клёцки, шприц.

ец

Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.

 

2. Без ударения на слоге.

Образец: коло-дец.

Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беже­нец, колодец, мизинец.


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: У Вовы ранец. Во дворе колодец.

Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Мо­розец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там ру­бец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.

 

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

 


Упражнение. Произносить (читать) текст.

Братец

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ва­ней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Мо­жет сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вы­растет Ваня — будет молодец.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ца, цо, цы, це.

ца — цо — цы — це це — цы — цо — ца

цо — цы — це — ца цы — це — ца — цо

ца — це — цы — цо цо — це — цы — ца

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: ли-цо, жилъ-цы.

Ца, цо

Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.

Цы, ци

Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.

це

Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка.

 

2. Без ударения на слоге.

Образец: зай-цы, мелъни-ца.

ца

Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, грани­ца, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конни­ца, кузница, луковица, пуговица, царапина.

Цы, ци

Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуго­вицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыган­ка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице морозец, бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца.

 

Загадка

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножни­цы.)


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Посылали молодицу

На улицу по водицу.

А водица далека,

А бадейка велика.

Ты, девица, не ходи,

Молодица посиди.

На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Ци­бик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.


Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Цыплята

Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился пер­вым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып.

Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка — Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып.

Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.

(По М. Петрову.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц —С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ца — са цо — со цу — су цы — сы

са — ца со — цо су — цу сы — цы

аца — аса ацо — асо ацу — асу ацы — асы

аса — аца асо — ацо асу — ацу асы — ацы

ац — ас оц — ос уц — ус ыц — ыс

яц — яс иц — ис ец — ее ас — ац

ос — оц ус — уц ыс — ыц яс — яц

ис — иц ес — ец

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и с.

Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый.

Ца — са, цо — со, цу — су

овца — оса кольцо — колесо к лицу — лису

пыльца — полоса цокот — сокол к кольцу — к колесу

цапля — сабля

Цы — сы

цып-цып — сыпь-сыпь ресницы — волосы куцый — русый

овцы — косы умельцы — рельсы цыкать — сыпать

концы — носы

Це— се

цель — кисель ценный — осенний цедить — сердить

целый — серый цены — сено целина — седина


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Целый стакан. Сломанное деревцо. Пёстрая курица. Све­жая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела си­ница. Скворец принёс гусеницу. Целый день сияло солнце. Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.

 

Загадка

На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его... (скворец).


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

 

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила —

Стало дома весело. (Лампа.)

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев осо­бенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревцо погибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают домики. Прилетают скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спа­сают посевы. Берегите птиц.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Лиса и цапля

(Сказка)

Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и раз­мазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и гово­рит:

— Ешь, цапля, вкусная кашица!

Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Оби­делась цапля на лисицу.

Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:

— Ешь, лисица, вкусная кашица!

Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин кашицы съела.

Поняла лисица, что за хитрость цапля отплатила хит­ростью.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц — Т

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ца — тя цо — те цу — тю цы — ти це — те

тя — ца те — цо тю — цу ти — цы те — це

ац — ать оц — оть уц — уть яц — ять ец — еть

ать — ац оть — оц уть — уц ять — яц еть — ец

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и т.

Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

 

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Цы (ци) — ти, це — те

цирк — тир цепкий — терпкий

цыкать — тикать ценный — тесный

цыплята — тигрята сцены — стены

медицина — Валентина целлофан — телефон

Ец — еть, яц — ять

борец — гореть глупец — глупеть заяц — лаять

боец — болеть кузнец — тускнеть месяц — десять

жилец — жалеть молодец — молодеть паяц — паять

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поли­вает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы су­шатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нету месяца — темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, ку­рицы-наседки, добрые соседки.

Загадки

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Мор­ковь.)

Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их. (Трое.)

В ярком платье модница — погулять охотница.

От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает. (Ба­бочка.)


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Буква Ц

Букв немало мы узнали, Цирк откроется в субботу,

Добрались до буквы ц. Уж приехали борцы.

Есть слова, где ц — в начале, В цех явились на работу

Где — в средине, где в конце. Молодые кузнецы.

Цепь, цветок и цифра — тут В каждой строчке — буква ц,

Ц в начале все прочтут, Словно камушек в кольце.

А в словах отец, боец И на каждой есть странице,

Ц мы пишем под конец. На границе и в столице.

Цапля ходит по болоту, И в цыплятах на крыльце

Ждут в гнезде её птенцы. Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов.)


Цыплята и утята

У курицы было десять цыплят, а у утки — пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.

Одиннадцатый цыплёнок

Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А од­но яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннад­цатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.

Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка.

Пошёл цыплёнок дальше и увидел щенков. Но и они не знали, как зовут цыплёнка. Стало темно. Цыплёнок за­брался в уголок и уснул.

Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.

— Ты кто? — спросил незнакомец.

Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков.

«Мы — цыплята!» — кричали они. И цыплёнок узнал своё имя.

(По М. Петрову.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч

Нормальная установка при произнесе­нии звука.

1) Кончик языка поднят к перед­ней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отска­кивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.

2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3) Зубы сближены либо сомкнуты.

4) Воздух выдыхается толчком и про­ходит посредине языка; на ладони, подне­сённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

5) Звук ч глухой и мягкий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...