Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Планы семинарских занятий по дисциплине «философия» занятие 1-2. (4 часа) античная философия вопросы для обсуждения




2021 г.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» Занятие 1-2. (4 часа) Античная философия Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика древнегреческой философии как специфического типа мировоззрения. Периодизация античной философии.

2. Поиск первоначала бытия и формирование категориального аппарата философии в досократовский период. Период становления античной философии. Натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Софисты.

2. Классический период античной философии:

а) Сократ и его философский метод;

б) система объективного идеализма Платона;

в) энциклопедический характер философии Аристотеля.

3. Философия эллинистически - римского периода (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм).

4. Мировое значение античной философии.

Основные понятия

Эллинизм. Античность. Апейрон, Логос, Атом, Атомизм, Благо, Добродетель, Идея, Натурфилософия, Платонизм, Развитие, Силлогизм, Эйдос, Энтелехия, Космос.

Основные представители: Анаксагор, Анаксимандр, Анаксимен, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Зенон, Парменид, Пифагор, Эпикур, Платон, Сократ, Фалес, Эмпедокл.
Доклады

 1. Рок и Судьба в античной философии и мировоззрении.

2. Учение Эпикура о преодолении страха.

3. Учение пифагорейцев о числовой закономерности.

  1. Учение софистов. Софизмы.
  2. Апории Зенона.
  3. От Пифагора к Платону: становление образа античного Космоса.
  4. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
  5. Доклады по статьям учебного пособия «Хрестоматия по философии», Раздел I «Античная философия»: «Фалес», «Анаксимандр», «Анаксимен», «Парменид», «Зенон», «Гераклит», «Протагор», «Демокрит», «Эпикур», «Платон», «Аристотель».

Литература

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 40-55.
  2. Ильин В. В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 79-133.
  3. Катаева О. В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 36-71.
  4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момждян К. Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 18-28.
  5. Лешкевич Т. Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 21-34.
  6. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 28-36.
  7. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с. – С. 412-414.
  8. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 25-63.
  9. Титов В. Ф., Смирнов И. Н. Философия: Учебник для вузов / В. Ф. Титов, И. Н. Смирнов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 20-39.
  10. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 35-63.
  11. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 403-420.
  12. Философия: Учебник / В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, В. П. Ратников, В. В. Юдин; под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2011. – С. 34-45.
  13. Философия: Учебник / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 59-91.
  14. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 75-94.
  15. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 576 с. – С. 5-69.

Контрольные вопросы

  1. Какие этапы можно выделить в развитии античной философии?
  2. Какие школы первого периода античной философии вы знаете?
  3. Что было предметом исследований натурфилософов?
  4. В чем заслуга Фалеса как философа?
  5. Как трансформируется понятие природы у Анаксимандра?
  6. Каковы характеристики апейрона?
  7. Что в качестве первоначала выделял Анаксимен?
  8. Какова важнейшая характеристика природы согласно Гераклиту?
  9. Что представляет собой число у Пифагора?
  10. Какими характеристиками наделяет бытие Парменид?
  11. Что значит тождество мышления и бытия?
  12. Что такое апория и как выражает Зенон движение в своих апориях?
  13. Какую концепцию бытия предлагает Эмпедокл?
  14. Как изменяется представление о материи в учении Демокрита?
  15. Какова роль духа у Анаксагора?
  16. В чём состоит основная проблематика философии Сократа?
  17. Что представляет онтология в учении Платона?
  18. Как понимает процесс познания Платон?
  19. Каковы социальные идеи Платона и Аристотеля?

 


Занятие 3-4. Средневековая философия, философия эпохи Возрождения  и философия эпохи Нового времени (2 часа)
Вопросы для обсуждения
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

1. Краткая характеристика эпохи и философского мировоззрения Средневековья: этапы, направления, персоналии, базисные категории. Теоцентризм, вера и знание, спор о природе общих понятий, философия истории. Особенности средневековой философии.   

2. Патристика, как этап средневековой философии.

3. Схоластика, как этап средневековой философии.

4. Философские учения А. Августина и Ф. Аквинского.

5. Философия эпохи Возрождения.

