Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С теми же самыми психологическими явлениями в ощущении красоты, о которых пишет поэт, мы встречаемся и на уроках.




Методами эстетического воспитания могут быть повседневные наблюдения за живыми объектами, индивидуальные и групповые тематические беседы, естественный эксперимент, убеждение, ме­тод положительного примера и приучения, методы одобрения и осуждения и др. Средствами эстетического воспитания являются натуральные и изобразительные объекты и процессы, а также слово учителя. Для эстетического воспитания важно обращаться к худо­жественным и литературным произведениям, видеозаписям, фо­тографиям, музыке и фольклору. Формами эстетического воспи­тания выступают уроки, экскурсии в природу, практические ра­боты в уголке живой природы и на учебно-опытном участке, офор­мление и выполнение домашних и летних заданий, внеклассная работа, включающая проведение научных вечеров, подбор книг для внеклассного чтения, устройство выставок.

Вопросы для актуализации материала. Просмотрите учебники по общей методике преподавания биологии, изданные в различные годы. Най­дите в них материал о формах, методах и средствах эстетического воспита­ния учащихся. Сделайте о них дополнительные записи в рабочих тетрадях.

Известный отечественный методист биологии Б. Е. Райков счи­тал, что эстетическое любование красивыми объектами природы дает повод и толчок к их изучению. Рассматривая мир животных в принятом сейчас систематическом порядке — от низших к выс­шим, можно видеть, что множество изумительно красивых форм встречается уже среди простейших. Особенно многообразны по форме радиолярии с красивыми геометрически правильными ске­летами. И хотя эту красоту нужно рассматривать в микроскоп, но как она радует глаз! Общеизвестно, что как не прекрасен мир наземных растений, ярких птиц и бабочек, но мир подводных кишечнополостных по красоте нередко не уступает им. Что же касается таких животных, как речной рак, многоцветные насеко­мые, рыбы, многие млекопитающие, то они уже сами по себе вызывают у учащихся положительные эстетические переживания, что можно видеть по ярко выраженному проявлению непроиз­вольного внимания детей и той эмоциональной реакции, которая его сопровождает.

Представим некоторые методы эстетического воспитания при преподавании биологии подробнее. Диагностические беседы по­зволяют узнать учителю биологии об отношении учащихся к объек­там живой природы. Во время беседы, обращая внимание уча­щихся на внешнюю красоту животного или растения, важно при­учать к познанию скрытой красоты — их жизни, характерного сочетания со средой, местными условиями.

Естественный эксперимент позволяет включать учащихся в разные виды деятельности для проведения наблюдений за вне­шним видом растений, поведением животных, красотой природных сообществ и ландшафтов. В процессе изучения живых объек­тов школьники могут научиться восприятию красоты «некраси­вых» животных или растений, например обыкновенной жабы, га­дюки, кобры, паразитических организмов, хищников, жуков (мер­твоедов, навозников и др.). На уроках учитель должен обращать внимание не только на внешнюю красоту, но и обнаруживать скры­тую привлекательность и гармонию — пропорциональность и изя­щество форм тела, образ жизни, приспособленность организмов к среде обитания, сложность взаимодействия с другими объектами, со средой. Для этого достаточными потенциальными возможнос­тями обладает большинство тем раздела «Животные»: «Красота звуков», «Изящество движений», «Взаимоотношения с детеныша­ми», «Брачные игры» и др.

Убеждение способствует более эмоциональному и глубокому разъяснению сущности изучаемых биологических объектов, пра­вил поведения в природном окружении. Конечным результатом убеждений является возникновение осмысленной и эмоциональ­но пережитой позиции по вопросам отношения к живому миру. При использовании этого метода решающую роль играет слово учителя. Под его воздействием «безобразные» животные «превра­щаются» в красивых. Например, серую жабу рекомендуем демон­стрировать в стеклянной банке, закрытой марлей, при этом следует обратить внимание детей на красоту глаз этого животного, на то, что они с золотистой радужной оболочкой и большими черными зрачками и что при определенном направлении лучей света они «как яхонты горят». Дело здесь не только во внушении, но и в том, чтобы учащиеся, присмотревшись, даже у безобразного по внеш­нему виду животного обнаруживали черты привлекательности. Пе­ред демонстрацией ящериц и змей — животных, на первый взгляд неприятных, противных и безобразных, приходится проводить специальную педагогическую подготовку, что позволит учащимся также обнаружить в них признаки естественной красоты.

С помощью положительного примера возможно актуализиро­вать лучшие образцы поведения и деятельности людей для разви­тия у школьников потребности к активной работе над собой, со­вершенствованию личностных качеств. При этом важно расска­зывать об исследователях природы, цитировать их высказывания, в которых ярко выражены переживания, восторг и умозаключе­ния по поводу явлений природы. К.Д.Ушинский писал: «Приро­да есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной ис­кусственностью»1. Восприятие красоты природы должно быть свя­зано с ее научным познанием, развитием интереса к природе, на­уке, труду и окружающей жизни. Об этом утверждали многие ве­ликие ученые-биологи. «Я склонен думать, — писал Ч.Дарвин в книге «Путешествие натуралиста», — что как в музыке человек, понимающий каждую ноту отдельно, способен (если он обладает и надлежащим вкусом) полнее наслаждаться произведением в це­лом, так и тот, кто изучил все элементы прекрасного ландшафта, полнее воспринимает красоту его в целом»1. Э.Геккель, впервые обнаружив радиолярии под микроскопом, воскликнул от волне­ния: «До сих пор мы еще не знали, что такое красота в живой природе!»2. В книге «Красота форм в природе», ставшей класси­ческой, он поместил десятки рисунков форм радиолярий, изобра­жений красивых кишечнополостных — медуз, коралловых поли­пов и других животных. К.А.Тимирязев, исследуя «чувство при­роды», пришел к заключению, что между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя красоты есть какая-то внутренняя органическая связь. «Прекрасное в искусстве име­ет своим источником прекрасное в природе и есть подражание ему, и идеализация; прекрасное в природе первоначальнее пре­красного в искусстве. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе, способность наслаждаться, по-видимому, самыми простыми и не­затейливыми предметами»3.

Метод приучения в структуре личностных качеств имеет важ­ное значение. Его смысл заключается в многократном повторе­нии действий и поступков учащихся, которые вызывали бы у них желание видеть красивое и соответственно вести себя в природ­ных условиях. При этом методе можно реализовать такие при­емы, как постановка воспитательной задачи, разъяснение спосо­бов деятельности, показ действия по решению поставленной за­дачи, организация воспроизведения образцов поведения, после­дующая тренировка в закреплении способов такого поведения. Например, сейчас уделяется большое внимание правильному со­ставлению букетов. Однако важно, чтобы они были не только красивыми, но имели и познавательную биологическую ценность. Необходимо научить учащихся сочетанию растений в букете по семействам, происхождению и др.

Методы одобрения и осуждения являются также важными для эстетического воспитания. Человек стремится к развитию и со­вершенствованию личностных качеств. Реализуя целевые установ­ки, он прислушивается к оценочным суждениям со стороны. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удов­летворения. Это стимулирует его к улучшению поведения, вызывая прилив энергии и укрепляя уверенность в себе. Такое же воз­действие оказывает и метод осуждения, вызывая отрицательные внутренние переживания. Они, как известно, заставляют человека анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия между характером поведения и возни­кающими требованиями к нему. К примеру, воспринимая художе­ственные произведения искусства, ярко отражающие, действитель­ность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Вопросы для самоконтроля. 1. Что вы понимаете под эстетическим воспитанием школьников? 2. Сформулируйте цель и задачи эстетичес­кого воспитания школьников. 3. Назовите основные методы эстетичес­кого воспитания школьников. 4. Охарактеризуйте основные средства эстетического воспитания школьников. 5. Какие формы эстетического воспитания школьников, по вашему мнению, являются наиболее эф­фективными?

