Подготовительные упражнения.
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т. Упражнения для языка. 1) Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки. Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц. Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается. 2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным. Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посредине языка. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц.
Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с. 3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка. Примечание. Иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если рот широко открыт. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: а — ц, о — ц, у — ц, ы — ц, я — ц, ё — ц, и — ц, е — ц. ац — оц — уц — ыц ыц — уц — оц — ац яц — ёц — иц — ец ец — иц — ёц — яц ац — яц — оц — ёц ыц — иц — уц — ец ёц — оц — яц — ац ец — уц — иц — ыц Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге. Образец: мат-ра — ц, бо-е — ц. Ац, ёц, иц, яц Паяц, матрац, клёцки, шприц. ец Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.
2. Без ударения на слоге. Образец: коло-де — ц. Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, колодец, мизинец. Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках. Упражнение. Произносить (читать) предложения. Образец: У Вовы ране — ц. Во дворе колоде — ц. Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Упражнение. Произносить (читать) текст. Братец У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: ца, цо, цы, це. ца — цо — цы — це це — цы — цо — ца цо — цы — це — ца цы — це — ца — цо ца — це — цы — цо цо — це — цы — ца Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге. Образец: ли-цо, жилъ-цы. Ца, цо Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый. Цы, ци Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый. це Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка.
2. Без ударения на слоге. Образец: зай-цы, мелъни-ца. ца Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина. Цы, ци Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках. Упражнение. Произносить (читать) предложения. На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице морозец, бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца.
Загадка Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.) Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Упражнение. Произносить (читать) тексты. Посылали молодицу На улицу по водицу. А водица далека, А бадейка велика. Ты, девица, не ходи, Молодица посиди. На границе Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст. Цыплята Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып. Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка — Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя. (По М. Петрову.) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц —С Упражнение. Произносить (читать) слоги. ца — са цо — со цу — су цы — сы са — ца со — цо су — цу сы — цы аца — аса ацо — асо ацу — асу ацы — асы аса — аца асо — ацо асу — ацу асы — ацы ац — ас оц — ос уц — ус ыц — ыс яц — яс иц — ис ец — ее ас — ац ос — оц ус — уц ыс — ыц яс — яц ис — иц ес — ец Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и с. Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый. Ца — са, цо — со, цу — су овца — оса кольцо — колесо к лицу — лису пыльца — полоса цокот — сокол к кольцу — к колесу цапля — сабля Цы — сы цып-цып — сыпь-сыпь ресницы — волосы куцый — русый овцы — косы умельцы — рельсы цыкать — сыпать концы — носы Це— се цель — кисель ценный — осенний цедить — сердить целый — серый цены — сено целина — седина Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках. Упражнение. Произносить (читать) предложения. Целый стакан. Сломанное деревцо. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Целый день сияло солнце. Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.
Загадка На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его... (скворец). Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Упражнение. Составить предложения по картинкам. Упражнение. Произносить (читать) тексты. Загадка Привела я солнце На своё оконце, К потолку повесила — Стало дома весело. (Лампа.) Наши друзья В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревцо погибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают домики. Прилетают скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Берегите птиц. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст. Лиса и цапля (Сказка) Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и размазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и говорит: — Ешь, цапля, вкусная кашица! Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Обиделась цапля на лисицу. Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит: — Ешь, лисица, вкусная кашица! Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин кашицы съела. Поняла лисица, что за хитрость цапля отплатила хитростью. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц — Т Упражнение. Произносить (читать) слоги. ца — тя цо — те цу — тю цы — ти це — те тя — ца те — цо тю — цу ти — цы те — це ац — ать оц — оть уц — уть яц — ять ец — еть ать — ац оть — оц уть — уц ять — яц еть — ец Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и т. Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.
Упражнение. Произносить (читать) слова. Цы (ци) — ти, це — те цирк — тир цепкий — терпкий цыкать — тикать ценный — тесный цыплята — тигрята сцены — стены медицина — Валентина целлофан — телефон
Ец — еть, яц — ять борец — гореть глупец — глупеть заяц — лаять боец — болеть кузнец — тускнеть месяц — десять жилец — жалеть молодец — молодеть паяц — паять Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках. Упражнение. Произносить (читать) предложения. Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нету месяца — темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки. Загадки Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.) Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их. (Трое.) В ярком платье модница — погулять охотница. От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает. (Бабочка.) Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения. Упражнение. Произносить (читать) тексты. Буква Ц Букв немало мы узнали, Цирк откроется в субботу, Добрались до буквы ц. Уж приехали борцы. Есть слова, где ц — в начале, В цех явились на работу Где — в средине, где в конце. Молодые кузнецы. Цепь, цветок и цифра — тут В каждой строчке — буква ц, Ц в начале все прочтут, Словно камушек в кольце. А в словах отец, боец И на каждой есть странице, Ц мы пишем под конец. На границе и в столице. Цапля ходит по болоту, И в цыплятах на крыльце Ждут в гнезде её птенцы. Тоже есть две буквы ц. (Л. Дьяконов.) Цыплята и утята У курицы было десять цыплят, а у утки — пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли. Одиннадцатый цыплёнок Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А одно яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннадцатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать. Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка. Пошёл цыплёнок дальше и увидел щенков. Но и они не знали, как зовут цыплёнка. Стало темно. Цыплёнок забрался в уголок и уснул. Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый. — Ты кто? — спросил незнакомец. Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков. «Мы — цыплята!» — кричали они. И цыплёнок узнал своё имя. (По М. Петрову.) ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч Нормальная установка при произнесении звука. 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. 3) Зубы сближены либо сомкнуты. 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха. 5) Звук ч глухой и мягкий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|