Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МОДУЛЬ 3. «Биохимия продуктов растительного и животного происхождения»




Тема 7. Роль биохимических процессов при хранении и переработке пищевого сырья растительного и животного происхождения. Биохимические процессы превращения, совершающиеся при отложении запасных веществ в растениях. Биохимические процессы, происходящие при хранении пищевого сырья растительного и животного происхождения. Роль ферментативных процессов в технологии переработки растительного сырья. Применение ферментативных процессов в пищевой промышленности. Ферментативное разрушение витаминов при переработке пищевого сырья растительного происхождения и методы его торможения.

Тема 8. Биохимия молока, мяса и рыбы. Биохимические и физико-химические процессы при обработке молока, при выработке питьевого молока, сливок и мороженого. Изменения состава и свойств молока при охлаждении и замораживании, при нагревании, механических воздействиях, фальсификации. Пороки молока биохимического происхождения. Биохимические, структурно-механические и диетические свойства кисломолочных продуктов. Биохимические изменения в масле в процессе хранения. Биохимические и физико-химические процессы при производстве сыра. Биохимические и физико-химические процессы при созревании сыров. Изменение лактозы, белковых веществ, жира. Биохимические и физико-химические процессы при выработке молочных консервов, при производстве казеина, молочно-белковых концентратов и молочного сахара. Биохимические и химические изменения молочных продуктов при хранении.

Биохимические функции, строение и состав мышечной ткани мяса и рыбы. Сократительные белки мышечного волокна – миозин, актин, тропомиозин, тропонин – их состав, структура и функции. Особенности аминокислотного состава белков мышечного волокна. Биохимические факторы, обеспечивающие и регулирующие функцию сократительных белков. Саркоплазматические белки. Биохимические различия в составе и функциях светлых и темных мышечных волокон. Функции и свойства протеогликанов и биохимические факторы, участвующие в их регулировании. Биохимия созревания мяса. Биохимические основы создания желательных вкусовых качеств при созревании мяса. Технологические пороки созревания мяса. Пути регулирования созревания мяса. Технологические приемы ускорения процесса созревания мяса. Зависимость биохимических изменений в мясе от условий хранения.

Тема 9. Биохимия зерна и хлеба. Строение и химических состав зерна и семян. Биохимические процессы, протекающие при созревании зерна. Послеуборочное дозревание зерна. Состояние покоя и старения зерна. Прорастание зерна.

Биохимические процессы, протекающие при замесе теста и выпечке хлеба. Действие ферментов в тесте. Использование ферментных препаратов в хлебопечении. Интенсификация процесса брожения в хлебопечении.

 

Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам обучения

Каждый учебно-образовательный модуль ориентирован на достижение совокупности регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Технология и организация общественного питания, квалификация (степень) - Бакалавр определенных знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций в области биохимии. В таблице 4 представлено соответствие содержания модуля дисциплины и результатов обучения, что позволяет оценить вклад каждого учебно-образовательного модуля в достижение целей модульного образовательного курса.

Таблица 4.1 Соответствие содержания требуемым результатам обучения

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно-образовательные модули
Модуль 1 Модуль 2   Модуль 3
Знание:      
общие закономерности в структуре клетки микроорганизмов, животных и растений, ее функционирования на молекулярном и надмолекулярном уровнях; * * *
особенности химического состава живого организма; * * *
основные пути обмена веществ и энергии;   * *
роль белков, липидов, углеводов, витаминов, ферментов в обмене веществ и питании человека и животных;   * *
общие концепции и подходы, принятые в биохимии; * * *
методы биохимии для контроля качества и сертификации продуктов питания;     *
роль биохимических процессов при хранении и переработке пищевого сырья;     *
роль биохимии в усовершенствовании технологических процессов пищевой промышленности и создании новых рациональных схем и принципов переработки сырья.     *
Умения:      
применять биохимические методы для оценки пищевого сырья;     *
оценивать состояние ферментативного комплекса пищевого сырья;     *
осуществлять постановку и проведение эксперимента; * * *
анализировать и обрабатывать первичный экспериментальный материал в биохимических исследованиях; * * *
использовать прикладные программы для получения, обработки и интерпретации данных биохимических исследований; * * *
оценивать достоверность полученных данных, формулировать выводы; * * *
творчески применять полученные знания для решения конкретных технологических задач. * * *
Владение:      
техникой биохимических лабораторных работ; * * *
методами оценки свойств пищевого сырья растительного и животного происхождения, продукции общественного питания на основе использования фундаментальных знаний в области химии, нанотехнологии и биотехнологии, физики и математики; * * *
навыками проведения теоретических и экспериментальных исследований в области систем и технологий общественного питания с использованием современных программных средств, инновационных и информационных технологий; * * *
принципами биотрансформации свойств сырья и пищевых систем.   * *
Профессиональные компетенции:      
- способностью использовать основные законы и методы биохимии и биотехнологии в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-3); * * *
- уметь использовать технические средства для измерения основных технологических и биотехнологических процессов, свойств сырья, полуфабрикатов, качества и безопасности готовой продукции (ПК-7); * * *
- уметь проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-30); * * *
- способностью измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов, научных публикаций (ПК-32). * * *

