1.1.4 Текущее качество транспортного обслуживания общественным транспортом
Оценка базовых показателей качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Челябинской агломерации (в составе Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района) произведена по имеющимся на момент разработки социального стандарта данным. Коэффициент территориальной доступности остановочных пунктов определен исходя из анализа существующих зон охвата остановочных пунктов с учетом среднего количества объектов, расположенных на 1 км2 (порядка 75 для городской застройки и 650 для частной застройки) на основе изохронного анализа территориальной доступности остановочных пунктов, выполненного в рамках макромоделирования транспортной системы Челябинской агломерации с использованием программного продукта PTV Visum. Согласно проведенной оценке неохваченных участков (преимущественно – зоны частной застройки и промышленные площади), расположенных на территории Челябинской агломерации в составе Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, коэффициент территориальной доступности остановочных пунктов составил 0, 9. Коэффициент доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения определяется исходя из количества остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, отвечающих требованиям, установленным п. п. 8. 4. 9 – 8. 4. 14 " СП 59. 13330. 2016 " Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ №347 от 1 декабря 2015 г. и п. п. 7. 3. 1 – 7. 3. 16 ОДМ 218. 2. 007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства».
Пример изохронного анализа территориальной доступности остановочных пунктов ядра Челябинской агломерации представлен на рисунке 1. 1. 4. 1. Рисунок 1. 1. 4. 1 – Пример изохронного анализа территориальной доступности остановочных пунктов ядра Челябинской агломерации
Расчет показателя предполагает определение соотношения количества объектов, соответствующих указанным нормам к общему количеству остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций. По итогам проведенных осмотров, подавляющее число автовокзалов и автостанций обеспечивают доступность для маломобильных групп населения. При этом, остановочные пункты агломерации, напротив в абсолютном большинстве своем не обеспечивают доступности для маломобильных групп населения. Количество остановочных пунктов составляет 2171 единиц. Число автовокзалов и автостанций составляет 10 единиц. Таким образом, коэффициент доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения составляет порядка 0, 5 %. Коэффициент доступности транспортных средств для маломобильных групп населения определен следующим образом. Доля низкопольных (частично низкопольных) троллейбусов 0 %. Доля низкопольных (частично низкопольных) автобусов – 85 % (70 ед. ) из числа автобусов большого класса. Доля низкопольных (частично низкопольных) автобусов из числа автобусов малого и среднего класса – 0 %.
Доля низкопольных (частично низкопольных) вагонов трамваев – менее 0, 5 % (1 единица). Исходя из общего числа транспортных средств, выполняющих транспортное обслуживание на территории Челябинской агломерации (порядка 2000), коэффициент доступности транспортных средств для маломобильных групп населения составил порядка 3, 5 %. Коэффициент ценовой доступности поездок по маршрутам регулярных перевозок определяется отношением среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципалитета, входящего в состав Челябинской агломерации, к величине среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в Челябинской области. Величина среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок приравнивается к стоимости билета длительного пользования для проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок, предоставляющего право на неограниченное количество поездок в течение месяца, в случае если доля рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам составляет не более 25% от общего количества рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок. В Челябинской агломерации в настоящее время доля рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам составляет более 25% от общего количества рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Исходя из этого, в соответствии с распоряжением Минтранса России от 31. 01. 2017 № НА-19-р среднемесячное количество поездок принимается как 60 единиц. По данным Росстата средняя заработная плата в Челябинской области в 2020 году составила 36 354 рублей. Величина среднемесячных расходов пассажира на территории Челябинской агломерации в составе Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района оценивается как наиболее приближенная к величине среднемесячных расходов пассажиров Челябинского городского округа, поскольку на данный субъект приходится наибольшая доля перевозок.
Средняя стоимость разового проезда составляет: = 26, 34 руб. Величина среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок в Челябинском городском округе составляет P = 26, 34*60 = 1580 руб. Исходя из этого, коэффициент ценовой доступности поездок по маршрутам регулярных перевозок составляет 0, 043. Коэффициент оснащенности автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов определяется исходя из оснащения средствами зрительного информирования пассажиров с актуальной информацией и прочими элементами обустройства. Средства зрительного информирования пассажиров – это справочно-информационные стенды и табло, размещенные на объектах транспортной инфраструктуры, содержащие информацию о маршрутах регулярных перевозок и их расписании. При этом важным представляется полнота информации и ее актуальность. Исходя из этого, остановочные пункты общественного транспорта агломерации (2171 ед. ) не соответствуют указанным требованиям, поскольку либо содержат не актуальные сведения ввиду изменений расписания, либо представлена информация не обо всех маршрутах, выполняющих транспортное обслуживание, что обусловлено отсутствием системной работы в данном направлении. Автовокзалы и автостанции (10 ед. ) напротив, оснащены в полной мере. Следовательно, коэффициент оснащенности автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов составляет порядка 0, 5 %. Доля остановочных пунктов, обслуживаемых с минимальной нормативной частотой рассчитывается для муниципальных образований с численностью населения менее 250 человек. Для каждого остановочного пункта обеспечивается не реже двух дней в неделю не менее одного рейса в сутки по отправлению и не менее одного рейса в сутки по прибытию, обеспечивающих возможность поездки с пересадками до терминалов внешнего транспорта (автостанция, железнодорожная станция, автовокзал, железнодорожный вокзал) и (или) административного центра.
В настоящее время, на территории Челябинской агломерации в составе Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района отсутствуют муниципальные образования с численностью населения менее 250 человек. При оценке качества транспортного обслуживания агломерации данный показатель не используется, поскольку применяется к муниципальным образованиям с численностью населения менее 250 человек. Данный показатель включен в стандарт для случаев, когда стандарт может быть применен на территории Челябинской области вне пределов Челябинской агломерации. Коэффициент соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок определен исходя из данных собранных с использованием ГЛОНАСС. По итогам анализа движения автобусных, троллейбусных и автобусных маршрутов (примеры представлены в таблицах 1. 1. 4. 1 – 1. 1. 4. 6), коэффициент соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок составил 0, 2.
Таблица 1. 1. 4. 1 – Выявление задержек по автобусному маршруту №64 «Железнодорожный вокзал-Автобусный парк» за 10 марта 2020 года
Таблица 1. 1. 4. 2 – Выявление задержек по трамвайному маршруту №17 «Чичерина – Медгородок» за 10 марта 2020 года
Таблица 1. 1. 4. 3 – Выявление задержек по троллейбусному маршруту № 11 «АМЗ – ЧТЗ» за 10 марта 2020 года
Таблица 1. 1. 4. 4 – Выявление задержек по автобусному маршруту № 1 «Железнодорожный вокзал-Аэропорт» за 10 марта 2020 года
Таблица 1. 1. 4. 5 – Выявление задержек по трамвайному маршруту № 6 «Медгородок – ЧТЗ» за 10 марта 2020 года
Таблица 1. 1. 4. 6 – Выявление задержек по троллейбусному маршруту № 5 «Железнодорожный вокзал – АМЗ» за 10 марта 2020 года
Коэффициент оснащенности транспортных средств средствами информирования пассажиров определен исходя из статистических данных, предоставленных ТОГАДН по Челябинской области по итогам проводимых проверок на линии. В соответствии с пунктами 32, 36 и п. п. «а», «б», «г» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предназначенных для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, транспортное средство оснащается следующим образом: - на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов; - над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика; - внутри транспортного средства размещается информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа. По полученной информации (рисунок 1. 1. 4. 2), несоответствие указанным правилам наблюдаются на 43 % транспортных средств (на 280 из 644 проверенных транспортных средств). Соответственно коэффициент оснащенности ТС средствами информирования пассажиров оценивается как 0, 57. Рисунок 1. 1. 4. 2 – Данные ТОГАДН по нарушениям
Коэффициент соблюдения норм вместимости определяется исходя из нормы не более трех человек на 1 кв. м свободной площади пола салона транспортного средства, предусмотренной для размещения стоящих пассажиров. Для точного определения данного показателя необходимо проведение замеров в ходе натурного обследования пассажиропотоков. Поскольку такие обследования не проводились на данный момент, данный показатель не оценивается в базовом периоде. Оценка коэффициента соблюдения норм по количеству пересадок произведена исходя из разветвленности маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных маршрутов на территории агломерации в составе Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района. Анализ маршрутных сетей показал, что корреспонденции могут осуществляться в рамках сетей с количеством пересадок, не превышающим 2 единицы. Доля транспортных средств высоких экологических классов ЕВРО-4 и выше определена исходя из анализа данных, предоставленных ТОГАДН (рисунок 1. 1. 4. 3). Расчет показателя представлен в таблице 1. 1. 4. 7, а также на рисунках 1. 1. 4. 4 – 1. 1. 4. 7.
Рисунок 1. 1. 4. 3 – Статистическая информация, полученная от ТОГАДН
Таблица 1. 1. 4. 7 – Базовые показателя доли ТС разных экологических классов
Рисунок 1. 1. 4. 4 – Доли транспортных средств различных экологических классов Рисунок 1. 1. 4. 5 – Доли транспортных средств различных экологических классов в Челябинске
Рисунок 1. 1. 4. 6 – Доли транспортных средств различных экологических классов в Сосновском МО
Рисунок 1. 1. 4. 7 – Доли транспортных средств различных экологических классов в Копейском городском округе Доля транспортных средств с превышением установленного заводом-производителем срока службы транспортного средства определена исходя из имеющихся исходных данных по Челябинскому городскому округу, предоставленных Управлением транспорта Администрации г. Челябинска и представлена в таблице 1. 1. 4. 8.
Таблица 1. 1. 4. 8 – Расчет доли транспортных средств с превышением установленного заводом-производителем срока службы
Оценка качества транспортного обслуживания. Показатели оценки, используемые при определении качества транспортного обслуживания, а также методика их расчета представлены в таблице 1. 1. 4. 9. Показатели оценки, используемые при определении качества транспортного обслуживания, рассчитываются за отчетный период (календарный год). Комплексная оценка качества транспортного обслуживания производится в соответствии с таблицей 1. 1. 4. 10. Уровень качества транспортного обслуживания населения определяется по формуле: , где: Бн – количество набранных баллов; Бм – максимальное возможное количество баллов, равное 110 баллам (120 баллов в случае проведения оценки для населенных пунктов с численностью населения менее 250 человек).
Таблица 1. 1. 4. 9 – Оценка качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
|