Занятие 14. Ценностный мир человека.
Занятие 14. Ценностный мир человека. Вопросы для обсуждения 1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. 2. Личность и ее социальные роли в обществе. Социальная философия о роли личности в истории. 3. Свобода и ответственность личности, их диалектическая взаимосвязь. 4. Биосоциальная природа человека. 5. Понятие ценностей. Их классификация. Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека. 6. Структура ценностного мира человека. 7. Смысл жизни и предназначение человека. Доклады 1. Проблема свободы и ответственности личности. 2. Человек как философская проблема. 3. Происхождение человека. 4. Специфика философского понимания человека. 5. Место человека в истории философии. 6. Становление и развитие философской антропологии. Основные понятия по теме: Индивид, Индивидуальность, Индивидуализм, Судьба, Свобода, Произвол, Личность, Воля, Ответственность, ценности, духовные ценности Контрольные вопросы и задания 1. Каково содержание понятий: индивид, индивидуальность, личность, историческая личность, свобода личности, индивидуализм, конформизм, альтруизм? 2. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений? 3. Когда человек становится личностью? 4. Каковы условия, формирующие здоровую личность? 5. Какими чертами личности должен обладать гражданин России? 6. Каково соотношение свободы и ответственности личности? 7. Кого из исторических личностей вы бы взяли себе в пример и почему? 8. Что такое Я? Какова структура личного универсума?
9. Какова роль личности в истории? 10. Каким образом наша личная биография вписывается во всеобщую историю? Тесты для самоконтроля 1. В сферу изучения какой философской дисциплины входит вопрос о свободе воли? 1) этики 2) эстетики 3) гносеологии 2. Понятие «личность» обозначает человека как: 1) носителя индивидуальных качеств 2) носителя биологических качеств 3) носителя социальных качеств 3. Учение о предопределенности человеческих поступков – это: 1) субъективизм 2) объективизм 3) фатализм 4) волюнтаризм 4. Укажите сферу философского знания, обращенную к изучению человека: а) гносеология; в) философская антропология; б) онтология; г) социальная философия. 5. Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периоды истории, для которых они характерны: 1) космоцентризм; а) средневековье; 2) теоцентризм; б) Древний мир; 3) антропоцентризм; в) Возрождение. 3. Укажите основные подходы к изучению человека: а) естественно-эволюционный; в) креационистский; б) феноменологический; г) аналитический. 5. Назовите имя ученого и мыслителя, предложившего концепцию, в которой были объединены эволюционный и религиозно-христианский подходы к проблеме происхождения человека: а) Ф. Энгельс; в) Н. К. Рерих; б) З. Фрейд; г) П. Тейяр де Шарден. 6. Определите, сколько примерно длится процесс антропосоциогенеза: а) 200 тыс. лет; в) 3, 5 – 5, 5 млн лет; б) 1, 5 млн лет; г) 4, 5 млрд лет. 6. Из приведенного перечня выделите автора идеи антропогенеза: а) И. И. Мечников; в) Г. Гегель; б) Ч. Дарвин; г) И. Кант. 7. Расположите в хронологической последовательности основные этапы антропогенеза: а) архантропы – homo habilis; б) австралопитековые – homo erectus; в) неоантропы – homo sapiens. 8. Назовите автора исторически первой концепции антропосоциогенеза: а) Г. Гегель; б) К. Маркс; в) Ф. Энгельс.
9. Выделите социальный фактор, который, по мнению немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса, сыграл решающую роль в антропосоциогенезе: а) использование огня; б) трудовая деятельность в коллективе; в) освобождение верхних конечностей; г) вмешательство внеземных цивилизаций. 10. Укажите природно-биологические предпосылки антропосоциогенеза: а) возникновение речи; б) прямохождение; в) трудовая деятельность; г) освобождение верхних конечностей и изменение кисти руки; д) похолодание, обусловившее замену тропических лесов саваннами; е) активный процесс мутагенеза, произошедший в результате повышения уровня радиации; ж) увеличение объема и усложнение организации головного мозга. 11. Назовите социальные предпосылки антропогенеза: а) активный мутационный процесс; б) возникновение мышления, языка, речи; в) смена экономики присваивающего типа производящей; г) социальный способ общения между индивидами; д) слияние родов в большие родоплеменные объединения; е) трудовая деятельность; ж) эволюция семейно-брачных отношений; з) возникновение первичных морально-нравственных запретов. 12. Выберите высказывание, которое наиболее точно характеризует природу человека: а) природа человека определена исключительно его принадлежностью к миру живого; б) природа человека определена взаимодействием биологического и социального начал; в) человек противостоит природе и является существом исключительно социальным; г) природе человека присущ непреодолимый дуализм природного и социального начал. 13. Закончите следующую фразу: «Процесс совместного развития биосферы и человеческого общества называется …». а) антропогенез; г) филогенез; б) аптропосоциогенез; д) ноосфера; в) онтогенез; е) коэволюция. 14. Выделите качества, которые отличают человека от всех других животных: а) наличие инстинктов; б) наличие норм поведения; в) функции воспроизводства рода, потомства; г) наличие культуры; д) способность к абстрактному мышлению. 15. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность человека? а) в социальности; б) в том, что он является «венцом природы»; в) в том, что он обладает материальными и духовными потребностями;
г) в том, что каждый человек является индивидуальностью и характеризуется разными способностями. 16. Определите критерии личности: а) интересы и потребности личности; б) моральные и этические качества; в) здоровая психика; г) образование. 17. Вставьте пропущенное слово в следующее предложение: «Диалектика понятий «индивид» – «индивидуальность» – «…» отражает динамику развертывания биологического и социального в человеке как в филогенезе (истории становления человека), так и онтогенезе (в процессе социализации индивида»). а) гражданин; в) человек. б) личность; 18. Из приведенного перечня выделите философов ХХ в., сделавших индивидуальное бытие человека объектом философского интереса: а) М. Хайдеггер; е) Н. А. Бердяев; б) Б. Рассел; ж) З. Фрейд; в) Ж. -П. Сартр; з) Э. Мунье; г) К. Поппер; и) Л. Витгенштейн; д) М. М. Бахтин; к) Э. Фромм. 19. Укажите направления в философии ХХ в., сделавшие экзистенциальные проблемы бытия человека объектом специального анализа: а) постпозитивизм; г) экзистенциализм; б) психоаналитическая традиция; д) структурализм; в) неомарксизм; е) персонализм. 20. Выделите основные экзистенциальные проблемы: а) смерть; д) истина; и) труд; б) смех; е) жизнь; к) свобода; в) гипотеза; ж) психика; л) счастье. г) стыд; з) любовь. Основная литература: 1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008. 2. Бачинин В. А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006. 3. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006. 4. Философия. Учебник для юридических вузов. – 4 изд., переработ – СПб.: МВД России, 2010. Дополнительная: 1. Сизов В. С. История философии. Учебное пособие. – М.: Экономист, 2004. 2. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 3. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О. А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2004. Занятие 15. Глобалистика и будущее человечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|