Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологический подход к содержанию'животных в детском саду




ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В ДОУ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

Определение развивающей экологической среды

Биоцентрический подход к методике экологического воспита-ния дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных усло-вий, главной особенностью которых является привнесение объек-тов живой природы в предметное окружение ребенка, в простран-ство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и жи-вотного мира на участке детского сада, правильная — с экологи-ческой точки зрения — организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологичес-кую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности мо-гут выступать как метод экологического воспитания детей.

Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стер-жнем экологической культуры, строится на понимании связи ра-стений и животных с внешними условиями, их приспособленно-сти к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естествен-ных или специально созданных условиях.

 

...нас Англия однажды научила,

Как для земли создать наряд из мягких трав,

Зеленый их ковер повсюду разостлав.

Но травы требуют заботы постоянной.

Прополки тщательной, поливки неустанной;

Подстрижен должен быть, причесан, обновлен

И нежно шелковист ухоженный газон.

 

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отно-шения дошкольников к природе является система конкретных


знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возра-ста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, позна-нию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологи-ческой среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвое-ние работниками дошкольных учреждений экологического под-хода к жизни растений и животных и особенностей методики эко-логического воспитания детей.

Особенностями методики экологического воспитания дошколь-ников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюде-ние и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание при-роды (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет вто-ростепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) ус-ловиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организ-мов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду — это прежде всего конк-ретные, отдельно взятые животные и растения, которые посто-янно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотруд-ники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внеш-ней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопусти-мы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуе-мые в своем поведении животные);*

- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные —

 

это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитанию; содержание растений и животных не должно отнимать у воспита-теля много времени, сил и внимания).

Рассматриваемые ниже объекты природы наиболее часто встре-чаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначен-ным требованиям. Экологические сведения о любых других пред-ставителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внеш-ней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимо-действия со средой.

Контрольные вопросы

1. Что такое развивающая экологическая среда в ДОУ?

2. Каковы главные (критериальные) положения, на основе которых создается экологическая среда в дошкольном учреждении?

3. Почему предлагаемая экологическая среда может быть названа раз-вивающей?

Экологический подход к содержанию'животных в детском саду

Экологически правильное содержание животных — это созда-ние для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); осна-щение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответству-ющей атрибутикой из природного материала; создание необходи-мого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие усло-вия являются наиболее гуманным способом содержания живот-ных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В них животные активны, поэтому можно организовать наблюде-ния разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвиже-ния, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскиро-


вочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездо-строение и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...