Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата помещений




Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воз-дух. Среди них свет — самый главный фактор, так как он способ-ствует осуществлению фотосинтеза — процесса жизнедеятельно-сти, при котором зеленое растение превращает лучистую энер-гию солнца в органические соединения. Пигментные (зеленые) зерна листьев — хлорофилл — на свету обеспечивают соединение углекислого газа и воды, в результате чего образуются углеводы — органические вещества, являющиеся основной пищей растений. Именно поэтому в процессе эволюции у них выработалась спо-собность поворачивать листовые пластинки к источнику света,


стремление расположить их перпендикулярно к максимальному потоку лучей.

В помещении естественный свет всегда является боковым, так как поступает из окна. В этом случае имеет значение ориентация окон на ту или другую сторону света. В южные окна поступает наибольшее количество света — они открыты солнцу 6 — 9 часов в течение дня. Восточные и западные окна пропускают меньше све-та — 3 — 4 часа в день: в восточные окна солнце светит утром, в западные — вечером. В северные окна солнечный свет не попада-ет, их подоконники одинаково освещены в течение всего дня. Освещенность помещения зависит также от наружного затене-ния — близко расположенного здания, забора, густого озелене-ния.

Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений за-висит от светового режима помещения и их экологического про-исхождения. Теневыносливые растения растут при освещенности в 700— 1000 люксов, покой у них наступает при 140 люксах. Све-толюбивым требуется 1500 — 5000 люксов, их рост останавливает-ся при 700 люксах. Благоприятным обстоятельством является то, что освещенность помещения можно регулировать лампами днев-ного света — усилить световой поток, увеличить продолжитель-ность освещения.

Для комнатных растений имеют значение температура и влаж-ность помещения. В начале осени температура колеблется от 13 до 18 °С, включение отопления повышает ее до 22 °С. В летнее время температура, как правило, бывает 22 — 28 °С. В целом эти колеба-ния приемлемы для нормальной жизнедеятельности комнатных растений. Однако следует учитывать, что в разных местах помеще-ния температура бывает неодинаковой: на подоконнике она ниже на 3 —4°С, вблизи радиатора, наоборот, на 3°С и более выше. Температура воздуха ниже также в тех местах, где открывается фрамуга для проветривания помещения. Тропическим растениям тепло необходимо круглый год, они плохо переносят перепады температуры; субтропическим, наоборот, в зимнее время (период покоя) необходимо понижение температуры на 3 —5°С.

Оптимальная влажность для нормального протекания фотосин-теза составляет 50 — 80%, что в целом соответствует состоянию помещений ДОУ. В ряде случаев при сильном отоплении резко повышается температура воздуха и уменьшается его влажность на 25 — 30 %, что хорошо лишь для засухоустойчивых растений. В этом случае требуется искусственное увлажнение воздуха. Можно раз-вешивать мокрую ткань в подходящих местах, ставить около рас-тений широкие сосуды с водой, чаще их опрыскивать. Оптималь-ным способом увлажнения воздуха является комнатный фонтан.

При планировании озеленения помещений детского сада в це-лом или отдельной группы необходимо учесть микроклимат кон-

 

кретных мест, пригодных для растений. Это можно сделать при-близительно или очень точно — с помощью специальных прибо-ров: компас позволяет определить ориентацию мест по сторонам света, термометр — перепады температуры в разные сезоны, пси-хрометр — степень влажности, а люксметр — освещенность и ее изменения в зависимости от сезона, погоды и стороны света. Мож-но даже составить специальную карту помещений с параметрами микроклимата.

