МОДУЛЬ 3. «Биохимия продуктов растительного и животного происхождения»
Тема 7. Роль биохимических процессов при хранении и переработке пищевого сырья растительного и животного происхождения. Биохимические процессы превращения, совершающиеся при отложении запасных веществ в растениях. Биохимические процессы, происходящие при хранении пищевого сырья растительного и животного происхождения. Роль ферментативных процессов в технологии переработки растительного сырья. Применение ферментативных процессов в пищевой промышленности. Ферментативное разрушение витаминов при переработке пищевого сырья растительного происхождения и методы его торможения.
Тема 8. Биохимия молока, мяса и рыбы. Биохимические и физико-химические процессы при обработке молока, при выработке питьевого молока, сливок и мороженого. Изменения состава и свойств молока при охлаждении и замораживании, при нагревании, механических воздействиях, фальсификации. Пороки молока биохимического происхождения. Биохимические, структурно-механические и диетические свойства кисломолочных продуктов. Биохимические изменения в масле в процессе хранения. Биохимические и физико-химические процессы при производстве сыра. Биохимические и физико-химические процессы при созревании сыров. Изменение лактозы, белковых веществ, жира. Биохимические и физико-химические процессы при выработке молочных консервов, при производстве казеина, молочно-белковых концентратов и молочного сахара. Биохимические и химические изменения молочных продуктов при хранении.
Биохимические функции, строение и состав мышечной ткани мяса и рыбы. Сократительные белки мышечного волокна – миозин, актин, тропомиозин, тропонин – их состав, структура и функции. Особенности аминокислотного состава белков мышечного волокна. Биохимические факторы, обеспечивающие и регулирующие функцию сократительных белков. Саркоплазматические белки. Биохимические различия в составе и функциях светлых и темных мышечных волокон. Функции и свойства протеогликанов и биохимические факторы, участвующие в их регулировании. Биохимия созревания мяса. Биохимические основы создания желательных вкусовых качеств при созревании мяса. Технологические пороки созревания мяса. Пути регулирования созревания мяса. Технологические приемы ускорения процесса созревания мяса. Зависимость биохимических изменений в мясе от условий хранения.
Тема 9. Биохимия зерна и хлеба. Строение и химических состав зерна и семян. Биохимические процессы, протекающие при созревании зерна. Послеуборочное дозревание зерна. Состояние покоя и старения зерна. Прорастание зерна.
Биохимические процессы, протекающие при замесе теста и выпечке хлеба. Действие ферментов в тесте. Использование ферментных препаратов в хлебопечении. Интенсификация процесса брожения в хлебопечении.
Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам обучения
Каждый учебно-образовательный модуль ориентирован на достижение совокупности регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Технология и организация общественного питания, квалификация (степень) - Бакалавр определенных знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций в области биохимии. В таблице 4 представлено соответствие содержания модуля дисциплины и результатов обучения, что позволяет оценить вклад каждого учебно-образовательного модуля в достижение целей модульного образовательного курса.
Таблица 4.1 Соответствие содержания требуемым результатам обучения
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
| Учебно-образовательные модули
|
Модуль 1
| Модуль 2
| Модуль 3
|
Знание:
|
|
|
|
общие закономерности в структуре клетки микроорганизмов, животных и растений, ее функционирования на молекулярном и надмолекулярном уровнях;
| *
| *
| *
|
особенности химического состава живого организма;
| *
| *
| *
|
основные пути обмена веществ и энергии;
|
| *
| *
|
роль белков, липидов, углеводов, витаминов, ферментов в обмене веществ и питании человека и животных;
|
| *
| *
|
общие концепции и подходы, принятые в биохимии;
| *
| *
| *
|
методы биохимии для контроля качества и сертификации продуктов питания;
|
|
| *
|
роль биохимических процессов при хранении и переработке пищевого сырья;
|
|
| *
|
роль биохимии в усовершенствовании технологических процессов пищевой промышленности и создании новых рациональных схем и принципов переработки сырья.
