С теми же самыми психологическими явлениями в ощущении красоты, о которых пишет поэт, мы встречаемся и на уроках.
Методами эстетического воспитания могут быть повседневные наблюдения за живыми объектами, индивидуальные и групповые тематические беседы, естественный эксперимент, убеждение, метод положительного примера и приучения, методы одобрения и осуждения и др. Средствами эстетического воспитания являются натуральные и изобразительные объекты и процессы, а также слово учителя. Для эстетического воспитания важно обращаться к художественным и литературным произведениям, видеозаписям, фотографиям, музыке и фольклору. Формами эстетического воспитания выступают уроки, экскурсии в природу, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке, оформление и выполнение домашних и летних заданий, внеклассная работа, включающая проведение научных вечеров, подбор книг для внеклассного чтения, устройство выставок. Вопросы для актуализации материала. Просмотрите учебники по общей методике преподавания биологии, изданные в различные годы. Найдите в них материал о формах, методах и средствах эстетического воспитания учащихся. Сделайте о них дополнительные записи в рабочих тетрадях. Известный отечественный методист биологии Б. Е. Райков считал, что эстетическое любование красивыми объектами природы дает повод и толчок к их изучению. Рассматривая мир животных в принятом сейчас систематическом порядке — от низших к высшим, можно видеть, что множество изумительно красивых форм встречается уже среди простейших. Особенно многообразны по форме радиолярии с красивыми геометрически правильными скелетами. И хотя эту красоту нужно рассматривать в микроскоп, но как она радует глаз! Общеизвестно, что как не прекрасен мир наземных растений, ярких птиц и бабочек, но мир подводных кишечнополостных по красоте нередко не уступает им. Что же касается таких животных, как речной рак, многоцветные насекомые, рыбы, многие млекопитающие, то они уже сами по себе вызывают у учащихся положительные эстетические переживания, что можно видеть по ярко выраженному проявлению непроизвольного внимания детей и той эмоциональной реакции, которая его сопровождает.
Представим некоторые методы эстетического воспитания при преподавании биологии подробнее. Диагностические беседы позволяют узнать учителю биологии об отношении учащихся к объектам живой природы. Во время беседы, обращая внимание учащихся на внешнюю красоту животного или растения, важно приучать к познанию скрытой красоты — их жизни, характерного сочетания со средой, местными условиями. Естественный эксперимент позволяет включать учащихся в разные виды деятельности для проведения наблюдений за внешним видом растений, поведением животных, красотой природных сообществ и ландшафтов. В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты «некрасивых» животных или растений, например обыкновенной жабы, гадюки, кобры, паразитических организмов, хищников, жуков (мертвоедов, навозников и др.). На уроках учитель должен обращать внимание не только на внешнюю красоту, но и обнаруживать скрытую привлекательность и гармонию — пропорциональность и изящество форм тела, образ жизни, приспособленность организмов к среде обитания, сложность взаимодействия с другими объектами, со средой. Для этого достаточными потенциальными возможностями обладает большинство тем раздела «Животные»: «Красота звуков», «Изящество движений», «Взаимоотношения с детенышами», «Брачные игры» и др. Убеждение способствует более эмоциональному и глубокому разъяснению сущности изучаемых биологических объектов, правил поведения в природном окружении. Конечным результатом убеждений является возникновение осмысленной и эмоционально пережитой позиции по вопросам отношения к живому миру. При использовании этого метода решающую роль играет слово учителя. Под его воздействием «безобразные» животные «превращаются» в красивых. Например, серую жабу рекомендуем демонстрировать в стеклянной банке, закрытой марлей, при этом следует обратить внимание детей на красоту глаз этого животного, на то, что они с золотистой радужной оболочкой и большими черными зрачками и что при определенном направлении лучей света они «как яхонты горят». Дело здесь не только во внушении, но и в том, чтобы учащиеся, присмотревшись, даже у безобразного по внешнему виду животного обнаруживали черты привлекательности. Перед демонстрацией ящериц и змей — животных, на первый взгляд неприятных, противных и безобразных, приходится проводить специальную педагогическую подготовку, что позволит учащимся также обнаружить в них признаки естественной красоты.