6. Общая характеристика эпохи и философского мировоззрения Нового времени. Эмпиризм XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).

7. Эмпиризм и рационализм как альтернативные направления европейской философии.

8. Субъективно-идеалистическая философия XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм).

9. Философия Просвещения: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.


Основные понятия


Апологетика, Библия, Вера, Гелиоцентризм, Гуманизм, Креационизм, Монотеизм, Реализм, Номинализм, Пантеизм, Патристика, Провиденциализм, Протестантизм, Реализм, Секуляризация, Схоластика, Теодицея, Теология, Универсалии, Утопия, Эсхатология, теоцентризм, тринитарная проблема, двойственная истина, антропоцентризм.                          
Акциденция, Атрибут, Дедукция, Дуализм, Идолы (призраки) познания, Индукция, Интеллект, Модус, Научно-техническая революция, Просвещение, Сенсуализм, Субстанция, Субъективный идеализм, Эксперимент. Эмпиризм, рационализм, дедукция, монада, детерминизм, механицизм, солипсизм, скептицизм
Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Василий Великий, Дунс Скот, Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Тертуллиан, Уильям Оккам, Фома Аквинский.
Галилео Галилей, Джордано Бруно, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Николай Кузанский, Никколо Макиавелли, Джованни Пико делла Мирандола, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Франческо Петрарка.
Ф. Бэкон, Ф. Вольтер, К. Гельвеций, Т. Гоббс, П. Гольбах, Р. Декарт, Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Паскаль, Ж. -Ж. Руссо.

Основная литература:

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учебное пособие-5-е изд. - М.: Изд-во «Проспект», 2008.

3. Бачинин В. А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006.

4. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006.

5. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

6. История философии. Учебник для вузов. 2 изд., переработ. и доп. - Ростов/н Д: Феникс, 2004.

7. Рассел Б. История западной философии. – М.: Высшая школа, 2006.

8. Сизов В. С. История философии. Учебное пособие. - М.: Экономист, 2004.


Доклады

1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

2. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

3. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

4. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?

5. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?

6.  Философские идеи Дж. Бруно.

7. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

8. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

9. Принцип согласия всех учений Джованни Пико делла Мирандолы.

10. Никколо Макиавелли о власти и морали.

11. Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

12. Философское значение открытий И. Ньютона.

13. Б. Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени».

14. Влияние изменений в религиозной сфере на изменения в науке.

15. Френсис Бэкон.

16. Рене Декарт.

17. Эпоха Просвещения.

                                Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные особенности средневековой философии.

2. Вокруг каких проблем разворачивались теоретические дискуссии в период средневековья?

3. В чем суть теории двойственной истины и каково ее значение в средневековой философии?

4. Как менялась трактовка соотношения веры и знания на различных этапах развития средневековой философии?

5. Какие два принципиально новых направления философского познания ввел в научный оборот Августин Аврелий?

6. Кто был самым выдающимся философом эпохи Возрождения?

7. Что такое креационизм, теоцентризм, эсхатология?

8. Какие направления можно выделить в истории средневековой философии?

9. В чем специфика философии и мировоззрения Возрождения по сравнению со средними веками?

10. Каковы новации эпохи Возрождения в культуре?

11. Какой метод исследования природы приводит к истине, согласно Ф. Бэкону?

12. Что такое «идолы» («призраки») у Ф. Бэкона?

13. Каким образом можно избавиться от «идолов» («призраков»)?

14. В чём заключается позитивная часть методологии Ф. Бэкона?

15. Что такое рациональный метод у Р. Декарта?

16. Как понимается радикальное сомнение Р. Декарта?

17. В чем заключается учение о субстанции у Р. Декарта?

18. В чем заключается сенсуализм Т. Гоббса?

19. Что означает знаковая концепция языка у Т. Гоббса?

20. Каковы представления Т. Гоббса о строении естественных тел?

21. Что такое естественное состояние человека?

22. Что способно противостоять естественному состоянию человека?

23. Существует ли внеопытное знание у человека, согласно Дж. Локку?

24. Что такое идеи первичных и вторичных качеств у Дж. Локка?

25. Как понимает естественное и гражданское состояние Дж. Локк?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...