Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научное познание психических явлений и его результаты

Если обыденное познание психических явлений исходно опирается на непосредственно-чувственные данные и эмо­циональные переживания, возникающие в повседневном опыте субъекта, то научное познание психики предполагает со-

64


блюдение ряда строгих процедур и требований, которых придерживаются в любой сфере научной деятельности (см. выше).

Поиск объективных методов исследования и обоснование способов анализа и объяснения психических явлений — это проблемы, сохраняющие свою актуальность с момента появ­ления научной психологии. Причиной этого выступает свое­образие онтологии психических явлений. Трудности в выде­лении онтологических аспектов психики не всегда позволяют распространять на психические явления гносеологические принципы анализа из других естественно-научных областей познания. Поэтому при изучении психических явлений воз­никает необходимость в построении конкретно-научной ме­тодологии.

Заметим, что в настоящее время широкое распростране­ние получили способы теоретического анализа психических явлений, которые применяются в рамках методологических подходов, игнорирующих онтологические особенности пси­хики. Это связано с тем, что не существует полного согласия между научными направлениями в том, что такое психика, что относить к категории психических явлений. Вместе с те'м в настоящее время существуют также активные попытки «рас­творить» естественно-научные аспекты анализа психических явлений в рамках методологической организации гуманитар­ных и социальных исследований (Розин, 2000). Поэтому по­лезно поставить вопросы о том, каковы особенности совре­менных научно-психологических знаний и в чем заключается содержание основных методологических подходов в рамках естественно-научного анализа психических явлений.

Каковы основные формы психологических знаний и способы их получения? Каков состав и структура современных научных психологических знаний?

Современная психология располагает широким диапазо­ном описательных и объяснительных знаний. Вместе с тем психологические знания имеют различную степень верифи-

65

5. Заказ №4624.


цированности. Существуют как религиозно-мистические знания, основанные на вере, умозрительных предположени­ях и интерпретациях, так и тщательно проверенные во мно­жестве экспериментальных процедур знания научные.

Можно указать два источника получения описательных знаний о психических явлениях. Во-первых, это регистрация психических явлений, которые субъект фиксирует и описы­вает на основе самонаблюдения, интроспекции, рефлексии. Результаты такого познания носят субъективно-описатель­ный (феноменологический) характер и называются феноме­нами. Во-вторых, это эмпирические объективно-описатель­ные знания, получаемые путем регистрации, измерения и фиксирования различных параметров поведения, действий, способов общения. Когда такие результаты фиксируются с помощью приборов и методов измерения, они получают ста­тус научных фактов.

Наряду с описательными знаниями в психологии сущест­вуют знания объяснительные, теоретические, которые на­правлены на установление причин, лежащих в основе фак­тов и феноменов. Такие знания необходимы для построения объяснений с целью предсказания определенного круга яв­лений. По степени обоснованности и способам использова­ния полезно различать разные способы объяснения психи­ческих явлений.

Если в самой общей форме попытаться развести различ­ные объяснения (теории), на которые опираются в психо­логии, то можно выделить объяснения, основанные на зна­нии эмпирических закономерностей, и объяснения, опира­ющиеся на гипотезы (гипотетические предметы, модели, связи), — теоретические объяснения. Последние, в свою очередь, можно разделить на: а) обыденные объяснения, основанные на допущениях и предположениях «здравого смысла» и феноменологии субъекта; б) умозрительно-мис­тические и религиозно-мистические объяснения, ссылаю­щиеся на недостаточно обоснованные или недоступные по­знанию, трансцендентальные основания; в) научные объя­снения и теории (см. выше).

66

 


Таким образом, результаты научного познания фиксируют­ся с помощью знаково-символических средств и включают:

описательные знания о психических явлениях, которые скла­
дываются из двух источников:

эмпирические знания (объективно-описательные): ре­
гистрация и фиксирование результатов, получаемых
путем непосредственного чувственного восприятия
различных параметров поведения, действий, спосо­
бов общения людей. Когда такие результаты фиксиру­
ются с помощью методов измерения и приборов, они
получают статус научных фактов;

феноменологические знания (субъективно-описатель­
ные): субъективная регистрация и описание психиче­
ских явлений (феноменов), которые субъект наблюда­
ет и познает путем «заглядывания внутрь себя» — на
основе самонаблюдения и интроспекции. Результаты
такого познания называют феноменами;

• знания объяснительные, которые направлены на установле­
ние причин (объяснение) фактов и феноменов. При этом
следует различать разные способы объяснений:

эмпирические объяснения: в таких объяснениях причи­
ны явлений наблюдаемы и представляют собой другие
явления. Такие наблюдаемые причинно-следствен­
ные отношения и связи между явлениями называют
эмпирическими закономерностями;

теоретические объяснения (психологические теории):
объяснение фактов и феноменов строится на основе
предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых
причинах, основаниях, сущностях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...