С помощью положительного примера возможно актуализировать лучшие образцы поведения и деятельности людей для развития у школьников потребности к активной работе над собой, совершенствованию личностных качеств. При этом важно рассказывать об исследователях природы, цитировать их высказывания, в которых ярко выражены переживания, восторг и умозаключения по поводу явлений природы. К.Д.Ушинский писал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью»1. Восприятие красоты природы должно быть связано с ее научным познанием, развитием интереса к природе, науке, труду и окружающей жизни. Об этом утверждали многие великие ученые-биологи. «Я склонен думать, — писал Ч.Дарвин в книге «Путешествие натуралиста», — что как в музыке человек, понимающий каждую ноту отдельно, способен (если он обладает и надлежащим вкусом) полнее наслаждаться произведением в целом, так и тот, кто изучил все элементы прекрасного ландшафта, полнее воспринимает красоту его в целом»1. Э.Геккель, впервые обнаружив радиолярии под микроскопом, воскликнул от волнения: «До сих пор мы еще не знали, что такое красота в живой природе!»2. В книге «Красота форм в природе», ставшей классической, он поместил десятки рисунков форм радиолярий, изображений красивых кишечнополостных — медуз, коралловых полипов и других животных. К.А.Тимирязев, исследуя «чувство природы», пришел к заключению, что между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя красоты есть какая-то внутренняя органическая связь. «Прекрасное в искусстве имеет своим источником прекрасное в природе и есть подражание ему, и идеализация; прекрасное в природе первоначальнее прекрасного в искусстве. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе, способность наслаждаться, по-видимому, самыми простыми и незатейливыми предметами»3.
Метод приучения в структуре личностных качеств имеет важное значение. Его смысл заключается в многократном повторении действий и поступков учащихся, которые вызывали бы у них желание видеть красивое и соответственно вести себя в природных условиях. При этом методе можно реализовать такие приемы, как постановка воспитательной задачи, разъяснение способов деятельности, показ действия по решению поставленной задачи, организация воспроизведения образцов поведения, последующая тренировка в закреплении способов такого поведения. Например, сейчас уделяется большое внимание правильному составлению букетов. Однако важно, чтобы они были не только красивыми, но имели и познавательную биологическую ценность. Необходимо научить учащихся сочетанию растений в букете по семействам, происхождению и др. Методы одобрения и осуждения являются также важными для эстетического воспитания. Человек стремится к развитию и совершенствованию личностных качеств. Реализуя целевые установки, он прислушивается к оценочным суждениям со стороны. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению поведения, вызывая прилив энергии и укрепляя уверенность в себе. Такое же воздействие оказывает и метод осуждения, вызывая отрицательные внутренние переживания. Они, как известно, заставляют человека анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия между характером поведения и возникающими требованиями к нему. К примеру, воспринимая художественные произведения искусства, ярко отражающие, действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.
Вопросы для самоконтроля. 1. Что вы понимаете под эстетическим воспитанием школьников? 2. Сформулируйте цель и задачи эстетического воспитания школьников. 3. Назовите основные методы эстетического воспитания школьников. 4. Охарактеризуйте основные средства эстетического воспитания школьников. 5. Какие формы эстетического воспитания школьников, по вашему мнению, являются наиболее эффективными? Экологическое воспитание Ключевые понятия. Экологическое воспитание, экологическая культура. Результаты профессиональной подготовки. 1. Формулировать определения понятий об экологическом воспитании и экологической культуре. 2. Определять формы и методы экологического воспитания при преподавании биологии. В сложившихся кризисных условиях в стране и мире проблеме экологического воспитания подрастающего поколения необходимо уделять особое внимание. Однако в ситуации ухудшения экологической обстановки, снижения показателей жизненного уровня населения, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченной сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, формирование нового понимания человеком своих обязанностей перед природой непросто. В связи с этим возрастает значимость личностных качеств и способностей человека, необходимых для изменения его внутренней сущности на основе глубокого переосмысления взаимосвязей между обществом и природой. Понимая опасность для дальнейшего существования цивилизации, люди должны осознать свою родовую общность и единство судеб, что неизбежно приведет к возникновению нового типа мышления, связанного с потребностью общества в становлении духовно зрелой, нравственно свободной личности, которая способна взять на себя ответственность за будущее земной цивилизации, ее культуру с формирующимися общечеловеческими ценностями. В связи с этим А. В. Мень писал, что если развитие человеческого рода перестанет питаться духовными ценностями, то это будет не развитие, а тяжелая деградация. Иными словами, это ведет к гибели культуры, а гибель последней означает гибель всего. Очевидно, что приоритет при формировании культуры принадлежит школьному образованию, а экологической культуры — школьной биологии и экологии.
