Чем характеризуются знаково - символические системы , используемые в науке ?
Существует ряд признаков, которыми характеризуются развитые формы знаково-символических средств и терминов в науке. • Наличие базисных знаков и правил образования состав • Грамматическая соотнесенность с другими знаками — син • Система фиксирования знаков, система записи или изоб • Метаязык системы — использование другой знако- • Наличие ряда «логик знаковой системы»: а) логики соот Например, такими характеристиками обладают: математические знаково-символические системы; структурные формулы, фиксирующие химические вещества и реакции; 45 . - -. формализованные (выражаемые через условные буквенные переменные) физические понятия, законы и физические модели. На какие виды знаково - символических (семиотических) действий опирается человек? В течение индивидуальной жизни каждый человек необходимо вынужден овладевать разными знаково-символиче-скими системами. Это значит, что субъект овладевает спосо бами использования знаково-символических средств, которые обеспечивают решение разнообразных задач и организацию выполнения различных действий. Такие способы использования знаков и символов в психологии фиксируются термином «знаково-символические (семиотические) действия» (Салмина, 1988; Глотова, 1990).
• Указание (индексация) — единичные знаково-символиче • Замещение — единичные знаково-символические средства • Кодирование-декодирование — в отсутствии обозначаемых • Схематизация — операции и действия, обеспечивающие • Моделирование — знаково-символические средства ста 46 получает новые знания о замещаемом содержании. Модели могут быть: а) материально-предметными (например, уменьшенные материальные копии каких-либо объектов); б) буквенно-цифровыми (например, логико-математические расчеты на основе формализованных физических законов); в) пространственно-графическими (например, пространственно-структурные формулы молекул химических соединений, а также их преобразований). Проблемы, связанные с овладением научными
Знаниями Отношение научного исследования и научных Знаний к объективной реальности. Валидность в организации научного исследования и его результатов При овладении современными научными знаниями приходится сталкиваться с ситуациями, когда возникают затруднения при разведении: а) объективно существующих явлений; б) знаний и представлений о таких явлениях, которыми располагает наука и которые фиксированы в знаково-символических средствах. В связи с этим в научном исследовании следует различать: • исследуемую реальность — ту сторону процессов и явлений, • идеальное исследование — представления ученого об иссле • реальное исследование — реальная организация и осуществ 47
Между указанными объективными и субъективными составляющими научной деятельности имеется три типа возможных соответствий или несоответствий, которые составляют различные виды валидности: • теоретическую валидность — степень соответствия иде • внешнюю валидность — степень соответствия реального ис • внутреннюю валидность — степень соответствия реального Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|