Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обшее представление о развитии психики и множестве психологических наук




Различают биологическое (дочеловеческое) и историческое развитие психики. В обоих случаях различают филогенез (развитие психики «рода») и онтогенез (развитие психики особей, в частности, «вот этого» человека от рождения или даже от стадии вынашиваемого матерью плода до старости).

Проиллюстрируем некоторые ступени развития психики в биологическом мире'.

«Дафния (водяная блоха, род беспозвоночных) помешается в середину аквариума, освещаемого с одной стороны; она плывет к освещенной сгенке. Если дафнию поместить в стеклянную трубку, направленную под углом к свету (сначала в 45°, а затем в 90°), то ч повторяющихся опытах она вначале медленно, а потом все быстрее будет выбираться из трубки и плыть все же к светлой стенке. Если трубку повернуть на 130° и далее на 180° (плыть придется вначале от света), дафния все быстрее выбирается из «Фубки и опять-таки плывет на свет (научилась на пробах и ошибках; надо допустить, что у нее сложилась внутренняя модель среды – психический регулятор поведения). Признаки элементарной чувствительности наблюдаются уже у высших одноклеточных; уместно поэтом^' признать донервную ступень психики.

* Курица находится внутри П-образной сетки; за сеткой насыпают просо; курица многократно кидается к нему, натыкаясь на сетку, пока не отказывается от нерешимой задачи; затем, продолжая бродить по территории, более или менее случайно находит это просо. В подобной ситуации собака (приманка – мясо), обычно сразу оценив обстановку, совершает обходный путь к цели (исключая случаи, когда мясо за сеткой расположено очень близко; тут она пытается некоторое время рваться к лриманке, «копать» под сеткой и пр.).

• В мире животных есть признаки своеобразного предвидения1. Например, в опытах с прирученной вороной кормушка равномерно двигается по рельсу вначале открыто («Краля» – так звали ворону – может при этом идти и есть корм), затем кормушка попадает в узкий туннель с таким просветом в середине пути, чтобы птица могла увидеть движущуюся закрытую кормушку, а после выхода из туннеля кормушка опять доступна. Оказалось, птица довольно быстро начинает экстраполировать пыход кормушки из тоннеля: точно оказывается на месте к «прибытию» корма.

• Человекообразная обезьяна (шимпанзе) находится в помещении с дверью и окном в противоположных его стенках. Перед окном помещают привлекательную приманку (банан), которую невозможно достать из окна. Если в помещении найдется палка, животное рано или поздно может попытаться достать банан с ее помощью. Если это невозможно, обезьяна способна отвернуться от банана, выйти через дверь и, совершив обходный путь, овладеть им (согласитесь, довольно-таки интеллектуальные действия)1.

Понятно, что все более сложные функции регуляции поведения организмов в среде и их саморегуляции обеспечиваются усложнением строения нервной системы в биологической эволюции.

Человек отличается от животных способностью к преднамеренной организации совместных действий, развитой речью, сознательным созданием и применением внешних и внутренних средств деятельности для производства общественно ценных предметов потребления (понимаемых в широком смысле – от детской свистульки до полезной информации и разного рода технологий), отвлеченным мышлением.

В отличие от животных у человека долгое детство, когда он проходит путь от беспомощного существа до самостоятельного субъекта. Детство – явление социальное; в слабо развитых обществах дети, едва встав на ноги, включаются в деятельность жизнеобеспечения (получают, скажем, специальную сумку для собирания чего-то полезного, и никакого дошкольного или школьного возраста у них нет2).

Упражнение.

Как вы полагаете, в чем отличие развития психики как системы от простого ее изменения?

В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза психики человека: младенческий (от рождения до года); преддошкольный (2–3 года); дошкольный (примерно от 3 до 6 лет); младший школьный (6–Шлет); подростковый (11–16 лет); первый период юности (16–17 лет); второй период юности (18– 22 года); первый период зрелости (22–35 лет); второй период зрелости (35–60 лет); пожилой возраст (60–75 лет); старческий возраст (75–90 лет); долгожительство – (от 90 лет и далее).

Поскольку жизнь человека должна быть ориентирована на труд в широком смысле слова (понимаемый как производство не только предметов материальных, но вообще потребительных стоимостей), выделим такие этапы психического развития, как подготовка к труду и сознательному планированию, проектированию профессионального жизненного пути (выбору профессии), профессиональная подготовка («Не учась и лаптя не сплетешь»), адаптация к профессиональной общности и работе после окончания специального учебного заведения, этап органичной включенности в профессиональное сообщество и обретение признания в качестве сначала своего, а затем мастера, авторитета, наставника профессиональной смены.

Вот отдельные иллюстрации возрастных различий психики. Младенец может тянуть ручку к Луне («Дай!»), даже младший школьник может спросить у бабушки, видела ли она императора Петра I. Ребенок – это не уменьшенный взрослый, а особое существо со своеобразной ориентировкой в пространстве, времени и тем более в социуме.