Экологическая культура как желаемый результат биоэкологического образования и как педагогическая категория имеет сложный состав. В самом общем виде смысл понятия об экологической культуре учащихся можно выразить используя следующие суждения: это практический и интеллектуальный опыт, полученный ими в школе на основе усвоения соответствующих знаний, способов действия, этических, эстетических, ценностных отношений, норм и правил поведения для сохранения оптимальных условий среды жизни живых существ, включая человека, при осуществлении разных видов деятельности в учебных и реальных ситуациях. Таким образом, экологическая культура — это не что иное, как материализованное сознание в поступках, словах и делах людей. Поэтому экологическая культура не может рассматриваться вне ее связи с общей культурой. Развитие экологической культуры учащихся видится прежде всего в преодолении их отчуждения от общей культуры, общечеловеческих ценностей. Вопросы для актуализации материала. На основе материала по общей педагогике и собственного опыта сформулируйте суждения о важности и необходимости экологического воспитания подрастающего поколения. Школьная биология обладает достаточными потенциальными возможностями для экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся. Так, при изучении раздела «Растения» необходимо особое внимание уделять рассмотрению материала о многообразии растений — культурных и дикорастущих, однолетних и многолетних, лекарственных и декоративных. Важно представлять учащимся материал о жизненных формах растений — деревьях, кустарниках, кустарничках и травах. Учитывая факт, что зеленые растения являются своеобразными «фильтрами» атмосферного воздуха, возникает объективная необходимость в рассмотрении условий жизни растений, а также основных экологических факторов, оказывающих влияние на их жизнедеятельность. Важно, чтобы учащиеся представляли жизнь растений в разное время года. При изучении органов цветковых растений следует акцентировать внимание на их изменениях по составу, форме и структуре под воздействием антропогенных факторов. Особое место при изучении названного раздела должно отводиться материалу о видовом разнообразии основных отделов Царства Растения. При этом необходимо подчеркивать важность реализации системы мер по защите растений от загрязнения и их рациональному использованию в местности своего проживания. На основе этого материала можно формировать убеждения о важности сохранения растительного покрова планеты для всех живых существ, включая человека. При изучении раздела «Животные» также необходимо представлять материал о многообразии животных, их распространении в зависимости от экологических факторов. На примере представителей разных таксонов важно раскрывать сложные отношения между животными одного вида, разных видов, а также между животными, растениями, микроорганизмами и грибами. Учащимся важно показать, что ни одно растительное сообщество не может полноценно функционировать без животных. Они, как известно, выступают в качестве биологического компонента сообществ и экосистем. При изучении названного раздела возникает объективная возможность в анализе социально-экологического материала. Важно, чтобы учащиеся имели представления о рациональном использовании животных — способах выяснения запасов, их оценки, соблюдении правил охоты, промысла, сбора и научно обоснованного расселения. Следует постоянно подчеркивать об аспектах культуросообразного поведения человека в природном окружении. Так, например, нельзя беспокоить животных во время брачного периода. Необходимо соблюдать правила передвижения по лесу, лугу и особенно нормы обработки полей и сбора урожая на них. Имеется необходимость в ознакомлении учащихся с народными традициями сохранения священных и почитаемых животных, их мест обитания, размножения и развития. При изучении раздела «Человек и его здоровье» следует обратить внимание на рассмотрение материала о роли экологических факторов в жизни человека. Известно, что организм человека испытывает сейчас все возрастающие нагрузки под влиянием социальных, экономических и экологических факторов — физического и химического загрязнения, постоянного увеличения количества людей на планете и изменения информационных полей. Названные факторы оказывают воздействие на все органы и их системы. Поэтому при изучении конкретных тем раздела важно обсуждать с учащимися последствия воздействия обозначенных факторов на организм человека в целом, его органов и систем в частности. Так, при изучении темы «Кровь и кровообращение» следует обсуждать материал о неблагоприятных факторах воздействия на сосудистую кровеносную систему человека — магнитные бури, изменение климата, малоподвижный образ жизни, нарушение гигиены питания и режима дня. В каждой из тем раздела учитель совместно с учащимися может подобрать и использовать материалы в экологическом ключе: экологические факторы, влияющие на органы и их системы как причины патологий, последствия и результаты действия этих факторов на системы органов и организм в целом. В разделе «Общая биология» возникает объективная возможность показать общие закономерности функционирования и изменения живых систем под воздействием экологических факторов. В концентрированном виде этот подход можно реализовать на вводных уроках, раскрыв содержание материала о нормальной структуре, функционировании живых систем разных уровней организации и их изменений под воздействием конкретных антропогенных факторов. В темах «Основы цитологии», «Основы генетики» необходимо обсудить материал о биохимических, физиологических и цитологических изменениях живых систем под воздействием экологического фактора, начиная с органоидов и клетки в целом. В теме «Биосфера, ее состояние и эволюция» возникает объективная возможность показать функционирование живой природы на биосферном уровне. При этом обязательно затрагиваются вопросы о целостности и единстве биосферы, а также процессах саморегуляции, самоуправления и самовосстановления в ней. Таким образом, школьная биология может оказывать положительное влияние на формирование экологической культуры подрастающего поколения на основе установления взаимоотношений в природе, биосфере, экосистемах и сообществах. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий об экологическом воспитании и экологической культуре. 2. Какие возможности имеют разделы школьной биологии для экологического воспитания? 3. Какие формы и методы можно предложить для реализации экологического воспитания при обучении биологии? 4. Для уроков по темам «Растительные сообщества» (6 кл.), «Экологические факторы и их влияние на организмы» (9 кл.) сформулируйте воспитательные задачи в экологическом контексте. Трудовое воспитание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|