Ключевые понятия. Физическое воспитание, физическое развитие, физическая культура, здоровый образ жизни.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения понятий о физическом воспитании, физической культуре и здоровом образе жизни. 2. Называть и характеризовать основные пути и методы физического воспитания учащихся при изучении биологии. 3. Применять методы физического воспитания учащихся при изучении конкретных тем. В современных условиях формирование физически развитой личности является одной из важнейших проблем. Это связано с тем, что большая часть населения страны имеет различные заболевания из-за несоблюдения правил здорового образа жизни. Физическое развитие человека необходимо рассматривать во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием. На связь физического развития с интеллектом и сознанием указывал основатель научной системы физического воспитания в нашей стране П.Ф.Лесгафт. Современные психолого-педагогические и медико-биологические исследования не противоречат этому, а только лишь обогащают его новыми сведениями о комплексном развитии человека. Физическое воспитание — процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура при этом является одним из средств достижения результатов физического воспитания, представляющее из себя идеал гармонически развитого человека на основе знаний о единстве тела и духа, а также системы разнообразной деятельности по сохранению здоровья. В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимали важное место. Многие древневосточные и античные учения имели положения о гармоническом развитии человека при его духовно-нравственном и физическом совершенствовании. Этими положениями руководствуется и современное общество. Однако сейчас необходимо обратить особое внимание на решение задачи физического воспитания в школьных условиях. Именно в школе закладываются основы знаний и способов укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Школа должна в целом решать следующие задачи физического воспитания: развитие основных двигательных качеств; обеспечение правильного физического развития; укрепление здоровья для повышения работоспособности; воспитание потребностей в постоянных занятиях физическими упражнениями; осмысление значения физической культуры с гигиенической и валеологической позиций.
Вопросы для актуализации материала. В любом из источников по педагогике найдите определение понятия о физическом воспитании. Совпадает ли по содержанию это понятие с приведенным ранее? Если не совпадает, сформулируйте интегрированное определение названного понятия. Физическое воспитание в методике биологии в основном рассматривается в связи с изучением организма человека. Однако все разделы школьной биологии могут содействовать осознанию природы как мощного фактора психического и физического здоровья и ощущения эффекта его влияния на образ жизни и поведение. Этому способствуют не только уроки биологии, но и экскурсии, работа на учебно-опытном участке, внеклассные наблюдения, а также общественно полезная экологическая деятельность. При изучении раздела «Растения» особое внимание следует обращать на роль зеленых растений в формировании жизнепригодного пространства. Важно также обращать внимание на использование растений в лекарственных целях. Возникает возможность пояснить смысл термина «лекарственные растения» как имеющие профилактическое и лечебное свойства из-за содержания особых веществ. На уроках по изучению представителей семейств классов одно- и двудольных растений следует рассуждать с учащимися о дезинфицирующих их свойствах. При изучении всего раздела следует постоянно акцентировать внимание учащихся на эстетических и рекреационных свойствах растений. Известно, что многие растения обладают привлекательностью, яркостью, чем способствуют снятию эмоционального напряжения, стрессов, психической неустойчивости. Особенно это относится к людям, которые проживают в городских условиях и привыкли к упрощенному урбанизированному ландшафту. Обобщенное выражение значения растений как фактора физического развития представлено на рис. 5.1.
В разделе «Животные» следует раскрывать роль животных в физическом воспитании человека. Животные, как известно, повышают общительность детей и взрослых, улучшают настроение и самочувствие, развивают чувство доброты, заботы и внимания. Содержание в домах кошек и собак предохраняет их хозяев от инфарктов, стрессов, утомления и психических расстройств. При обсуждении содержания этих тем важно подводить учащихся к выводам, что животных, как и растения, необходимо рассматривать в качестве природного фактора, оказывающего положительное влияние на физическое состояние человека и его здоровье. При изучении раздела «Человек и его здоровье» важно анализировать состояние функциональной деятельности организма человека в спокойном состоянии и при выполнении физических упражнений с различной нагрузкой. Особенно это относится к теме «Опорно-двигательная система». С ее помощью раскрывается содержание материала о физических и психических нагрузках, их влиянии на формирование скелета и мышц, а также укрепление общего физического состояния организма. Определенную смысловую нагрузку в плане физического воспитания имеет тема «Нервная система. Высшая нервная деятельность». Здесь важно показать эмоциональные и другие аспекты высшей нервной деятельности, биологические ритмы, бодрствование и сон как факторы здоровья человека. В названном разделе возникает объективная возможность выявлять и раскрывать практический эффект от занятий физической культурой и спортом на основе использования анатомо-физиологических данных. В этом случае важно обратить внимание на дозировку нагрузок при занятиях различными видами спорта в зависимости от возраста учащихся и показателей их индивидуального здоровья. При изучении многих тем можно конкретизировать положения о влиянии физической культуры и здорового образа жизни на общее состояние учащихся школьного возраста и лучшее усвоение знаний и умений при изучении разных школьных предметов. При изучении таких тем, как «Дыхание», «Пищеварение», «Мочевыделение», «Кожа» и особенно «Обмен веществ», с использованием научных фактов необходимо характеризовать анатомо-физиологическое состояние спортсменов, занимающихся разными видами спорта — легкой и тяжелой атлетикой, теннисом, плаванием, экстремальным спортом. При этом обязательно должны демонстрироваться показатели интенсивности обмена веществ организма из-за высоких и средних нагрузок, которые испытывает организм спортсмена.
