Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

— отвержение,

— социальная желательность,

—симбиоз,

— гиперсоциализация,

— инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

Шкала: «принятие – отвердение»

«Сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процен-тильный ранг   0   0   0   0   0   0   0,63   3,79   12,02
«Сырой балл» 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Процен-тильный ранг   31   53,79   68,35   77,21   84,17   88,60   90,50   92,40   93,67
«Сырой балл» 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Процен-тильный ранг 94,3 95,5 97,46 98,1 98,73 98,73 99,36 100 100
«Сырой балл» 27 28 29 30 31 32      
Процен-тильный ранг 100 100 100 100 100 100      

 

Шкала

 

«Сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Процен-тильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93

 

Шкала

 

«Сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7
Процен-тильный ранг 4.72 19,53 39,06 57,96 74.97 86,63 92,93 96,65

 

Шкала

 

«Сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6
Процен-тильный ранг 4.41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76

 

Шкала

 

«Сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7
Процен-тильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,19 3,04 96,83 99,37 100

 

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель- ребенок» глазами ребенка.

4. тест «Рисунок семьи»

проективные рисуночные МЕТОДИКи «РИСУНОК СЕМЬИ» и «кинетический рисунок семьи»1

Исторически использование методики «Рисунок семьи» (РС) связано с общим развитием «проективной психологии». В настоящий момент трудно определить «пионера» в использовании «Рисунка семьи» для изучения межличностных отношений.

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы

________________________

1. Общая Психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206 – 221.

 

В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана (Burns R., Каufman S., 1972), — «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980;  Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).

Назначение методики

Проективная методика «Рисунок семьи» (как и «Кинетический рисунок семьи») является полифункциональной. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику «Рисунок семьи» и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи («семья глазами ребенка»). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», - так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначенных для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.

Диагностическая процедура

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

(РС) - «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

(РС) – «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь».

(КРС) – «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

(КРС) – «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие»*.

 Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» ит. п.).

После опроса можно (но не обязательно) попросить ребенка решить шесть условных ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. Российский психолог Е.И. Рогов предлагает следующие шесть ситуаций:

· Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

· Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

· Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

· Ты имеешь «№» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

· Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

· Ты получил в. подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Интерпретация методики «Рисунок семьи»

Для интерпретации психологу необходимо располагать объективной информацией:

а) о возрасте исследуемого ребенка;

б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

1. Анализ структуры «Рисунка семьи»;

2. Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;

3. Анализ процесса рисования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...