Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III . Диагностика детско-родительских отношений

Самостоятельная работа по 6 модулю

Содержание

I. ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД

 

1. методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина (Ковалевский)

2. тест на превентивную удовлетворенность браком (Ковалевский)

3. методика «Функционально-ролевая согласованность» (Ковалевский)

4. анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В. А. Сысенко)

5. тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда)

6. методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г. С. Васильченко) – модифицированный вариант теста Т.Лири.

7. Шкалы любви и симпатии (3. Рубина)

II. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре.

1. Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.

2. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская

3. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер)

4. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова)

5. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская)

6. Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

Методы исследования индивидуальности супругов.

1. определение типа темперамента (Г.Айзенк),

2. «16 личностных факторов» (Р. Кеттелл),

3. тест «MMPI» (Дж. Мак-Кинм, С.Хатэуэй),

4. методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг),

5. цветовой тест (М. Люшер) и др.

Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей.

1. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, кафедра соц.психологии МГУ)

2. Опросник «Интересы – досуг» (Т.М.Трапезникова)

3. Самоактуализационный тест (CAT) (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская)

 

Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских отношений.

1. Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бу-тенко, Т.Л.Романова, факультет психологии МГУ)

2. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман)

3. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис)

III. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами родителя.

1. Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет)

2. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель- ребенок» глазами ребенка.

1. тест «Рисунок семьи»

2. методика Р. Жиля

3. «Диагностика эмоциональных отношений в семье» ( А.Г.Лидерс, И.В.Анисима )


Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда).

Типичные ситуации, варианты поведения. П В Н
I.У юноши (девушки) неприятности на работе: 1) недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы; 2) спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения; 3) сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте. II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей: 1) прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей; 2) прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство; 3) прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно - развлекательной программой III. Совместные покупки, заготовка продуктов: 1) дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие; 2) единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их; 3) безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу. IV. «Мне некогда, я работаю»: 1) рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время – семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы; 2) отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии; 3) уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам. V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов: 1) рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»; 2) предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи; 3) рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была (был) бы очень рада (рад)». VI. Сексуальные отношения: 1) сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения; 2) сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение; 3) половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности. VII. Забота о потомстве: 1) рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного». 2) Желание иметь как можно больше детей; 3) Желание иметь двоих-троих детей. VIII. Забота о воспитании детей: 1) предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий; 2) стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка; 3) противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей. IX. Самосовершенствование в рамках семьи: 1) забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции; 2) развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности; 3) досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения. X. Выбор и развитие коммуникабельности: 1) импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции; 2) главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»; 3) стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.        

Таблица №2Шкала оценок вариантов.

Типичные ситуации.

Выбранный вариант поведения, баллы.

  П В Н
I II III IV V VI VII VIII IX X -5 5 10 -3 10 10 -5 -5 10 5 10 -3 5 5 15 5 15 15 5 -3 15 10 -3 10 -5 -3 10 10 -3 10

 

Ключ к тесту.

Сумма баллов от 70 до 120 свидетельствует о достаточной подготовленности к семейной жизни, 22-70 баллов – об удовлетворительной и ниже 22 баллов – о недостаточной подготовленности.

Положительные результаты отнюдь не являются абсолютными для прогноза семейного благополучия, но они в существенной мере отражают наличие основы для построения дружной, крепкой семьи.

Шкала любви и симпатии

(автор Зик Рубин, модификация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной)1

 

Цель методики: выяснить, что преобладает во взаимоотношениях к партнеру: любовь или симпатия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...