|
|
| *
|
Умения:
|
|
|
|
применять биохимические методы для оценки пищевого сырья;
|
|
| *
|
оценивать состояние ферментативного комплекса пищевого сырья;
|
|
| *
|
осуществлять постановку и проведение эксперимента;
| *
| *
| *
|
анализировать и обрабатывать первичный экспериментальный материал в биохимических исследованиях;
| *
| *
| *
|
использовать прикладные программы для получения, обработки и интерпретации данных биохимических исследований;
| *
| *
| *
|
оценивать достоверность полученных данных, формулировать выводы;
| *
| *
| *
|
творчески применять полученные знания для решения конкретных технологических задач.
| *
| *
| *
|
Владение:
|
|
|
|
техникой биохимических лабораторных работ;
| *
| *
| *
|
методами оценки свойств пищевого сырья растительного и животного происхождения, продукции общественного питания на основе использования фундаментальных знаний в области химии, нанотехнологии и биотехнологии, физики и математики;
| *
| *
| *
|
навыками проведения теоретических и экспериментальных исследований в области систем и технологий общественного питания с использованием современных программных средств, инновационных и информационных технологий;
| *
| *
| *
|
принципами биотрансформации свойств сырья и пищевых систем.
|
| *
| *
|
Профессиональные компетенции:
|
|
|
|
- способностью использовать основные законы и методы биохимии и биотехнологии в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-3);
| *
| *
| *
|
- уметь использовать технические средства для измерения основных технологических и биотехнологических процессов, свойств сырья, полуфабрикатов, качества и безопасности готовой продукции (ПК-7);
| *
| *
| *
|
- уметь проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-30);
| *
| *
| *
|
- способностью измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов, научных публикаций (ПК-32).
| *
| *
| *
|
Таблица 4.2 Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
№
п/п
| Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 1. Статическая биохимия
|
| Тема 1. Белковые вещества и нуклеиновые кислоты
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Тема 2. Витамины и гормоны
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Тема 3. Углеводы и липиды
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Модуль 2. Динамическая биохимия
|
| Тема 4. Обмен белков и аминокислот
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Тема 5. Обмен углеводов и липидов
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Тема 6. Брожение и дыхание, взаимосвязь и
регуляция обменных процессов
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Модуль 3. Биохимия продуктов растительного и животного происхождения
|
| Тема 7. Роль биохимических процессов при хранении и переработке пищевого сырья растительного и животного происхождения
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Тема 8. Биохимия молока, мяса и рыбы
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Тема 9. Биохимия зерна и хлеба
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
1 – Микробиология;
2 – Физиология питания;
3 – Товароведение продовольственных товаров;
4 – Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания;
5 -Технология продуктов общественного питания;
6 – Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания.
Лабораторные работы
Перед проведением лабораторных работ бакалавр должен самостоятельно освоить процедуру выполнения лабораторных работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.
В таблицах 5.1 и 5.2 представлено соответствие содержания практикума по дисциплине «Биохимия» результатам обучения, что позволяет оценить вклад каждой лабораторной работы в достижение целей модульного образовательного процесса.
Таблица 5.1 Лабораторный практикум для бакалавров очной формы обучения
Учебно-образовательный модуль.
Цели лабораторного практикума
| Перечень лабораторных работ
| ПФО
| СФО
|
Часы
| Часы
|
Модуль 1. Статическая биохимия
Цель. Ознакомление с основными классами органических соединений, входящих в состав пищевых продуктов
| Лабораторная работа: «Качественные реакции на белки. Физико-химические свойства белков».
|
|
|
Лабораторная работа: «Определение белка, белкового и небелкового азота по Кьельдалю. Количественное определение белка этим методом в пищевых продуктах».
|
|
|
Лабораторная работа: «Определение активности амилаз (a и b) и липазы. Термолабильность, специфичность, оптимум рН, активаторы и ингибиторы ферментов».
|
|
|
Лабораторная работа: «Качественные реакции на витамины. Количественное определение аскорбиновой кислоты и витамина Р в продуктах питания».