Экологически значимым фактором для комнатных растений я вляется почва, в которой они растут. Различные растения требу-ют различной почвы, ее специально составляют из разных ком-понентов природной почвы. Главными из них являются следую-щие. Дерновая земля — это перепревшие в течение года пласты дерна (травы вместе с землей), взятые с луга. Она бывает легкой и тяжелой: в легкой преобладают перегнившие растения, в тя-желой — глина. Листовая земля получается через 2 — 3 года из сложенных в кучу опавших листьев яблонь, груш, клена, топо-ля, вяза, липы (кроме листьев дуба, ивы и каштана), которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рых-лая, легкая, но малопитательная земля. Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и яв-ляется кислой. Торфяная земля — это темно-бурая масса, образу-ющаяся в болотах и высыхающих водоемах и состоящая из остат-ков полусгнивших растений. Ее можно собрать в низинах и вы-держать 1,5 — 2 года. Она — рыхлая (легкая), питательная и вла-гоемкая земля, но может быстро пересыхать. Перегной — это пе-репревший в течение 2 лет в куче коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все необходимые микро- и макроэле-менты. Песок хорошо пропускает влагу, создает рыхлость почвы, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жиз-недеятельности, роста и развития растений, являются питатель-ные вещества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, же-лезо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первых требуется больше, вторых — меньше. Все эти элементы вместе или отдельно содержатся в удобрениях, кото-рые выпускаются промышленностью и продаются в магазинах «Природа», «Семена» и др. Обычно удобряют здоровые растения в период их активного роста (весной и летом), больные и только что пересаженные растения подкармливать нельзя. Удобрения ис-пользуются в растворенном виде после полива в полном соот-ветствии с инструкцией (листовка с рекомендациями всегда

 

имеется в упаковке). Молодым растениям дают больше азота — он необходим для роста. С возрастом растения подкармливают: фосфор нужен для нормального развития (цветения, плодоно-шения), калий хорошо регулирует в растении обмен веществ, поступление воды в клетки организма, кальций способствует нормальному развитию корневой системы. Хорошие результаты получаются при слабой и частой подкормке растений (1,5 — 2 г удобрения на 1 л воды), редкая и концентрированная подкорм-ка менее эффективна.

Очень важным с точки зрения экологии растений является снабжение их водой: от умелого и своевременного полива и оп-рыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать как ее пересу-шивания, так и переувлажнения — и то, и другое может приве-сти к гибели растений. Редкий и недостаточный полив ведет к тому, что пересыхают самые тонкие и нежные корневые волос-ки, через которые и происходит всасывание влаги и питатель-ных веществ. Избыточный и частый полив ведет к их загнива-нию, кроме того, в этом случае растение недополучает кисло-род, так как все свободное пространство в горшке занято водой. Существуют некоторые общие правила полива для всех расте-ний: в сухом и жарком помещении независимо от сезона и пери-ода развития их поливают чаще, чем в прохладном; в пасмурную погоду их поливают реже, чем в солнечную; летом поливают обильнее, чем зимой; во время вегетативного роста, цветения поливают больше, чем в период покоя; растения в маленьком горшке поливают чаще, чем в крупном (земля в нем пересыхает быстрее); молодые, сильные и здоровые растения поливают обильнее, чем слабые и болезненные.

В общем следует иметь в виду, что полив нужен, если земля пересохла сверху на 1 — 1,5 см, что устанавливается практическим путем: при поливе вода должна смочить всю землю и вылиться на поддон. Вода для полива должна быть отстоянная и комнатной температуры (во время цветения — чуть выше).

Еще один экологический фактор жизнедеятельности комнат-ных растений — воздушный режим. Для большинства растений нужен свежий, чистый и не очень сухой воздух — они дышат все-ми своими органами, в том числе и корнями. Сухой воздух тормо-зит процесс фотосинтеза, так как устьица на листьях растений закрываются, чтобы не было лишнего испарения влаги, углекис-лый газ поступает в меньших количествах, обмен веществ сокра-щается — рост и развитие растения замедляются или вовсе оста-навливаются. Помещения следует проветривать, воздух увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных воздуш-ных потоков из фрамуги. Корни хорошо дышат, если горшок гли-няный (имеет поры) и земля в нем рыхлая.

 

Последним экологически значимым фактором для нормаль-ной жизнедеятельности комнатных растений является человечес-кий фактор. Практикой комнатного цветоводства замечено, что растения хорошо себя чувствуют и лучше растут в тех случаях, когда между людьми складываются благоприятные взаимоотно-шения, когда в помещении спокойная обстановка, когда с расте-ниями общаются — часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. Механизм воздействия на растения в этом случае до конца еще не установлен, но положительный результат очевиден.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребно-стей и происхождения, мест их природного обитания. Эти сведе-ния можно почерпнуть из специальной литературы, посвящен-ной комнатному цветоводству. В качестве примера рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся в дошкольных учреж-дениях, виды растений (они представлены в таблице).

