Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительные упражнения.




Упражнение. Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уз­дечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ре­бёнок выполняет с помощью логопеда, кото­рый подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части.

Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слы­шаться звук щ. При этом язык должен пру­жинить. Упругость языка и щель регулиру­ются логопедом за счёт давления пальцем. Необходимо добиться долгого зву­чания. Для большей наглядности при про­изнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребёнком.

Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносит­ся звук ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При пра­вильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускаю­щим частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесе­нии звука ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.

Упражнение без помощи логопеда. Па­лец под язык подкладывает и прижимает сам ребёнок.

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не по­лучается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ща, щу, щё, щи, ще.

ща — щу — щё ща — щи — ще щу — щи — ще

щё — щи — ще ща — щу — щи ща — щё — ще

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.

 

1. С ударением на слоге.

Образец: щу-ка, пи-щатъ, та-щи.

ща

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

щу

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

щё

Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощё­ный, сгущённый.

Щи, ще

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.


2. Без ударения на слоге.

Образец: ве-щи, пло-щадъ.

Ща, щу

Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, бле­щут, плещут, на ощупь.

щи

Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.

 

Упражнение. Произносить (читать) обратные слоги.

Образец: ащ —, ощ —, ущ —, ыщ —, ящ —, ющ —, ищ —, ещ —.

 

ащ — ощ — ущ — ыщ ыщ — ущ — ощ — ащ

ящ—ющ—ищ—ещ ещ — ищ—ющ—ящ

ащ — ящ — ащ ущ — ющ — ущ

ощ — ещ — ощ ыщ — ищ — ыщ

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Образец: еещъ —, това-рищ —.

Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Вова поймал леща. Щи варят из овощей. Миша надел плащ —. Волк хищный зверь.

 

Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. Плещут флаги в Первомай, блещет свежая листва. В роще аист крыльями полощет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В си­нем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!

 

Загадка

Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

 

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) текст.

Под одним плащом

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.

— Давай накинем плащ и пойдём вместе, — сказал Митя.

Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому троту­ару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.

 

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щен­ки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.

— Давай лаять, — говорит один щенок.

— Давай, — согласился другой щенок. Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.

— Испугался! — радуется первый щенок.

— Убегает! — говорит другой щенок. Весело лают щенки.

(По М. Петрову.)

Щеглята

Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево по­глядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпустили Витю. Ещё летать не умели, по веткам уди­рали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дро­жащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — ся щу — су щё — сё щи — си

ся — ща сю — щу сё — щё си — щи

ащ — ась ощ (ощь) — ось ящ — ясь

ющ — юсь ищ — ись ещ (ещь) — есь

ась — ащ ось — ощ (ощь) ясь — ящ

юсь — ющ ись — ищ есь — ещ (ещь)

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

 

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

 

3. Слова со звуками щ и с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, но­сище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоя­щий, освещение, восхищение, светящийся.


Упражнение. Составить предложения по картинкам.

 

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс —

Настоящий!

(А. Барто.)

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить ры­бу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и ка­рась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

 

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был силь­ный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Се­ня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Ва­ся увидел, что щека у товарища побелела.

— Три щёку, Сеня!

— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня. Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

 

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол А Маша не боится

В клетке на окошке, Ни кошки, ни щегла.

Третий год ему пошёл, Щеглу дала напиться,

А он боится кошки. А кошку прогнала.

(А. Барто.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому за­щищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы люби­ли слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкра­лась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не успела схватить Фому.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЩШ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — ша щу — шу щи — ши ше — ще

ша — ща шу — щу ши — щи ще — ше

ащ — аш ющ — юш ещ — еш

аш — ащ юш — ющ еш — ещ

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ща — ша

гуща — туша пищать — лишать

чаща — чаша трещать — решать

роща — пороша щавель — шалфей

помещать — помешать навещать — вешать

обещать — мешать укрощать — украшать

Щё — шё

щёлк — шёлк щётка — шёрстка мощёный — гашёный

щёки — шёпот лущёный — тушёный

Щу — шу

пищу — пишу угощу — укушу щука — шубка

прощу — прошу помещу — спешу

Щи — ши

пищи — пиши защита — зашита плащи — наши

трещи — реши лещи — ерши вещи — ваши

Ще — ше

щепка — шейка ищет — пишет вращение — решение

щебет — шелест пуще — тише

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще­бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и за­пищал. Мише и Паше было смешно.


Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу­ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

 

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас­топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро­мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел на ветке...

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхи­щался героизмом маленькой пташки.

(По И. С. Тургеневу.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц

Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т.

Нормальная установка при произнесе­нии звука.

1) Кончик языка, как при произне­сении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, бо­ковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размы­кается с нёбом. Кончик языка слегка отдёр­гивается от нижних зубов, усиливая тем са­мым толчок воздушной струи.

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомк­нуты или сближены. При произнесении глас­ного звука в прямых слогах зубы размы­каются.

4) Воздух выдыхается толчком в мо­мент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный по­ток воздуха.

5) Звук ц твёрдый, глухой.

Звук ц образуется при слиянии звуков т и с.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует поста­новку звука ц по подражанию.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...