|
|
|
Модуль 2. Динамическая биохимия
Цель.Изучение обменных процессов
| Лабораторная работа: «Обмен липидов».
|
|
|
Лабораторная работа: «Обмен белков: переваривание белка пепсином, трипсином, преваривание казеина».
|
|
|
Модуль 3. Биохимия продуктов растительного и животного происхождения
Цель.Применение биохимических методов для оценки свойств пищевого сырья
| Лабораторная работа:«Определениепроцентного содержания белка в молоке».
|
|
|
Лабораторная работа: «Изучение реакции мутаротации глюкозы».
|
|
|
Научный проект: «Сравнительная характеристика активности амилолитических ферментов пшеницы, ржи и ячменя».
|
|
|
Всего на дисциплину:
| |
|
|
Таблица 5.2. Лабораторный практикум для бакалавров заочной формы обучения
Учебно-образовательный модуль.
Цели лабораторного практикума
| Перечень лабораторных работ
| ПФО
| СФО
|
Часы
| Часы
|
Модуль 1. Статическая биохимия
Цель. Ознакомление с основными классами органических соединений, входящих в состав пищевых продуктов
| Лабораторная работа: «Качественные реакции на белки. Физико-химические свойства белков».
|
|
|
Лабораторная работа: «Определение белка, белкового и небелкового азота по Кьельдалю. Количественное определение белка этим методом в пищевых продуктах».
| СРИЗ
| СРИЗ
|
Лабораторная работа: «Определение активности амилаз (a и b) и липазы. Термолабильность, специфичность, оптимум рН, активаторы и ингибиторы ферментов».
|
| СРИЗ
|
Лабораторная работа: «Качественные реакции на витамины. Количественное определение аскорбиновой кислоты и витамина Р в продуктах питания».
| СРИЗ
| СРИЗ
|
Модуль 2. Динамическая биохимия
Цель.Изучение обменных процессов
| Лабораторная работа: «Обмен липидов».
|
| СРИЗ
|
Лабораторная работа: «Обмен белков: переваривание белка пепсином, трипсином, преваривание казеина».
| СРИЗ
| СРИЗ
|
Модуль 3. Биохимия продуктов растительного и животного происхождения
Цель.Применение биохимических методов для оценки свойств пищевого сырья
| Лабораторная работа:«Определениепроцентного содержания белка в молоке»
| СРИЗ
| СРИЗ
|
Лабораторная работа: «Изучение реакции мутаротации глюкозы».
| СРИЗ
| СРИЗ
|
Научный проект: «Сравнительная характеристика активности амилолитических ферментов пшеницы, ржи и ячменя».
|
|
|
Всего на дисциплину:
| |
|
|
Условные обозначения: СРИЗ - самостоятельная работа.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа бакалавров является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянного повышения своего профессионального уровня.
Цели самостоятельной работы:
- уметь проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-30);
- способностью измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов, научных публикаций (ПК-32).
Самостоятельная работа по курсу «Биохимия» заключается в изучении отдельных тем модуля по рекомендуемой учебной литературе, в подготовке к лабораторным занятиям, научному проекту, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену.
Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в таблице 6.
Таблица 6. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа
№
п/п
| Учебно-образовательные модули
дисциплины
| Трудоемкость СРС зач. ед./часы
| Виды самостоятельной работы студентов
| Зачетные единицы/часы
|
Очн.
ф.о.
| Заочн. ф.о.
| Очн. ф.о.
| Заочн. ф.о.