 

Виды растений, наиболее часто встречающиеся в ДОУНазвание растения Происхождение Необходимые условия
Аспарагус перистый, аспарагус Шпренгера Горные тропические, субтропические леса, саванны Южной Африки Южная экспозиция, но мо-жет расти и в полутени; вы-носит перепады температур от 13 до 22 °С, но в очень те-плых помещениях нуждается в опрыскивании. Земельная смесь: дерновая, перегной-ная, листовая, песок (2, 2, 2, 1)
Аспидистра высо-кая (дружная се-мейка) Субтропические леса Южной Японии и Китая Устойчивое растение, выно-сит затененные места, пони-жение температуры до 10 °С. Земельная смесь: дерновая, перегнойная, листовая, пе-сок (2, 2, 1, 1)
Алоэ древовидное (столетник) Склоны гор, долины рек Южной Африки Суккулент — засухоустой-чивое, светолюбивое расте-ние, зимой нуждается в про-хладе (6 — 12 °С). Западная или восточная экспозиция. Земельная смесь рыхлая: дер-новая, листовая, перегной, торф, песок (2, 1, 2, 2, 4), хороший дренаж. Полив мяг-кой водой, зимой редкий

 

имеется в упаковке). Молодым растениям дают больше азота — он необходим для роста. С возрастом растения подкармливают: фосфор нужен для нормального развития (цветения, плодоно-шения), калий хорошо регулирует в растении обмен веществ, поступление воды в клетки организма, кальций способствует нормальному развитию корневой системы. Хорошие результаты получаются при слабой и частой подкормке растений (1,5 — 2 г удобрения на 1 л воды), редкая и концентрированная подкорм-ка менее эффективна.

Очень важным с точки зрения экологии растений является снабжение их водой: от умелого и своевременного полива и оп-рыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать как ее пересу-шивания, так и переувлажнения — и то, и другое может приве-сти к гибели растений. Редкий и недостаточный полив ведет к тому, что пересыхают самые тонкие и нежные корневые волос-ки, через которые и происходит всасывание влаги и питатель-ных веществ. Избыточный и частый полив ведет к их загнива-нию, кроме того, в этом случае растение недополучает кисло-род, так как все свободное пространство в горшке занято водой. Существуют некоторые общие правила полива для всех расте-ний: в сухом и жарком помещении независимо от сезона и пери-ода развития их поливают чаще, чем в прохладном; в пасмурную погоду их поливают реже, чем в солнечную; летом поливают обильнее, чем зимой; во время вегетативного роста, цветения поливают больше, чем в период покоя; растения в маленьком горшке поливают чаще, чем в крупном (земля в нем пересыхает быстрее); молодые, сильные и здоровые растения поливают обильнее, чем слабые и болезненные.

В общем следует иметь в виду, что полив нужен, если земля пересохла сверху на 1 — 1,5 см, что устанавливается практическим путем: при поливе вода должна смочить всю землю и вылиться на поддон. Вода для полива должна быть отстоянная и комнатной температуры (во время цветения — чуть выше).

Еще один экологический фактор жизнедеятельности комнат-ных растений — воздушный режим. Для большинства растений нужен свежий, чистый и не очень сухой воздух — они дышат все-ми своими органами, в том числе и корнями. Сухой воздух тормо-зит процесс фотосинтеза, так как устьица на листьях растений закрываются, чтобы не было лишнего испарения влаги, углекис-лый газ поступает в меньших количествах, обмен веществ сокра-щается — рост и развитие растения замедляются или вовсе оста-навливаются. Помещения следует проветривать, воздух увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных воздуш-ных потоков из фрамуги. Корни хорошо дышат, если горшок гли-няный (имеет поры) и земля в нем рыхлая.

 

Последним экологически значимым фактором для нормаль-ной жизнедеятельности комнатных растений является человечес-кий фактор. Практикой комнатного цветоводства замечено, что растения хорошо себя чувствуют и лучше растут в тех случаях, когда между людьми складываются благоприятные взаимоотно-шения, когда в помещении спокойная обстановка, когда с расте-ниями общаются — часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. Механизм воздействия на растения в этом случае до конца еще не установлен, но положительный результат очевиден.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребно-стей и происхождения, мест их природного обитания. Эти сведе-ния можно почерпнуть из специальной литературы, посвящен-ной комнатному цветоводству. В качестве примера рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся в дошкольных учреж-дениях, виды растений (они представлены в таблице).

 

Виды растений, наиболее часто встречающиеся в ДОУНазвание растения Происхождение Необходимые условия
Аспарагус перистый, аспарагус Шпренгера Горные тропические, субтропические леса, саванны Южной Африки Южная экспозиция, но мо-жет расти и в полутени; вы-носит перепады температур от 13 до 22 °С, но в очень те-плых помещениях нуждается в опрыскивании. Земельная смесь: дерновая, перегной-ная, листовая, песок (2, 2, 2, 1)
Аспидистра высо-кая (дружная се-мейка) Субтропические леса Южной Японии и Китая Устойчивое растение, выно-сит затененные места, пони-жение температуры до 10 °С. Земельная смесь: дерновая, перегнойная, листовая, пе-сок (2, 2, 1, 1)
Алоэ древовидное (столетник) Склоны гор, долины рек Южной Африки Суккулент — засухоустой-чивое, светолюбивое расте-ние, зимой нуждается в про-хладе (6 — 12 °С). Западная или восточная экспозиция. Земельная смесь рыхлая: дер-новая, листовая, перегной, торф, песок (2, 1, 2, 2, 4), хороший дренаж. Полив мяг-кой водой, зимой редкий
Название растения Происхождение Необходимые условия
нуждается в притенении, ле-том — в опрыскивании. Зим-нее содержание при 16 — 20 "С. Земельная смесь: дерновая, листовая, торф, песок (2, 2, 4, 1)  
Пеларгония (герань) Влажные субтропики Южной Африки Светолюбивое растение, под-ходят южная, восточная и за-падная экспозиции с прито-ком свежего воздуха. Зимой нуждается в прохладном содержании (6 —10 °С). Зе-мельная смесь: листовая, дерновая, перегной, песок (2, 2, 2, 1)  
Плющ, имеет много разновидностей Сухие и влажные субтропики Европы, Азии, Африки Неприхотливое к свету, влаге и температуре растение, те-невыносливое, нуждается в притенении от солнца. Зимой выдерживает амплитуду тем-пературы в 3 —15 °С. Земель-ная смесь: дерновая, перег-ной, торф, песок (2, 1, 1, 1)  
Розан китайский Южный Китай Светолюбивое и влаголю-бивое растение, зимой нуж-дается в опрыскивании. Под-ходят западная и восточная экспозиции. Земельная смесь: дерновая, листовая, песок (4, 2, 1)  
Ройциссус (циссус) ромбический (березка) Влажные субтропики Южной Африки Светолюбивое растение, но требует притенения от солн-ца. Подходят северная, за-падная, восточная экспози-ции. Полив частый, зимой реже, содержится при темпе-ратуре 13 —18 °С. Летом необ-ходимо опрыскивание. Земе-льная смесь: дерновая, перег-ной, торф, песок (4, 2, 2, 1)  
Сансевьера (щучий хвост) Южная Африка и Азия (саванны) Выносливое растение, выдер-живает перепады темпера-  
             

Необходимые условия

нением от солнца. Зимнее содержание при 6 — 12 °С с ограниченным поливом. По-чва: дерновая, листовая, пе-регной, песок (2, 1, 1, 1)

Традесканция (бабьи сплетни)

Влажные субтропики Бразилии и тропики Северной Америки

Влаголюбивое, теневыносли-вое, нетребовательное к тем-пературе и почве растение. На западной и восточной экспози-циях нуждается в притенении от солнца. Почва: дерновая, перегной, песок (2, 2, 1)

Фикус эластичный

Тропическая Азия

Вынослив, мирится с разны-ми температурными и свето-выми условиями, нуждается в притенении от прямого солнца. Зимнее содержание лучше с пониженной темпе-ратурой (12 — 18 °С) и умерен-ным поливом. Почва: дерно-вая, листовая, торф, песок (2, 2, 2, 1)

Хлорофитум хохлатый

Влажные субтропики Южной Африки

Влаголюбивое, нетребова-тельное к температуре расте-ние. Светолюбив, но требует притенения от солнца. Зимой полив умеренный, содержа-ние при температуре 10—20 °С. Почва: дерновая, листовая, песок (3, 1, 1)

Хойя

длиннолистная (восковой плющ)

Восточная Азия

Светолюбивое растение, но требует притенения от пря-мого солнца. Полив летом умеренный, зимой еще мень-ше, температура 16 — 18 °С. Почва: дерновая, торф, песок (2, 4, 1)

Циперус

очереднолистный

Тропическая Африка (болота)

Светолюбивое, теплолюби-вое и очень влаголюбивое растение, зимнее содержание при температуре 18 — 20 °С. Полив обильный, в поддоне должна быть вода. Почва: пе-регной, листовая, дерновая, песок (4, 2, 1, 1)

Контрольные вопросы

1. Что такое микроклимат помещения? Из каких факторов он склады-вается? Какой из них и почему является главным?

2. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнат-ных растений?

3. Назовите светолюбивые растения. Каким образом для них следует создать условия в помещении?

4. Назовите тенелюбивые, теневыносливые растения. Как для них мож-но создать нужные условия?

5. Как различаются растения по своим требованиям к воде и пита-тельной почве? Чем отличаются влаголюбивые от суккулентов?

6. Как создаются почвенные смеси для комнатных растений? Зачем нужен перегной, песок?

Задания

1. Найдите среди растений кабинета те, что описаны в таблице. Опре-делите среди них влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Объясни-те, по каким признакам вы их нашли. Найдите растения, корням кото-рых в настоящее время трудно дышать. Объясните, как вы это узнали и что надо сделать, чтобы улучшить воздухообмен.

2. На чистом листе бумаги нарисуйте большой прямоугольник — это схема условного помещения. На трех сторонах обозначьте подоконники, определите стороны света и проставьте на них время освещения солн-цем. Озелените помещение растениями, описанными в таблице: на каж-дый подоконник поставьте по три подходящих растения, обозначьте два напольных экземпляра. На четвертую стену повесьте два ампельных (вью-щихся, ниспадающих) растения. Объясните свой выбор.

Комнатные растения — средообразующий экологический фактор в жизни людей

Наличие комнатных растений в помещении детского сада име-ет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей, а поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологи-ческий климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае име-ют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.

Важнейшим положительным психологическим фактором яв-ляется красота растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие го-лых участков, сухих листьев. Это одновременно является показа-телями хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от условий, в которых они про-израстают. В каждой возрастной группе могут находиться любые. безопасные для детей растения, но обязательно в ухоженном со-стоянии. В этом случае обеспечиваются не только красота, но и наибольшая вероятность их зацветания, что в свою очередь делает их более привлекательными, повышает эстетику жизненного про-странства.

Красота помещения создается не только внешним обликом, но и расположением растений, их рассредоточенностью в про-странстве или объединением в композиции. Размещая растения в интерьере, следует иметь в виду несколько простых правил фито-дизайна. Красивы все растения, поэтому их целесообразно ставить на некотором расстоянии друг от друга — в этом случае им легко дышать и расти, а детям — легко наблюдать и ухаживать за нами. Есть растения, которые особенно чувствительны к жизненному пространству — они хорошо себя чувствуют и красиво выглядят лишь в том случае, когда их ничто не стесняет, например такие как бальзамин-недотрога. Поэтому важно, чтобы растения на по-доконнике располагались на значительном расстоянии друг от друга. Занавески не должны свисать — это препятствует обмену воздуха и общению детей с растениями.

