Ключевые понятия. Личная гигиена, самонаблюдение.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение понятия о личной гигиене. 2. Называть и аргументировать задачи санитарно-гигиенического воспитания. 3. Выделять разделы школьных программ, имеющих потенциальные возможности для санитарно-гигиенического воспитания. 4. Применять теоретические знания о санитарно-гигиеническом воспитании для совершенствования педагогического процесса. Санитарно-гигиеническое воспитание предполагает развитие способности личности проводить самонаблюдения, оценивать функциональное состояние своего организма и окружающей среды, поддерживать его нормальное существование и выполнять оздоровительные действия. Основными его задачами в условиях общеобразовательной школы являются следующие: формирование знаний о строении и функционировании организма человека, факторах, оказывающих влияние на его состояние, а также о распространенных группах заболеваний, интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния своего здоровья и здоровья других людей с учетом местных условий и традиций; укрепление физического здоровья и организация здорового образа жизни; стимулирование стремления к активной практической деятельности по охране ближайшей окружающей среды. Известными методами санитарно-гигиенического воспитания являются повседневное наблюдение, индивидуальные и групповые диагностические беседы, естественный эксперимент, убеждение, метод положительного примера, метод приучения, а также одобрения и осуждения. Формами такого воспитания выступают уроки, экскурсии в природу, практические работы, выполнение домашних и летних заданий, проведение тематических вечеров, поиск и анализ материалов на соответствующих сайтах поисковых систем.
Вопросы для актуализации материала. 1. С какими аспектами санитарно-гигиенического воспитания вы знакомились при изучении морфологии, анатомии и физиологии человека и основ общей экологии? 2. На какие формы и методы санитарно-гигиенического воспитания учащихся вы обратили внимание в период педагогической практики? Школьный курс биологии играет существенную роль в санитарно-гигиеническом воспитании учащихся. Каждый его раздел в той или иной мере обладает возможностями для реализации обозначенного аспекта воспитания. В разделе «Растения» важно показать растительный организм как один из приоритетных факторов формирования окружающей среды. Известно, что растения в процессе фотосинтеза и дыхания вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ. В связи с этим важно постоянно подчеркивать необходимость сохранения растительного покрова земной планеты и региона проживания. Обобщенное представление о санитарно-гигиеническом материале раздела «Растения» дан в табл. 5.1. При изучении раздела «Животные» важно рассматривать животных как фактор, оказывающий влияние на здоровье человека и санитарно-гигиеническую обстановку локальных территорий, а также жилых и нежилых помещений. К сожалению, учитель биологии не всегда фиксирует внимание учащихся на заболеваниях, связанных с жизнедеятельностью животных, о чем свидетельствует достаточно высокий процент заболеваемости детей школьного возраста болезнями, носителями которых являются животные. Обобщенный материал о санитарно-гигиеническом аспекте раздела «Животные» представлен в табл. 5.2.
Наибольший потенциал для санитарно-гигиенического воспитания имеет раздел «Человек и его здоровье». Практически каждая его тема обладает достаточными возможностями для реализации обозначенного аспекта воспитания. Приведем некоторые примеры. Так, при изучении опорно-двигательной системы важно показать значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц, красивой осанки, посадки, рабочей позы, предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. При рассмотрении материала о внутренней среде организма важно зафиксировать внимание на инфекциях и инфекционных заболеваниях, восприимчивости и невосприимчивости организма к инфекциям. Важный гигиенический смысл имеет рассмотрение содержания понятий о фагоцитозе, иммунитете и профилактических прививках. Особое внимание следует обращать на гигиену кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем. Имеется объективная потребность в раскрытии учащимся гигиенических аспектов всех главных органов, выступающих как системообразующие. В теме «Дыхание» необходимо показать функциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья. В теме «Пищеварение» следует вести речь о санитарно-гигиенических правилах организации питания, ухода за ротовой полостью и зубами. Учитывая факт, что в последнее время наблюдаются массовые отравления школьников, важно их внимание заострять на причинах и последствиях этого заболевания. При рассмотрении материала об индивидуальном развитии организма важно учащимся представить возможность познакомиться с наследственными заболеваниями, а также заболеваниями, передаваемыми половым путем, среди которых наиболее опасным является СПИД.
При изучении раздела «Общая биология» для санитарно-гигиенического воспитания имеют большое значение такие темы, как «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы селекции и биотехнологии», а также «Биосфера, ее состояние и эволюция». Итак, санитарно-гигиеническое воспитание выступает как составная часть воспитания личности и способствует профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, от его результатов во многом зависит работоспособность учащихся, состояние их здоровья и образа жизни. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. На основе содержания параграфа и собственного опыта сформулируйте определение понятия о личной гигиене. 2. Назовите и обоснуйте основные задачи санитарно-гигиенического воспитания учащихся. 3. Определите разделы одного из вариантов школьных программ по биологии, имеющих возможности для санитарно-гигиенического воспитания. 4. Для тем «Основы селекции и биотехнологии», «Биосфера, ее состояние и эволюция» определите санитарно-гигиеническое содержание. Сформулируйте для них воспитательные задачи с санитарно-гигиенических позиций. Эстетическое воспитание Ключевые понятия. Эстетика, эстетическая культура, воспитание, эстетическая чуткость, вкус. Результаты профессиональной подготовки. Знать цель и задачи; владеть методами, средствами и формами эстетического воспитания учащихся при обучении биологии. Эстетическое воспитание — один из аспектов образовательного процесса в современной школе. Термин «эстетика» в переводе с греческого означает вчувствование. Общей целью эстетического воспитания является целенаправленное развитие способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку художественных представлений, взглядов и убеждений, а также формирование эстетической чуткости и вкуса.
Основными задачами эстетического воспитания являются формирование умений обнаруживать и познавать красивое, различать красивое и некрасивое, сочетая эстетику с познанием, создавать и охранять красивое в природе, труде, в быту, личном и общественном, сочетая эстетику с культурой труда и быта, обнаруживать в непривлекательных объектах гармонию и признаки привлекательности. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой, которая как составная часть культуры духовной предполагает способность человека отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни. Изучение биологии непосредственно связано с эстетическим восприятием красоты природы, что имеет глубокое воспитывающее и познавательное значение. Красота живой природы нередко «ускользает от беглого взора», как об этом говорит поэт Н.Рылен-ков в стихотворении о Родине «Все в тающей дымке...»1:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|