Человек на исходе зрелости и в пожилом возрасте может испытывать так называемый «шок отставки», связанный с переживаниями подавленности, тревоги (хотя его в буквальном смысле никто пальцем не трогает). В возрасте возможного расцвета сил (от др. греч. акме – вершина, цветущая сила) человек может переживать нормальные кризисы развития (нереализованное™, опустошенности, бесперспективности, и др.)1.

Теперь, наверное, стало понятным, насколько важны задачи изучения психики человека на всем его жизненном пути и задачи его соответствующей информационно-психологической поддержки.

Сообразно сказанному сложилась некоторая система психологических наук – множество научных и практических дисциплин, предметной областью которых являются факты, закономерности, механизмы, теории психики человека и животных.

Например, различают такие психологические науки, как детская, возрастная, педагогическая психология, психология развития, акмеология (изучение условий наивысших достижений человека в возрасте зрелости), психологическая геронтология (психология старения), социальная психология (изучает группы людей, общности, внутригрупповые и межгрупповые отношения, причинные обстоятельства психики, относящиеся к области жизни общества), к ней близка этнопсихология (изучение особенностей психики этносов, наций), психология труда и инженерная психология, юридическая, экономическая, военная психология, сравнительная психология и зоопсихология, патопсихология (от др. греч. «патос» – страдание; это область изучения болезненных нарушений, поломок психики), нейропсихология (изучение мозговых механизмов высших психических функций, особенностей их локализации в нервной системе), психофизиология (изучение причинных обстоятельств восприятия, движения, активности, относящихся к работе мозга), психология искусства, экономическая психология, экологическая психология (экопсихология), предмет которой психическое здоровье человека в связи с психотравмирующими факторами среды), общая психология, история психологии и многие другие.

Дотошный читатель может обратиться к систематическому каталогу библиотеки, библиографическим изданиям или найти учебные пособия для средней и высшей профессиональной школы, научно-популярные книги по некоторым из указанных дисциплин. К услугам еще более дотошного – многие периодические издания (журнал «Вопросы психологии», Психологический журнал, «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Иностранная психология», Вестник МГУ, серия 14. Психология. Ежегодник Российского психологического общества и др.).

Упражнение.

К каким из психологических наук вы отнесли бы (по названиям) книги: Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. – М., 1994; Климов ЕЛ. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.

Задание.

К каким наукам (естественным, общественным, гуманитарным, техническим) вы отнесли бы психологию? (См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 403-406). внутреннего мира (рефлексирует). И о других людях он может выразиться «душеведчески»: мама дает Маше две конфеты, чтобы та дала одну из них дедушке. Через секунды удивленный ребенок восклицает: «А он не хочет!». Девочка здесь описывает ситуацию не в терминах поведения («Не берет» или «Сказал, что спасибо, не надо»), а побуждений. Это уже что-то в роде психологической интерпретации поведения.

Правда, ребенок вначале просто усваивает некоторые слова, обороты, доводы, штампы из речи окружающих. И применяет их не потому, что перед этим задумывается о психике, а потому, что иных речевых средств у него нет. Он говорит как мама, а мама отчитала Вову за то, что он что-то важное забыл (в смысле не сделал); давая конфету Маше, мама могла добавить, что дедушка «тоже хо'чет». Так же усваиваются и доводы, логические схемы: мальчик после безуспешных попыток построить из влажного песочка гараж (он обваливается) сокрушенно объясняет: «У меня не получается, потому что я плохо кушаю» (здесь явно присутствует лексика мамы). Но усвоение речи толкает мысль в направлении выделения психической реальности, ее особенностей. Надо также признать, что даже ребенку оказывается нужным и полезным так или иначе рефлексировать черты своей и чужой психики.

Итак, стихийный процесс осознания человеком некоторых явлений, свойств внутреннего мира у себя и других происходит одновременно с овладением речью. Способствуют этому столкновения мнений, конфликты. То, что в хаосе впечатлений человек усматривает именно явления психики (своей и других), есть важное условие саморегуляции самой психики и регуляции поведения человека в природе и обществе.

Одних житейских слов, понятий, объяснительных схем мало, чтобы специалист успешно регулировал свое поведение среди предметов и людей. Правда, и научная психология – не сосуд, в котором заранее есть вся потребная для дела душеведческая мудрость. Дело обстоит так же, как и в отношении знаний о природе, – их важно постоянно порождать, накапливать, упоря-доченно хранить и во внешней памяти (в книгах и т.п.). Но минимум научной осведомленности (грамотность) надо признать необходимым носимым запасом для каждого. Поэтому и существует довольно значительное по объему общее образование подрастающих поколений.

В общеобразовательной школе учат многому. Из учебников можно узнать и о последовательности увядания листьев деревьев разных пород, и о всех американских президентах, и о несметмножестве математических объектов, и о ямбе и хорее и пр. Хотя курс психологии пока не нашел в школе устойчивого места некоторый минимум научной психологической осведомленности важен каждому. Для чего? Во-первых, для базовой ориентировки, которая позволяет сделать правдоподобные предположения о психологических причинах успеха или неуспеха дея-. тельности, межличностного взаимонепонимания, конфликта, отклонений психического здоровья от нормы. Если есть предположения (гипотезы), их можно проверять (самому или обратив-. шись к специалисту-психологу). Во-вторых, для того, чтобы понять относительно специальную психологическую литературу, если это понадобится.

