Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по подготовке к занятиям семинарского типа

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

 

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра гражданского права

 

 

Приложение 1 к рабочей программе дисциплины

Методические указания

Для обучающихся по освоению дисциплины

ЗАЩИТА ПРАВ СУБЪЕКТОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

 

 

Уровень высшего образования: магистратура
Квалификация выпускника: магистр
Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) образовательной программы: «Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданских правоотношений»
   
   
   

 

 

Иваново


Методические указания к проработке лекционного материала по дисциплине

В процессе изучения дисциплины аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов. В понятие аудиторных занятий входят лекции, практические занятия, консультации. Формы самостоятельной деятельности студентов различны. Это: работа с литературой и нормативными источниками, изучение и обобщение судебной практики, подготовка рефератов, решение казусов и иные формы.

Самостоятельная работа студента состоит из комплекса общих и индивидуальных заданий. В этот комплекс входит самостоятельная подготовка студента к лекциям, семинарским занятиям, а также написание эссе, рефератов, подготовка докладов и презентаций.

Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятия, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических занятий.

Проработка лекционного материала сводится к прочтению конспекта лекций и рекомендованной литературы.

Рекомендуется при самостоятельной проработке материала, во-первых, внимательно проанализировать теоретический материал, предложенный в лекциях, во-вторых, ознакомиться с материалами по соответствующей тематике из рекомендуемых источников. Целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти». Работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала.

Ниже приводятся источники к лекционным занятиям, которые доступны для изучения в справочно-поисковой базе «КонсультантПлюс», ЭБС «Университетская библиотека онлайн», Электронной библиотеке ИвГУ.

Литература:

1. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М.: Норма, Инфра-М, 2010.

2. Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011.

4. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами: монография. М.: Юстицинформ, 2017.

5. Богуславский М.М. Авторское право и товарные знаки // Интеллектуальная собственность в России и ЕС: правовые проблемы: сборник статей / под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М.: Волтерс Клувер, 2008.

6. Борисов А. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.

7. Вацковский Ю.Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований. М.: Статут, 2009.

8. Витко В.С. Договоры заказа на создание произведений. М.: Статут, 2016.

9. Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. М.: Статут, 2011.

10. Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М.: Юриспруденция, 2013.

11. Ворожевич А.С. Пределы осуществления и защиты исключительного права патентообладателя. М.: Статут, 2018.

12. Гаврилов Д.А. Правовая защита от недобросовестной конкуренции в сфере исключительных прав на средства индивидуализации и иные объекты промышленной собственности: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69-71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014.

14. Гражданский кодекс Российской Федерации: Фирменное наименование. Товарный знак. Место происхождения товара. Коммерческое обозначение. Постатейный комментарий к главе 76 / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015.

15. Гражданское право: учебник для вузов в 3-х ч. / под ред. В.П. Камышанского. М.: Эксмо, 2009.

16. Гражданское право: учебник в 2-х т. 3-е издание, переработанное и дополненное. Том 1 / под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2018.

17. Гражданское право: учебник в 2-х т. / под ред. А.П. Сергеева. М.: Велби, 2010.

18. Гражданское право: учебник / под ред. С.С. Алексеева. М.: Проспект, 2012.

19. Данилин С.Н., Борисов А.Н. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.

20. Джермакян В.Ю. 800 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики // СПС КонсультантПлюс. 2018.

21. Димитриев М.А. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Общие положения. Постатейный комментарий к главе 69 Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2013.

22. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. М.: Проспект, 2009.

23. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: особенная часть. М.: Статут, 2014.

24. Интеллектуальная собственность: актуальные проблемы теории и практики. Т. 1 / Под ред. В.Н. Лопатина. М.: Издательство "Юрайт", 2008.

25. Карасева С.Ю. Обзор практики рассмотрения Федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с интеллектуальной собственностью (четвертый квартал 2012 года) // СПС КонсультантПлюс. 2013.

26. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч. IV / под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008.

27. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части третья, четвертая: в 2-х т. Т. 2 / под ред. Т.Е. Абовой и др. М.: Юрайт, 2009.

28. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой): в 2-х т. (постатейный) / С.А. Горленко, В.О. Калятин, Л.Л. Кирий и др.; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2016. Т. 1.

29. Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.: Статут, 2014.

30. Корнеев В.А. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав. М.: Статут, 2010.

31. Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник. М., 2011.

32. Мурзин Д.В. Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав. М.: Норма, 2014.

33. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М.: Издательство "Юристъ", 2000.

34. Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав / В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Норма, 2014.

35. Никулина В.С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. М.: Статут, 2015.

36. Новоселова Л.А., Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования: монография. М.: Норма, ИНФРА-М, 2014.

37. Постатейный комментарий к ГК РФ, части 4 / Н.Г. Валеева, К.В. Всеволожский, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.