Красота интерьера создается тем, что растения рассредоточи-ваются в вертикальном и горизонтальном пространстве. По го-ризонтали растения легко распределить при двустороннем есте-ственном освещении помещения, учитывая при этом, что многие из них нуждаются в притенении, являются теневыносливыми. Их можно расположить в глубине помещения на расстоянии 1 — 1,5 метра от окна. Вертикальное распределение предусматривает устройство растений на однотонно окрашенных стенах, перпен-дикулярных окну, на подоконнике и на полу. Это красивые ам-пельные растения (сциндапсус, ройциссус, плющ и др.), распо-ложенные на уровне глаз взрослого человека (или несколько выше); напольные растения (китайский розан, фикус и др.), располо-женные в спокойных и достаточно освещенных местах. В таком «зеленом садике» дети могут отдыхать: сидеть в мягкой мебели, рисовать, рассматривать книги, играть в настольные игры. Ребята привыкают к растениям, осторожно с ними обращаются, глаза их часто отдыхают на зелени, они чувствуют себя комфортно. Рас-пределение растений в пространстве улучшает микроклимат в груп-пе, сохраняет психическое здоровье детей и взрослых.

Достижением фитодизайна является создание композиций из растений, которые не боятся соседства друг с другом и нуждают-ся в сходных условиях. Композиции могут быть созданы в торше-рах, напольных или настольных ящиках, на декоративных сто-ликах и подставках, настенных полочках. Их может объединять специально подготовленное небольшое бревно, группа пней или крупная красивая коряга. Привлекательность композиции создает сочетание растений, разных по форме и окраске: с прямостоячи-

ми и ползучими стеблями, с крупными и мелкими листьями, под-нимающиеся вверх и свешивающиеся. Композиции из растений благотворно действуют на здоровье и эмоции человека: снимают стресс, вызывают радость, дают отдых глазам. Рядом с напольной композицией неплохо поставить небольшое кресло, декоратив-ную скамейку, на которые может присесть взрослый, куда можно посадить для успокоения (вместо наказания) разбаловавшегося ребенка. В книгах по комнатному цветоводству дается много при-меров различных композиций, этими рекомендациями может вос-пользоваться любой воспитатель.

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смяг-чают его сухость — листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очи-щают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных расте-ний состоит в том, что они обогащают воздух кислородом — имен-но днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают уг-лекислый газ и выделяют кислород.

В последнее время специалисты обращают все больше внима-ния на медицинские параметры комнатных растений — лечеб-ное значение соков, отваров, примочек и др., приготовленных из них. Всем известны, например, прекрасные лечебные свой-ства столетника (алоэ древовидного). Для группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды, — легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха, что спо-собствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нем. Известно, что дети очень чувствительны к различным ин-фекциям, часто являются носителями и распространителями бактерий (если кашляют или чихают). Растения, обладающие фитонцидными свойствами, позволяют улучшить воздушную среду помещения. К таким растениям относятся разные виды пеларгоний (герани), многие суккуленты (алоэ, толстянки), ауку-ба японская, антуриум величественный, колеус Блюме, пеперо-мии, туя восточная.

Особая роль принадлежит растениям, поглощающим из возду-ха вредные вещества и газы, которых в настоящее время доста-точно в каждом помещении, их выделяют разнообразные синте-тические материалы, из которых сделаны предметы быта: пласт-массовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линоле-ум и пр. Известно, что все эти вещества вредны для здоровья, могут вызывать аллергию и другие заболевания. Наиболее подхо-дящим для очищения воздуха комнатным растением является хло-рофитум хохлатый — неприхотливое растение, имеющееся в каж-


дом детском саду. Для очистки воздуха помещения группы (достаточно большого) нужно не менее двух растений.

Таким образом, комнатные растения выполняют важную сре-дообразующую функцию в экологии человека — улучшают гигие-нические и эстетические параметры его предметной среды.

Контрольные вопросы

1. Нужно ли заводить в помещении группы детского сада комнатные растения? Почему?

2. Как влияют растения на здоровье людей? Как они улучшают воздух помещения?

3. Каким образом с помощью растений можно создать красивый ин-терьер? Зачем нужна красота в детском саду?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...