Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентированность в психологии и интеллектуальная культура специалиста




Человек может и не подозревать, например, о существовании микробов, кристаллов, профессий, алгоритмов, художественных стилей, если в его личном словарном запасе нет соответствующих слов. И наоборот, если в его обиходе есть слова, которым ничего физически не соответствует, у него все же может быть переживание, что обозначаемое ими «нечто» существует: он может опасаться выходцев с того света, черных кошек, предвзято вести себя по отношению к человеку, о котором сообщили небылицы.

Речь – это важное средство мысленной ориентировки в ми-Ре. И пока мы не освоили минимальный терминологический состав научной психологии, нам придется продолжать пользоваться общеязыковым, житейским значением слов, обозначающих те или иные стороны психической реальности, и интуитивными знаниями о психике Психологию нельзя изложить аксиоматически. И даже если в будущем кто-нибудь додумается до очень простой формулы, которую положит в основу душевной деятельности человека, люди все равно останутся уникальными, индивидуально неповторимыми, а нормы морали не позволят рассматривать внутренний мир разных людей огульно (что было бы равносильно неуважению к человеку; идея стандартизации уместна в технике, но не годится в обращении с людьми).

В неизбежных (и в этом смысле нормальных) конкурентных столкновениях саморегулирующихся систем (и биологических, и социальных) лучшие шансы на сохранение и тем более развитие имеют те, которым свойствен более совершенный интеллект. Интеллект в широком смысле есть способность системы использовать (или даже создавать) благоприятные условия среды и так или иначе справляться с условиями неблагоприятными (хотя бы, распознав их своевременно, удаляться от них или выстраивать соответствующие защиты, или преодолевать какими-то иными средствами).

Интеллект человека (ум) – это прежде всего способность решать нешаблонные жизненные, в частности, профессиональные задачи (не только теоретические или специально придуманные учебные, но и практические). Задача в широком смысле – это мысленный образ желаемого будущего, данный в конкретных условиях (а эти условия могут сводиться и к неполноте данных, и к ограниченности времени на достижение результата, и к противодействию других людей, и к реальным опасностям).

Если есть время схематизировать жизненную задачу и выразить ее в общем виде на каком-либо языке, она выглядит как отвлеченная от частностей, теоретическая. Но многие важные профессиональные, жизненные задачи не так уж легко выразить в речи (вербализовать). Повар доводит качество, скажем, борща до нужного уровня вкусового достоинства без диагностических технических приборов и делает это надежно каждый день. Пилот в полете, хотя со всех сторон окружен приборами, но и у него тем не менее важную роль играет чувство машины, которое словами все равно не передашь другому. И так в каждом деле. Решаемые при этом специалистами задачи не перестают быть проявлением интеллекта, ума, не теоретического, а практического, который ничуть не проще и не ниже теоретического и совершенно необходим в жизни.

Далее в упражнении рассмотрим общепонятные примеры простых профессиональных задач, требующих от работника практического интеллекта, (профессии различные, возможно, и не ваши любимые). Если у вас в душе «шевельнется» намерение высокомерно обесценить и отвергнуть этот «чужой», «не мой», «не наш» материал и захочется буркнуть что-нибудь вроде – «Зачем мне эти дурацкие профессии'«, найдите в себе силы встать на позицию равного уважения к разным профессиям. Почему это важно, станет более ясно позднее.

Упражнение.

В описанных ниже случаях выделите те, которые можно истолковать как решение задач.

• Агроному приходится определять рациональность срока начала сева яровых культур, ориентируясь не только на состоявшиеся, но и на ожидаемые события (учитывать, какая погода будет в ближайшее время); каждый год это происходит в разных условиях. Ошибка может стоить очень дорого.

• Инженер-проектировщик выполняет задание по математическому расчету конструкций.

• Чтобы в минимальный срок ликвидировать очаг горения, пожарный, работающий с водяным стволом, рискуя жизнью, продвигается навстречу oi ню, выходит на позиции, угрожающие его здоровью.

• До прибытия группы зарубежных туристов гид-переводчик выясняет подготовленность мест в гостинице, обеспеченность транспортом, заказывает столы в ресторане; вступает в общение с работниками бюро обслуживания, портье, дежурными, паспортистом, метрдотелем, официантами, шоферами.

