Уход за аквариумом и его обитателями1
Самый распространенный объект в детском саду — аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и засе-ленный аквариум — это модель природного водоема, мин и-э к о-система, в которой все компоненты (вода, освещение, расте-ния, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и созда-ют экологическое равновесие (рис. 4). Главное условие создания такой мини-экосистемы — большой аквариум вместимостью 60—100 литров. В комнате природы, хол-ле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте мо-жет быть установлен аквариум еще больших размеров — на 150 — 500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В боль-шом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка и лишь за-тем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки. Чистота воды, а следовательно и здоровье рыб, в большой сте-пени зависят от грунта. Аквариум — модель пресноводного водо-ема, Поэтому грунт должен быть соответствующим. Морские кам-ни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт — речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт. Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. Так вода мень-ше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между во-дой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей — основ-ной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной по-лоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время корм-ления рыб.
К существенным компонентам создания биологического рав-новесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к
1 Разработано Н.Н.Мешковой.
А
Б
Рис. 4. Варианты оформления аквариума: А — речные камни, боковое освещение; Б — коряга, верхнее освещение бурному росту зелени (растений, водорослей), что в итоге стано-вится помехой для передвижения рыб. При недостатке же освеще-ния растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в ре-зультате в воде становится меньше кислорода, что затрудняет ды-хание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть уста-новлены рефлекторы (один или два) — они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 Вт включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером — в осенне-зимний период, когда световой день корот-кий; днем — во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений. В декоративных целях лучше использовать речные камни и ко-ряги. Искусственная бутафория в виде морских раковин и гротов лишь отвлекает внимание детей. Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соле-ной воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять ак-вариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выгля-дит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных ра-стений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями раз-мещают на заднем и среднем планах, растения мелкие — ближе к переднему стеклу. Пространство у переднего стекла и центр аква-риума оставляют свободными. Крупные растения, например ама-зонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофи-лу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.
Аквариум не следует перенаселять — это одно из главных усло-вий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1 — 2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15—18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев). Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, — и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В аквариуме с прозрачной водой, зелеными кус-тистыми растениями, слегка покрытыми зеленым налетом стен-ками, камнями и корягами, рыбы чувствуют себя комфортно, они спокойно плавают и не глотают судорожно воздух с поверх-ности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Его хорошее состояние может сохраняться го-дами. Генеральная уборка, при которой сливают воду и моют грунт, производится один раз в год (и даже реже). Кроме самых общих требований к оформлению, которые обес-печивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видо-вой состав его обитателей. Разный образ жизни различ-ных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие стро-ения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды. Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, льви-ноголовка и др.) — прекрасный объект для детского сада: она крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ее при-мере можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ее декоративные качества (свисающие, очень большие плав-ники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Зна-комясь с этой рыбкой, дети усваивают: декоративность — это ут-рата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком за-метна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естествен-ных природных условиях. Золотая рыбка — это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.
В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквари-ум (не менее 100 л) с температурой 20 "С, чтобы не было недо-статка в кислороде и рыбки могли бы расти. Гуппи и меченосцы — самые распространенные аквариумные рыбки. Их ниша в аквариуме — верхние слои воды. К ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На примере этих рыб детям можно показать живорождение, рост и развитие мальков, маскировоч-ную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченос-цы яркой окраски и красивые самцы гуппи — это пример ка-честв, выведенных человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений. Линеатус (щучка) — небольшая хищная рыбка, живет в верх-них слоях воды, имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела, ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необ-ходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка могла бы затаивать-ся. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомы-ми, щучка может выпрыгнуть из воды. Крапчатый сомик — его ниша в аквариуме — нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенно-сти донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, ма-ленькие глаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, ведет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2 — 3 рыбок данного вида. На песчаном дне можно рас-положить речные камни небольшого размера, среди которых со-мик совсем теряется из виду. Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, дания рерио — красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив и живут в средних слоях воды. Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6—16 штук, а в аквариуме должно быть много свободного от ра-стений водного пространства. На этих рыбах детям можно пока-зать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахож-дение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпук-лые спинки и брюшко, рот расположен посередине (их интерес-но сравнить с донными рыбками и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).
Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания является еще более инте-ресным: на них можно показать разнообразие маскировочной окра-ски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспо-собительные особенности. Однако их содержание более трудоемко по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необ-ходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низ-кая температура в зимний период и многое другое. В тех случаях, когда имеется возможность создать для них эколо-гически правильные условия, для старших дошкольников можно организовать наблюдение за карасем, трехиглой колюшкой, рота-ном. Карась — предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; тем-ная спина и светлое брюшко делают его почти незаметным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками. Ротан (бычок) — повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для его содержания в аквариуме должны быть большие камни, коря-ги, которые служат укрытием: за ними ротан затаивается, из-за них молниеносно нападает на добычу. Большая голова, большой рот, маскировка, затаивание, быстрое нападение — типичные при-знаки хищника, с которыми дети могут познакомиться в процес-се наблюдений. Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выра-щивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности. Интересны для наблюдения и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки). В летний период их можно содер-жать в специальных аквариумах, а затем выпустить в места посто-янного обитания.
В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточ-ным количеством растений и оборудованным освещением, уста-навливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые под-вижные рыбы, на стеклах — отдельные зеленые точки-водоро-сли. Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на4 — 5 °С). При соблюдении этого условия уход за аквари-умом несложен и отнимает немного времени. Ежедневный уход за аквариумом заключается в том, чтобы вклю-чить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, и по-кормить их. Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она оп-ределяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следу-ет давать такое количество корма, которое будет съедено за 20 — 30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды. Если этого не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени — собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной водой, поставить компрессор. Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмер-шие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.
В конце каждого месяца кроме этого нужно провести еще ряд действий: протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных; удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами; убрать лишних улиток; счистить скребком беловатый налет солей на верх-ней части стенок аквариума, выступающих из воды. Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды и с промывкой растений и грунта. Поря-док действий во время уборки следующий. Сначала с помощью шланга нужно слить треть или половину всего объема наиболее чистой воды из верхних и средних слоев аквариума в чистые ведра и тазы. Потом, в другие ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока в аквариуме не останется примерно чет-верть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого использует-ся сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги и листья, подрезают слишком длинные корни и кладут их в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне гряз-ную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промыва-ют небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум и залить его водой. Бывший в употреблении аквариум нельзя остав-лять без воды даже на несколько часов. Кормление рыб. Корм для рыбок должен быть разнообразным. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновид-ности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) любят сырые или вареные овсяные хлопья «геркулес», отмытые от муч-нистых частиц, заваренную кипятком манную крупу, мелкие крош-ки сухого печенья типа галет. Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в не-сколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, что-бы удалить сок, и маленькими порциями кидают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами. Среди живых кормов есть один, который легко разводить, по-этому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм — маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, кото-рые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей. В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых чер-вей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.
Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникнове-ние у них заболеваний. Болезни рыб. У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащен-но, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалив-шийся или неумеренно раздутый. Движения больных рыбок вя-лые, они часто стоят на месте, качаясь из стороны в сторону, трутся о дно и о растения; часто могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забиваться в гущу растений. Рассмотрим заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению. Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она ста-новится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно сапролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или те, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20 — 22 "С. Одновременно нужно сделать рыбкам солевую ванну. В отдельной банке объемом 2 — 3 л с водой из аква-риума растворить поваренную соль из расчета 15 г на 1 л. В раствор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. Затем ее нужно подержать 5—10 мин в банке с чистой водой из аквари-ума и поместить обратно в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, нужно пересадить ее в чистую воду. Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появля-ются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеи-ваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запуще-на, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают темпе-ратуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500000 ЕД на 10 л, или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Предварительно его растворяют во фла-коне, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор. Через три дня антиби-отик добавляют в воду еще раз. По выздоровлении температуру воды постепенно понижают до обычной. Оодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мель-чайшим налетом, напоминающим песок. Плавники зачастую сжа-ты, рыба плавает скачками. Лечится это заболевание так же, как и ихтиофтириус. Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). При этом заболевании на теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются по-
красневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Ту-беркулез неизлечим и рыбок приходится ликвидировать. Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припу-хает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение — сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в ма-лых количествах. Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера: 1) о водной экосистеме (ее компонентах, их взаимосвязи и вза-имозависимости, роли труда в поддержании в ней равновесия); 2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной среде обитания; 3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные); 4) о различных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды); 5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб местных водоемов; 6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягу-шек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания; 7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве; 8) о рыбах как живых существах, их сходстве между собой. Контрольные вопросы 1. Какие условия в аквариуме являются благоприятными для рыб? 2. Когда аквариум становится мини-экосистемой? • 3. Каких рыб и почему можно поселить в аквариуме? 4. Как следует ухаживать за аквариумом? Оборудование клеток и содержание птиц Птицы, так же как и рыбы, — частые обитатели уголков при-роды в детском саду. Их содержат в больших клетках (или волье-рах), так как им нужно воздушное пространство для полета или порхания (рис. 5). Клетка должна быть установлена в светлом, спо-койном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Они очень пугливы и осторожны — в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в иг-ровом уголке) они находятся в тревожном состоянии (в отдель-ных случаях испуг может вызвать шок и даже привести к гибели птицы). Не следует также располагать клетку под фрамугой: пти-цы не выносят сквозняков.
На дно клетки кладут чистый сухой песок — это экологически значимое ус-ловие, так как у птиц нет зубов и пища перетирается в желудке при помощи пес-чинок и мелких камушков, которые они глотают. Песок в небольшом количестве запасают летом. При ежедневной уборке в клетке его просеивают через сито — таким образом очищают от шелухи и по-мета. В клетке должно быть несколько жер-дочек, расположенных поперек нее на разной высоте. Устраивать их на углу не следует: сидя на них, птица будет упи-раться хвостом в прутья клетки и оби-вать перья. Палочки, используемые в качестве жердочек, должны быть круг-лыми, гладко оструганными, средней толщины (слишком толстые или тонкие не подходят: птице трудно их обхваты-вать и удерживаться на них). В клетке постоянно должна быть чистая вода. Ее ежедневно меняют, наливая в 2—3 ем-кости: в поилку для питья, в купалку для купания. Некоторые птицы любят ку-паться, после чего они сушат и уклады-вают перышки. Приведя себя в порядок, они поют, что является свидетельством их хорошего