Некоторые практические задачи психологии
Рассмотрим вначале отдельные примеры. • Ручная щипка слюды – особо монотонный вид работы, вызывающий у работниц неприятное ощущение «топтания на месте», «движения по кругу» и подобные неблагоприятные состояния. Психолог, проведя исследование, предложил использовать эффект промежуточных целей: дневную норму полуфабриката разбить на часовые порции, чтобы работница ясно видела объем сырья для каждого часа. Он также, учтя естественную динамику работоспособности в течение дня (врабатывание, оптимум, спад, конечный рывок) и индивидуальные особенности работниц, предложил для каждой персональный график выработки. В итоге уменьшилась утомляемость, возрос интерес к работе, перестали возникать и остро переживаться состояния пресыщения работой, скуки; выработка устойчиво повысилась' • Подростки пассивно относились к беседам о выборе профессии. Психолог придумал серию деловых игр, стимулирующих воображение и соревновательную активность детей. В игре «Пришельцы» сообщается, например, что на Землю прибыли инопланетяне и нужно провести пресс-конференцию (двум-трем ребятам отводится роль «пришельцев», остальные –»журналисты»). Представители «цивилизаций» должны обменяться сообщениями о том, как живут, какими профессиями заняты их соплеменники, и выразить это письменно. Затем организуется обсуждение итогов, в ходе которого нетрудно поднять вопрос о содержании разных видов труда, о профессионально-ценных качествах журналиста и т.п. В условиях специальной игры интерес к вопросам выбора профессии даже у ранее пассивных ребят существенно и надежно оживляется.2 • При разработке рекламных воздействий придерживаются формулы, состоящей из четырех психологических компонентов: привлечь внимание, обострить интерес, пробудить желание и вызвать активность. Подтверждается опытом, что привлечению внимания способствует соседство с рекламируемым товаром изображения выразительных женщин, детей, счастливых семей, животных и мужчин (именно в указанном порядке значимости); интерес (познавательный мотив) обостряется у человека при осознании неудовлетворенных потребностей; соответственно есть приемы, ориентированные на область желаний и активности потенциального потребителя1.
• Традиционное обучение токарей-универсалов считалось неплохим: мастер производственного обучения дает вводный инструктаж с применением наглядности, затем учащиеся выполняют задания за своими станками, а мастер контролирует, помогает. Исследование показало, что есть ресурсы для улучшения обучения. Так, мастер в инструктаже упускает некоторые ориентиры. Например: «Резец надо закреплять вот так...(и – правильный показ)». Но то, что «вылет» резца должен быть в определенном отношении к высоте (толщине) его стержня и то, что резец надо закреплять не менее, чем двумя болтами, мастеру ясно «по умолчанию»; он об этом не говорит, а учащиеся продолжают это не знать. Кроме того, обучаемые забывают часть инструктажа, пока примутся за упражнения. Методика обучения была улучшена: на основе изучения ошибок и затруднений учащихся были разработаны инструктажи для мастеров, где давалась полная система сведений, позволяющая обеспечить практические действия учащихся; для учащихся были разработаны также письменные инструкции. При этом учащиеся становились к станку для упражнений попарно: один как исполнитель задания, другой – как контролер (с инструкцией в руках); после выполнения задания они менялись ролями. В итоге время усвоения действий в сравнимых условиях сократилось на 12–19%, а количество затруднений и ошибок уменьшилось: у обучавшихся по традиционной методике количество правильных и удовлетворительных ответов и действий составило 62% (±5%), у обучавшихся по-новому – 95% (±2%) 2.