Чтобы замечать и тем более детально видеть особенности природной, социальной, психической реальности, надо располагать, как минимум, запасом слов для обозначения соответствующих явлений. Правда, слова для человека – это настолько сильный раздражитель, сигнал, что могут создать у него и иллюзию существования того, чего на самом деле нет. Вместе с речью в наше сознание проникают и такие понятийные структуры, яркие волнующие образы (а волнующее легко кажется существующим во вне), которые с рациональной точки зрения суть фантомные представления, суеверия (обходят же иной раз стороной, на всякий случай, черную кошку, усваивают сложные системы вероисповеданий – у разных людей разные; если это не вредит никому, то вольному воля).

Профессиональная грамотность и тем более культура специалиста (профессионализм) не сводятся к знаниям в своей области. В связи с этим и психологическая составляющая профессионализма – это не только осведомленность, но и воспитанность душевного склада человека (начиная от его убеждений, устойчивых эмоциональных отношений к разным сторонам действительности и кончая, быть может, своеобразной преднастройкой органов чувств). Не будем обесценивать сами по себе знания, а просто отведем им место в «устройстве» профессионала. П.Н. Лебедев говорил: «Мой книжный шкаф набит знаниями гораздо больше меня, однако не он физик, а я».

Работа и качественная определенность профессионала не сводятся к тому, что иногда заметно стороннему наблюдателю (скажем, к достижениям). Профессионал – сложная система, имеющая не только внешние функции (отдачу), но и набор многообразных внутренних, в частности, психических свойств.

Из каких побуждений человек лучшее время отдает, например, профессии экономиста? Потому ли, что приятно сознание близости к материальным ресурсам, или потому, что его бескорыстно интересуют законы хозяйственной деятельности? А, быть может, бескорыстная мотивация для экономиста – это внутренняя помеха успеху, и пусть де такой человек идет в философы?

Если старшеклассника трогают, интересуют тарабарские стихи, вроде бы бессмысленные детские считалки, то идти ли в филологи или «попить валерьянки» и успокоиться?

Ради чего идти в журналистику – чтобы быть на людях, на виду, иметь возможность общаться с сильными мира сего или глаголом жечь сердца людей, или, быть может, «нести свет правды в народ»? Или, быть может, все эти побуждения нужны?

Из давних разговоров с абитуриентами: –»Чего ради вы поступаете на исторический факультет?» –»А что? Работа легкая. Сиди, читай-пиши; диссертацию напишешь – человеком станешь». И еще: – «Зачем в философию, а не в психологию намереваетесь?» – «Командная наука. Я уже командовал отделением в армии; получалось неплохо. А у вас там в психологии... – отдельные... раздражители, неинтересно...».

Помню, один знакомый молодой историк-археолог раскопал к каком-то кургане древнюю глиняную свистульку. Мало того, что радости его не было конца, он установил контакт с работниками консерватории и с их помощью реконструировал и описал звукоряд этого инструмента... и т.д. Вроде бы, чудак, а, по-видимому, это и есть как раз истинный специалист, по-хорошему «ушибленный» своим делом, значение которого понятно пусть не широкой общественности, а узкому кругу специалистов.

Одним словом, обдумывание специфики профессиональных побуждений, мотивов (а это занятие психологическое) – дело важное для строительства профессионального жизненного пути.

Профессионал не только что-то специфическое знает, хочет, но еще и может, способен, умеет. Многое из того, что человек знает, ему не трудно перечислить, указывая хотя бы на некоторые целостности в своей предметной области или на крупные разделы, направления («оглавление») своей науки. А породить достаточно полные и детализированные ответы на вопросы типа «Что я умею?», «Каковы мои исполнительные и познавательные действия?», «Что я должен уметь?» не легко. Требуются особая (психологическая) направленность ума на эту реальность и спепиальный анализ. И информационный продукт соответствующего рода важен, в частности, для самовоспитания и самокор-оекции развивающегося профессионала в любой области.

Упражнение.

Кто из педагогов в описанной ситуации проявил, по вашему мнению, лучшую психологическую грамотность?

• Шестиклассник на перемене зимой выбежал без верхней одежды из здания школы и носится перед ним.

• Учительница А потребовала, чтобы он вернулся, поскольку простудится. Ученик не послушался.

• Учительница Б поднялась на второй этаж и отстранила от окна одноклассниц «героя», наблюдавших за ним. После исчезновения зрительниц ученик сам тут же вернулся в здание.

Задание.

Припомните и отдельно опишите приращения к вашему знанию о душевных качествах людей, возникшие: а) в ситуациях делового взаимодействия с ними; б) в ситуациях отстраненного наблюдения за ними.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...