Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации и ведения гражданской обороны




Гражданская оборона Российской Федерации является состав­ной частью системы общегосударственных оборонных ме­роприятий. Организация и ведение гражданской обороны явля­ются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально - производственному принципу.

Территориальный принцип заключается в организации граж­данской обороны на территории субъектов Российской Федера­ции согласно административному делению нашей страны. В со­ответствии с этим ответственность за состояние гражданской обороны на территории республик, краев, областей, городов, по­селков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.

Схема 1. Организация гражданской обороны Российской

Федерации

Президент РФ – Верховный главнокомандующий
Председатель Правительства РФ – начальник ГО РФ
Руководители федеральных органов исполнительной власти – начальники ГО Министр РФ по делам ГОЧС – Первый замести­тель Начальника ГО РФ   Руководители си­ловых министерств и ведомств РФ
Штабы, отделы ГО       Отделы местной обороны
             
  Федеральные службы ГО                
             
медицинская, противопо­жарная, ох­раны общест­венного по­рядка, защиты жи­вотных и рас­тений   Руководители региональных организаций Федеральных органов ис­полнительной власти – на­чальники ГО   Руководители органов исполни­тельной вла­сти – на­чальники ГО субъек­тов РФ     Начальники регио­нальных центров МЧС РФ     Командую­щие вой­сками воен­ных округов (флотов)
      Службы, штабы, отделы ГО   Штабы ГО, службы ГО    
               
  Руководители объектов со­циального и производствен­ного назначения различных форм собственности – на­чальники ГО   Руководители объектов социального и производ­ственного назначения различных форм собст­венности – начальники ГО      
  Службы, штабы, отделы ГО     Службы, штабы, от­делы ГО        
         
  взаимодействие     Невоенизиро­ванные форми­рования   Части ГО Соединения и части ВС РФ, других воинских формирований
  руководство               Службы мест­ной обороны
 
                                                                     

Производственный принцип заключается в организации граж­данской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учрежде­нии, на объекте (схема 1).

Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с уче­том развития вооружения, военной техники и средств защиты на­селения от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Само же ведение гражданской обороны на территории Рос­сийской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала во­енных действий или введения Президентом Российской Федера­ции военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Введение военного положения в Российской Федерации преду­смотрено Федеральным конституционным законом № 1 от 30 января 2002 года «О военном положении». Согласно этому за­кону под военным положением понимается особый правовой ре­жим, вводимый на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях в соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Силы гражданской обороны

Силы гражданской обороны Российской Федерации пред­став­лены:

а) воинскими формированиями, специально предназначен­ными для решения задач в области гражданской обороны, ор­га­низационно объединенными в войска гражданской обороны;

б) нештатными аварийно-спасательными формированиями.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области граждан­ской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под «другими войсками» понимаются: пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внут­ренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства прави­тельственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федера­ции, других войск и воинских формирований привлекаются в по­рядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области граж­данской обороны в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации. На вооружении войск гражданской обороны на­ходятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обо­роны выдаются удостоверения личности установленного об­разца, подтверждающие их статус, и международные отличи­тельные знаки гражданской обороны. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала во­енных действий или введения Президентом Российской Федера­ции военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при сти­хийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, ка­тастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требую­щих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне». Порядок создания и деятельно­сти нештатных аварийно-спасательных формирований определя­ется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 года № 620 «О гражданских организациях граждан­ской обороны». Нештатные аварийно-спасательные формирова­ния представляют собой формирования, создаваемые по террито­риально-производственному принципу на базе организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), не входящие в состав Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, владеющие специальной техникой и имущест­вом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Формирования создаются организациями, имеющими и экс­плуатирующими потенциально опасные производственные объ­екты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности воз­никновения чрезвычайных ситуации в военное и мирное время. Организации относятся к организациям, создающим формирова­ния, при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) наличие в организации объектов, отнесенных в соответст­вии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных про­изводственных объектов;

б) отнесение организации в соответствии с «Порядком отне­сения организаций к категории по гражданской обороне», утвер­жденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 года № 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

в) подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

г) размещение организации в зоне возможного опасного хи­мического заражения и (или) возможного опасного радиоактив­ного загрязнения и (или) возможного катастрофического затоп­ления.

Формирования создаются для проведения аварийно - спаса­тельных и других неотложных работ и первоочередного жизне­обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, под­вергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необ­ходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспе­чения населения, восстановлении и поддержании порядка в по­страдавших районах.

Организациями могут создаваться спасательные, медицин­ские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, ав­томобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и хи­мической защиты, связи, механизации работ, охраны обществен­ного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Вид и количество формирований, а также их численность, оп­ределяются с учетом особенностей производственной деятель­ности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов матери­ально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами граж­данской обороны.

Личный состав формирований комплектуется за счет численно­сти работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

В формирования могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в воз­расте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имею­щих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Формирования оснащаются специальной техникой и имущест­вом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской федерации, дру­гие войска, воинские формирования, органы и специальные фор­мирования, или использования в их интересах. Оснащение фор­мирований осуществляется за счет специальной техники и иму­щества, имеющихся в организациях, а при их отсутствии или не­достаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций.

Закрепление за формированиями специальной техники и иму­щества других организаций производится на договорной ос­нове при участии соответствующих федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственная передача специальной техники и имуще­ства осуществляется с введением соответствующей готовности гражданской обороны.

Деятельность формирований осуществляется по соответст­вующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов, субъектов Российской Федерации и федеральных орга­нов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении ор­ганизаций, находящихся в сфере их ведения:

а) по согласованию с органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации определяют организации, которые создают формирования,

б) ведут реестры организаций, создающих формирования;

в) организуют подготовку формирований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

а) определяют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования;

б) определяют по согласованию с организациями виды, коли­чество и численность создаваемых формирований;

в) ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет формирований;

г) организуют подготовку формирований;

д) осуществляют общее руководство деятельностью формиро­ваний.

Организации, создающие формирования:

а) разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований;

б) укомплектовывают формирования личным составом, осна­щают их специальной техникой и имуществом;

в) осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;

г) поддерживают формирования в состоянии постоянной го­товности в соответствии с планами гражданской обороны к вы­полнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство и контроль за созданием формирований, разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации примерную ор­ганизационно-штатную структуру и рекомендации по нормам ос­нащения формирований специальной техникой и имуществом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...