Создание и поддержание необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического воспитания детей
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. Создание стационарной развивающей экологической сре-ды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагоги-ческий процесс, который включает организацию «экологичес-ких пространств», их совершенствование и коррекцию, еже-дневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологичес-кого воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и живот-ных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом она становится лишь в том случае, если выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать за животными и растениями и участво-вать в мероприятиях по созданию нормальных условий для обита-телей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание к жизни как уни-кальной ценности. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятель-ность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забо-та о взрослых животных и их потомстве могут принимать различ-ные формы и проходить с разной степенью включенности и уча-стия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участ-никами этой деятельности через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых и посредством своего практического участия. Например, в детском саду создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его бла-гоустройству, заполнение объектами природы производятся од-ними взрослыми без участия детей. Тем не менее старшие дош-кольники могут стать участниками этого процесса, если воспита-тель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким за-мечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повеси-ли много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не ма-ленькие клетки, и т.д. Дети напрямую не участвуют в устройстве зимнего сада, но уже являются участниками процесса: они в кур-се событий и переживают за результат. На последнем этапе обору-дования зимнего сада взрослые найдут дела, посильные для детей 5 — 7 лет, и они станут действительными участниками серьезного мероприятия.
Во всех формах совместной деятельности наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодуш-ного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятель-ность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детско-го сада. Самая распространенная форма совместной деятельно-сти — создание и поддержание условий, необходимых для обита-телей группового уголка природы. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельно-сти являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с при-родой имеет решающее значение: ребята слышат и впитывают лас-ковый разговор взрослого с животными и растениями, спокой-
ные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят дей-ствия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных рас-тений воспитатель говорит следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувству-ете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке - вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как при-ятно на них глядеть! (: Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а ведь им нужна вода - они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой на-лито немного воды, поливает их сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь, и расти даль-ше - мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совмес-тной деятельности заключается в том, что они слушают речь вос-питателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и при-нимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспи-татель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях -это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малы-шей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно про-исходит само собой, естественно, в процессе совместной практи-ческой деятельности.
С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность по-прежне-му остается совместной. В средней группе воспитатель и дети вы-ступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выра-жается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете вы мои по-мощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно на-растает и уже можно организовать дежурство ребят в уголке природы Воспитатель и дети теперь меняются ролями: ребята делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень ^Обучение дошкольников этого возраста в совместной деятель-ности по созданию необходимых условий для растении и живот-ных происходит косвенно - как помощь взрослого ребенку. Ъго можно обозначить формулой: «Вы делаете сами, а я вам помо-гаю Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициа-тиву
Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста. Методика про 1. Осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их само-чувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.). 2. Практическое выполнение всех операций по созданию нуж-ных условий (например, просеивание песка, лежащего на дне птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и его раскладывание в чистые кормушки и пр.). 3. Заключительное кратковременное наблюдение за животны-ми—их поведением во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды. Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке и растений — очень важный момент методики. Во-первых, он по-зволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение'ко все-му живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не случилось ли с ними чего, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо вы-полнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмыс-ленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Эко-логическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой оби-тания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить». На первом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надо делать этот осмотр. Например: «Сна-чала давайте посмотрим на нашу канарейку — не заболела ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходные дни. Все может случиться — фрамуга откроется от сильного ветра зимой, и в помещении станет холодно. Что будет тогда? Правильно, птица может заболеть простудой или воспалением легких и умереть. (Осматривает и приговаривает.) Канарейка хорошо себя чувству-ет: не нахохлилась, скачет по жердочке — все в порядке. Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке: что надо сменить, что вымыть, чего ей не хватает. Мы ее любим и сделаем все, чтобы было ей хорошо». Воспитатель осматривает клетку и поясняет: «Песок на дне весь в мусоре — просеем его, чтобы было чисто. Вода в поилке грязная и ее мало — нальем свежей. Зерна в кор-мушке совсем не осталось — насыплем нового, еще потрем ей морковки: она давно не ела витаминов». И только после этого воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые опера-ции.
