Шкала 3. Измерение чувствительности к отвержению
1. Иногда я предпочитаю общение с незнакомыми людьми общению с хорошо известными мне. 2. Если мне скучно в компании, я не стесняюсь уйти первым. 3. Меня очень задевает, когда близкий друг противоречит мне на людях. 4. Когда группа обсуждает важный вопрос, я не прочь высказать свое мнение. 5. Я стараюсь избегать общения с критически настроенными людьми. 6. Я часто захожу к людям без приглашения. 7. Я могу спокойно пойти куда-либо, даже если знаю, что некоторые люди в этом месте не любят меня. 8. Прежде, чем высказать определенную точку зрения или возразить кому-либо, я стараюсь сначала выяснить взгляды группы. 9. Если два моих друга спорят, я без колебаний могу принять одну из сторон, мнение которой я разделяю. 10. Если я попросил какого-то человека пойти со мной куда-либо, и он отказался, тоя буду долго сомневаться, звать ли мне его снова. 11. Я стараюсь не высказывать определенно своих взглядов, пока я не знаю людей достаточно хорошо. 12. Если я не понял того, что сказал кто-либо из участников спора, мне неловко будет прерывать его и просить повторить эту мысль еще раз. 13. Я люблю обсуждать дискуссионные темы, такие как, например, политика или религия. 14. Мне неудобно просить людей вернуть мне долг. 15. Я открыто критикую людей, и ожидаю того же в отношении меня самого. 16. Я могу прекрасно провести время в компании, даже если я одет не совсем подходяще к случаю. 17. Я иногда болезненно переношу критику. 18. Если кто-то меня недолюбливает, то я стараюсь его избегать. 19. Мне не трудно попросить человека об услуге. 20. Я стараюсь не противоречить людям, т.к. боюсь обидеть их. 21. Я очень чувствителен к проявлениям нежелания разговаривать со мной со стороны собеседника.
22. Если я иду куда-либо, где я никого не знаю, я предпочитаю пойти с другом. 23. Я никогда не боюсь высказывать свою точку зрения, даже если она явно не совпадает с мнением моего собеседника. 24. Я люблю ходить в незнакомые компании.
Приложение 4 Основные идеи теории бихевиоризма. Одно из самых революционных, представительных, популярных направлений психологии; является теоретической основой психологии влияний, манипуляций. Бихевиористскую теорию называют объективной, научной, поведенческой психологией. Наиболее яркими представителями являются Дж. Уотсон (основатель подхода) и Б.Скиннер. Представление о предмете. Бихевиористы считают, что предметом изучения должно быть то, что можно объективно описать, количественно зафиксировать. Основная метафора бихевиоризма - это метафора «черного ящика», т.е. человек выдает определенные реакции (Rе) под воздействием факторов внешней среды (St), причем само содержание «черного ящика» не важно. Таким образом, предметом бихевиористской психологии является поведение. Главная проблема психологии. В бихевиоризме главной проблемой является все, что связано с поведением: от чего оно зависит, из чего состоит, т.е. выяснить взаимосвязь между St и Re. Бихевиористы считают, что поведение человека осуществляется по определенным законам и правилам. Задача психолога - вскрыть, выяснить эти законы. Следовательно, поведение детерминировано (имеет внешнюю причину). Иными словами, человек ведет себя законообразно и этими законами можно все объяснить. Другой вывод касается того, что раз содержимое «черного ящика» не важно, можно изучать не только человека, но и другие объекты, например, животных. Методология. Методами бихевиоризма являются объективное научное наблюдение, эксперимент с четкой фиксацией фактов. Делается упор на обработку (метод), а не на испытуемого. Бихевиористы считают, что надо четко выделить St и Re и этим самым снять зависимость результата от того, кто его проводит.
Объяснительный принцип. Бихевиористы все события объясняют внешними воздействиями, т.е., то, что происходит, объясняется внешними причинами. Иными словами, объективное объясняется объективным. Цель. Целью бихевиористской психологии является обеспечить управление поведением, опираясь на законы поведения. Б.Скиннер вывел, что каждая Re человека определяется тремя основными факторами: - генетической историей (биологией); - предыдущим опытом научения; - конкретными стимулами данной ситуации. Таким образом, раз генетику изменить практически невозможно, предыдущий опыт научения изменить очень сложно, то главной задачей психолога является управление стимулами путем варьирования ими. Отсюда вытекают разные способы варьирования стимулами, например, минимизировать стимулы; сформировать зависимость от стимулов, а потом сосредоточить их в своих руках; создать конкурирующие стимулы и т.д. и т.п. ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ПО ОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ЭТАП ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: Начало новой проблемы ВИДЫ ВОПРОСОВ: "Вы утверждаете, что...", "Вы согласны со мной, что..." ПРИМЕНЕНИЕ: - Когда нужно получить согласие собеседника - Когда мы хотим ускорить подтверждение ранее достигнутой договоренности. НЕДОСТАТКИ: - Часто ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, т.к. резко сужают "пространство маневра" у партнера. - Кроется опасность того, что у собеседника складывается впечатление, будто бы его допрашивают. ЦЕЛЬ: Получить от собеседника обоснованную аргументацию для развития беседы. ОТКРЫТЫЕ ЭТАП ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: Сбор информации ВИДЫ ВОПРОСОВ: "Чем объяснить...", "Как обосновать..." ПРИМЕНЕНИЕ: - Когда нам нужны дополнительные сведения; - Когда мы хотим выяснить реальные мотивы и позиции партнеров. НЕДОСТАТКИ: Можно потерять инициативу, а также последовательность развития темы, т.к. беседа может повернуть в русло интересов партнера. Существует опасность вообще потерять контроль за ходом беседы.
ЦЕЛЬ: Перейти от монолога к диалогу с упором на монолог собеседника. РИТОРИЧЕСКИЕ ЭТАП ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: Закрепление информации ВИДЫ ВОПРОСОВ: "Кто из нас...", "Можем ли мы утверждать..." ПРИМЕНЕНИЕ: - Когда необходимо указать на нерешенные проблемы и поставить новые вопросы - Когда необходимо более глубоко рассмотреть проблему. НЕДОСТАТКИ: - Можно скатиться до обычной демагогии; - Кроется опасность оказаться в неудобном или даже смешном положении. ЦЕЛЬ: Обеспечить поддержку своей позиции другими участниками переговоров. НА ОБДУМЫВАНИЕ ЭТАП ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: Поиск благоприятных условий для совместного аргументирования ВИДЫ ВОПРОСОВ: "Сумел ли я показать картину..." "Что необходимо уточнить..." ПРИМЕНЕНИЕ: -Когда необходимо закрепить промежуточные результаты; -В случае, когда нужно вынудить собеседника тщательно обдумать и разъяснить, что было сказано. НЕДОСТАТКИ: -Нередко ведут к значительным издержкам времени при частом их использовании. ЦЕЛЬ: Создать атмосферу взаимопонимания. ПЕРЕЛОМНЫЕ ЭТАП ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: Обозначение нового направления движения ВИДЫ ВОПРОСОВ: "Как вы считаете, нужно ли радикально изменять систему управления в...." ПРИМЕНЕНИЕ: - Когда уже получено достаточно информации по проблеме и хотим перейти на другую. - Когда мы почувствовали сопротивление партнера и пытаемся "пробить" его, выявляя уязвимые места. НЕДОСТАТКИ: -Может нарушиться равновесие между вами и партнером. -При стереотипном употреблении таких вопросов собеседник может низвести их до закрытых ответов "да" или "нет". ЦЕЛЬ: - Удерживать беседу в строго установленном направлении
Литература по курсу «Психология делового общения» 1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995г. 2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик Рилейшнз» 2-е издание. ПИТЕР, 2003.
3. Бэндлер Р. Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Пер.Ребейко НГУ, 1992г. 4. Бэрон Р,.Ричардсон Д. Агрессия. ПИТЕР 1997г. 5. Глумаков В.Н. Организационное поведение. М., 2002г. 6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание. ПИТЕР, 2003г. 7. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. ПИТЕР, 2003г. 8. Панкратов В. Н. Психотехнология управления людьми. Издательство Института Психотерапии. М., 2002г. 9. Рабочая книга практического психолога. М., Изд. Дом «Красная площадь», 1996г. 10. Фишер Р., Юри Э. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., Наука, 1990г. 11. Фрейд З. Психология бессознательного. М., Прогресс, 1990г. 12. Хрестоматия по психологии личности под ред. Д.Я. Райгородского. Изд. Дом Бахрах, 1996г.
Б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|