Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методологические принципы отечественной психологии

Принцип детерминизма', все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть вы­явлены. Выявление таких законов — основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Лю­бой закон природы, выявленный в процессе научного иссле­дования, представляет собой причинно-следственную связь.

Принцип системности, для объяснения психических яв­лений необходимо установление разноуровневых и разно­направленных причинно-следственных связей,

• которые обеспечивают единство функционального соста­ва и структуры явления;


 


7*


• которые обеспечивают функциональные связи изучаемого
явления с другими явлениями;

• на основе которых изучаемое явление включается в состав
более сложных явлений.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика пред­ставляет собой ориентировочно-исследовательские компо­ненты (составляющие) действий живого организма, резуль­татом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для пла­нирования и организации все более сложных форм поведе­ния и деятельности.

Принцип активности: психическая ориентировка жи­вых организмов носит активный ориентировочно-иссле­довательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Следует отметить, что наличие внутренних форм физио­логической активности, направленных на сохранение по­стоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), — один из существенных признаков, отличающих живые явле­ния от неживых. При этом эволюционное усложнение жи­вых организмов связано с совершенствованием и распро­странением поведенческой активности и жизнедеятельно­сти на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в сре­де, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окру­жающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умст­венном, плане.

Вместе с тем активность как существенное свойство жиз­ни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые

100


активные организмы — одна из центральных нерешенных проблем биологии.

Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:

• в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и
антропогенез);

• в процессах социогенеза, в процессах исторического раз­
вития человечества;

• в онтогенезе, в процессах индивидуального развития пси­
хики.

Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики.

Принцип историзма: объяснение особенностей и законо­мерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуально­го развития. Каждая эпоха развития человечества и специ­фика конкретных социальных условий существенным обра­зом определяют качественные особенности формирующей­ся в онтогенезе психики каждого человека.

Наряду с научными общепсихологическими принципа­ми некоторые авторы формулируют также методологиче­ские принципы, которые фиксируют специфические осо­бенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.

А. Г. Асмолов

Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996):

• принцип предметности как оппозиция принципу стимуль-
ности;

101


• принцип активности как оппозиция принципу реактивно­
сти;

• принцип неадаптивной природы предметной деятельно­
сти человека как оппозиция принципу адаптивности;

• принцип опосредствования как оппозиция принципу
непосредственных ассоциативных связей;

• принцип интериоризации — экстериоризации деятельно­
сти как оппозиция принципу социализации;

• принцип психологического анализа по единицам как оп­
позиция принципу анализа по элементам;

• принцип зависимости психического отражения от места
отображаемого объекта в структуре деятельности.

А. А. Леонтьев

Обобщенные постулаты, на которые опирается деятель-ностный подход к анализу и объяснению психических явле­ний (Леонтьев А. А., 2001):

• человеческие отношения к окружающему миру опосредст­
вованы активной деятельностью (преодоление постулата
непосредственности);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) резуль­
тат единства процессов преобразования и отражения дей­
ствительности;

• «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вто­
рично) результат «внутренних», умственных, форм дея­
тельности (процесс интериоризации);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) резуль­
тат единства субъективного и объективного, индивидуаль­
ного и социального.

 

102


Часть 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОЙ

ПСИХОЛОГИИ: МНОГООБРАЗИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

 

В настоящее время в психологии можно обнаружить мно­жество как взаимно дополнительных, так и альтернативных теорий, которые претендуют на объяснение одних и тех же психических процессов или образований. Вместе с тем в об­ласти психологических исследований пока не сложилась традиция четкого изложения и формулировки объяснитель­ных теоретических оснований и принципов, на которые опирается исследователь при анализе и объяснении психи­ческих процессов. Поэтому, наряду с многообразием спосо­бов построения объяснений, продолжает существовать и множество различных интерпретаций одних и тех же психо­логических теорий.

