Интеллектуальное воспитание
Ключевые понятия. Интеллектуальное воспитание, познание, мышление, познавательные функции, умственная деятельность. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения понятий об интеллектуальном воспитании, познании и мышлении. 2. Называть познавательные функции и способы интеллектуального воспитания при обучении биологии. 3. Применять некоторые способы интеллектуального воспитания учащихся при изучении конкретных тем. Потребность в познании — одна из первоначальных потребностей человека. В отличие от способностей, которые возможно успешно развить из природных задатков, с потребностью в познании человек рождается. Тем не менее и она нуждается в разумном воспитании. Познавательную потребность важно поддерживать и развивать с самого раннего детства. Если этого не делать, то она постепенно искажается, деформируется и превращается в псевдопознавательную — развлекательную, когда вместо исследовательской потребности появляется желание развлечься. Одним из способов развития познавательной потребности школьников является интеллектуальный, предполагающий развитие познания, а на его основе и научного мировоззрения. Мировоззрение формируется вместе с развитием мышления учащихся. Биология не только объясняет существование живого мира, но и является руководством к действию по его преобразованию. Такое содержание биологии стимулирует мышление учащихся, заставляет их логически рассуждать, сопоставлять факты, формулировать выводы, успешно обобщать научные сведения и решать задачи практического характера. Этому способствует осмысление многих взаимосвязанных и взаимообусловленных природных явлений. Оно приводит к сознательности в усвоении учащимися учебного материала, что способствует прочности его запоминания. Осознанные знания учащиеся получают лишь при активной мыслительной деятельности, а не в результате механического запоминания.
В психологии интеллектуальное воспитание связывается с обогащением интеллекта при стимулировании всех психических процессов — ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и речи; формировании механизмов самоорганизации умственной деятельности; приращении индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей. Умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение. Изучение учебного материала в целях приобретения сознательных и прочных знаний требует от учащихся самостоятельной умственной работы под систематическим руководством учителя. Их знания будут осознанными и прочными только при их активном самостоятельном мышлении. Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к педагогическим и психологическим источникам. Найдите в них материал об интеллектуальном воспитании учащихся и сделайте в рабочей тетради дополнительные записи о видах самостоятельной работы для формирования у учащихся умственной деятельности. Преподавание биологии имеет достаточные потенциальные возможности для целенаправленного воспитания мышления учащихся. Школьная биология знакомит с конкретными фактами, позволяет устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости и формулировать умозаключения. Развитие мышления у школьников требует от учителя тщательной разработки плана и содержания урока. В ходе урока должны четко прослеживаться его структура, логика подачи учебного материала. Многое зависит от того, как учитель представляет биологический материал, обращается к мысли учащихся и может активизировать умственную деятельность. Появление вопросов у учащихся — первый признак возникновения мысли. Далее следует стимулировать ее развитие, завершить обобщением и закрепить упражнениями или практическими работами.
Мыслительная деятельность при обучении биологии формируется с использованием таких логических путей, как индукция и дедукция. Они включают необходимые в процессе обучения биологии мыслительные операции — сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизацию, классификацию и др. Дедуктивный путь ведет от общих положений, принципов к разъяснению отдельных фактов или подтверждению общих положений фактами. Он применяется, прежде всего, для анализа биологического материала. Индукция связана с синтезом и способствует обобщающим умозаключениям. В процессе преподавания биологии необходимо развивать у учащихся способность к индуктивному и дедуктивному мышлению, развивать у них умение и анализировать и синтезировать при любом методе обучения. Любой мыслительный процесс завершается суждением. Суждение — это уже самостоятельное умственное действие. Обобщающая мысль движется от единичных фактов, отмечая особенное, сходство или различие между ними, к обобщающему умозаключению, которое становится суждением. Учитель биологии должен обращать внимание на логический ход своей мысли и суждений учащихся. Чаще на уроках биологии применяется анализ целого живого объекта. Однако важно обращать внимание и на анализ отдельной его части — органа или их систем. Также необходимо в системе приучать детей к синтезу — обобщению. Демонстрируя растение, животное, опыт, таблицу, видеофильм на уроке, учитель может как стимулировать, так и задерживать развитие мышления учащихся. Их мысль не будет мобилизована, если учитель сначала объяснит явление, а затем продемонстрирует опыт или таблицу в доказательство правильности своих слов. Вопросы такого типа, как «Что вы наблюдаете?», «На что необходимо обратить внимание?», «Какова причина явления?», безусловно мобилизуют мыслительную деятельность учащихся. Развитию мышления учащихся способствуют также использование разных вариантов опытов, сравнение признаков живых, обработанных, необработанных, изображенных биологических объектов, равно как сопоставление опытов с ними.
Для развития мышления очень важны вопросы, требующие сравнения ранее пройденного материала с новым, применения знаний для объяснения фактов и явлений, настраивающие на размышление. Именно сравнение учит и заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность — анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, сравнивать, моделировать и др. Важно урок проводить так, чтобы постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся. Для этого необходимо использовать систему задач и вопросов, развивающих монологическую и диалогическую речь. Учитель биологии имеет достаточные возможности для интеллектуального воспитания учащихся. Желающий развить мышление учащихся прежде всего должен обратить внимание на систему задач, вопросов и вообще на умение вести беседу на уроке. Содержательность, логичность, продуманность ответов учащихся зависят, конечно, не только от постановки вопросов, но и самостоятельной подготовки учащихся. Поэтому развитие самостоятельного мышления тесно связано с их работой по выполнению домашних заданий. Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к источникам по методике обучения биологии, найдите в них материалы о методах формирования интеллекта у учащихся при выполнении ими домашнего задания. Сделайте в рабочей тетради необходимые записи. На уроках биологии возникает объективная возможность для развития интеллектуальных способностей школьников. Важно постоянно обращать внимание на логику построения урока, постановку проблемы, совместное ее решение учащимися и учителем. Вопросы, задаваемые учителем, должны ориентировать учащихся на разные виды сравнения, установление связей между формируемыми и имеющимися знаниями, формулирование выводов, доказательства или опровержения гипотез, выражение собственных суждений. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, активизирующие учебную деятельность. При проведении практических работ, опытов и наблюдений имеется объективная потребность применять логические задания (составление схем, опорных конспектов, цепи причинных связей).
Используемые на уроках методы обязательно связываются с активизацией умственной деятельности. Для этого учитель предусматривает включение теоретических знаний для решения практических вопросов, что способствует воспитанию самостоятельности и осмысленного применения биологического материала в повседневной жизни. Стимулирование психических процессов при обучении биологии способствует развитию у учащихся познавательного интереса. Такой интерес может оказать положительное влияние на эффективное усвоение биологического материала при целенаправленном поиске источников информации как на бумажном, так и на электронном носителях. Только при этом интеллектуальные возможности учащихся могут в достаточной мере проявляться, развиваться и закрепляться. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте суждение о том, что такое интеллектуальное воспитание. 2. Назовите задачи интеллектуального воспитания учащихся. 3. Какова роль учителя биологии в интеллектуальном воспитании учащихся? 4. Какие методы способствуют формированию мышления и интеллектуальных способностей учащихся? 5. К темам уроков «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» (7 кл.), «Компоненты опорно-двигательного аппарата» (8 кл.), «Строение клетки и ее основные компоненты» (9 кл.) сформулируйте развивающие задачи. 6. К названным темам сделайте подборку развивающих методов и приемов обучения. Физическое воспитание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|