Экологическое воспитание

Ключевые понятия. Экологическое воспитание, экологическая куль­тура.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Формулировать опреде­ления понятий об экологическом воспитании и экологической культуре. 2. Определять формы и методы экологического воспитания при препо­давании биологии.

В сложившихся кризисных условиях в стране и мире проблеме экологического воспитания подрастающего поколения необходи­мо уделять особое внимание. Однако в ситуации ухудшения эко­логической обстановки, снижения показателей жизненного уров­ня населения, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченной сию­минутной выгодой без долгосрочного прогноза, формирование нового понимания человеком своих обязанностей перед приро­дой непросто. В связи с этим возрастает значимость личностных качеств и способностей человека, необходимых для изменения его внутренней сущности на основе глубокого переосмысления взаи­мосвязей между обществом и природой. Понимая опасность для дальнейшего существования цивилизации, люди должны осознать свою родовую общность и единство судеб, что неизбежно приве­дет к возникновению нового типа мышления, связанного с по­требностью общества в становлении духовно зрелой, нравственно свободной личности, которая способна взять на себя ответствен­ность за будущее земной цивилизации, ее культуру с формирующи­мися общечеловеческими ценностями. В связи с этим А. В. Мень писал, что если развитие человеческого рода перестанет питаться духовными ценностями, то это будет не развитие, а тяжелая дег­радация. Иными словами, это ведет к гибели культуры, а гибель последней означает гибель всего. Очевидно, что приоритет при формировании культуры принадлежит школьному образованию, а экологической культуры — школьной биологии и экологии.

Экологическая культура как желаемый результат биоэкологи­ческого образования и как педагогическая категория имеет слож­ный состав. В самом общем виде смысл понятия об экологичес­кой культуре учащихся можно выразить используя следующие суждения: это практический и интеллектуальный опыт, получен­ный ими в школе на основе усвоения соответствующих знаний, способов действия, этических, эстетических, ценностных отно­шений, норм и правил поведения для сохранения оптимальных условий среды жизни живых существ, включая человека, при осу­ществлении разных видов деятельности в учебных и реальных ситуациях.

Таким образом, экологическая культура — это не что иное, как материализованное сознание в поступках, словах и делах людей. Поэтому экологическая культура не может рассматриваться вне ее связи с общей культурой. Развитие экологической культуры учащихся видится прежде всего в преодолении их отчуждения от общей культуры, общечеловеческих ценностей.

Вопросы для актуализации материала. На основе материала по общей педагогике и собственного опыта сформулируйте суждения о важ­ности и необходимости экологического воспитания подрастающего по­коления.

Школьная биология обладает достаточными потенциальными возможностями для экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся. Так, при изучении раздела «Растения» необходимо особое внимание уделять рассмотрению материала о многообразии растений — культурных и дикорасту­щих, однолетних и многолетних, лекарственных и декоративных. Важно представлять учащимся материал о жизненных формах ра­стений — деревьях, кустарниках, кустарничках и травах. Учиты­вая факт, что зеленые растения являются своеобразными «фильт­рами» атмосферного воздуха, возникает объективная необходи­мость в рассмотрении условий жизни растений, а также основных экологических факторов, оказывающих влияние на их жизнедея­тельность. Важно, чтобы учащиеся представляли жизнь растений в разное время года. При изучении органов цветковых растений следует акцентировать внимание на их изменениях по составу, форме и структуре под воздействием антропогенных факторов. Особое место при изучении названного раздела должно отводить­ся материалу о видовом разнообразии основных отделов Царства Растения.


При этом необходимо подчеркивать важность реализа­ции системы мер по защите растений от загрязнения и их рацио­нальному использованию в местности своего проживания. На ос­нове этого материала можно формировать убеждения о важности сохранения растительного покрова планеты для всех живых су­ществ, включая человека.

