Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем заключается особенность информационного детерминизма ?

Использование людьми языковых и других знаково-сим­волических средств часто рассматривается как информаци­онный процесс с привлечением непсихологической терми­нологии. Это может приводить к серьезным заблуждениям и неверным выводам.

Прежде всего, отметим, что собственно информацион­ные процессы, обеспечивающие передачу содержательных сообщений, характеризуют только живые системы. Исполь­зование термина «информация» что-либо добавляет к при­чинно-следственным отношениям и связям в физическом мире только в том случае, когда принимаемое сообщение имеет какое-либо значение для определенных целей в буду­щем. В неживых системах любое взаимодействие можно рас­сматривать просто как системы причинно-следственных связей, результатом которых выступают различные природ­ные или искусственно созданные человеком процессы и яв­ления. Об информационных связях полезно говорить в том случае, когда передаваемые сообщения имеют значение для принимающей их системы в будущем и на основе их получе­ния живой организм активно подчиняет свои внутренние процессы или поведение чему-либо как необходимому или возможному результату (Анохин 1978; Бернштейн, 1997). Та­ким образом, при определении информационных связей следует помнить, что информационные связи необходимы для построения телеологических связей между явлениями. Когда же исследуется неживая система, не имеющая своих

39


 


 

 


собственных целей, информационные связи и отношения могут быть сведены к различным причинно-следственным отношениям (о причинно-следственных и телеологических теориях см. выше). Это имеет отношение и к современным техническим устройствам. Техническое устройство при­обретает собственно содержательно-информационные функ­ции, когда с ним взаимодействует человек как живая активная целеориентированная и целеподчиненная система, имеющая особые внутренние механизмы.

Для любого информационного процесса основной ха­рактеристикой выступает детерминация отношений в сис­теме, «принимающей» информацию, отношениями в сис­теме, эту информацию «передающей». Такая детермина­ция является особой формой причинной связи — «информационной причинностью». Для информацион­ных процессов существенна именно передача структурных и функциональных отношений от одной системы к другой и несущественны вещественно-энергетические характе­ристики материальных средств информационной связи — сигналов. Структурные отношения могут передаваться, во-первых, внекодовым способом, путем прямого перено­са структурных отношений по причинным связям — нап­ример, отпечаток одного предмета на поверхности друго­го. Во-вторых, перенос структурных отношений возможен посредством упорядоченных сигналов, знаков, кодов, ко­торые обеспечивают детерминацию одного типа отноше­ний другим типом отношений (Веккер, 1974,1998; Чертов, 1993). Сигнальный характер информационной связи необ­ходимо предполагает упорядоченный код, который сам по себе не может фиксировать содержание сообщения. Хотя при этом может быть измерена объективная степень упо­рядоченности системы сигналов по определенным осно­ваниям и признакам.

Для приема содержания сообщения принимающей сис­теме (живому организму или человеку) необходим внутрен­ний механизм, позволяющий выстроить систему содержа-


 


тельных отношений на основе принимаемых сигналов или знаков. В связи с этим следует подчеркнуть, что сигналы, знаки, символы — это не прямые «переносчики» содержания сообщений. Объективно сигналы, знаки и символы пред­ставляют только упорядоченную последовательность опре­деленным образом чередующихся материальных объектов. Такую меру упорядоченности безотносительно к объектив­ному содержанию сообщения обозначают термином «ин­формация» в кибернетике и теории информации. Упорядо­ченные сигналы, знаки — это не самодостаточные носители содержания сообщений, это средства для постоянного «кон­струирования» (извлечения или построения) содержания (структурных отношений) сообщения из собственной внут­ренней организации систем, вступающих в информацион­ную связь (информационный обмен). Поэтому понятие «ин­формационная связь» будет более точным и верным, чем по­нятия «передача информации» и «прием информации» (Чертов, 1993).

В связи с изложенным выше укажем на распространен­ное заблуждение. Сигнальный или знаково-символический код часто рассматривается только как система внешних ма­териальных носителей, в которых «содержится объективная информация». Это может приводить к ряду неверных следст­вий при интерпретации обмена сообщениями между живот­ными или людьми, а также при анализе языковой и знако-во-символической деятельности человека. В психологии требуется более точное определение знаково-символическо-го кода и информационной связи не только через процессы, связанные с порядком следования единиц кода, но прежде всего через формирование и функционирование у субъекта особых внутренних механизмов, функциональных органов, которые осуществляют кодирование и декодирование упо­рядоченных систем сигналов или знаков с определенными целями.

Информационная связь, передача и прием сообщений — это прежде всего особые внутренние механизмы в живой си-

41


 

 


-, активно принимающей или отправляющей сообще­ние. И такие механизмы необходимо предполагают:

• ориентировку в том, как связаны сигналы, знаки, символы
со значимыми для принимающей системы объективными
событиями и явлениями в прошлом, настоящем и буду­
щем;

• ориентировку в системе грамматических (синтагматиче­
ских, комбинаторных и парадигматических, селективных)
отношений, которые существуют между сигналами, знака­
ми, символами;

• наличие способности изменять определенные структур­
ные отношения внутри собственного организма или в
своем поведении вслед за приемом сообщения, с целью до­
стижения какого-либо результата в будущем;

• наличие способности в соответствии с принимаемой по­
следовательностью знаков и символов актуализировать и
конструировать (репрезентировать) содержание значений,
представлений и понятий в собственной психике (у чело­
века).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...