Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада




Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной пе-дагогической работы. «Экологическое пространство» — это неболь-шая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются груп-повые уголки природы.

Уголок природы в группе детского сада. Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной дея-тельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого про-странства уголок природы целесообразно иметь в каждой возраст-ной группе. Расположить его можно в групповой комнате, разде-вальном помещении. Последний вариант особенно хорош — в раз-девалке родители вместе с детьми могут наблюдать за животными и растениями, обсуждать разные моменты, связанные с их жиз-нью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке приро-ды, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.

Минимальный состав уголка природы — комнатные растения и аквариум с водными обитателями. Таким может быть уголок природы в ясельной и младшей группах. В последнюю на непро-должительное время можно принести птицу в клетке или мор-

 

скую свинку. Рыбки, помещенные в аквариумы младших групп, должны быть яркими, заметными, достаточно крупны-ми, чтобы маленькие дети с еще плохо развитым восприятием могли их хорошо разглядеть, сосредоточить на них свое неустой-чивое внимание. Это могут быть любые разновидности золотых рыбок, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетрагонопте-русы. Только в этом случае получатся содержательные наблюде-ния.

В состав уголка природы средней группы кроме аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую свин-ку, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и по-знакомиться со способами ухода за живыми существами. Рыбки в аквариуме могут быть иными, чем в младшей группе, но тоже за-метными. Из птиц больше всего подходят канарейки или амадины — типичные представители пернатых. Морская свинка в средней груп-пе имеет особое значение: на ее примере дети учатся вступать в кон-такт с животными, общаться с ними, активно заботиться о них.

 

Теперь вам лишь цветов в саду не достает.

Они прекраснее всего, что нам дает

Природа на земле; то — дар ее бесценный.

Для всех искусств цветок — образчик неизменный.

Любое торжество не может человек

Устроить без цветов уже который век.

К ногам возлюбленной кладет цветы влюбленный;

Они — и дружбы знак, годами закрепленной;

И наслажденье нам в счастливый час дарят,

И облегчают боль в дни горя и утрат;

У алтаря цветы благоухают в храме,

Издревле празднества украшены цветами,

Цветы венчают все великие дела,

Их яркость нежная всем возрастам мила,

В гирлянде, в вазе ли — они везде прелестны,

А в зелени садов — тем более уместны.

В наш век особенно привержены к цветам,

И я им должное с охотою воздам.

 

Уголки природы старших групп включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь их наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Целесообразно разместить в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности и могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума старшей группы подойдут золотые рыбки в сочетании с карасем — их диким предком. Это даст возможность показать хорошую при-способленность дикого животного и ее отсутствие у декоратив-ной разновидности.

 

Для аквариума подготовительной к школе груп-п ы подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно пока-зать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики, (донные рыбы), барбусы (обитатели средних слоев воды). Сухопутная че-репаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных поме-щениях с «естественным» оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5 — 7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи — на них можно показать маскировочную окраску, хорошую приспо-собленность к лазанию (что доступно и интересно и старшим дошкольникам).

Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения — педагогическую работу мож-но проводить с теми представителями флоры, которые давно на-ходятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количество, а ухоженность растений, их благо-получное состояние, правильное размещение, красивое оформ-ление. Комнатные растения — это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться, их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы. Например, на окне можно устроить мини-огород, в котором в холодное время в ящиках можно выращивать лук, чеснок, овес и другие культуры. Особенно важ-ны лук и чеснок — витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравли-вают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращива-ют цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делают выгонку веток.

Уголок природы должен быть правильно оборудован — без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места — для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обита-телями уголка природы. Место для труда — это небольшой сто-лик, на котором можно разместить клетку с птицей или под-дон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы. Столик может быть' обычным, откидным (по типу секретера) или выдвижным (рис. 8). Последние два вари-анта удобны для небольшого помещения. Оборудование по уходу за водными обитателями включает следующие предметы: си-фон для очищения дна аквариума, резиновую трубку диамет-ром 0,5— 1 см и длиной 80—120 см для переливания воды и