|
П
| С
| П
| С
| П
| С
| П
| С
|
| Модуль 1. Статическая биохимия
| 0,6/20
| 0,6/20
| 0,7/26
| 0,8/28
| 1.Изучение тем лекций
|
|
|
|
|
2.Самостоятельное изучение тем модуля
|
|
|
|
|
3.Подготовка к лабораторным занятиям
|
|
|
|
|
4. Подготовка и презентация реферата
|
|
| -
| -
|
5. Подготовка к тестированию по модулю
|
|
|
|
|
| Mодуль 2. Динамическая биохимия
| 0,7/26
| 0,7/26
| 0,8/28
| 0,85/
| 1.Изучение тем лекций
|
|
|
|
|
2.Самостоятель-ное изучение тем модуля
|
|
|
|
|
3. Подготовка к лабораторным работам
|
|
|
|
|
4. Подготовка и презентация реферата
|
|
| -
| -
|
5. Подготовка к тестированию по модулю
|
|
|
|
|
| Модуль 3. Биохимия продуктов растительного и животного происхождения
| 0,5/18
| 0,5/18
| 1,15/42
| 1,15/42
| 1.Изучение тем лекций
|
|
|
|
|
2.Самостоятельное изучение тем модуля
|
|
|
|
|
3.Подготовка к лабораторным занятиям
|
|
| -
| -
|
4.Подготовка к научному проекту
|
|
|
|
|
5.Подготовка и презентация реферата
|
|
| -
| -
|
6. Подготовка к тестированию по модулю
|
|
|
|
|
7.Подготовка контрольной работы
| -
| -
|
|
|
| Итого
| 1,8
/64
| 1,8
/64
| 2,65/96
| 2,8/
| | 1,8/
| 1,8/
| 2,65/
| 2,8/
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Реферат включает: подготовку реферата, доклада и презентации по теме реферата.
В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.
Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).
Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.
Возможная тематическая направленность рефератов представлена для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена в таблице 7.
Таблица 7. Тематика рефератов по дисциплине «Биохимия»
Тематика рефератов для самостоятельной работы
|
Модуль 1
| 1. Роль ионов железа в биологических процессах.
2. Роль микроэлементов в биологических процессах.
3. Роль моносахаридов в сохранении и передаче наследственной информации.
4. Биологическая роль сахаров.
5. Полисахариды растений, грибов и бактерий.
6. Витамины как составная часть ферментов.
7. Роль витаминов в метаболизме углеводов.
8. Белки мышечной ткани.
9. Стероидные гормоны: строение, биологические функции.
10. Содержание незаменимых жирных кислот в различных продуктах питания.
11. Роль глицерофосфолипидов в построении биологических мембран.
12. Современные методы определения химического состава белков, углеводов и липидов.
13. Нуклеозидтрифосфаты как источники энергии в живых системах.
14. Производные нуклеотидов – доноры активных субстратов для синтеза веществ в организме животного и растительного происхождения.
|
Модуль 2
| 1. Взаимосвязь и регуляция обменных процессов.
2. Основные аспекты регуляции метаболизма.
3. Растительное и животное сырье, и микробиологические процессы, как источник пищевых органических кислот.
4. Регуляция липидного обмена. Нарушение липидного обмена.
5. Общие принципы регуляции углеводного обмена. Нарушение углеводного обмена.
6. Вторичные пути катаболизма глюкозы: превращение глюкозы в глюкуроновую и аскорбиновую кислоты.
7. Биосинтез углеводов у высших растений и микроорганизмов (глиоксилатный цикл).
8. Гормональная регуляция метаболизма гликогена.
9. Карнитин и транспорт жирных кислот из цитозоля в митохондрии.
10. Альтернативные пути окисления жирных кислот.
11. Пероксисомы и глиоксисомы: роль в катаболизме жирных кислот.
12. Липид-переносящие белки.
13. Эволюция биологических механизмов запасания энергии.
14. Регуляция биосинтеза аминокислот. Нарушение белкового обмена.
15. Генерация свободных радикалов в клетке.
16. Мембранные механизмы регуляции метаболизма.
|
Модуль 3
| 1. Разработка и внедрение биохимических и экспресс-методов определения качества пищевых продуктов.
2. Современные методы и подходы обеспечения стабильности качества и безопасности пищевых продуктов.
3. Современные способы хранения и переработки пищевых продуктов.
4. Основные направления повышения пищевой ценности продовольственных товаров.
5. Ферменты, использующиеся при производстве безалкогольной и винодельческой продукции.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: