Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чем характеризуются знаково - символические системы , используемые в науке ?

Существует ряд признаков, которыми характеризуются развитые формы знаково-символических средств и терми­нов в науке.

• Наличие базисных знаков и правил образования состав­
ных и производных знаков (морфология).

• Грамматическая соотнесенность с другими знаками — син­
таксические правила, на основе которых из базовых знаков
строятся более сложные знаковые последовательности в
форме «высказываний» и моделей.

• Система фиксирования знаков, система записи или изоб­
ражения.

• Метаязык системы — использование другой знако-
во-символической системы (обычно естественного язы­
ка) с целью описания: а) базисных знаков; б) правил их
трансформации в более сложные единицы — морфологи­
ческие и синтаксические правила.

• Наличие ряда «логик знаковой системы»: а) логики соот­
ветствия знаковой системы отражаемой действительности
(логики предметной отнесенности); б) логики внутрисис­
темных операций со знаками (логики допустимых преоб­
разований знаковых моделей); в) логики приложения зна-
ково-символической системы к решению различных прак-
тико-прикладных и научно-теоретических задач (Лурия,
1979, Соломоник, 1995).

Например, такими характеристиками обладают: матема­тические знаково-символические системы; структурные формулы, фиксирующие химические вещества и реакции;

45


. - -.


формализованные (выражаемые через условные буквенные переменные) физические понятия, законы и физические модели.

На какие виды знаково - символических (семиотических) действий опирается человек?

В течение индивидуальной жизни каждый человек необ­ходимо вынужден овладевать разными знаково-символиче-скими системами. Это значит, что субъект овладевает спосо­ бами использования знаково-символических средств, которые обеспечивают решение разнообразных задач и организацию выполнения различных действий. Такие способы использо­вания знаков и символов в психологии фиксируются терми­ном «знаково-символические (семиотические) действия» (Салмина, 1988; Глотова, 1990).

Указание (индексация) — единичные знаково-символиче­
ские средства используются в присутствии объекта дейст­
вия (обозначаемого) с целью его выделения, фиксирова­
ния.

Замещение единичные знаково-символические средства
используются в отсутствии предмета действия (обозначае­
мого) для замещения ситуаций, объектов, действий без
раскрытия их содержания.

Кодирование-декодирование — в отсутствии обозначаемых
предметов или явлений используются системные знако­
во-символические средства с целью передачи сложных со­
общений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и
связи, которые характеризуют замещаемое содержание.

Схематизация — операции и действия, обеспечивающие
установление иерархической категоризации различных
понятий, формирование схем мышления, на основе кото­
рых осуществляется ориентировка в сложных структури­
рованных отношениях и связях, характерных для опреде­
ленных предметных ситуаций и областей.

Моделирование знаково-символические средства ста­
новятся объектом действий, в результате которых субъект

46


получает новые знания о замещаемом содержании. Моде­ли могут быть: а) материально-предметными (например, уменьшенные материальные копии каких-либо объектов); б) буквенно-цифровыми (например, логико-математиче­ские расчеты на основе формализованных физических за­конов); в) пространственно-графическими (например, пространственно-структурные формулы молекул химиче­ских соединений, а также их преобразований).

Проблемы, связанные с овладением научными

Знаниями

Отношение научного исследования и научных

Знаний к объективной реальности. Валидность в организации научного исследования и его результатов

При овладении современными научными знаниями при­ходится сталкиваться с ситуациями, когда возникают затруд­нения при разведении: а) объективно существующих явле­ний; б) знаний и представлений о таких явлениях, которыми располагает наука и которые фиксированы в знаково-симво­лических средствах. В связи с этим в научном исследовании следует различать:

исследуемую реальность ту сторону процессов и явлений,
которая вычленяется в качестве предмета исследования;

идеальное исследование — представления ученого об иссле­
дуемой реальности (может быть неверным или отличаться
от общепринятых позиций), а также полностью принци­
пиально недостижимые, но предполагаемые ученым спо­
собы организации и осуществления исследовательской де­
ятельности с целью подтверждения гипотез и достижения
результатов;

реальное исследование реальная организация и осуществ­
ление исследовательской деятельности с целью подтверж­
дения гипотез, которые никогда полностью не соответст­
вуют идеальному исследованию.

47


 

Между указанными объективными и субъективными со­ставляющими научной деятельности имеется три типа воз­можных соответствий или несоответствий, которые состав­ляют различные виды валидности:

теоретическую валидность — степень соответствия иде­
ального исследования (теоретическими представления­
ми ученого) объективной реальности;

внешнюю валидность степень соответствия реального ис­
следования, его результатов и выводов изучаемой объек­
тивной реальности;

внутреннюю валидность степень соответствия реального
исследования идеальному исследованию (Дружинин,
1997)

Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...