состояния. Важное условие жизни птицы — раз-нообразие корма. Птица не может долго оставаться голодной, поэтому в клетке всегда должна быть зерно-смесь (особенно в выходные и праздничные дни). Кроме нее пти-це дают в небольшом количестве мягкие корма: крошки творога, яйца, каши, белого хлеба, смоченного молоком, тертую морковь, кусочки яблока и других фруктов. Отдельно кладут минеральную подкормку (древесный уголь, мел, скорлупу яиц). Круглый год птице следует давать зелень: веточки традесканции, пророщен-ный овес или другие злаковые. Канарейки родом с Канарских островов, они зеленоватого цвета с бурыми пестринками, питаются семенами травянистых растений, нежной зеленью. У нас широко распространены декоративные до-машние канарейки самых разных оттенков желтого, оранжевого и бурого цветов. Их содержат за красивое мелодичное пение. В неволе канареек кормят зерносмесью, состоящей из рапса, овсянки, канареечного семени, давленого подсолнуха, семян льна,
салата и разных сорных трав. Также в небольших количествах пти-цам дают фрукты, зелень, мягкие корма, минеральную подкормку. Летом их можно кормить листьями мокрицы и одуванчика. С конца февраля, чтобы получить потомство, им чаще следует давать яич-ный корм и слегка проросшие семена проса, пшеницы и подсолнуха. Беспокойное поведение канареек — сигнал для внесения в клет-ку основы и строительного материала (сухих травинок, перьев, клочков мха, ваты) для гнезда, из которого самка сама устроит гнездо. Отложив 2 — 3 яйца, она садится на них и высиживает 13 суток. Птенцы вылупляются сами, скорлупки самка выносит из гнезда или съедает. Птенцов выкармливают оба родителя. Волнистые попугайчики родом из Австралии, где они распро-странены так же широко, как у нас воробьи. На родине они все ярко-зеленого цвета с волнистым рисунком на крыльях. Попугай-чики хорошо летают и лазают по веткам деревьев — в этом им помогают особое устройство лапок (два пальца направлены на-зад, два — вперед) и загнутый клюв. Питаются они семенами трав, почками, молодыми побегами, изредка насекомыми. торые птицы имеют хохолок. Самец и самка окрашены одинако-во, поет только самец. Японские амадины прекрасно содержатся в неволе: они вы-носливы, быстро привыкают к людям, легко размножаются. Сиг-налом к гнездостроению является подвешенное гнездо. Уже через неделю самка откладывает от 4 до 8 яиц. Родители высиживают птенцов вместе, кормятся по очереди. Через две (или чуть боль-ше) недели вылупляются птенцы пока не имеющие оперения. Их кормят оба родителя. Через три недели оперившиеся птенцы вы-летают из гнезда. Родители продолжают их кормить еще дней 10, после чего птенцов следует отсадить — иначе они не дадут воз-можности взрослым снова загнездиться. После отселения птенцов гнездо необходимо тщательно очистить от помета. Строительным материалом для гнезда являются положенные в клетку соломинки, сено, клочки шерсти, ваты, тонкие веточки, перья. В одной клетке можно держать только одну пару амадин, иначе они будут мешать друг другу. Молодым птицам не следует гнездиться раньше 8 — 9 месяцев. Зерновая смесь для японских ама-дин составляется из проса, канареечного семени и очищенного овса с добавлением семян салата, одуванчика. Им ежедневно не-обходим зеленый корм, в летнее время это звездчатка (мокрич-ник) с недозревшими семенами, салат и молодые листья одуван-чика. Они также охотно едят пророщенные семена злаковых трав, в небольших количествах яичный корм. Японских амадин нередко называют нянечками: они охотно выкармливают птенцов других птиц, что бывает при клеточном содержании. В качестве нянек лучше всего использовать молодых птиц, которые не имели еще своих птенцов. Рисовки {рисовые воробьи) — самый известный род азиатских амадин. Их легко узнать по окрасу перьев: сверху они приятного серого цвета, снизу — бледно-красные (или серые), голова чер-ного, а клюв бледно- или ярко-красного цвета. В природе рисовки живут вблизи человека, рядом с рисовыми плантациями, покры-тыми водой. Держатся они парами или небольшими стайками в кустарниках, рощах, едят семена, плоды, червей, насекомых. По-сле спада воды кормятся на рисовых полях и иногда наносят не-малый ущерб урожаю. Рисовки — спокойные птицы, их можно содержать в одном вольере с волнистыми попугайчиками. Они хорошо размножают-ся, как и японские амадины. В зерновую смесь можно добавить овсянку, небольшое количество конопли, риса, а иногда давать им и мучных червей. Контрольные вопросы 1. Каких птиц и почему целесообразно содержать в детском саду? По-чему они называются декоративными?
2. Каковы биологические особенности волнистых попугайчиков? Где н как они живут в природе? Какие условия им нужно создать в неволе? 3. Каковы биологические особенности канареек? Где и как они живут II природе? Как их следует обустроить в неволе? 4. Кто такие амадины и как они живут в природе? Как их следует содержать в неволе? 5. Что такое экологический подход к обустройству птиц в неволе? 6. Что значит любить птиц? В чем проявляется любовь к ним?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|