При изучении раздела «Общая биология» можно более подробно анализировать материал о химических и биохимических превращениях вещества и энергии на молекулярно-клеточном уровне организации жизни. Их специфические особенности показываются на примерах организмов больного и здорового, тренированного и нетренированного, в состоянии покоя и физических нагрузок, употребляющего и не употребляющего алкоголь и наркотики. При противопоставлении различных показателей жизнедеятельности организма человека учащиеся могут убедиться в необходимости ведения здорового образа жизни. Вопросы для актуализации материала. Просмотрите подшивки журналов «Биология в школе» за последние 3 — 4 года. Найдите материалы о возможностях различных разделов школьной биологии в физическом воспитании учащихся. Сделайте в рабочей тетради дополнительные записи. Во внеурочной работе по биологии также имеются достаточные возможности для физического воспитания учащихся. При этом важно определять и осуществлять в зависимости от возраста учащихся систему мероприятий, связанных с такими темами, как «Дискотека здоровья», «Физкультура, знания и труд — здоровье дают», «Физическое и психическое здоровье — важнейшая ценность человека». При реализации этих тем можно использовать методы воспитания, которые учитывали бы не только групповые особенности учащихся, но и индивидуальные. В качестве некоторых методов можно назвать упражнение, убеждение, элементы рефлексии и др. Одним из важнейших аспектов физического воспитания учащихся во внеклассной работе является их вовлечение в разные виды деятельности — исследовательскую, трудовую, физкультурно-спортивную и др. Так, например, экскурсии и полевые практикумы по биологии необходимо сочетать с организа-
РИС.5.1.
цией и проведением физкультурно-массовых мероприятий — эстафет, подвижных игр, упражнений на воде. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий о физическом воспитании и физической культуре. 2. На основе использования дополнительной литературы дайте один из вариантов понятия о здоровом образе жизни. 3. Сформулируйте общие суждения о значении школьной биологии в физическом воспитании учащихся. 4. Для тем «Многообразие покрытосеменных растений» (6 кл.), «Строение и функции скелета», «Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок» (9 кл.) сформулируйте задачи урока с позиции физического воспитания учащихся. Половое воспитание Ключевые понятия. Половое воспитание, аспекты полового воспитания при изучении биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1, Выражать содержание понятия о половом воспитании учащихся. 2. Называть и кратко характеризовать аспекты полового воспитания в школьной биологии. 3. Выделять разделы школьных программ, имеющих потенциальные возможности для полового воспитания. 4. Применять теоретические знания о половом воспитании для совершенствования процесса полового воспитания учащихся. В настоящее время половое воспитание учащихся выступает как комплексная проблема. Главными факторами, усугубляющими ее остроту и сложность, являются всеобщее снижение моральных требований в отношениях полов, пропаганда средствами массовой информации свободы полового поведения, кризис семейных отношений, внебрачная беременность несовершеннолетних, венерические заболевания, преступления на сексуальной почве и проституция. К сожалению, в нашей стране отсутствует четкая система полового воспитания молодого поколения, особенно учащихся общеобразовательной школы, а реализуются ее отдельные аспекты. К таковым относятся медико-генетический и нравственно-этический аспекты.
Одно из определений полового воспитания учащихся можно предложить следующее — это система воспитательной и просветительской работы в целях формирования полового поведения, отвечающего нормам общества, и подготовки к семейной жизни. В современных условиях основные и общие задачи школы по половому воспитанию заключаются в формировании полороле-вой идентификации мужского и женского поведения, становлении психосексуальной и нравственной культуры поведения в соответствии с общественными нормами и, наконец, в постепенной подготовке к ответственному семейному делу и родительству. Решая эти задачи, школа должна обучать и просвещать, а самое главное воспитывать, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение учащихся. В школьных условиях вопросы полового воспитания можно рассмотреть при изучении разных предметов и во время внеклассной работы учащихся. Для этого учителю биологии важно иметь представление о трех аспектах полового воспитания учащихся — медико-генетическом, просветительском и нравственно-этическом. Первый аспект отражает материал о предупреждении ранней половой жизни и беременности, профилактике заболеваний, передающихся половым путем. Основой такой превентивной работы является аргументация положений об опасных последствиях аморального поведения, особенно в подростковом возрасте. Второй аспект связан с выработкой линии поведения человека по отношению к лицам противоположного пола и невозможности поступков, противоречащих моральным устоям общества. Третий аспект является ведущим. Его основой выступает формирование поведения на нравственной основе. При этом наблюдается некоторая оторванность решения вопроса полового воспитания учащихся от физиологического его содержания. Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните из курса общей педагогики материал о половом воспитании учащихся общеобразовательной школы. На какие его аспекты было обращено большее внимание? Почему? 2. В школе, где вы учились, решалась ли проблема полового воспитания учащихся? Что для этого делали администрация, классный руководитель и учитель биологии? При изучении школьной биологии половое воспитание важно рассматривать как составную часть нравственного, санитарно-гигиенического и эстетического воспитания. Разные разделы школьной биологии имеют определенные потенциальные возможности для решения проблемы полового воспитания учащихся. Изучая раздел «Растения», можно акцентировать внимание учащихся на способах размножения и сущности оплодотворения у цветковых растений. Раздел «Животные» позволяет анализировать материал о строении половых клеток, их функционировании, способах размножения животных и ухаживания за потомством. Важно постоянно подчеркивать мысль о том, что в природных условиях не возникает нового поколения живых организмов при однополых отношениях и скрещивании особей разных видов. Наибольшие возможности для полового воспитания имеет раздел «Человек и его здоровье». При изучении материала о развитии человеческого организма целесообразно актуализировать содержания вопросов о биологическом значении размножения, способах размножения растений и животных, половых клетках и сущности оплодотворения, а также о развитии зародыша человека. Эти вопросы должны обсуждаться во взаимосвязи с предшествующими разделами. Учащихся постепенно подводят к выводу о том, что существование вида может прерваться, если отдельные организмы не в состоянии были бы продолжать род. Практика обучения биологии показывает, что учащиеся 9 класса с интересом принимают участие в обсуждении материала о внутренних органах размножения у высших млекопитающих — семенниках и яичниках, выводящих половые клетки протоках, матке как органе, в котором развивается зародыш. В процессе обсуждения выясняется сходство в строении органов размножения млекопитающих и человека. Настроив учащихся на серьезное восприятие материала, учитель поясняет, как образуются зародыш и плод ребенка в организме матери. Демонстрируя видеоматериалы или таблицы, необходимо в общих чертах представить краткую характеристику развития плода в сравнении с зародышевым развитием высших млекопитающих. Важно подчеркивать, что развитие плода зависит от материнского организма, ибо он приспосабливается к беременности и предстоящим родам под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. При представлении учащимся основных возрастных периодов жизни человека необходимо привлечь их внимание к изменениям организма в связи с половым созреванием. Известно, что изложение этого материала вытекает из системы формируемых биологических понятий, которые высвечиваются в аспекте нравственных и эстетических норм, регулирующих поведение человека. Дополнениями к урокам могут быть индивидуальные и групповые беседы по вопросам гигиены пола и нравственно-эстетическим правилам поведения отдельно для мальчиков и для девочек. Практика школы показала, что беседы о взаимоотношениях пола, гигиене женского и мужского организма и др. лучше проводить школьным медицинским работникам с участием учителя биологии. Подобные беседы выходят за рамки гигиенических тем и касаются анатомо-физиологических вопросов о развитии человека, а также нравственной стороны его поведения. Основное содержание этих бесед в общем сводится к обсуждению таких аспектов полового воспитания, как половое созревание и пробуждение чувства любви, любовь — одно из человеческих чувств, физиология и гигиена половых органов, особенности развития организма в период полового созревания, физические нагрузки и упражнения, здоровый образ жизни и половое созревание. При проведении бесед по обозначенным темам важно подчеркивать, что биологические основы полового чувства человека, характерного в форме инстинкта животным, проявляется в двух началах — биологическом и нравственном. Нравственное начало в человеке необходимо культивировать при изучении разных предметов — литературы, искусства, истории и обществознания. Они позволяют при использовании художественных произведений, литературных отрывков из книг писателей раскрывать высокие идеалы любви, верности, дружбы, счастья, доброты и красоты. Чрезвычайно важно, чтобы биологические знания согласовывались с нравственными чувствами, убеждениями и взглядами учащихся. Вопросы полового воспитания учащихся необходимо систематически включать в беседы с родителями и готовить физиологически и педагогически грамотно их решение в условиях семейного воспитания. Вопросы для актуализации материала. 1. Планировалось ли вами решение вопросов полового воспитания учащихся в период педагогической практики при их обучении биологии? Ответ аргументируйте. 2. Как решался в это же время обозначенный вопрос в системе работы классного руководителя?
Итак, школьная биология для полового воспитания имеет определенные потенциальные возможности. При изучении каждого раздела следует концентрировать внимание учащихся на вопросах взаимоотношения полов. С учетом специфики школьной биологии важно осуществлять половое воспитание как воспитание общей культуры личности.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте одно из понятий о половом воспитании учащихся. 2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные аспекты полового воспитания. 3. Просмотрите один из вариантов программ биологии (раздел «Животные») и выделите темы, которые имеют наибольший потенциал для полового воспитания учащихся. Сделайте соответствующие записи в рабочей тетради. 4. На примерах тем «Роль половых желез в развитии организма», «Особенности высшей нервной деятельности человека», «Внутриутробное развитие и роды» определите содержание учебного материала, имеющего значение для полового воспитания. Сформулируйте задачи урока с позиций полового воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|