Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи биологического образования




Ключевые понятия. Цель образования, цель и задачи школьного био­логического образования.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть общую цель образования и определять ее значение для выражения цели биологиче­ского образования. 2. Выражать цель и обосновывать задачи современного биологического образования школьников. 3. Объяснять необходимость достижения цели и задач школьного биологического образования.

Любая система образования ориентирована на достижение оп­ределенных целей. Цели образования — это исходные требования к результатам, которые стремится достичь общество, государство благодаря имеющейся системе образования в настоящее время и в ближайшем будущем. Цели зависят от социальных ориентиров функционирования общества, государственной политики в сфере образования, уровня развития общей культуры, а также ценност­ных отношений к окружающей действительности, включая ее био­логическую составляющую.

Вопросы для актуализации материала. 1. На основе материалов из курса педагогики выразите мнение о зависимости цели образования от социальных ориентиров общества на разных этапах его развития. 2. По­чему общество обращало внимание на определение целей образования по отношению к подрастающему поколению?

Определение целей биологического образования — одна из важных проблем, так как она связана с запросами не только об­щества и государства, но и отдельного человека с его потребнос­тями, мотивами, интересами и склонностями. Вместе с тем эта проблема является и сложной, ибо трудно определить методоло­гическую основу обобщенного выражения целей биологического образования. Об этом свидетельствует формулировки целей, от­раженные в общеметодических пособиях по биологии. П.И.Бо­ровицкий (1934) представил цель биологической подготовки как выработку у учащихся диалектико-материалистического мировоз­зрения. Б.Е. Райков (1947) считал, что цели естественно-научного образования школьников — это формирование научного миропо­нимания, развитие мышления, эмоциональной сферы и способ­ности к наблюдению. В трудах К. П.Ягодовского (1954) получили обоснование цели биологического образования, касающиеся ста­новления мировоззрения, умственного, нравственного, эстетичес­кого, патриотического воспитания, а также практического исполь­зования научных знаний. Б. В. Всесвятский (1960) указывал на та­кие цели, как получение учащимися объективных знаний для пра­вильного миропонимания, умственного, физического, трудового воспитания, развития наблюдательности, речи и приобретение практических умений. По мнению Н. М. Верзилина и В.М.Кор-сунской (1972), цели биологического образования заключались в научном понимании учащимися природы, установлении ими свя­зи биологической теории с практикой жизнедеятельности челове­ка и общества, освоении культуры труда и бережного отношения к живым объектам.

Из сопоставления обозначенных формулировок следует вывод о том, что в общем их перечне расположены разнородные катего­рии. К сожалению, в нем слабо представлены развивающие ас­пекты целей, а также их ценностная, гуманистическая и личност-но-ориентированная составляющие.

Новые целевые установки обычно отражаются в документах государственного значения, ориентированных на реформирова­ние или модернизацию сферы общего образования.

В соответствии с реформой отечественной школы, проведен­ной в середине 60-х гг. XX в., необходимо было ликвидировать отставание уровня знаний, получаемых учащимся в средней шко­ле, от уровня развития биологии и создать определенные условия для общего их развития, а также усиления воспитательного по­тенциала биологического материала. Наряду с этим в процессе обучения биологии в школе стали внедрять последовательное формирование биологических понятий.

Реформирование школы в средине 80-х гг. XX в. призвано было «обеспечить высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности» (1984). Перед школой ставилась цель — формирование всесто­ронне развитой личности. Особое внимание было обращено на трудовое обучение, политехническое образование, идейно-поли­тическое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Значительная роль отводилась экологической подготовке учащихся, ориентированной на становление у них ответственного отноше­ния к окружающей среде. Одновременно была дана установка на устранение перегрузок в содержании учебных предметов, вклю­чая и биологию. Для этого в школу ввели одиннадцатый год обу­чения.

Реформирование средней школы, которое началось в 90-х гг., связано с глубокими изменениями жизни российского общества при пересмотре идеологических позиций, а также принципов функционирования научно-исследовательских и образовательных учреждений различных типов уровней. Общеобразовательной школе были предъявлены новые требования. Они связаны с выве­дением образования из сферы социально-экономических, произ­водственно-политических услуг и его осмыслением в контексте реализации функции культуры. Только в таком случае целью и смыслом школьного образования становится личность учащего­ся, которая развивается в мире общечеловеческого, национально­го и регионального культурного опыта, включенного в содержа­ние учебных дисциплин.

Ориентация подрастающего поколения на жизнедеятельность в постиндустриальном обществе, отличительными признаками которого являются гуманитаризация, информатизация, демокра­тизация, экологизация, здоровьесбережение и культуросообраз-ность, обусловила новые направления в определении целей об­щего образования. По отношению к выпускникам школ таковы­ми стали:

• самостоятельность в приобретении знаний при умелом их применении на практике для решения возникающих проблем и успешной адаптации в меняющихся жизненных ситуациях;

• необходимость в критическом мышлении и реализации ра­циональных способов преодоления учебных и жизненных труд­ностей;

• актуальность в овладении информацией — умений сбора не­обходимых для решения определенной проблемы фактов, их ана­лиз, выдвижение гипотез, формулирование обобщений, сопостав­ление с аналогичными или альтернативными вариантами отве­тов, установление закономерностей, выражение аргументирован­ных выводов и их применение для выявления новых проблем;

• культивирование коммуникабельности и контактности в раз­личных социальных группах, умение работать сообща, предотвра­щая любые конфликтные ситуации;

• самостоятельное развитие познавательной, интеллектуальной, этической, патриотической, экологической, экономической, по­литической и валеологической культуры.

Вопросы для актуализации материала. 1. Согласны ли вы с тем, что при выражении цели общего и биологического образования важно учитывать идею устремленности в будущее? 2. Какими суждениями вы дополнили бы обозначенный выше перечень характеристик выпускни­ков школ будущего?

Еще недавно реализовать обозначенные направления в сфере общего образования не представлялось возможным из-за отсут­ствия соответствующих условий, а также традиционного подхода к образованию при традиционных средствах обучения. Однако приоритетный национальный проект «Образование» открыл уча­щимся широкие возможности свободного доступа к необходимой информации в создаваемых информационных центрах в школе и других учебных учреждениях, реализации их потребностей в ши­роком общении со сверстниками из других школ своего региона, регионов страны и разных стран мира, включения каждого жела­ющего в активный познавательный процесс в связи с предпро-фильной и профильной подготовкой. Следовательно, свою пози­тивную роль общеобразовательная школа сможет сыграть только при культурообразующем характере содержания, в котором долж­ны быть целостно представлены ценности материальной и духов­ной культуры, основы наук и ведущие сферы искусства, экономи­ческая культура и культура труда, политическая и правовая куль­тура, коммуникативная культура и культура семейных отноше­ний, физическая и экологическая культура. В общем виде цели современного образования можно сформулировать как присвое­ние подрастающей частью общества духовных ценностей, создан­ных предшествующими поколениями, овладение способами учеб­ной, игровой, трудовой и коммуникативной деятельности, фор­мирование разносторонне развитой личности, способной жить и действовать в постиндустриальном, информационном обществе, владеющей опытом творческой деятельности, новыми технологи­ями труда (Л.Н.Богомолов, В.А.Поляков, 2003). Речь идет о лич­ности с планетарным мышлением, широкими взглядами на мир, природу, общество, личности, рассматривающей жизнь и свободу человека в качестве высших ценностей на Земле, терпимой к ина­комыслию, но способной к отстаиванию своих взглядов и интере­сов.

С учетом сказанного приоритетная цель современного школь­ного биологического образования заключается в овладении уча­щимися системой основных знаний и способов действия, форми­рование у них эмоционально-ценностных отношений к живым объектам, личностно и социально значимых качеств, привитие научных, гуманных, нравственных взглядов на природу и обще­ство, необходимых для реализации культуросозидающей функции в окружающей среде. В соответствии с этим необходимо решение определенных задач, которые целесообразно представить в трех группах:

• обучение: 1) формирование системы базовых знаний о струк­туре и функционировании объектов разных уровней организации и царств живой природы, биологическом (генетическом, видо­вом, экосистемном) разнообразии, эволюции, необходимых для осознания уникальности и сверхценности биосферы как жизне-пригодного пространства; 2) овладение знаниями о теоретиче­ских, эмпирических и социальных методах изучения живых сис­тем; 3) формирование на базе знаний о живой природе и методах ее изучения представлений о биологической составляющей науч­ной картины мира как компоненте общечеловеческой культуры;

воспитание: 1) формирование экологической культуры лич­ности, ее ответственного отношения к объектам живой природы, мировоззрения, основанного на понимании объективных взаимо­связей в биологических системах, между ними и окружающей сре­дой, включая антропогенную составляющую, мотивов, потребно­стей и привычек экологически целесообразного поведения и прак­тического опыта сбережения среды обитания живых организмов; 2) гигиеническое воспитание, усвоение санитарных норм и пра­вил, приобретение генетической грамотности, составляющих ос­нову культивирования здорового образа жизни, сохранение фи­зического, психического и нравственного здоровья; 3) стимулирование стремления и готовности к применению биологических знаний на практике, к дальнейшему участию в трудовой деятель­ности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы;

• развитие: 1) формирование восприятия, внимания, мышле­ния на основе наблюдения, эксперимента, моделирования, вы­движения гипотез, описания, анализа, сравнения, объяснения био­логических явлений, установления взаимосвязей внутри живых систем, а также отношений между ними и окружающей средой; 2) развитие эмоций и чувств на основе восприятия первозданных и измененных человеком сообществ живых организмов, ознаком­ление с традициями и обычаями, художественными произведени­ями, отражающими многообразие отношений человека к живым существам и их сообществам; 3) развитие воли при принятии ре­шений по улучшению качества окружающей среды и достижении экологических целей; 4) стимулирование стремления к активной пропаганде биологических знаний, идеи устойчивого развития биосферы и общества, личного участия в улучшении ближайшего природного окружения.

Вопросы для актуализации материала. 1. Подумайте и выскажите свое суждение о том, почему при определении цели и задач биологичес­кого образования важно иметь представление о состоянии общества, ори­ентирах его развития и определенных требованиях к человеку. 2. Какое значение для выражения цели и задач биологического образования име­ет уровень развития биологической науки?

Достижению сформулированных цели и задач будет способ­ствовать новое содержание биологического образования, отражен­ное в Государственном стандарте общего среднего образования. На его основе были разработаны и другие документы, определяю­щие роль и место биологии в школе. Это — федеральный компо­нент образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования и обязательный минимум содержания сред­него (полного) общего образования.

В обозначенных документах подчеркивается, что в школьном образовании центральное место занимает учащийся при развитии его личности с учетом потребностей, мотивов, интересов и склон­ностей. Этот социальный заказ предъявляет к школьному биоло­гическому образованию требование, связанное с качественной подготовкой подрастающего поколения по вопросам живой при­роды. Современная биология в настоящее время становится лиде­ром в естествознании. Это связано с достижениями генной инже­нерии, открытиями в области биотехнологии, составляющими основу создания трансгенных растений и животных, клонирова­ния организмов, сведениями о геноме человека, необходимыми для диагностирования наиболее распространенных заболеваний человека. Поэтому достижение цели и задач современного школь­ного биологического образования выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания личности российского общества, личности, которая осознает ответственность за длительное суще­ствование живого в биосфере, чистоту окружающей среды, свое здоровье и здоровье других людей.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему определение целей биологического образования является одной из проблем методики пре­подавания обучения биологии? 2. Чем руководствовались методисты при формулировании целей биологического образования в разные годы? 3. Как изменялись цели биологического образования в школе от 60-х гг. XX в. до настоящего времени? 4. Назовите цель биологического образо­вания школьников. 5. Каковы основные задачи биологического образо­вания школьников? Что находит в них отражение? 6. Следует ли учиты­вать уровень развития биологической науки при формулировании цели и задач биологического образования? 7. Ознакомьтесь с содержанием раздела «Животные» — одного из вариантов программ по биологии, сфор­мулируйте цель и задачи ее изучения учащимися общеобразовательной школы.

Содержание и структура школьной биологии в общеобразовательной школе

Ключевые понятия. Содержание образования, содержание биологи­ческого образования, структура школьной биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Формулировать опреде­ления о содержании образования и содержании биологического образо­вания. 2. Кратко характеризовать материал биологической науки, отра­жаемый в содержании школьного предмета «Биология». 3. Выражать структуру предмета «Биология» в средней школе.

В современных условиях на содержание образования обраща­ют особое внимание. Именно с его помощью отражается челове­ческая культура — система научных знаний, эмоционально-об­разный мир людей, исторические традиции, совокупные способы деятельности, а также отношения и ценностные ориентации. Это разные составляющие культуры. Поэтому обогащение ими требу­ет как восприятия, понимания, запоминания, воспроизведения, действий по образцам, так и эмоциональной реакции, собствен­ного поиска и оценочных суждений. Содержание образования — это система знаний, раскрываемая единую картину мира, сово­купность способов осуществления разных видов деятельности, включая творческую, а также опыт эмоционально-ценностного отношения к природным, социальным, социоприродным и куль­турным объектам, которые в целом обеспечивают развитие инте­ресов, способностей и потребностей человека.

Обозначенные аспекты культуры для современного школьного образования реализованы в Государственном образовательном стандарте. Семь областей базисного учебного плана стандарта (филология, математика, обществознание, естествознание, искус­ство, культура, технология) обобщенно представляют содержание учебного материала, позволяют приобщать учащихся к общекуль­турным и эмоционально-значимым ценностям.

Школьная биология относится к образовательной области «Ес­тествознание». Ее содержание конкретизируется в программах, учебниках и учебно-методических пособиях. Содержание пред­мета «Биология» — это отобранный из научной биологической информации наиболее значимый в образовательном, воспитатель­ном и развивающем отношении учебный материал для школьно­го предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры (по Н.М.Верзилину и В.М.Корсунской, 1983).

Вопросы для актуализации материала. 1. Как было сформулиро­вано вами понятие о содержании образования при изучении курса педа­гогики? 2. При использовании определения понятия о содержании об­разования попытайтесь сформулировать понятия о содержании биоло­гического образования.

Содержание биологического образования для общеобразователь­ной школы во многом связано с состоянием биологии и отраже­ны в учебном предмете важнейших ее достижений. Оно также обусловлено социальными, экономическими, технологическими, экологическими и культурными потребностями общества, кото­рые можно удовлетворять на основе использования биологиче­ских знаний.

Биология как самостоятельная наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях, оформилась сравнительно недавно. Благодаря работам В. И. Вернадского она приобрела определенную предмет­ную область, которой стало живое вещество. Оно функционирует только в биосфере как совокупность отдельных живых организ­мов. Современная биология представляется как комплекс соци­альных областей, многоплановость которых обусловлена разно­образием проявления жизни. Во второй половине XX в. биология вступила в новую фазу своего развития. Вокруг таких теоретиче­ских обобщений, как клеточная теория, теории эволюции, гена, уровневая организация живой природы, гипотеза о происхожде­нии жизни на Земле, учение о биосфере, концепция экосистемы, происходит синтез биологических знаний.

Наиболее высокого уровня синтез биологических знаний по­лучил в истории уровневой организации жизни. В ней отражены физические, химические, биологические, философские представ­ления о многоуровневой системе функционирования живой ма­терии. Данная теория позволяет показать учащимся единство жизни и ее устойчивость. Это происходит при выражении материалов о каждом уровне по таким показателям, как структурная организа­ция их биологических систем, эволюционная продвинутость и наличие филогенетических связей. При усвоении знаний о них возникает объективная возможность формировать интеллектуаль­ные и практические способы действия, анализировать, сравни­вать, обобщать, классифицировать, систематизировать, наблюдать, определять, устанавливать отношения и связи.

Следовательно, на основе обозначенной теории можно струк­турировать учебный материал, представлять иерархию систем живой природы, создавать условия для лучшего познания законо­мерностей существования каждого уровня.

Фундаментом для создания модели биологической составляю­щей научной картины мира является эволюционное учение. В нем фокусируются достижения многих областей биологии, раскрыва­ющих направления развития живой природы с исторической по­зиции. В связи с этим справедливо утверждать о том, что «в био­логии все обретает смысл лишь в свете эволюционного учения» (Ф.Добржанский, 1970). Идея эволюции в культуре получила рас­пространение благодаря процессу познания окружающего мира. Естественный отбор объясняет его объективными законами, ко­торые в последние десятилетия обогащаются генетическими и экологическими знаниями. Развитие жизни и закономерности жизнедеятельности осмысливаются только при опоре на синтети­ческую теорию эволюции. Вне эволюционной идеи невозможно понять явления онтогенеза, филогенеза, биосферы, ноосферы и коэволюции. Теория эволюции позволяет на научной основе рас­сматривать историческое развитие органического мира, выражать закономерности приспособлений различных таксонов, вырабаты­вать ценностные отношения людей к живой природе, от которых зависит устойчивое состояние биосферы и общества. Эта теория имеет огромное мировоззренческое значение.

Для глубокого познания природы и особенно творческого ее преобразования важным является учение В. И.Вернадского о био­сфере. Его суть заключается в том, что биосфера представляется как особая оболочка Земли, состав, структура, энергетика кото­рой обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. Они преобразуют солнечные излучения, вовлекают неорганические вещества в круговорот, чем обеспечивают жизнь и длительное существование земной природы. При рассмотрении биосферы с биогеохимической, биологической, термодинамиче­ской и кибернетической позиций возникает возможность выяс­нять качественные особенности — самоорганизацию, самовосстановление, саморазвитие, самоуправление, целостность, устойчи­вость и стабильность. Без представлений о них невозможно ре­шать возникшие экологические проблемы и определять способы перехода общества на ноосферный и устойчивый путь развития. Этому способствует и концепция экосистемы, позволяющая изу­чать потоки вещества и энергии, циркулирующие между компо­нентами живой и неживой природы, а также движение элемен­тов, поддерживающих жизнь.

Сформулированная в середине XIX в. и обогащенная новыми сведениями клеточная теория сегодня находит применение в при­кладной биологии, биотехнологии, сельском хозяйстве и медици­не. Эта теория имеет большое мировоззренческое значение, ибо является основой для представления единства всего живого, а также общности его происхождения и эволюции. К крупным достиже­ниям биологической науки относится и учение о гене. Оно утвер­ждает, что нуклеиновые кислоты — носители генетической ин­формации. Ген — это участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, гены находятся в хромосомах, располагаются линейно и образуют «группы сцепления». Эти и другие представления качественно изменили биологию. Генетика приобрела определенную молекулярную базу, позволяющую ре­шать теоретические и практические вопросы в биотехнологии, генной и клеточной инженерии.

Здание биологии венчает современная систематика, которая имеет полицентрический характер. Она «собирает вместе, исполь­зует, суммирует и излагает все, что известно об организмах, будь то морфология, физиология, психология или экология» (Э.Майр, 1971).

Вопросы для актуализации материала. 1. Дополните образователь­ное и воспитательное значение гипотезы о происхождении жизни на Земле, теории антропогенеза, хромосомной теории наследственности. 2. Почему при разработке содержания биологического образования важ­но определять приоритетные идеи?

Большая часть достижений биологической науки и практики находит свое отражение в школьном предмете «Биология». Из обширного материала используют тот, который имеет весомое образовательное значение. Главное внимание в содержании био­логического образования зафиксировано на изложенных ранее закономерностях и теориях, обладающих фундаментальный ха­рактер. Для лучшего их усвоения учащиеся используют соответ­ствующие термины и понятия. Цивилизованный человек должен ориентироваться в живой природе, иметь представление о бакте­риях, лишайниках, грибах, растениях, животных, собственном организме, об универсальной ценности биоценозов и экосистем, о структуре и функциях биосферы, о значении биологического разнообразия в формировании жизнепригодного пространства, о роли общества в преобразовании окружающей среды. Все эти зна­ния в учебном предмете важно выстроить в определенной по­следовательности и системе.

Структура школьного курса биологии проявляется в програм­мах. В них содержание учебного материала распределяется по го­дам обучения, а также по разделам и темам. В отечественной ме­тодике преподавания биологии установилась традиционная сис­тема изучения биологического материала по объектам живой при­роды: бактерии, грибы, лишайники, растения, животные, орга­низм человека и его здоровье, а также обшебиологические явле­ния — биохимические, цитологические, эмбриологические, гене­тические и эволюционные.

Усвоению биологии способствует пропедевтический курс при­родоведения (или естествознания) в 5 классе. Он опирается на элементарные представления учащихся начальной школы о раз­нообразии предметов и явлений природы, об организме человека и способах профилактики наиболее распространенных заболева­ний. На их основе создается программа изучения бактерий, гри­бов, лишайников и растений.

В 6 классе начинается изучение основ биологии. Учащиеся получают знания о строении и функционировании вышеназван­ных объектов. Особое внимание обращается на организм высших растений, условия его жизнедеятельности и способы приспособ­ления к факторам окружающей среды. Учащиеся также узнают о видовом разнообразии растений, о способности представителей каждого из видов к совместному обитанию в природных сообще­ствах.

В 7 классе учащиеся знакомятся с животными, жизнедеятель­ность которых во многом зависит от растений. Их внимание ак­центируется на известных представителях большинства типов животных. У учащихся постепенно складывается представление о деятельности животного организма как биосистемы, о взаимосвя­зях между органами в системах и систем органов между собой при их координации нервной системой. Они узнают о том, что строе­ние, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспосо­бительный характер, сложившийся в процессе исторического раз­вития. Учащиеся также анализируют материал об экологическом, эстетическом, этическом и практическом значении животных, необходимых для их рационального использования и охраны.

В 8 классе учащиеся изучают раздел «Человек» («Человек и его здоровье»). Они получают общие сведения о человеческом орга­низме, уровнях его организации и топографии внутренних орга­нов. Также рассматриваются клетка и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая регуляторную дея­тельность. Особое внимание обращается на изучение высшей нервной деятельности, анализаторов, визуального развития челове­ка как биосоциального существа. Обозначенный материал пред­ставляется в гигиеническом, валеологическом, медико-санитар­ном и экологическом контекстах.

Завершается биологическое образование в средней школе изу­чением раздела «Общая биология». В нем раскрываются общие представления о жизни, закономерностях живой природы и про­цессах, протекающих в биологических системах. Для этого при­влекаются знания о бактериях, грибах, растениях, животных, че­ловеке, полученные в предшествующих разделах. При этом у уча­щихся складывается отчетливое представление о разнообразии жизни на Земле, эволюционных изменениях различных объектов живой природы и необходимости их сохранения для будущих по­колений. Раздел «Общая биология» позволяет обсуждать цитоло­гические, эмбриологические, эволюционные, филогенетические, экологические и генетические закономерности на новом, более высоком уровне. Важное место при этом отводится систематиза­ции и обобщению научных знаний с опорой на существующие способы деятельности.

Сложившаяся система разделов курса «Биология» сохранилась в обозначенной ранее последовательности. Сейчас установилась единая структура содержания предмета по годам его изучения: растения, бактерии, грибы, лишайники — 6 класс (35 часов); живот­ные — 7 класс (70 часов); человек или человек и его здоровье — 8 класс (70 часов); общая биология — 9 класс (70 часов); общая биология — 10—11 классы (307 — 360 часов для школ и классов естественно-научного профиля); естествознание — 10 — 11 классы (136 часов для школ и классов гуманитарного и социолого-эконо-мического профилей).

Однако сейчас в разных авторских программах представленная структура может выражаться иначе. В программе по варианту I, составленной авторским коллективом под руководством В.И.Си-воглазова, обучение биологии осуществляется на основе пропе­девтических курсов для 5 класса «Природа и человек», «Введение в естествознание науки» (авт. В.И.Сивоглазов, А.А. Плешаков), «Природоведение» (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) или «Природа», «Введение в биологию и экологию» (Т.С.Сухова, В. И.Строганов). В основе курса лежит концентрический принцип построения обу­чения. В 6 классе изучается раздел «Живой организм» (68 часов) на основе материала о микроорганизмах, растениях и животных, в 7 классе — «Многообразие живых организмов» (68 часов), в 8 классе — «Человек» (68 часов), в 9 классе — «Биология. Общие закономерности» (68 часов). В зависимости от профориентацион-ных задач на этапе среднего (полного) общего образования мож­но изучать раздел «Общая биология» в объеме 136 и 307 — 360 ча­сов.

Имеются и другие варианты структуры содержания биоло­гического образования. Авторский коллектив под руководством А.Г.Хрипковой и А.Н.Мягковой представляют его в виде интег­рированных курсов по естествознанию (5 — 7 кл.) и биологии (8 — 10 кл.), а авторский коллектив под руководством М. Б. Беркин-блита в виде курсов по областям биологической науки — «Введе­ние в биологию» (6 кл.), «Флора» (7 кл.), «Зоология» (8 кл.), «Че­ловек» (9 кл.), «Общая биология» в 2 частях (10— 11 кл.).

В программе по варианту II, составленной коллективом под руководством И.Н.Пономаревой, и в программе по варианту III, составленной под руководством В. В. Пасечника, сохранена тра­диционная последовательность разделов школьной биологии. Основную школу учащиеся завершают изучением соответственно курсов «Основы общей биологии» и «Введение в общую биоло­гию и экологию».

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему в современных усло­виях особое внимание обращают на определение содержания образова­ния в целом и биологического образования в частности? 2. Сформули­руйте определение понятия о содержании предмета «Биология». 3. Ка­кой материал науки находит отражение в содержании школьной биоло­гии? 4. Какова традиционная структура школьного предмета «Биоло­гия»? 5. Ознакомьтесь с авторской программой (вариант III) по биоло­гии. Выясните, какая структура курса призвана обеспечить базовое био­логическое образование учащихся. Какие основные биологические тео­рии составляют огнову курса? Какое место они занимают в различных разделах курса? Почему авторы программы при ее составлении обраща­ются к ведущим биологическим теориям и идеям? 6. Почему в учебной практике используют альтернативные программы по биологии?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...