• Перед открытием магазина выяснилось, что один из продавцов заболел. «Покупатели будут недовольны, очередь к другому продавцу будет больше», – подумал администратор и срочно организовал замену выбывшему продавцу.

• К нотариусу обратился участник войны с просьбой помочь собрать документы, подтверждающие его ранение на фронте. Много лет назад он оформлял у нотариуса соответствующие копии, но впоследствии и их, и подлинники утерял В результате действий нотариуса были разысканы журналы с записями нотариальных действий (реестры) и сделаны выписки. Фронтовику было оформлено право пользования предоставленными законом льготами.

• Художник-постановщик театра ищет и реализует (с помощью декораций, костюмов, бутафории, реквизита) наиболее выразительный внешний образ театрального представления. При выборе оформления спектакля учитывает его жанр (одно и то же помещение должно выглядеть различно как по цветовому оформлению, так и по общей композиции пространственного сценического образа в трагедии, комедии, оперетте или социальной драме).

• Калькулятор на предприятии общественного питания учитывает движение продуктов на кухне (что получено, на что израсходовано, каковы остатки продуктов на начало и конец дня), выписывает меню и рассчитывает ценники на продаваемые изделия.

Разновидности практического ума (интеллекта) пока относительно мало изучены наукой. Тем более важно выработать у себя готовность и умение выделять, узнавать явления практического ума в частных непривычных случаях. Это важно и для правильной самооценки, саморегуляции, и для понимания работы, нормирования труда тех, кем вам, возможно, придется рано или поздно руководить.

По крайней мере, следует вырваться из-под власти распространенного предрассудка о том, что бывает труд чисто умственный или физический. То, что может казаться со стороны физической работой, наполнено действиями познавательными, умственными (оценить, определить, сделать выбор из нескольких возможностей и т.п.).

♦ Рассмотрим общепонятный пример.

Что делает человек, забивая гвоздь? Поднимает молоток и резко, с некоторым усилием его опускает на шляпку гвоздя9 Нет, фактическая картина не такова: надо сначала решить, какой гвоздь подойдет («пятидесятка», «семидесятка», «сотка» и пр.), иначе можно расколоть доску или ненадежно ее «пришить». Затем, чтобы взять гвоздь из кучки, надо расположить пальцы сообразно его положению, а это положение надо еще воспринять (иначе будешь тыкать рукой в кучу гвоздей как клешней и гвоздь не захватишь) Пусть на этот процесс уходят доли мгновения, но он должен осуществиться. Затем надо, восприняв (а это познание), с какого конца шляпка, а с какого – острие, а также, оценив размеры и качество гвоздя (не тот, ржавый, гнутый и пр.), сделать выбор – отбраковать захваченный гвоздь или использовать его. И если выбор сделан, то расположить его на месте забивания шляпкой вверх. Но надо решить, под каким углом к поверхности доски его ставить (скажем, «накось», чтобы крепче «пришил» доску или чтобы не вышел наружу с другой стороны конструкции) Или, быть может, забить под прямым углом, чтобы острый конец как раз вышел и его можно было бы загнуть? Надо еще оценить место забивания – нет ли сучка или трещины в доске, мысленно представить, куда войдет забиваемый гвоздь – не мимо ли той конструкции, к которой «пришивается» доска и т.п Дальше – удар по шляпке, а удары надо дозировать и по силе, и по направлению (опять познание) Сначала, быть может, сделать пробный удар, а в зависимости от оценки его результата и с необходимой поправкой – остальные удары. Стоит дать молоток и гвозди человеку неопытному, как сразу весь сложный процесс познания и исполнения выступает в развернутом виде – человек копается в кучке гвоздей, чтобы выбрать подходящий, примеривается, промахивается, гвоздь оказывается виноватым, потому что гнется, идет не туда, боек молотка оказывается скользким, так как норовит соскользнуть на палец и пр; работа кажется тяжкой и утомительной, постоянно напряженные руки затекают и человека тянет на перекур.

Продолжим рассматривать внутреннее содержание деятельности по забиванию гвоздя: если гвоздь начинает гнуться или отклоняется, человек принимает решения внести поправки в направление и силу ударов (значит, все время мысленно держит в сознании эти признаки движений); вот шляпка гвоздя приблизилась к поверхности доски (предположим, гвоздь не погнулся, не «ушел» и не пришлось принимать решение, чтобы его выдернуть и заменить другим), здесь надо опять внести коррекцию в движения – быть может, более резкими ударами притянуть прибиваемую доску к основной конструкции и, наконец, дать общую оценку завершенному процессу – «все в порядке, идем дальше»...

