Основные методологические принципы отечественной психологии
Принцип детерминизма', все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Выявление таких законов — основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь. Принцип системности, для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей, • которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления;
7* • которые обеспечивают функциональные связи изучаемого • на основе которых изучаемое явление включается в состав Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности. Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений. Следует отметить, что наличие внутренних форм физиологической активности, направленных на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), — один из существенных признаков, отличающих живые явления от неживых. При этом эволюционное усложнение живых организмов связано с совершенствованием и распространением поведенческой активности и жизнедеятельности на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в среде, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окружающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умственном, плане.
Вместе с тем активность как существенное свойство жизни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые 100 активные организмы — одна из центральных нерешенных проблем биологии. Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития: • в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и • в процессах социогенеза, в процессах исторического раз • в онтогенезе, в процессах индивидуального развития пси Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики. Принцип историзма: объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития. Каждая эпоха развития человечества и специфика конкретных социальных условий существенным образом определяют качественные особенности формирующейся в онтогенезе психики каждого человека.
Наряду с научными общепсихологическими принципами некоторые авторы формулируют также методологические принципы, которые фиксируют специфические особенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. А. Г. Асмолов Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996): • принцип предметности как оппозиция принципу стимуль- 101 • принцип активности как оппозиция принципу реактивно • принцип неадаптивной природы предметной деятельно • принцип опосредствования как оппозиция принципу • принцип интериоризации — экстериоризации деятельно • принцип психологического анализа по единицам как оп • принцип зависимости психического отражения от места А. А. Леонтьев Обобщенные постулаты, на которые опирается деятель-ностный подход к анализу и объяснению психических явлений (Леонтьев А. А., 2001): • человеческие отношения к окружающему миру опосредст • деятельность есть исходный источник и (вторично) резуль • «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вто • деятельность есть исходный источник и (вторично) резуль
102 Часть 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ: МНОГООБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
В настоящее время в психологии можно обнаружить множество как взаимно дополнительных, так и альтернативных теорий, которые претендуют на объяснение одних и тех же психических процессов или образований. Вместе с тем в области психологических исследований пока не сложилась традиция четкого изложения и формулировки объяснительных теоретических оснований и принципов, на которые опирается исследователь при анализе и объяснении психических процессов. Поэтому, наряду с многообразием способов построения объяснений, продолжает существовать и множество различных интерпретаций одних и тех же психологических теорий.
В психологии отсутствуют конвенциональные средства формального фиксирования психологических теорий. Самые известные психологические теории излагаются в достаточно объемных монографических текстах. В учебной литературе по психологии, как правило, можно встретить только отдельные теоретические положения или ссылки, на основании которых трудно получить целостные представления о соответствующих теориях. Психологические теории, как правило, фиксируются в форме более или менее развернутых тезисов, в которых изло- 103 жены гипотезы и объяснительные принципы (теоретические положения) о предполагаемом составе, структуре психических явлений, а также о генетических и функциональных закономерностях, которым психические явления подчиняются. При анализе теорий, излагаемых в таких текстах, можно указать на два основных подхода к фиксированию объяснительных принципов в целостном, достаточно обозримом виде. Во-первых, извлекать из авторских текстов тезисы, в которых фиксируются теоретические положения, и, пользуясь аппаратом ссылок, объединять их в единую теоретическую систему. Например, вариант такого анализа использован в монографии А. А. Леонтьева «Деятельный ум». Во-вторых, опираясь на тексты теоретических работ и уясняя их содержание, самостоятельно формулировать основные теоретические положения в форме тезисов, с которыми, вероятно, мог бы согласиться автор соответствующей теории. В данной работе мы опирались на последний из указанных способов фиксирования теорий. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что все неточности, неверные формулировки и интерпретации объяснительных принципов психологических теорий, которые излагаются ниже, следует приписывать автору данного текста и не относить на счет авторов анализируемых теорий.
Главная задача второй части пособия — познакомить с теоретическим содержанием современного культурно-исторического деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. При этом противопоставить этот подход различным теоретическим направлениям, на которые опираются психологи при объяснении одних и тех же психических феноменов и фактов. Поэтому большая часть излагаемых психологических теорий, моделей и гипотез представляет собой изложение теоретических объяснительных принципов, разделяемых широким кругом отечественных 104 психологов-теоретиков, которые опираются на категории культурно-исторического и деятельностного подходов. Другие теоретические направления представлены не в полной мере и выступают как иллюстративный материал для сопоставления разных теоретических подходов к анализу и объяснению психических явлений. Излагаемые объяснительные принципы не могут рассматриваться как альтернатива чтению оригинальной литературы. В большей степени это обобщенные ориентиры, которые могут обеспечивать большую осмысленность, организованность и целенаправленность чтения психологических текстов, а также возможные образцы анализа объяснительных позиций, которые могут занимать разные авторы. В процессе анализа излагаемых теорий и теоретических позиций полезно овладеть навыками постановки ряда вопросов и решения задач, которые кратко сформулированы ниже. • Указать, на какой ряд теоретических вопросов отвечают (С конкретными образцами выполнения такой работы можно познакомиться ниже, где в такой форме изложено множество различных теорий.) • Для объяснения каких психических явлений может быть • Указать (определить) основной диапазон объяснительных • Указать, какие предположения заложены в основу тео • На каких отношениях и связях строится теоретическое • Указать другие предположения, гипотезы, теории, направ 105
из объяснений признаются более обоснованными? Почему? Указать известные научные факты, которые выступают убедительным подтверждением теории или ее отдельных объяснительных оснований. Указать известные явления, события, факты, феномены, которые вступают в противоречия с теорией и могут служить ее возможным опровержением. Глава 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|