Стереоэффект плоского изображения
Кинематографическое изображение не может достичь полного тождества с действительностью — да это и не нужно, так как противоречит самой специфике искусства, всему творческому процессу. Но, с другой стороны, иллюзия максимально пластичного, рельефного изображения объектов съемки всегда желанна. Как известно, существуют кинотеатры стереоскопических фильмов, где с помощью специальной проекционной техники демонстрируют фильмы, снятые специальными съемочными кинокамерами. Но речь идет о том, как, пользуясь обычным киносъемочным аппаратом и обычным кинопроектором, добиться иллюзии стереоскопичности — глубины кадра, объема предметов, пластичности изображения. Этого можно достичь сознательным подчеркиванием именно тех элементов, которые обычно помогают нам в жизни ощущать пространство, его глубину. Во-первых, это освещение неплоское, бестеневое, при котором предметы теряют свой объем и исчезает ощущение пространства между ними. Пластичное, рельефное изображение может быть создано главным образом при светотеневом рисунке (например, при боковом освещении объекта). Во-вторых, привычное для нас в жизни явление перспективы, глубины достигается притемнением переднего плана и значительным отдалением от него других предметов и фона. Кроме того, близкие предметы следует освещать контрастнее, а отдаленные — более мягким светом; разница между светом и тенью здесь должна быть меньшей. Пластичности и объемности изображения в значительной мере способствует и контровое освещение. Отсутствие его делает изображение более плоским, предметы, расположенные друг за другом, как бы «прилипают» один к другому (особенно если они близки по тону).
Рис. 11. Прием киносъемки, подчеркивающий глубину пространства
Эффект глубины пространства в кадре можно сильнее подчеркнуть определенной расстановкой фигур и предметов. Речь идет о таком их расположении в пространстве, чтобы они то взаимно перекрывались, то открывались полностью (как иногда говорят, снимать «нечто через нечто»). Например, вы снимаете с верхней точки автомобиль, движущийся по шоссе по направлению к кинокамере. Когда автомашина еще вдали, ее можно рассмотреть сквозь темные ветви осеннего дерева (рис. И, А). Проезд машины за ветками («нечто через нечто») будет казаться глубинным, но это ощущение значительно усилится, если вы поведете панораму вниз за приближающейся машиной, как будто «вытягивая» ее из-за переплетений веток (рис. 11, 5). Еще большее впечатление глубины стереоскопичности возникает, если сама кинокамера движется, например, через заросли кустарника, камыша, сквозь толпу людей и т. д. Иногда поразительный стереоскопический эффект возникает и при доковом движении кинокамеры параллельно движению объекта. И здесь опять-таки нужно придерживаться принципа «нечто через нечто». Например, два-три охотника идут по берегу реки, заросшей высоким камышом. Вы с камерой находитесь в лодке и, снимая охотников, медленно двигаетесь вдоль берега вместе с ними (рис. 12). Таким образом, люди относительно камеры как бы остаются неподвижными (т. е. они на протяжении всего «проезда» остаются в поле зрения камеры), а стебли камыша проплывают перед вами по переднему плану. Деревья, стоящие на берегу, «двигаются» в сторону значительно медленнее, а горы вдали будто идут вместе с охотниками, как и они. оставаясь в поле зрения камеры на всем протяжении съемки кадра. Вот такие разнопланные объекты, которые движутся с различными скоростями, создают весьма ощутимый стереоэффект.
Рис. 12. Параллельное движение усиливает стереоэффект Рис. 13. Эффект глубины пространства за счет перевода фокуса
Такой же эффект — а он очень впечатляет — почти всегда возникает при съемке из окна поезда в местах закруглений железнодорожных путей. Кинокамера должна быть направлена в сторону движения, вперед или к «хвосту» поезда. Если скорость поезда на повороте небольшая, можно снимать в направлении центра закругления путей. Стереоэффект возникает также при статичной съемке, когда в кадре соединяются два противоположных по направлению движения. Например, из глубины кадра к перрону приближается поезд, а навстречу ему спешат пассажиры. И, наконец, еще один, можно сказать, сильнодействующий прием создания глубины и пластичности изображения — использование малой глубины резкости. Снимите, например, в пасмурный день крупным планом ветки дерева, по которым стекают дождевые капли. Сфокусируйте объектив на передний план. По ветке течет капля, а кинокамера медленно панорамирует за ней. На фоне — размытые, нерезкие пятна будут казаться далекими. Ближние ветки будут еще хорошо видны с экрана, а отдаленные примут очертания неясных светотеневых пятен. Верхнее освещение от неба усилит контраст и подчеркнет объем веток, капель. При переводе фокуса с объекта переднего плана на объект в глубине кадра или наоборот (рис. 13) также возникает пространственный эффект за счет того же принципа малой глубины резкости. Итак, стереоскопический эффект в плоском киноизображении усиливает выразительность, подчеркивает многоплановость кадра. Вот почему авторы фильма должны умело пользоваться и движением в кадре, и движением самой кинокамеры, и глубинным расположением объектов съемки в кадре, и другими способами, которые помогут нарушить двухмерность плоского экрана и придадут изображению выразительность и пластичность. КИНОСЪЕМКА В ИНТЕРЬЕРЕ
Работа оператора внутри помещений сложнее, чем на натуре, поскольку требует определенных знаний и навыка в в использовании электрических осветительных приборов. И только от умения оператора зависит фотографическое качество будущего фильма — его светотональное решение, атмосфера, настроение и т. д.
Как было сказано ранее, книга эта рассчитана на кинолюбителей, имеющих уже некоторую теоретическую и практическую подготовку. Поэтому не будем повторять азов в работе с искусственным освещением (об этом подробно рассказано во многих книгах и статьях для кинолюбителей), а остановимся только на некоторых рекомендациях, менее известных широкому кругу кинолюбителей, но имеющих несомненную практическую ценность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|