 

Таблица 4.2 Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
           
  Модуль 1. Статическая биохимия
  Тема 1. Белковые вещества и нуклеиновые кислоты * * * * * *
  Тема 2. Витамины и гормоны * * * * * *
  Тема 3. Углеводы и липиды * * * * * *
  Модуль 2. Динамическая биохимия
  Тема 4. Обмен белков и аминокислот * * * * * *
  Тема 5. Обмен углеводов и липидов * * * * * *
  Тема 6. Брожение и дыхание, взаимосвязь и регуляция обменных процессов * * * * * *
  Модуль 3. Биохимия продуктов растительного и животного происхождения
  Тема 7. Роль биохимических процессов при хранении и переработке пищевого сырья растительного и животного происхождения * * * * * *
  Тема 8. Биохимия молока, мяса и рыбы * * * * * *
  Тема 9. Биохимия зерна и хлеба * * * * * *

 

1 – Микробиология;

2 – Физиология питания;

3 – Товароведение продовольственных товаров;

4 – Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания;

5 -Технология продуктов общественного питания;

6 – Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания.

Лабораторные работы

 

Перед проведением лабораторных работ бакалавр должен самостоятельно освоить процедуру выполнения лабораторных работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

В таблицах 5.1 и 5.2 представлено соответствие содержания практикума по дисциплине «Биохимия» результатам обучения, что позволяет оценить вклад каждой лабораторной работы в достижение целей модульного образовательного процесса.

Таблица 5.1 Лабораторный практикум для бакалавров очной формы обучения

Учебно-образовательный модуль. Цели лабораторного практикума Перечень лабораторных работ ПФО СФО
Часы Часы
Модуль 1. Статическая биохимия Цель. Ознакомление с основными классами органических соединений, входящих в состав пищевых продуктов   Лабораторная работа: «Качественные реакции на белки. Физико-химические свойства белков».    
Лабораторная работа: «Определение белка, белкового и небелкового азота по Кьельдалю. Количественное определение белка этим методом в пищевых продуктах».    
Лабораторная работа: «Определение активности амилаз (a и b) и липазы. Термолабильность, специфичность, оптимум рН, активаторы и ингибиторы ферментов».    
Лабораторная работа: «Качественные реакции на витамины. Количественное определение аскорбиновой кислоты и витамина Р в продуктах питания».    
Модуль 2. Динамическая биохимия Цель.Изучение обменных процессов Лабораторная работа: «Обмен липидов».    
Лабораторная работа: «Обмен белков: переваривание белка пепсином, трипсином, преваривание казеина».    
Модуль 3. Биохимия продуктов растительного и животного происхождения Цель.Применение биохимических методов для оценки свойств пищевого сырья Лабораторная работа:«Определениепроцентного содержания белка в молоке».    
Лабораторная работа: «Изучение реакции мутаротации глюкозы».    
Научный проект: «Сравнительная характеристика активности амилолитических ферментов пшеницы, ржи и ячменя».    
Всего на дисциплину:      

Таблица 5.2. Лабораторный практикум для бакалавров заочной формы обучения

Учебно-образовательный модуль. Цели лабораторного практикума Перечень лабораторных работ ПФО СФО
Часы Часы
Модуль 1. Статическая биохимия Цель. Ознакомление с основными классами органических соединений, входящих в состав пищевых продуктов   Лабораторная работа: «Качественные реакции на белки. Физико-химические свойства белков».    
Лабораторная работа: «Определение белка, белкового и небелкового азота по Кьельдалю. Количественное определение белка этим методом в пищевых продуктах». СРИЗ СРИЗ
Лабораторная работа: «Определение активности амилаз (a и b) и липазы. Термолабильность, специфичность, оптимум рН, активаторы и ингибиторы ферментов».   СРИЗ
Лабораторная работа: «Качественные реакции на витамины. Количественное определение аскорбиновой кислоты и витамина Р в продуктах питания». СРИЗ СРИЗ
Модуль 2. Динамическая биохимия Цель.Изучение обменных процессов Лабораторная работа: «Обмен липидов».   СРИЗ
Лабораторная работа: «Обмен белков: переваривание белка пепсином, трипсином, преваривание казеина». СРИЗ СРИЗ
Модуль 3. Биохимия продуктов растительного и животного происхождения Цель.Применение биохимических методов для оценки свойств пищевого сырья Лабораторная работа:«Определениепроцентного содержания белка в молоке» СРИЗ СРИЗ
Лабораторная работа: «Изучение реакции мутаротации глюкозы». СРИЗ СРИЗ
Научный проект: «Сравнительная характеристика активности амилолитических ферментов пшеницы, ржи и ячменя».    
Всего на дисциплину:      

Условные обозначения: СРИЗ - самостоятельная работа.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа бакалавров является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянного повышения своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы:

- уметь проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-30);

- способностью измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов, научных публикаций (ПК-32).

