Занятие 11. Философия науки и техники.
Занятие 11. Философия науки и техники. Вопросы для обсуждения: 1. Уровни и формы научного познания 2. Наука, её специфика структура и проблема классификации. 3. Методы научного познания. 4. Научная революция, сущность основные этапы ее развития. 5. Понятие техники. Основные понятия по теме: Проблема, Гипотеза, Теория, Категория, Факт, Объяснение, Принцип, Закономерность, Закон, Понимание, Интуиция, Наука Основная литература 1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008. 2. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учебное пособие-5-е изд. - М.: Изд-во «Проспект», 2008. 3. Бачинин В. А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006. 4. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006. 5. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010. Дополнительная: 1. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 2. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О. А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2004. 3. Стрельник О. Н. Философия: учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2008. 4. Нижников С. А Философия: Учебник. - М.: Изд-во «Проспект», 2008. Доклады 1. История науки. 2. Основные этапы развития науки. 3. Понятие техники. 4. Основные методы научного познания и их классификация. 5. Понятие «парадигмы». 6. Понятие «научно-исследовательской программы». 7. Гипотетико-дедуктивный метод. 8. Функциональная модель теории. 9. Понятие «техника». 10. Идеи синергетики. 11. Исторические этапы развития техники и технологии. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы специфические признаки научного познания?
2. Каковы особенности социогуманитарного познания? 3. Что такое духовное производство? 4. Как соотносятся понятия " правда" и " истина"? 5. Что такое интуиция и каковы условия ее возникновения? 6. Каким может быть соотношение знания и веры? 7. Подберите примеры для иллюстрации уровней, методов и форм научного познания. 8. Каково соотношение естественнонаучной картины мира и философских оснований науки. 9. Как соотносятся сциентизм и антисциентизм? 10. Каковы проблемы взаимоотношения науки и техники? 11. Что такое этика науки и техноэтика? Тесты для самоконтроля 1. Какая из форм познания является основой для эмпирического уровня научного познания? а) Теория; б) Факт; в) Гипотеза; г) Представление. 2. Какие из указанных методов используются на теоретическом уровне научного познания? а) Наблюдение; б) Единство исторического и логического; в) Моделирование; г) Сравнение; д) Описание. 3. Какие из указанных черт отличают научное познание от обыденного? а) Объективность; б) Субъективность; в) Системность; г) Доказательность; д) Вероятность. 4. Какое из приведенных определений вы считаете правильным? а) Гипотеза- система доказанных знаний. б) Гипотеза- вопрос, который надо решить. в) Гипотеза-предсказание о явлениях природной и социальной действительности. г) Гипотеза-это система знаний о мире и человеке. 5. Выберите правильное определение. а) Научная революция-это скачок от незнания к знанию. б) Научная революция-это переход от одной теории к другой. в) Научная революция-это социальное явление, возникающая на основе внутренних противоречий в науке, вызванных новыми открытиями. г) Научная революция-это переосмысление прежних знаний на основе новых открытий. Занятие 12. Философское учение об обществе. Вопросы для обсуждения
1. Проблема человека и природы в истории философии. 2. Природа как условие человеческой деятельности. 3. Влияние природы на развитие общества. 4. Общество как способ бытия человека и его специфика. 5. Основные сферы общественной жизни и их иерархия. 6. Социальная структура общества: этническая, демографическая, поселенческая, классовая. Социальная стратификация. 7. Проблема направленности социально-исторического процесса. Формационные и цивилизационные теории развития общества. Доклады 1. Общество как предмет философского анализа. 2. Общество и природа 3. Основные сферы общественного развития 4. История как действительность общественной жизни. 5. Философия истории 6. Понятие государства 7. Социальная структура общества 8. Специфика социального познания и его методов 9. Социально-исторический факт и критерии его достоверности 10. Социально-философские модели общества в современном теоретическом знании Контрольные вопросы и задания 1. Если производственные отношения изменяются под воздействием уровня развития производительных сил, то что же обуславливает развитие самих производительных сил? 2. В чем различие социально-философского и экономического подходов к материальному производству? 3. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений? 4. Что является предметом социальной сферы общественной жизни? 5. Что означает превращение науки в непосредственную производительную силу общества? 6. В чем сущность социальных связей и отношений? 7. Что такое объективные и субъективные факторы в истории общества? 8. Каковы источники саморазвития общества? 9. Как соотносятся понятия прогресса и регресса в истории? 10. Что такое социальная деятельность? 11. Каково содержание понятия «социальная общность»? 12. Каковы структуры и функции социальных институтов? 13. Какие существуют элементы социальной системы? 14. В чем смысл социальной коммуникации и как исторически развивались ее средства?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|