Глава 1. Основы гражданской обороны
Стр 1 из 35Следующая ⇒ Рязань 2007 ББК 61:355 УДК 68.9 Б723
Рецензенты: Бобий Б.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Медицина катастроф» РМАПО Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГУ ВЦМК «Защита» по науке. Карниз А.Ф., д.м.н., профессор, доцент кафедры эпидемиологии и военной гигиены (военно-морской гигиены) ГИУВ МО.
Б723 Бобырев С.Е., Тулина Л.А., Дыкань Н.Ф., Сейидов В.Г. Гражданская оборона здравоохранения: Учебное пособие / Авт. С.Е. Бобырев, Л.А. Тулина, Н.Ф. Дыкань, В.Г. Сеидов; - Рязань: РИО ГОУ ВПО «РязГМУ Росздрава», 2006. - 348 с. ISBN 5-8423-0077-X
Настоящее учебное пособие предназначено для подготовки студентов лечебного, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов медицинских вузов, обучающихся по программе «Медицинская служба Гражданской обороны». Оно разработано на основе требований наставлений, указаний, инструкций, памяток и другой учебно - методической литературы применительно к действию ГО здравоохранения в мирное и военное время. Учебное пособие включает 10 глав. Представленные в нем сведения изложены в доступной для обучения форме, с большим количеством фотографий и рисунков в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ.
ББК 61: 355 УДК 68.9 ISBN 5-8423-0077-X © Составители, 2007 © ГОУ ВПО РязГМУ Росздрава, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы гражданской обороны
Введение. В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны. В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения. Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15. Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны (МС ГО), предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.
Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований. Кроме этого, опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф в ряде регионов страны показал недостаточную готовность МСГО к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Предназначенная для действий в военное время МСГО, не имея нормативно-правовых механизмов для действия в мирных условиях, в скоротечных условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера срабатывала с опозданием и не использовалась. Необходимость коренной перестройки готовности здравоохранения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций после аварии на ЧАЭС в 1986 г. и землетрясения в Армении в 1988 г. стала очевидной. В целях решения этой задачи Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 № 192 на территории России была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, которая в ходе дальнейшего совершенствования была преобразована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК). Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации имеются две специальные медицинские службы - Федеральная медицинская служба гражданской обороны, предназначенная для военного времени, и Всероссийская служба медицины катастроф, предназначенная для мирного времени. Основные понятия и задачи гражданской обороны Под гражданской обороной в Российской Федерации понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей натерритории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Обеспечение безопасности российских граждан является главной целью всех оборонных мероприятий Российского государства. От успешного решения этой главной задачи зависит решение остальных задач гражданской обороны в Российской Федерации. Мероприятия гражданской обороны проводятся в мирное и военное время и в первую очередь службами гражданской обороны. Под службой гражданской обороны понимается служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О гражданской обороне» созданы: - федеральная медицинская служба гражданской обороны; - федеральная противопожарная служба гражданской обороны; - федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка; - федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений; - федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей. Этим же постановлением установлено, что на федеральные службы гражданской обороны возлагается решение следующих основных задач: - на федеральную медицинскую службу гражданской обороны - организация и проведение медицинских, лечебно - эвакуационных, санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время; - на федеральную противопожарную службу гражданской обороны - организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров; - на федеральную службу гражданской обороны охраны общественного порядка - организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей; - на федеральную службу гражданской обороны защиты животных и растений - организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений; - на федеральную службу гражданской обороны защиты культурных ценностей - организация и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры. На Министерство здравоохранения Российской Федерации возложено создание и организационно - методическое руководство федеральной медицинской службой гражданской обороны. Министерству здравоохранения Российской Федерации предписано утвердить положение о соответствующих федеральных службах гражданской обороны. И такое положение было утверждено приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны». Говоря об основных понятиях в области гражданской обороны, изложенных в ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», следует сказать, что под гражданскими организациями гражданской обороны понимаются формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации,владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Федеральным законом Российской Федерации №122 – ФЗ (22 августа 2004 года) внесены изменения в Федеральный закон от 28 февраля 1998 года №28 – ФЗ «О гражданской обороне»: - термин «медицинская служба гражданской обороны - МСГО» заменен на термин «гражданская оборона здравоохранения - ГО здравоохранения»; - слова «гражданские организации гражданской обороны» заменены словами «нештатные аварийно-спасательные формирования». Под территорией, отнесенной к группе по гражданской обороне, понимается территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Федеральное законодательство четко определяет основные задачи в области гражданской обороны. Последними считаются: 1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Детализация данной задачи осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждения Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». В нем подчеркнуто, что основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются: а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне; в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; г) овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы: а) начальники гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны; б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), а также начальники гражданской обороны организаций; в) личный состав формирований; г) работающее население, не входящее в состав формирований; д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования; е) неработающее население. Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан. Повышение квалификации начальников гражданской обороны организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей по гражданской обороне, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательны. Приложением к «Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых). 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. 4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ изложен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». В нем подчеркнуто, что, наряду с убежищами, к объектам гражданской обороны относятся противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации. Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и военное время осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационных планах федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций. Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению. Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. 5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки. 6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий. 7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер. 8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для выполнения данной задачи создана федеральная противопожарная служба гражданской обороны, а на объектовом уровне создаются противопожарные звенья (команды). 9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению. 10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий. 11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для выполнения поставленной задачи существует федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка, а также звенья (команды) охраны общественного порядка на объектовом уровне. 12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время. 13. Срочное захоронение трупов в военное время. 14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|