В психологии отсутствуют конвенциональные средства формального фиксирования психологических теорий. Са­мые известные психологические теории излагаются в доста­точно объемных монографических текстах. В учебной лите­ратуре по психологии, как правило, можно встретить только отдельные теоретические положения или ссылки, на основа­нии которых трудно получить целостные представления о соответствующих теориях.

Психологические теории, как правило, фиксируются в форме более или менее развернутых тезисов, в которых изло-

103


жены гипотезы и объяснительные принципы (теоретические положения) о предполагаемом составе, структуре психиче­ских явлений, а также о генетических и функциональных за­кономерностях, которым психические явления подчиняют­ся. При анализе теорий, излагаемых в таких текстах, можно указать на два основных подхода к фиксированию объясни­тельных принципов в целостном, достаточно обозримом виде. Во-первых, извлекать из авторских текстов тезисы, в которых фиксируются теоретические положения, и, пользу­ясь аппаратом ссылок, объединять их в единую теоретиче­скую систему. Например, вариант такого анализа использо­ван в монографии А. А. Леонтьева «Деятельный ум». Во-вто­рых, опираясь на тексты теоретических работ и уясняя их содержание, самостоятельно формулировать основные тео­ретические положения в форме тезисов, с которыми, вероят­но, мог бы согласиться автор соответствующей теории. В данной работе мы опирались на последний из указанных способов фиксирования теорий.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что все неточ­ности, неверные формулировки и интерпретации объясни­тельных принципов психологических теорий, которые из­лагаются ниже, следует приписывать автору данного текста и не относить на счет авторов анализируемых теорий.

Главная задача второй части пособия — познакомить с те­оретическим содержанием современного культурно-истори­ческого деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. При этом противопоставить этот под­ход различным теоретическим направлениям, на которые опираются психологи при объяснении одних и тех же психи­ческих феноменов и фактов. Поэтому большая часть излага­емых психологических теорий, моделей и гипотез представ­ляет собой изложение теоретических объяснительных прин­ципов, разделяемых широким кругом отечественных 104


психологов-теоретиков, которые опираются на категории культурно-исторического и деятельностного подходов. Дру­гие теоретические направления представлены не в полной мере и выступают как иллюстративный материал для сопо­ставления разных теоретических подходов к анализу и объя­снению психических явлений.

Излагаемые объяснительные принципы не могут рас­сматриваться как альтернатива чтению оригинальной лите­ратуры. В большей степени это обобщенные ориентиры, ко­торые могут обеспечивать большую осмысленность, органи­зованность и целенаправленность чтения психологических текстов, а также возможные образцы анализа объяснитель­ных позиций, которые могут занимать разные авторы.

В процессе анализа излагаемых теорий и теоретических позиций полезно овладеть навыками постановки ряда во­просов и решения задач, которые кратко сформулированы ниже.

• Указать, на какой ряд теоретических вопросов отвечают
объяснительные принципы в составе теории. Сформули­
ровать такие вопросы.

(С конкретными образцами выполнения такой работы можно познакомиться ниже, где в такой форме изложено множество различных теорий.)

• Для объяснения каких психических явлений может быть
использована данная система теоретических принципов?

• Указать (определить) основной диапазон объяснительных
терминов и понятий, на которые опирается теория.

• Указать, какие предположения заложены в основу тео­
рии — о структуре, функциях, генезисе психических яв­
лений?

• На каких отношениях и связях строится теоретическое
объяснение явлений — причинно-следственных или теле­
ологических?

• Указать другие предположения, гипотезы, теории, направ­
ленные на объяснение тех же психических явлений. Какие

105


 


 


из объяснений признаются более обоснованными? Поче­му?

Указать известные научные факты, которые выступают убедительным подтверждением теории или ее отдельных объяснительных оснований.

Указать известные явления, события, факты, феномены, которые вступают в противоречия с теорией и могут слу­жить ее возможным опровержением.

Глава 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...