При изучении раздела «Животные» также необходимо пред­ставлять материал о многообразии животных, их распростране­нии в зависимости от экологических факторов. На примере пред­ставителей разных таксонов важно раскрывать сложные отноше­ния между животными одного вида, разных видов, а также между животными, растениями, микроорганизмами и грибами. Учащимся важно показать, что ни одно растительное сообщество не может полноценно функционировать без животных. Они, как известно, выступают в качестве биологического компонента сообществ и экосистем. При изучении названного раздела возникает объек­тивная возможность в анализе социально-экологического мате­риала. Важно, чтобы учащиеся имели представления о рациональ­ном использовании животных — способах выяснения запасов, их оценки, соблюдении правил охоты, промысла, сбора и научно обоснованного расселения. Следует постоянно подчеркивать об аспектах культуросообразного поведения человека в природном окружении. Так, например, нельзя беспокоить животных во вре­мя брачного периода. Необходимо соблюдать правила передвиже­ния по лесу, лугу и особенно нормы обработки полей и сбора урожая на них. Имеется необходимость в ознакомлении учащихся с народными традициями сохранения священных и почитаемых животных, их мест обитания, размножения и развития.

При изучении раздела «Человек и его здоровье» следует обра­тить внимание на рассмотрение материала о роли экологических факторов в жизни человека. Известно, что организм человека ис­пытывает сейчас все возрастающие нагрузки под влиянием соци­альных, экономических и экологических факторов — физическо­го и химического загрязнения, постоянного увеличения количе­ства людей на планете и изменения информационных полей. На­званные факторы оказывают воздействие на все органы и их сис­темы. Поэтому при изучении конкретных тем раздела важно об­суждать с учащимися последствия воздействия обозначенных фак­торов на организм человека в целом, его органов и систем в час­тности. Так, при изучении темы «Кровь и кровообращение» сле­дует обсуждать материал о неблагоприятных факторах воздействия на сосудистую кровеносную систему человека — магнитные бури, изменение климата, малоподвижный образ жизни, нарушение гигиены питания и режима дня. В каждой из тем раздела учитель совместно с учащимися может подобрать и использовать материалы в экологическом ключе: экологические факторы, влияющие на органы и их системы как причины патологий, последствия и ре­зультаты действия этих факторов на системы органов и организм в целом.

В разделе «Общая биология» возникает объективная возмож­ность показать общие закономерности функционирования и из­менения живых систем под воздействием экологических факто­ров. В концентрированном виде этот подход можно реализовать на вводных уроках, раскрыв содержание материала о нормальной структуре, функционировании живых систем разных уровней орга­низации и их изменений под воздействием конкретных антропо­генных факторов. В темах «Основы цитологии», «Основы генети­ки» необходимо обсудить материал о биохимических, физиологи­ческих и цитологических изменениях живых систем под воздей­ствием экологического фактора, начиная с органоидов и клетки в целом. В теме «Биосфера, ее состояние и эволюция» возникает объективная возможность показать функционирование живой природы на биосферном уровне. При этом обязательно затраги­ваются вопросы о целостности и единстве биосферы, а также про­цессах саморегуляции, самоуправления и самовосстановления в ней.

Таким образом, школьная биология может оказывать положи­тельное влияние на формирование экологической культуры под­растающего поколения на основе установления взаимоотноше­ний в природе, биосфере, экосистемах и сообществах.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий об экологическом воспитании и экологической культуре. 2. Какие возможности имеют разделы школьной биологии для экологи­ческого воспитания? 3. Какие формы и методы можно предложить для реализации экологического воспитания при обучении биологии? 4. Для уроков по темам «Растительные сообщества» (6 кл.), «Экологические факторы и их влияние на организмы» (9 кл.) сформулируйте воспита­тельные задачи в экологическом контексте.

Трудовое воспитание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...