III . Диагностика детско-родительских отношений
Самостоятельная работа по 6 модулю
Содержание
I. ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД
1. методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина (Ковалевский)
2. тест на превентивную удовлетворенность браком (Ковалевский)
3. методика «Функционально-ролевая согласованность» (Ковалевский)
4. анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В. А. Сысенко)
5. тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда)
6. методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г. С. Васильченко) – модифицированный вариант теста Т.Лири.
7. Шкалы любви и симпатии (3. Рубина)
II. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре.
1. Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.
2. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская
3. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер)
4. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова)
5. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская)
6. Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)
Методы исследования индивидуальности супругов.
1. определение типа темперамента (Г.Айзенк),
2. «16 личностных факторов» (Р. Кеттелл),
3. тест «MMPI» (Дж. Мак-Кинм, С.Хатэуэй),
4. методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг),
5. цветовой тест (М. Люшер) и др.
Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей.
1. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, кафедра соц.психологии МГУ)
2. Опросник «Интересы – досуг» (Т.М.Трапезникова)
3. Самоактуализационный тест (CAT) (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская)
Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских отношений.
1. Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бу-тенко, Т.Л.Романова, факультет психологии МГУ)
2. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман)
3. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис)
III. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами родителя.
1. Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет)
2. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)
3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель- ребенок» глазами ребенка.
1. тест «Рисунок семьи»
2. методика Р. Жиля
3. «Диагностика эмоциональных отношений в семье» ( А.Г.Лидерс, И.В.Анисима )
Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда).
Типичные ситуации, варианты поведения.
| П
| В
| Н
|
I.У юноши (девушки) неприятности на работе:
1) недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы;
2) спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения;
3) сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте.
II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей:
1) прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей;
2) прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство;
3) прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно - развлекательной программой
III. Совместные покупки, заготовка продуктов:
1) дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие;
2) единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их;
3) безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.
IV. «Мне некогда, я работаю»:
1) рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время – семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы;
2) отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии;
3) уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.
V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов:
1) рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»;
2) предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи;
3) рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была (был) бы очень рада (рад)».
VI. Сексуальные отношения:
1) сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения;
2) сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение;
3) половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.
VII. Забота о потомстве:
1) рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».
2) Желание иметь как можно больше детей;
3) Желание иметь двоих-троих детей.
VIII. Забота о воспитании детей:
1) предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий;
2) стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка;
3) противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей.
IX. Самосовершенствование в рамках семьи:
1) забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции;
2) развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности;
3) досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.
X. Выбор и развитие коммуникабельности:
1) импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции;
2) главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»;
3) стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.
| | |
|
Таблица №2Шкала оценок вариантов.
Типичные ситуации.
| Выбранный вариант поведения, баллы.
|
| П
| В
| Н
|
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
| -5
5
10
-3
10
10
-5
-5
10
5
| 10
-3
5
5
15
5
15
15
5
-3
| 15
10
-3
10
-5
-3
10
10
-3
10
|
Ключ к тесту.
Сумма баллов от 70 до 120 свидетельствует о достаточной подготовленности к семейной жизни, 22-70 баллов – об удовлетворительной и ниже 22 баллов – о недостаточной подготовленности.
Положительные результаты отнюдь не являются абсолютными для прогноза семейного благополучия, но они в существенной мере отражают наличие основы для построения дружной, крепкой семьи.
Шкала любви и симпатии
(автор Зик Рубин, модификация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной)1
Цель методики: выяснить, что преобладает во взаимоотношениях к партнеру: любовь или симпатия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: