Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые понятия. Физическое воспитание, физическое развитие, физическая культура, здоровый образ жизни.




Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения понятий о физическом воспитании, физической культуре и здоровом об­разе жизни. 2. Называть и характеризовать основные пути и методы фи­зического воспитания учащихся при изучении биологии. 3. Применять методы физического воспитания учащихся при изучении конкретных тем.

В современных условиях формирование физически развитой личности является одной из важнейших проблем. Это связано с тем, что большая часть населения страны имеет различные забо­левания из-за несоблюдения правил здорового образа жизни. Физическое развитие человека необходимо рассматривать во вза­имосвязи с умственным, нравственным и эстетическим воспита­нием. На связь физического развития с интеллектом и сознанием указывал основатель научной системы физического воспитания в нашей стране П.Ф.Лесгафт. Современные психолого-педагоги­ческие и медико-биологические исследования не противоречат это­му, а только лишь обогащают его новыми сведениями о комплек­сном развитии человека.

Физическое воспитание — процесс организации оздоровитель­ной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура при этом является одним из средств достижения результатов физического воспита­ния, представляющее из себя идеал гармонически развитого че­ловека на основе знаний о единстве тела и духа, а также системы разнообразной деятельности по сохранению здоровья.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимали важное место. Многие древневос­точные и античные учения имели положения о гармоническом развитии человека при его духовно-нравственном и физическом совершенствовании. Этими положениями руководствуется и со­временное общество. Однако сейчас необходимо обратить особое внимание на решение задачи физического воспитания в школь­ных условиях. Именно в школе закладываются основы знаний и способов укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Школа должна в целом решать следующие задачи физического воспитания: развитие основных двигательных качеств; обеспече­ние правильного физического развития; укрепление здоровья для повышения работоспособности; воспитание потребностей в по­стоянных занятиях физическими упражнениями; осмысление зна­чения физической культуры с гигиенической и валеологической позиций.

Вопросы для актуализации материала. В любом из источников по педагогике найдите определение понятия о физическом воспитании. Совпадает ли по содержанию это понятие с приведенным ранее? Если не совпадает, сформулируйте интегрированное определение названного понятия.

Физическое воспитание в методике биологии в основном рас­сматривается в связи с изучением организма человека. Однако все разделы школьной биологии могут содействовать осознанию при­роды как мощного фактора психического и физического здоровья и ощущения эффекта его влияния на образ жизни и поведение. Этому способствуют не только уроки биологии, но и экскурсии, работа на учебно-опытном участке, внеклассные наблюдения, а также общественно полезная экологическая деятельность. При изучении раздела «Растения» особое внимание следует обращать на роль зеленых растений в формировании жизнепригодного про­странства. Важно также обращать внимание на использование растений в лекарственных целях. Возникает возможность пояс­нить смысл термина «лекарственные растения» как имеющие профилактическое и лечебное свойства из-за содержания особых веществ. На уроках по изучению представителей семейств клас­сов одно- и двудольных растений следует рассуждать с учащими­ся о дезинфицирующих их свойствах. При изучении всего раздела следует постоянно акцентировать внимание учащихся на эстети­ческих и рекреационных свойствах растений. Известно, что мно­гие растения обладают привлекательностью, яркостью, чем спо­собствуют снятию эмоционального напряжения, стрессов, психиче­ской неустойчивости. Особенно это относится к людям, которые проживают в городских условиях и привыкли к упрощенному урбанизированному ландшафту. Обобщенное выражение значе­ния растений как фактора физического развития представлено на рис. 5.1.

В разделе «Животные» следует раскрывать роль животных в физическом воспитании человека. Животные, как известно, по­вышают общительность детей и взрослых, улучшают настроение и самочувствие, развивают чувство доброты, заботы и внимания. Содержание в домах кошек и собак предохраняет их хозяев от инфарктов, стрессов, утомления и психических расстройств. При обсуждении содержания этих тем важно подводить учащихся к выводам, что животных, как и растения, необходимо рассматри­вать в качестве природного фактора, оказывающего положитель­ное влияние на физическое состояние человека и его здоровье.

При изучении раздела «Человек и его здоровье» важно анали­зировать состояние функциональной деятельности организма че­ловека в спокойном состоянии и при выполнении физических упражнений с различной нагрузкой. Особенно это относится к теме «Опорно-двигательная система». С ее помощью раскрывает­ся содержание материала о физических и психических нагрузках, их влиянии на формирование скелета и мышц, а также укрепле­ние общего физического состояния организма. Определенную смысловую нагрузку в плане физического воспитания имеет тема «Нервная система. Высшая нервная деятельность». Здесь важно показать эмоциональные и другие аспекты высшей нервной дея­тельности, биологические ритмы, бодрствование и сон как фак­торы здоровья человека. В названном разделе возникает объек­тивная возможность выявлять и раскрывать практический эффект от занятий физической культурой и спортом на основе использо­вания анатомо-физиологических данных. В этом случае важно обратить внимание на дозировку нагрузок при занятиях различ­ными видами спорта в зависимости от возраста учащихся и пока­зателей их индивидуального здоровья. При изучении многих тем можно конкретизировать положения о влиянии физической куль­туры и здорового образа жизни на общее состояние учащихся школьного возраста и лучшее усвоение знаний и умений при изу­чении разных школьных предметов. При изучении таких тем, как «Дыхание», «Пищеварение», «Мочевыделение», «Кожа» и особен­но «Обмен веществ», с использованием научных фактов необхо­димо характеризовать анатомо-физиологическое состояние спорт­сменов, занимающихся разными видами спорта — легкой и тяже­лой атлетикой, теннисом, плаванием, экстремальным спортом. При этом обязательно должны демонстрироваться показатели интен­сивности обмена веществ организма из-за высоких и средних на­грузок, которые испытывает организм спортсмена.

При изучении раздела «Общая биология» можно более под­робно анализировать материал о химических и биохимических превращениях вещества и энергии на молекулярно-клеточном уровне организации жизни. Их специфические особенности по­казываются на примерах организмов больного и здорового, тре­нированного и нетренированного, в состоянии покоя и физичес­ких нагрузок, употребляющего и не употребляющего алкоголь и наркотики. При противопоставлении различных показателей жиз­недеятельности организма человека учащиеся могут убедиться в необходимости ведения здорового образа жизни.

Вопросы для актуализации материала. Просмотрите подшивки журналов «Биология в школе» за последние 3 — 4 года. Найдите мате­риалы о возможностях различных разделов школьной биологии в физическом воспитании учащихся. Сделайте в рабочей тетради до­полнительные записи.

Во внеурочной работе по биологии также имеются достаточ­ные возможности для физического воспитания учащихся. При этом важно определять и осуществлять в зависимости от возраста уча­щихся систему мероприятий, связанных с такими темами, как «Дискотека здоровья», «Физкультура, знания и труд — здоровье дают», «Физическое и психическое здоровье — важнейшая цен­ность человека». При реализации этих тем можно использовать методы воспитания, которые учитывали бы не только групповые особенности учащихся, но и индивидуальные. В качестве некото­рых методов можно назвать упражнение, убеждение, элементы рефлексии и др. Одним из важнейших аспектов физического вос­питания учащихся во внеклассной работе является их вовлечение в разные виды деятельности — исследовательскую, трудовую, физкультурно-спортивную и др. Так, например, экскурсии и по­левые практикумы по биологии необходимо сочетать с организа-


РИС.5.1.


цией и проведением физкультурно-массовых мероприятий — эста­фет, подвижных игр, упражнений на воде.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий о физическом воспитании и физической культуре. 2. На основе использования дополнительной литературы дайте один из вариантов понятия о здоровом образе жизни. 3. Сформулируйте общие суждения о значении школьной биологии в физическом воспитании учащихся. 4. Для тем «Многообразие покрытосеменных растений» (6 кл.), «Строе­ние и функции скелета», «Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок» (9 кл.) сформулируйте задачи урока с позиции физического воспитания учащихся.

Половое воспитание

Ключевые понятия. Половое воспитание, аспекты полового воспита­ния при изучении биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1, Выражать содержание понятия о половом воспитании учащихся. 2. Называть и кратко характе­ризовать аспекты полового воспитания в школьной биологии. 3. Выде­лять разделы школьных программ, имеющих потенциальные возможно­сти для полового воспитания. 4. Применять теоретические знания о по­ловом воспитании для совершенствования процесса полового воспита­ния учащихся.

В настоящее время половое воспитание учащихся выступает как комплексная проблема. Главными факторами, усугубляющи­ми ее остроту и сложность, являются всеобщее снижение мораль­ных требований в отношениях полов, пропаганда средствами мас­совой информации свободы полового поведения, кризис семей­ных отношений, внебрачная беременность несовершеннолетних, венерические заболевания, преступления на сексуальной почве и проституция. К сожалению, в нашей стране отсутствует четкая система полового воспитания молодого поколения, особенно уча­щихся общеобразовательной школы, а реализуются ее отдельные аспекты. К таковым относятся медико-генетический и нравствен­но-этический аспекты.

Одно из определений полового воспитания учащихся можно предложить следующее — это система воспитательной и про­светительской работы в целях формирования полового поведе­ния, отвечающего нормам общества, и подготовки к семейной жизни.

В современных условиях основные и общие задачи школы по половому воспитанию заключаются в формировании полороле-вой идентификации мужского и женского поведения, становле­нии психосексуальной и нравственной культуры поведения в со­ответствии с общественными нормами и, наконец, в постепенной подготовке к ответственному семейному делу и родительству. Ре­шая эти задачи, школа должна обучать и просвещать, а самое глав­ное воспитывать, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение учащихся.

В школьных условиях вопросы полового воспитания можно рассмотреть при изучении разных предметов и во время вне­классной работы учащихся. Для этого учителю биологии важно иметь представление о трех аспектах полового воспитания уча­щихся — медико-генетическом, просветительском и нравствен­но-этическом.

Первый аспект отражает материал о предупреждении ранней половой жизни и беременности, профилактике заболеваний, пе­редающихся половым путем. Основой такой превентивной рабо­ты является аргументация положений об опасных последствиях аморального поведения, особенно в подростковом возрасте.

Второй аспект связан с выработкой линии поведения человека по отношению к лицам противоположного пола и невозможнос­ти поступков, противоречащих моральным устоям общества.

Третий аспект является ведущим. Его основой выступает фор­мирование поведения на нравственной основе. При этом наблю­дается некоторая оторванность решения вопроса полового воспи­тания учащихся от физиологического его содержания.

Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните из курса об­щей педагогики материал о половом воспитании учащихся общеобразо­вательной школы. На какие его аспекты было обращено большее внима­ние? Почему? 2. В школе, где вы учились, решалась ли проблема поло­вого воспитания учащихся? Что для этого делали администрация, класс­ный руководитель и учитель биологии?

При изучении школьной биологии половое воспитание важно рассматривать как составную часть нравственного, санитарно-ги­гиенического и эстетического воспитания. Разные разделы школь­ной биологии имеют определенные потенциальные возможности для решения проблемы полового воспитания учащихся.

Изучая раздел «Растения», можно акцентировать внимание уча­щихся на способах размножения и сущности оплодотворения у цветковых растений. Раздел «Животные» позволяет анализировать материал о строении половых клеток, их функционировании, спо­собах размножения животных и ухаживания за потомством. Важ­но постоянно подчеркивать мысль о том, что в природных усло­виях не возникает нового поколения живых организмов при од­нополых отношениях и скрещивании особей разных видов. Наи­большие возможности для полового воспитания имеет раздел «Че­ловек и его здоровье». При изучении материала о развитии чело­веческого организма целесообразно актуализировать содержания вопросов о биологическом значении размножения, способах раз­множения растений и животных, половых клетках и сущности оплодотворения, а также о развитии зародыша человека. Эти воп­росы должны обсуждаться во взаимосвязи с предшествующими разделами. Учащихся постепенно подводят к выводу о том, что существование вида может прерваться, если отдельные организ­мы не в состоянии были бы продолжать род.

Практика обучения биологии показывает, что учащиеся 9 класса с интересом принимают участие в обсуждении материала о внут­ренних органах размножения у высших млекопитающих — се­менниках и яичниках, выводящих половые клетки протоках, мат­ке как органе, в котором развивается зародыш. В процессе обсуж­дения выясняется сходство в строении органов размножения мле­копитающих и человека. Настроив учащихся на серьезное вос­приятие материала, учитель поясняет, как образуются зародыш и плод ребенка в организме матери. Демонстрируя видеоматериалы или таблицы, необходимо в общих чертах представить краткую характеристику развития плода в сравнении с зародышевым раз­витием высших млекопитающих. Важно подчеркивать, что разви­тие плода зависит от материнского организма, ибо он приспосаб­ливается к беременности и предстоящим родам под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

При представлении учащимся основных возрастных перио­дов жизни человека необходимо привлечь их внимание к изме­нениям организма в связи с половым созреванием. Известно, что изложение этого материала вытекает из системы формируе­мых биологических понятий, которые высвечиваются в аспекте нравственных и эстетических норм, регулирующих поведение человека.

Дополнениями к урокам могут быть индивидуальные и груп­повые беседы по вопросам гигиены пола и нравственно-эстети­ческим правилам поведения отдельно для мальчиков и для дево­чек. Практика школы показала, что беседы о взаимоотношениях пола, гигиене женского и мужского организма и др. лучше прово­дить школьным медицинским работникам с участием учителя биологии. Подобные беседы выходят за рамки гигиенических тем и касаются анатомо-физиологических вопросов о развитии чело­века, а также нравственной стороны его поведения. Основное со­держание этих бесед в общем сводится к обсуждению таких ас­пектов полового воспитания, как половое созревание и пробуж­дение чувства любви, любовь — одно из человеческих чувств, физиология и гигиена половых органов, особенности развития организма в период полового созревания, физические нагрузки и упражнения, здоровый образ жизни и половое созревание.

При проведении бесед по обозначенным темам важно подчер­кивать, что биологические основы полового чувства человека, ха­рактерного в форме инстинкта животным, проявляется в двух на­чалах — биологическом и нравственном. Нравственное начало в человеке необходимо культивировать при изучении разных пред­метов — литературы, искусства, истории и обществознания. Они позволяют при использовании художественных произведений, литературных отрывков из книг писателей раскрывать высокие идеалы любви, верности, дружбы, счастья, доброты и красоты. Чрезвычайно важно, чтобы биологические знания согласовыва­лись с нравственными чувствами, убеждениями и взглядами уча­щихся. Вопросы полового воспитания учащихся необходимо сис­тематически включать в беседы с родителями и готовить физио­логически и педагогически грамотно их решение в условиях се­мейного воспитания.

Вопросы для актуализации материала. 1. Планировалось ли вами решение вопросов полового воспитания учащихся в период педагоги­ческой практики при их обучении биологии? Ответ аргументируйте. 2. Как решался в это же время обозначенный вопрос в системе работы классного руководителя?

 
Таблица 5.1 Санитарно-гигиеническое содержание раздела «Растения»

Итак, школьная биология для полового воспитания имеет оп­ределенные потенциальные возможности. При изучении каждого раздела следует концентрировать внимание учащихся на вопросах взаимоотношения полов. С учетом специфики школьной биоло­гии важно осуществлять половое воспитание как воспитание об­щей культуры личности.

 

Тема Санитарно-гигиеническое содержание Возможные методы
Введение Растения как фактор фор- Объяснение учителя с де-
  мирования окружающей среды монстрацией результатов виртуального опыта по вы­делению растениями кис­лорода, рассказ о трофиче­ской и топической роли растений и др.
Многообра­зие растений Многообразие растений на планете, их здоровье-сберегающее и рекре­ационное значение Убеждение учащихся в со­хранении многообразия растений на Земле; показ эстетической, здоровьесбе-регающей и рекреацион­ной ценности растений и
    их сообществ
Органы цвет­ковых расте­ний: семя, ко­рень, побег, цветок, плод Пищевая и биологическая ценность растений, ле­карственные свойства растений Доказательство лекарст­венных, пищевых и биоло­гических ценностей расте­ний и их отдельных частей на примере своего региона
Основные процессы жизнедеятель­ности расте­ний Ценность растений в фор­мировании жизнепригод-ной среды земной планеты Демонстрация с помощью мультимедиа-средств про­цессов дыхания и фото­синтеза растений, оказы-
  вающих влияние на посто­янство газового состава атмосферного воздуха
Царство Растения Разнообразие видов рас­тений планеты,лечебное и профилактическое зна­чение растений для чело- Демонстрация разнообра­зия видов растений и объ­яснение отдельных их ле­чебных и профилактиче-
  века ских свойств
Царство Бактерии Значение бактерий на пла­нете, профилактические прививки как средство пре­дупреждения инфекцион­ных заболеваний человека Демонстрация результатов виртуального опыта о за­щитных свойствах бакте­рий для человека
Царство Грибы Виды ядовитых грибов, гри­бы съедобные и несъедоб­ные, практическое значение плесневых грибов, произ­водство медикаментов для их использования при лече­нии различных заболеваний Демонстрация местных видов съедобных и несъе­добных грибов, обсужде­ние проблемы использо­вания плесневых грибов в фармацевтической про­мышленности

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте одно из по­нятий о половом воспитании учащихся. 2. Назовите и кратко охаракте­ризуйте основные аспекты полового воспитания. 3. Просмотрите один из вариантов программ биологии (раздел «Животные») и выделите темы, которые имеют наибольший потенциал для полового воспитания уча­щихся. Сделайте соответствующие записи в рабочей тетради. 4. На при­мерах тем «Роль половых желез в развитии организма», «Особенности высшей нервной деятельности человека», «Внутриутробное развитие и роды» определите содержание учебного материала, имеющего значение для полового воспитания. Сформулируйте задачи урока с позиций поло­вого воспитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...