Правда, предложенная рационализированная методика обучения в свое время встретила оппозицию со стороны руководителей образования («Не сокращать же нам из-за психологов учебный год!») и некоторых педагогов («Учащиеся раньше времени усваивают материал и задают мастеру лишние вопросы!»– Это уж ни к чему). Поэтому она была внедрена в практику не повсеместно, а локально. • Руководство отрасли топлива и энергетики сделало заказ психологам – оказать помощь в подборе кандидатуры на должность директора шахты «Воргашорская» (1992–1993 гг.; на шахте шла забастовка). Работа психологов складывалась из анализа процессов, проектирования и осуществления событий. Этап анализа включал изучение предыстории событий и уточнение заказа; сбор дополнительной информации, выдвижение гипотез о кадровых процессах на шахте и стратегиях консультирования; диагностику наличной ситуации на объекте; уточнение стратегии и определение программы кадрового консультирования. Этап проектирования и реализации процесса включал разработку и проведение серии мероприятий: создание конкурсной комиссии по выборам директора шахты по «квотному» принципу, участие в порождении комплекта регламентирующих документов и проектировании самой процедуры конкурса, проектирование образа того будущего, к которому стремились разные группы в трудовом коллективе, формирование у управленческого персонала более или менее единых представлений и настроений относительно перспектив шахты и путей их достижения, подбор кандидата на должность директора. Искусство консультантов должно было состоять еще и в том, чтобы их воспринимали как полезных посредников в межлюдских трениях, а не как назойливых чужаков, гнущих свое. Важным оказался и процесс постепенного выхода консультантов из активного функционирования так, чтобы выведенная из конфликта общественная система постепенно перестала в этих специалистах остро нуждаться. Кризис был преодолен, директор избран. Области взаимодействия психологической науки с практикой столь же разнообразны, как и направления человеческой деятельности. Объектом внимания специалистов могут быть и отдельные люди, и организации с их системными психологическими свойствами (общественное настроение, межличностные отношения по управленческой вертикали, по горизонталям и т.п.). Дело обстоит не так, что существует чистая психологическая наука, умеющая отвечать на вопросы практики и время от времени «оскверняющая» себя взаимодействием с практическими обстоятельствами. Практика, ставя свои вопросы, сотрясает науку, влияет на структуру проблем фундаментальных поисков.
Упражнение. Сравните приводимые ниже случаи воздействий взрослых на детей. В чем сходство и различие этих ситуаций. Какая из двух описанных «стратегий» взрослых лучше и почему? 1) «... Мама, у нас Вова знает таблицу умножения на два и на три. Федя ему за каждую таблицу платит рубль (события происходили до инфляции, Е. К.). Вот Федя получил деньги двадцать четвертого, купил кило печенья, всем дал по две штуки. Вова просит еще. Федя ему говорит: «Расскажи таблицу на три и на два, дам рубль». А я говорю: «Дам залезть в котомку в печенье одной рукой – сколь захватишь, все твое будет. Вот у Вовы разгорелись глаза. Он на два рассказал, а на три не может. Федя ему говорит: «Повторяй за мной». Он повторил раз, а потом стал рассказывать один и еще рассказал раз пять без ошибки. Федя дал тут же рубль, а я допустила к печенью... Сейчас готовит на четыре к Фединой получке» (из личного письма). 2) В учебе от Васи ничего хорошего не ждали. Учитель, узнав, что тот любит голубей, познакомился с литературой о голубях, голубиной почте и посетил Васю за его любимым занятием. Вася был приятно удивлен, что учитель разбирается в породах голубей и что в беседе не было риска быть непонятым или высмеянным. Учитель предложил ему сделать в классе доклад о голубях, дал подходящую литературу. Вместе составили план. Доклад получился занятный (сопровождался демонстрацией голубей, которых Вася принес в корзине). Одноклассники слушали Васю с интересом и любопытством – никто раньше и не подозревал, что он может знать такие интересные вещи... И у Васи отношение к чтению, знаниям, учению изменилось к лучшему. Задание. Постарайтесь описать один-два эпизода из жизни, когда вам или кому-либо удавалось преднамеренно оказать полезное развивающее воздействие на представления, побуждения, образ мыслей, привычки, стиль поведения других.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|