очищения дна, губку для мытья стекол аквариума, плаваю-щую кормушку для рыб, водный термометр, компрессор, са-чок из мягкой ткани. Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки (лучше навесные, закрытые), ма-ленькие коробочки для выращивания зелени. Для содержания млекопитающих и сухопутной черепахи необходимы ведерко с опилками, небольшого размера совок и щетка для их сме-ны, разделочная доска, безопасный нож, терка для приготов-ления овощного корма, коробочки для проращивания овса. Банки с любыми сухими кормами имеют плотные крышки и этикетки с изображением тех животных, для которых они пред-назначены. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3 — 4 штуки), фар-тучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому его следует хранить в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалет-


ков природы в помещении детского сада могут быть созданы дру-гие «экологические пространства»: комната или кабинет приро-ды, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помеще-ние, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с пти-цами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В раз-ных местах — на полу и стенах, отдельно и в композициях — устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преиму-ществом «экологических пространств» являются хорошие усло-вия для растений и животных, а недостатком — трудность их содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Необходимо продумать организацию обслуживания и методику использования в педагогическом процессе и жизне-деятельности ДОУ комнаты природы, зимнего сада. В равной сте-пени эти «экологические пространства» могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной дея-тельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания до-школьников.

Комната природы включает крупные объекты: вольеры с пти-цами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариу-мы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под «огород на окне»: при специально уст-роенном дополнительном освещении лампой дневного света (рис. 9) на нем можно круглый год выращивать экологически чи-стые зеленные культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов, нарциссов, тюльпанов и др.), чтобы получить, например к 8 Марта, букетики своих цветов.

Эти объекты требуют к себе особого внимания. Уход за ними должны осуществлять взрослые, но при обязательном участии стар-ших дошкольников.

В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение: естественное — через большие окна, стек-лянную крышу, или искусственное. В этом случае можно выращи-вать самые различные растения. Возле южных солнечных окон хо-рошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулен-тов. На противоположной стороне, особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном, можно посадить влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений у состоящую из ком-натного лимона, мандарина, декоративного граната, фейхоа, ин-

 

Рис. 9. Стол с ящиками для посадки и выращивания растений (овощных культур, рассады). Над столом лампа дневного света для дополнительно-го освещения посадок. Конструкция, накрытая целлофаном, превраща-ется в парник. Стол может быть передвижным, если стоит на колесиках

жира, банановой пальмы, кофейного дерева, чайного куста, лав-ра и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоно-сить, что, естественно, порадует и взрослых, и детей. В таком по-мещении в полусвободном режиме обычно живут декоративные птицы, находятся 1—2 аквариума. Зимний сад, так же как и ком-ната природы, используется в разных целях — для ознакомитель-ных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, рас-тениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты.

Рядом с комнатой природы и зимним садом должно быть под-собное помещение, в котором имеется кран с водой, ножная ван-на, шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря.

«Экологические пространства» на участке ДОУ. На участке дет-ского сада также создается развивающая экологическая среда. Бла-гоприятный микроклимат получается, если вся территория хо-рошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, вых-лопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и со-здающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать раз-личные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые при-


влекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замеча-тельно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых уча-стках могут расти березы - одиночные или группами, очень кра-

свечи к?ГанаЮЩИеСЯ ^ раСКИДИСТОЙ листья и цветы-

Высокие кустарники создают нижний защитный ярус их са-жают также по периметру между деревьями. Древесную раститель-ность дополняет сплошной травяной покров всей территории дет-ского сада, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хоро-ший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле, - имен-но там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли хоро-шо его увлажняет; кроме того, зелень успокаивает нервную'систе-му детей.

 

Так шел я не спеша, о том, о сем мечтая, Когда мне вдруг семья кустарников густая, В бутонах и цветах попалась на пути. Тут я себе сказал: о, мощный кедр, прости! Прощай высокий лес, дубы, каштаны, ивы! Теперь меня манит боярышник пугливый И невысокие кусты. Их прелесть в том. Что между деревом высоким и цветком Они находятся как раз посередине. Я разглядел их вдруг, и в них влюблен отныне. Вы все, кому дано по выбору растенья Сажать в своем саду, запомните: цветенье Кустарников всегда возможность нам дает Цветущим видеть сад почти что круглый год. Едва лишь отцветет один - уже другие Бутоны выбросят зеленые, тугие, И снова сад в цвету, и льется аромат Все месяцы с весны до осени подряд. Когда же кончится цветенье — ну так что же! Кустарник без цветов ведь живописен тоже, Он зелен и кудряв, он и пушист, и густ, И украшает сад собою каждый куст.