Итак, даже в, казалось бы, до смешного простом деле имеется огромная и недоступная простому наблюдению со стороны внутренняя, субъективная (в смысле присущая человеку – субъектная) составляющая. И в ней-то как раз и содержатся основные условия мастерства и успеха. Внутренняя сторона дела этим, конечно, не ограничивается: ведь по какой-то причине человек не уходит «на все четыре стороны», а тратит время и силы, преодолевает трудности здесь и сейчас, хотя никаких внешних ограждений вокруг него нет.

Мастерство, условия качества конечного продукта скрыты как раз в неявных процессах описанного рода, которые мы выше выделили (воспринять, оценить, сделать выбор, решить, мысленно представить, дозировать усилия, дозировать направление движений, вносить поправки в действия, заставить себя преодолеть трудности – и это далеко не полный перечень внутренних составляющих деятельности человека, недоступных как стороннему глазу, так нередко и ему самому (его сознанию); мы далеко не все сознаем и не все помним, что касается психической регуляции нашей собственной активности и нашего поведения, проявлений психики. Вот почему полезно иметь ориентировку в категориях научной психологии и непосредственному исполнителю той или иной работы, и организатору труда, материального или духовного производства, производства услуг или производства упорядоченности социальных процессов.

Что такое интеллектуальная культура специалиста! Своеобразие его деятельности в современных условиях часто характеризуется тремя чертами: необходимостью решать плохо (некорректно) поставленные задачи или задачи с плохой структурой (ибо задачи ставят не профессора, а жизнь); необходимостью при поиске решений взаимодействовать с представителями других специальностей (участвовать в группах, советах, комиссиях разнопрофильных работников); необходимостью применять компьютерную технику. Все это предполагает и определенные системы так называемых внутренних (присущих субъекту и существующих в его внутреннем мире) средств и ресурсов деятельности; своевременную и верную ориентировку в организационной реальности (включающей сложные взаимоотношения психологически своеобразных людей, сложной техники, обильной и слабо упорядоченной информации), умение предвидеть межличностные, межгрупповые конфликты и разумно (не «булькая») из них выходить, практическое владение всей системой внешних и внутренних средств деятельности; творческое отношение к делу, способность отстраиваться от стереотипов мышления.

Указанные особенности человека как субъекта предполагают максимально возможное их осознание (рефлексию) и отслеживание у самого себя и других. А это, в свою очередь, предполагает, в частности, обязательную ориентировку в категориях научной психологии. Не все в психике осознается, но важно хотя бы находить те условия, которые способствуют благоприятным рабочим (функциональным) состояниям. Например, пусть человек не до конца знает, как он придумывает нечто новое в своем деле (выдумщик и все тут), но он хотя бы знает, что для этого именно ему нужно (уединение или, наоборот, общение; мысленная игра в бесполезные проекты, упорное сосредоточение на задаче и отстройка, отрешенность от прочих забот или отдых и пр.).

Задания.

1. Инженер-нормировщик выделил как примерно равноценные по отводимому времени и трудности исполнения следующие движения, составляющие, по его мнению, операцию токаря «измерить обработанную поверхность и положить деталь на стол»: а) протянуть руку, б) взять со стола штангенциркуль, в) поднести его к детали (освобожденной из патрона), г) измерить ее; д) протянуть руку с деталью, е) положить ее на стол.

Как вы полагаете, правильно ли действует нормировщик, если учесть, что для измерения детали надо еще прочесть показания измерительного прибора, а это, в свою очередь, требует целой серии познавательных действий по определенным правилам («если нулевой штрих нониуса совпал со штрихом штанги, то...», «если не совпал, то...» и т.д.). В то же время, элемент операции «протянуть руку» не предъявляет каких-то особых требований к силовым, пространственным и временным признакам движения –все требования здесь находятся в пределах чисто житейского опыта (хватательные движения ребенок начинает усваивать примерно с трехмесячного возраста).

2. Попробуйте расчленить на элементы действие отрезания куска от буханки хлеба и расположите эти элементы по степени сложности (возможно, это вам пригодится, когда будете учить этому своих детей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...