Второй этап методики проведения дежурств традиционен — это реальные трудовые операции по улучшению условий жизни животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение должно прохо- дить с максимальным вниманием к живому существу, ради кото-рого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее обору-дование: столик для приготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькому ребенку было удобно и легко выполнять работу, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т.д. Воспитатель учит детей вы-полнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птиц, рыб, не сломать стебли или листья растений: «Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотри-те, как я делаю это — осторожно, спокойно и медленно, чтобы не' напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений... Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеивать песок: соберем его совком в кучу, рядом поста-вим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку». И т.д. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение. Третий этап методики (заключительный осмотр) позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблю-дают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д. и видят, что всем обитателям стало лучше от того, что сделали дежурные. Это эмоциональное завершение со-вместной деятельности воспитателя и детей. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практичес-кой заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание снова участвовать в этой деятельности. Организация дежурства в уголке природы предусматривает со-вместную деятельность одних и тех же ребят с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом яв-ляется дежурство трех детей три дня подряд. За это время 5 — 6-лет-ние дошкольники способны понять смысл и значение обязатель-ного ухода за живыми объектами природы, приобрести началь-ные практические навыки.
Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в тече-ние учебного года можно условно поделить на три периода: началь-ный — осенние месяцы, средний — растягивается примерно на четыре месяца (декабрь—март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятель-ность воспитателя с дежурными, происходит интенсификация са-мостоятельности ребят. Начальный период — дети впервые принимают учас-тие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности приоритет у воспитателя — он пол-ностью включен в трудовые операции, все делает вместе с деть-ведения де-журств в уголке природы с детьми старшей группы заключается в дит медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс — при-носит ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть. Следующий этап, это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, воспита-тель стоит рядом и помогает им — словом и делом, примером и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень боль-шие, поэтому и степень включенности воспитателя в их практи-ческие действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим — лишь подсказывать и немного помогать В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сход-ным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть обору-дование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий ребят, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех у кого еще не все получается. На последнем э т а п е, когда дети дежурят по четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместной деятельности от-дает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близ-ко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов на-помнить, подсказать и помочь практически дежурным выпол-нять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, за их хорошее качество (напри-мер, за осторожность и аккуратность), за самостоятельность уве-ренность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце дежурства он напоминает, что нужно понаблюдать секунду—другую за пове-дением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них Когда уже все сделано, воспитатель подводит итог: «Как замеча-тельно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все полу-чилось. Молодцы!» Дежурство детей - даже при высоком уровне их самостоятельности - остается совместной деятельностью-воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и при необ-ходимости приходит на помощь — это и есть его участие в этой деятельности. В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злако-вых культур) в 2 — 3 маленькие коробочки. Каждая тройка дежур-ных один раз в три дня сеет зеленую подкормку для птиц и других обитателей живого уголка, комнаты природы. В результате осуще-ствляется непрерывное проращивание зелени в холодное время года и дети приобретают уверенные навыки выращивания расте-ний из семян.
Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется орга-низация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других «экологических пространствах». При наличии комна-ты природы со старшими дошкольниками время от времени орга-низуется коллективный труд - после того, как дети обретут пер-вые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5-10 человек) и организует с ними совместную деятель-ность — «генеральную уборку» в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, просит их сначала осмотреть своих подопеч-ных и выяснить, что надо делать, а потом уже приступать кубор-ке. При этом он сам оказывает им помощь. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная по-мощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна, если почему-либо отсутствуют взрослые, отвечающие за комнату природы. Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что им мешает, а затем поливают, делают прополку. Труд детей, какого бы объема он ни был, всякии раз становит-ся осмысленным, экологически целесообразным, если прослежи-вается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется по-нимание того, что эти условия создаются трудом людей. Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания — мето-дом, которым обеспечивается развитие начал экологического со-знания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Контрольные вопросы 1 Что такое совместная деятельность взрослых и детей? Как и в каких формах она осуществляется в зеленой зоне детского сада? Что в ней яв-ляется главным? 2 Как организуется совместная деятельность в уголке природы/ как проходит эта деятельность в группах младшего и в группах старшего до-школьного возраста? 3 В чем заключается методика организации дежурства детей в уголке природы? Из каких компонентов она состоит? Как она меняется на про-тяжении учебного года? 4. Почему в процессе дежурства нужно осматривать питомцев уголка природы и наблюдать за ними? следующем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|