Самостоятельная работа по курсу «Биохимия» заключается в изучении отдельных тем модуля по рекомендуемой учебной литературе, в подготовке к лабораторным занятиям, научному проекту, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену.

Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в таблице 6.

Таблица 6. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС зач. ед./часы Виды самостоятельной работы студентов Зачетные единицы/часы
Очн. ф.о. Заочн. ф.о. Очн. ф.о. Заочн. ф.о.
П С П С П С П С
  Модуль 1. Статическая биохимия 0,6/20 0,6/20 0,7/26 0,8/28 1.Изучение тем лекций        
2.Самостоятельное изучение тем модуля        
3.Подготовка к лабораторным занятиям        
4. Подготовка и презентация реферата     - -
5. Подготовка к тестированию по модулю        
  Mодуль 2. Динамическая биохимия 0,7/26 0,7/26 0,8/28 0,85/ 1.Изучение тем лекций        
2.Самостоятель-ное изучение тем модуля        
3. Подготовка к лабораторным работам        
4. Подготовка и презентация реферата     - -
5. Подготовка к тестированию по модулю        
  Модуль 3. Биохимия продуктов растительного и животного происхождения 0,5/18 0,5/18 1,15/42 1,15/42 1.Изучение тем лекций        
2.Самостоятельное изучение тем модуля        
3.Подготовка к лабораторным занятиям     - -
4.Подготовка к научному проекту        
5.Подготовка и презентация реферата     - -
6. Подготовка к тестированию по модулю        
7.Подготовка контрольной работы - -    
  Итого 1,8 /64 1,8 /64 2,65/96 2,8/   1,8/ 1,8/ 2,65/ 2,8/  
                                       

 

Реферат включает: подготовку реферата, доклада и презентации по теме реферата.

В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).

Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Возможная тематическая направленность рефератов представлена для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена в таблице 7.

Таблица 7. Тематика рефератов по дисциплине «Биохимия»

Тематика рефератов для самостоятельной работы
Модуль 1 1. Роль ионов железа в биологических процессах. 2. Роль микроэлементов в биологических процессах. 3. Роль моносахаридов в сохранении и передаче наследственной информации. 4. Биологическая роль сахаров. 5. Полисахариды растений, грибов и бактерий. 6. Витамины как составная часть ферментов. 7. Роль витаминов в метаболизме углеводов. 8. Белки мышечной ткани. 9. Стероидные гормоны: строение, биологические функции. 10. Содержание незаменимых жирных кислот в различных продуктах питания. 11. Роль глицерофосфолипидов в построении биологических мембран. 12. Современные методы определения химического состава белков, углеводов и липидов. 13. Нуклеозидтрифосфаты как источники энергии в живых системах. 14. Производные нуклеотидов – доноры активных субстратов для синтеза веществ в организме животного и растительного происхождения.
Модуль 2 1. Взаимосвязь и регуляция обменных процессов. 2. Основные аспекты регуляции метаболизма. 3. Растительное и животное сырье, и микробиологические процессы, как источник пищевых органических кислот. 4. Регуляция липидного обмена. Нарушение липидного обмена. 5. Общие принципы регуляции углеводного обмена. Нарушение углеводного обмена. 6. Вторичные пути катаболизма глюкозы: превращение глюкозы в глюкуроновую и аскорбиновую кислоты. 7. Биосинтез углеводов у высших растений и микроорганизмов (глиоксилатный цикл). 8. Гормональная регуляция метаболизма гликогена. 9. Карнитин и транспорт жирных кислот из цитозоля в митохондрии. 10. Альтернативные пути окисления жирных кислот. 11. Пероксисомы и глиоксисомы: роль в катаболизме жирных кислот. 12. Липид-переносящие белки. 13. Эволюция биологических механизмов запасания энергии. 14. Регуляция биосинтеза аминокислот. Нарушение белкового обмена. 15. Генерация свободных радикалов в клетке. 16. Мембранные механизмы регуляции метаболизма.
Модуль 3 1. Разработка и внедрение биохимических и экспресс-методов определения качества пищевых продуктов. 2. Современные методы и подходы обеспечения стабильности качества и безопасности пищевых продуктов. 3. Современные способы хранения и переработки пищевых продуктов. 4. Основные направления повышения пищевой ценности продовольственных товаров. 5. Ферменты, использующиеся при производстве безалкогольной и винодельческой продукции.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...