38. Потапова А.А. Право интеллектуальной собственности: самое важное. Москва: РГ-Пресс, 2014. [Электронный ресурс]. URL:http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=336056

39. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы: монография / С.М. Михайлов, Е.А. Моргунова, А.А. Рябов и др.; под общ. ред. Е.А. Моргуновой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014.

40. Право интеллектуальной собственности. Общие положения (том 1) / под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017.

41. Право интеллектуальной собственности. Авторское право: учебник (том 2) / под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017.

42. Право интеллектуальной собственности. Средства индивидуализации: учебник (том 3) / под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018.

43. Рагулина А.В., Никитова А.А. Интеллектуальная собственность: понятие, содержание и защита. М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 21.

44. Рожкова М.А. Защита интеллектуальных прав: законодательные ошибки при определении статуса и компетенции специализированных органов, разрешающих дела в сфере промышленной собственности: учебное пособие. М.: Статут, 2016.

45. Рузакова О.А. Договоры о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: учебно-практическое пособие для магистров. М.: Проспект, 2017.

46. Свечникова И.В. Авторское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009.

47. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.,2000.

48. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. М.: Проспект, 2010.

49. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации: монография / под ред. И.А. Близнеца, Л.А. Новоселовой. М.: "Проспект", 2014.

50. Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 2. М.: Статут, 2012.

 

Материалы юридической практики

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // http://www.vsrf.ru

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 51 (ред. от 21.01.2016) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. № 9; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 4.

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.07.2013 № 51 "О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам"// Патенты и лицензии. 2013. № 8.

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 60 (ред. от 02.07.2013) "О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам // Вестник ВАС РФ. 2012. № 12; Патенты и лицензии. 2013. № 8.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 7.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 6.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.

8. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 11.

Методические указания по подготовке к занятиям семинарского типа

Планы и (или) методические рекомендации к семинарским (практическим) занятиям

Практическое (семинарское) занятие проводится с целью выработки первичных профессиональных навыков по изучаемому курсу и осуществления учебного контроля по освоению пройденного студентами материала.

Семинар – вид практических занятий, который позволяет решать следующие дидактические задачи:

ü оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

ü развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

ü формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работе и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

ü обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

ü формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

ü осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.

В учебно-методическом комплексе по изучаемой дисциплине «Защита прав субъектов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» представлены темы, которые в соответствии с программой курса подлежат рассмотрению. По каждой теме, выносимой на семинарские занятия, дается примерный план ее изучения, которого целесообразно придерживаться.

Подготовка к семинару должна начинаться с изучения относящейся к теме занятия учебной и специальной литературы. Особое внимание необходимо уделить тем вопросам темы, относительно которых в научной литературе ведутся дискуссии, дабы понять, критически осмыслить и выработать собственную позицию по спорному вопросу. При подготовке к занятиям студент не должен ограничиваться списком литературы, указанным в практикуме, а должен стремиться осуществлять ее самостоятельный поиск.

Завершив работу с литературой, надлежит ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов и с материалами правоприменительной практики.    

Подготовка к семинарским занятиям завершается решением задач. Казусы составлены, как правило, на основе реальных судебных дел. Условия каждой задачи включают фактические обстоятельства, необходимые для выработки правовой позиции по спорному вопросу, сформулированному в тексте задачи. Приступая к решению задачи, важно уяснить сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного компетентного органа, требуется оценить его законность и обоснованность. Кроме этого, необходимо продумать ответы на теоретические вопросы, поставленные в задаче в связи с предложенной ситуацией. Все содержащиеся в решении выводы должны подтверждаться ссылками на конкретные правовые нормы.

Семинарское занятие проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллегиальным поиском ответов на них. Форма семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Он  предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления студентов; обсуждение выступлений, выступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом.

Другим видом семинарского занятия является система докладов. Преподаватель назначает докладчиков, содокладчиков, оппонентов. Доклады должны носить характер краткого, но аргументированного сообщения по определенной проблеме, в котором раскрывается ее теоретическое и практическое значение. Темы докладов могут полностью совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать одну из сторон.

Семинар-круглый стол предполагает обсуждение наиболее острых и дискуссионных вопросов, имеющих практическую значимость для правовой деятельности и несомненный теоретический интерес. Студенты, заранее выбравшие какой-либо аспект темы, готовят выступления. После запланированных выступлений предоставляется возможность высказаться всем желающим. В заключительной части круглого стола преподаватель подводит резюме.

Необходимой предпосылкой овладения навыками правильного применения норм гражданского законодательства при решении конкретных жизненных ситуаций (казусов), сформулированных в виде учебных задач, является глубокое изучение студентом нормативных правовых актов и литературы, хорошее усвоение закона и теоретических положений гражданского права.

Оценки за выполнение семинарских занятий
выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели
текущей успеваемости обучающегося.

 

Задания для семинарских (практических) занятий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...