Формы приспособления животных к среде обитания
1. Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где оно обитает. 109 2. Скорость изменения организма должна быть не ниже 3. Изменения признаков у организмов в процессе приспо 4. Способы адаптации организмов зависят от скорости из
• приспособление к медленным изменениям среды обеспе • приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям
5. Чем выше организация вида, тем больше изменчивость 6. Для существования живого организма в быстро меняю Деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений
А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец Теория эволюционного формирования и развития психики в зависимости от двигательной активности живых организмов В разработке и построении этой теории А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец отталкивались от анализа тех критериев, на
110 которые опирались в философии и естествознании при определении психических явлений. Что такое психика? Каковы самые простые формы психических функций? Альтернативные гипотезы о появлении психики, которые выдвигались в истории развития взглядов на психические явления: • религиозно-мистическое происхождение психики. Пси • появление психики связано с появлением человека и чело • существует всеобщая одухотворенность природных явле • психика есть атрибут только живой материи; • психика присуща только организмам, имеющим нервную Все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных. Объяснительные принципы 1. Что выступает единицей жизнедеятельности организ ма в контексте психологического анализа? Единицей жизненного процесса выступает деятельность — целенаправленная активность, в которой реализуется то или иное жизненное отношение субъекта к действительности, которая обеспечивает взаимодействие организма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма. 111 При этом под исходными формами деятельности понимаются всевозможные жизненно необходимые или жизненно важные отношения и связи живого организма с окружающим миром (внешней средой), которые активно воспроизводятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлетворение какой-либо потребности.
Позднее в процессе эволюции животных организмов, антропогенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производные типы и виды деятельностей (см. ниже). 2. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятель ности? Наиболее простая форма жизни представляет собой процессы внутренней активности организма, которые: а) запускаются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддерживают жизнедеятельность. Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедеятельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможности самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обитания, которая обладает набором биологически значимых параметров и может рассматриваться как относительно однородная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами. 3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюцио нирование животных организмов и их функциональное совер шенствование? Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда новых функций. 112
• Раздвоение изначально единого процесса жизнедеятель • Функции поведения: а) заключаются в активном приспо • Функции поведения обеспечиваются эволюционным раз Выделение функций поведения в жизнедеятельности живого организма — необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в среде обитания; б) функций, обеспечивающих предварительную ориентировку в среде обитания.
4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передви жения и развитие органов чувств? Эволюционное формирование простейших органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости — реакций, возникающих только при непосредственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности — ориентировке организма в направлении к жизненно важным объектам (которые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный характер. Такие формы поведения и ориентировки во внешней среде (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одно- 113 8. Заказ №4624. клеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов (Фабри, 1993). 5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций)? Чувствительность выступает исходной формой психических явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспечивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде. Наличие чувствительности у живого организма выступает критерием, по которому можно судить о наличии элементарных форм психики. Дифференциация внутренней и внешней чувствительности эволюционно необходима для согласования: а) направления внешней поведенческой активности животного в среде обитания б) с текущим внутренним органическим состоянием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недостатка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соответствующим образом изменять направленность своего поведения и ориентироваться на различные объекты. Это значит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) изменением внутренне переживаемых потребностных состояний нужды; б) изменением поведенческой активности в среде, направленной на строго определенные объекты (мотивы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.
6. Какие факторы детерминируют эволюционное формиро вание и развитие психических функций? Приспособление животных к сложным, предметным, динамическим условиям окружающей среды в процессе эволюции обусловливает усложнение функционально-струк- 114 турного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психического отражения (психической ориентировки) и совершенствованию органов чувств. А. Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функций, имеет следующую направленность: изменение окружающей среды -> необходимые для выживания и приспособления изменения в поведении (деятельности) животных организмов -* необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих организацию новых форм поведения (деятельности) -> формирование и развитие новых структурных особенностей организма — органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга. 7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволюции? Изменение деятельности (поведения) животных в филогенезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях: • изменение и расширение биологического значения раз • изменение состава действий, операций (поведения, двига Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфологических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая активность.
115
Второе направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с усложнением условий окружающей среды, в которых животному приходится реализовывать все более сложные формы поведения, которые требуют более сложных двигательных приемов и способов их организации. 8. Каким законам подчиняется формирование новых психи ческих функций в процессе эволюции? Изменение строения деятельности в филогенезе и в онтогенезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порождению, развитию и усложнению обеспечивающих ее психических функций. • Уровень психического отражения (особенности образа и • В процессе эволюции формы психического отражения • Связанные с эволюцией психики анатомо-морфологиче- Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее количество свойств таких объектов может быть выявлено, зафиксировано и может включиться в состав психического образа при реализации ориентировочно-исследовательских операций с помощью органов чувств. Поэтому в процессах эволюционного развития и формирования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объектом, а в качестве производных результатов выступают новые 116 ную анатомо-морфологическую организацию нервной системы. Ориентировка поведения реализуется на основе отражения отдельных свойств внешнего мира. Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды. Значительно преобладают врожденные формы поведения. Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражитель; б) во временном распространении врожденных двигательных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации). При этом можно выделить: а) низший уровень сенсорной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скорости и направления передвижения с целью избежать неблагоприятных условий существования; б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иглокожие, в поведении которых появляется поиск благоприятных условий существования на основе сложных таксисов. Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нервной системы: дифференцированные и усложненные головные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных). Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целостный образ объекта (перцепция). Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэтому поведение разделяется на операции, которые обеспечивают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимодействия с предметом потребности. Наблюдается разнообразие навыков, которые приобретаются на протяжении жизни путем упражнения. В поведении становится возможным 118 классическое и оперантное обусловливание, что проявляется в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций). При этом можно выделить: а) низший уровень перцептивной психики: высшие членистоногие, головоногие моллюски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающиеся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, млекопитающие). Стадия интеллектуальной психики характеризует животных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга. Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпредметных связей и отношений в непосредственно воспринимаемом поле жизнедеятельности. Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («ин-сайт»), путем ситуативного «одномоментного» установления («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов животных инструментальных задач) на основе разделения действий животного во времени на подготовительную фазу и исполнительную фазу. Наблюдается широкий перенос навыков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации. При решении задачи животные начинают пользоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта (Фабри, 1993).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|