 

На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и эколо-гического воспитания детей.

«Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и свет-лое пространство засадить хвойными деревьями - елью и со-сной. Со временем под ними образуется кислая земля пригод-ная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно на-блюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится

 

своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки при-влекут клестов, дятлов, появятся насекомые, почву покроют мхи и лишайники, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень (если их специально посадить). Копытень зи-мует под снегом с живыми листьями — это интересное явление можно показывать детям. Рядом с елью и сосной целесообразно посадить лиственницу — красивое и необычное в познаватель-ном отношении дерево. Но наибольшая ценность «хвойного бора» заключается в его оздоровительных свойствах — хвойные дере-вья выделяют фитонциды и очищают воздух от болезнетворных бактерий. Прогулки в бору и вблизи него оказывают благотвор-ные влияние на здоровье детей.

Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреж-дения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но его вполне можно использовать для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреж-дении.

На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнепло-дам, кукурузе, быстро растущему салату, хотя для того, чтобы обучить детей выращиванию растений, подходят любые из них. Целесообразно устроить мини-поле со злаковыми культурами, прежде всего овсом, который в больших количествах необходим в зимнее время для кормления животных. Фруктовый сад — это все-гда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия.

На большом участке детсада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены раз-ные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо жи-вотных, бассейн или ручеек для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3 — 4,5 метра устанав-ливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху — домик для гнездова-ния, на земле вокруг столба — желоб для воды (это летний пти-чий водопой) (рис. 10). Такой столб функционирует круглый год — зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, вес-ной устраивать гнезда в домике и выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений нежи-вой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно определять направление ветра; если вокруг столба и желоба име-ется утрамбованная площадка, в солнечный день на ней можно фиксировать по перемещению тени столба движение солнца. Дош-


кольники небольшими группа-ми могут приходить на площад-ку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных.

На территории детского сада можно создать мини-ферму, фи-тополяну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу или зеленый маршрут. Эти «эко-логические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможно-стей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными ддя любого детского сада являются цветники — учреждение для маленьких детей должно быть дей-ствительно цветущим садом.

Цветников должно быть много: при входе на территорию (бор-дюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу подни-малось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети ви-дели, как растут цветы, ухаживали за ними, собирали семена и украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, осо-бенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возмож-ность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетников подходят не-забудки, золотые шары, топинамбур (земляная груша, плоды ко-торой можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из однолетних — ноготки, космея, бархатцы, эшольция,' петуния, настурция. Если пространство небольшое, предпочти-тельно вертикальное озеленение: для оформления беседок на груп-повых участках подходят, например, декоративная фасоль и цвет-ной горошек.

 

Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета, когда дети еще посещают детский сад, и в сентябре, когда формируются группы, приходят новые дети и все возвра-щаются после летнего отдыха.

Контрольные вопросы

1. Что такое «экологические пространства» в ДОУ? Какие «экологи-ческие пространства» можно организовать в помещении детского сада и на его участке?

2. Что такое групповой уголок природы, какие объекты он включает? Чем различаются уголки природы разных возрастных групп?

3. Из чего состоит оборудование уголка природы, зачем оно нужно и какие к нему предъявляются требования?

4. Что такое комната природы и зимний сад? Чем они отличаются от уголка природы? Как в них организуются уход и содержание объектов?

5. Как можно создать на участке «хвойный бор», площадку природы? Зачем нужен огород, какие культуры на нем лучше выращивать?

6. Какую роль играют зеленные растения в экологии человека? Нужны ли они в предметной среде человека? Какие растения улучшают воздух в помещении? Как и зачем создается красота интерьера через фитодизайн?

Задание

Сделайте рисунок или чертеж площадки природы с обозначением всех объектов; изучите рисунок птичьего столба со всеми его деталями. Объясните, какую роль в экологическом воспитании дошкольников мо-гут играть эти сооружения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...