Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 14. Ценностный мир человека.




Занятие 14. Ценностный мир человека.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Личность и ее социальные роли в обществе. Социальная философия о роли личности в истории.

3. Свобода и ответственность личности, их диалектическая взаимосвязь.

4. Биосоциальная природа человека.

5. Понятие ценностей. Их классификация. Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека.

6. Структура ценностного мира человека.

7. Смысл жизни и предназначение человека.

Доклады

1. Проблема свободы и ответственности личности.

2. Человек как философская проблема.

3. Происхождение человека.

4. Специфика философского понимания человека.

5. Место человека в истории философии.

6. Становление и развитие философской антропологии.

Основные понятия по теме:

Индивид, Индивидуальность, Индивидуализм, Судьба, Свобода, Произвол, Личность, Воля, Ответственность, ценности, духовные ценности

Контрольные вопросы и задания

1. Каково содержание понятий: индивид, индивидуальность, личность, историческая личность, свобода личности, индивидуализм, конформизм, альтруизм?

2. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений?

3. Когда человек становится личностью?

4. Каковы условия, формирующие здоровую личность?

5. Какими чертами личности должен обладать гражданин России?

6. Каково соотношение свободы и ответственности личности?

7. Кого из исторических личностей вы бы взяли себе в пример и почему?

8. Что такое Я? Какова структура личного универсума?

9. Какова роль личности в истории?

10. Каким образом наша личная биография вписывается во всеобщую историю?

Тесты для самоконтроля

1. В сферу изучения какой философской дисциплины входит вопрос о свободе воли?

1) этики

2) эстетики

3)  гносеологии

2. Понятие «личность» обозначает человека как:

1) носителя индивидуальных качеств

2) носителя биологических качеств

3) носителя социальных качеств

3. Учение о предопределенности человеческих поступков – это:

1) субъективизм

2) объективизм

3) фатализм

4) волюнтаризм   

4. Укажите сферу философского знания, обращенную к

изучению человека:

а) гносеология; в) философская антропология;

б) онтология; г) социальная философия.

5. Установите соответствие между основными чертами

философского понимания человека в разные эпохи и периоды

истории, для которых они характерны:

1) космоцентризм; а) средневековье;

2) теоцентризм; б) Древний мир;

3) антропоцентризм; в) Возрождение.

3. Укажите основные подходы к изучению человека:

а) естественно-эволюционный; в) креационистский;

б) феноменологический; г) аналитический.

5. Назовите имя ученого и мыслителя, предложившего

концепцию, в которой были объединены эволюционный и религиозно-христианский подходы к проблеме происхождения человека:

а) Ф. Энгельс; в) Н. К. Рерих;

б) З. Фрейд; г) П. Тейяр де Шарден.

6. Определите, сколько примерно длится процесс антропосоциогенеза:

а) 200 тыс. лет; в) 3, 5 – 5, 5 млн лет;

б) 1, 5 млн лет; г) 4, 5 млрд лет.

6. Из приведенного перечня выделите автора идеи антропогенеза:

а) И. И. Мечников; в) Г. Гегель;

б) Ч. Дарвин; г) И. Кант.

7. Расположите в хронологической последовательности

основные этапы антропогенеза:

а) архантропы – homo habilis;

б) австралопитековые – homo erectus;

в) неоантропы – homo sapiens.

8. Назовите автора исторически первой концепции антропосоциогенеза:

а) Г. Гегель; б) К. Маркс; в) Ф. Энгельс.

9. Выделите социальный фактор, который, по мнению

немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса, сыграл решающую

роль в антропосоциогенезе:

а) использование огня;

б) трудовая деятельность в коллективе;

в) освобождение верхних конечностей;

г) вмешательство внеземных цивилизаций.

10. Укажите природно-биологические предпосылки антропосоциогенеза:

а) возникновение речи;

б) прямохождение;

в) трудовая деятельность;

г) освобождение верхних конечностей и изменение кисти

руки;

д) похолодание, обусловившее замену тропических лесов

саваннами;

е) активный процесс мутагенеза, произошедший в результате повышения уровня радиации;

ж) увеличение объема и усложнение организации головного мозга.

11. Назовите социальные предпосылки антропогенеза:

а) активный мутационный процесс;

б) возникновение мышления, языка, речи;

в) смена экономики присваивающего типа производящей;

г) социальный способ общения между индивидами;

д) слияние родов в большие родоплеменные объединения;

е) трудовая деятельность;

ж) эволюция семейно-брачных отношений;

з) возникновение первичных морально-нравственных

запретов.

12. Выберите высказывание, которое наиболее точно характеризует природу человека:

а) природа человека определена исключительно его принадлежностью к миру живого;

б) природа человека определена взаимодействием биологического и социального начал;

в) человек противостоит природе и является существом

исключительно социальным;

г) природе человека присущ непреодолимый дуализм

природного и социального начал.

13. Закончите следующую фразу: «Процесс совместного

развития биосферы и человеческого общества называется …».

а) антропогенез; г) филогенез;

б) аптропосоциогенез; д) ноосфера;

в) онтогенез; е) коэволюция.

14. Выделите качества, которые отличают человека от всех

других животных:

а) наличие инстинктов;

б) наличие норм поведения;

в) функции воспроизводства рода, потомства;

г) наличие культуры;

д) способность к абстрактному мышлению.

15. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность человека?

а) в социальности;

б) в том, что он является «венцом природы»;

в) в том, что он обладает материальными и духовными

потребностями;

г) в том, что каждый человек является индивидуальностью и характеризуется разными способностями.

16. Определите критерии личности:

а) интересы и потребности личности;

б) моральные и этические качества;

в) здоровая психика;

г) образование.

17. Вставьте пропущенное слово в следующее предложение: «Диалектика понятий «индивид» – «индивидуальность» –

«…» отражает динамику развертывания биологического и социального в человеке как в филогенезе (истории становления человека), так и онтогенезе (в процессе социализации индивида»).

а) гражданин; в) человек.

б) личность;

18. Из приведенного перечня выделите философов ХХ в.,

сделавших индивидуальное бытие человека объектом философского интереса:

а) М. Хайдеггер; е) Н. А. Бердяев;

б) Б. Рассел; ж) З. Фрейд;

в) Ж. -П. Сартр; з) Э. Мунье;

г) К. Поппер; и) Л. Витгенштейн;

д) М. М. Бахтин; к) Э. Фромм.

19. Укажите направления в философии ХХ в., сделавшие

экзистенциальные проблемы бытия человека объектом специального анализа:

а) постпозитивизм; г) экзистенциализм;

б) психоаналитическая традиция; д) структурализм;

в) неомарксизм; е) персонализм.

20. Выделите основные экзистенциальные проблемы:

а) смерть; д) истина; и) труд;

б) смех; е) жизнь; к) свобода;

в) гипотеза; ж) психика; л) счастье.

г) стыд; з) любовь.

Основная литература:

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бачинин В. А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006.

3. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. – 4 изд., переработ – СПб.: МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Сизов В. С. История философии. Учебное пособие. – М.: Экономист, 2004.

2. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О. А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2004.                        

Занятие 15. Глобалистика и будущее человечества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...