Основные требования к выполнению разных видов самостоятельной работы:
1. Работа с первоисточниками включает: - выбор текста, его детальный анализ; - составление конспекта основных мыслей автора; - использование текстов для подкрепления своей мысли во время опроса или дискуссий. 2. Рецензия включает: - выбор научной работы или группы работ; - оценка материалов с точки зрения актуальности, обоснованности, выделение нерешенных проблем. 3. Заметки: - сокращенные записи полезны в процессе подготовки к дискуссии, ролевых игр; - заметки позволяют построить убедительные доказательства с логичными утверждениями, процитированными с оригинала; записи можно использовать при выполнении других работ. 4. Личные или «читательские» дневники: изложение личных замечаний к прочитанному материалу; возможно записывать свои впечатления от лекции, дискуссии. 5. Реферат: Реферат – это короткий обзор определенной проблемы, в котором отображается цель, основное содержание работы, результаты, практические рекомендации. Реферат –это письменная работа с использованием научной литературы, тезисы которой озвучиваются на семинаре. При цитировании авторов цитата должна номероваться, в конце реферата указывается автор работы, название, город и год издания, издательство, количество страниц и определенная страничка, с которой берется цитата. Реферат имеет объем 10-15 печатных листов. Реферат требует надлежащего оформления согласно существующим стандартам. В частности, в структуре реферата должно быть: вступление, в котором обосновывается актуальность проблемы, ее цель, обзор научной литературы (15% объема работы), основная часть, в которой раскрывается сущность проблемы (70% объема работы), выводы (15% объема работы) как суммарный итог идей, которые защищались в реферате. К реферату прилагается содержание и перечень использованной литературы, который должен содержать не только учебную литературу, но и статьи по проблеме реферата, опубликованные в научных журналах и сборниках.
Тему реферата студент выбирает самостоятельно из предоставленного перечня, но при этом не разрешается выбор одной темы двумя студентами. Выбор темы реферата данного перечня разрешается по согласованию с преподавателем. Реферат должен быть подготовлен студентом по соответствующей теме семинарского занятия, на котором произойдет его защита. 6. Самостоятельная работа по решению задач должна содержать аргументированный письменный анализ условий задачи и ответ на поставленные вопросы с ссылкой на нормы действующего законодательства Донецкой Народной Республики. 7. Индивидуальное задание дается для подготовки научной работы на конкурс, научных сообщений (статей) или тезисов доклада на научнопрактической конференции. Их содержание и оформление должно соответствовать требованиям ВАК Донецкой Народной Республики к написанию научных публикаций. Тематика и сроки выполнения такого задания согласовываются с преподавателем. Самостоятельная работа по написанию научной работы состоит из следующих этапов: 1) студент самостоятельно выбирает тему научной работы, согласовывает ее и содержание работы с преподавателем; 2) на основе нормативной и теоретической базы студент выполняет задания самостоятельной работы с учетом соответствующих требований и календарного плана, которые согласованы с преподавателем; 3) после написания работа предоставляется на кафедру; 4) защита научной работы проводится на собеседовании с преподавателем, путем доклада на конференции, публикации в сборнике научных трудов, предоставление на участие в конкурсе и т.д.; 5) оценка, которую получил студент за эту работу учитывается вместе с полученными оценками во время изучения дисциплины.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Историческое становление и развитие гражданского общества. 2. Государство как субъект правоотношений 3. Сущность права и его социальное назначение. 4. Понятие и признаки права. 5. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. 6. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления. 7. Теория разделения властей. 8. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений. 9.Формирование правового государства в современной России. 10. Право в системе социального регулирования. 11. Формы (источники) права. 12. Правотворчество. 13. Норма права. 14. Система права. 15. Правовые отношения. 16. Субъекты правоотношений. 17. Реализация норм права. 18. Толкование норм права. 19. Правосознание и правовая культура. 20..Государство и право в политической системе общества. 21. Гражданское общество: взаимодействие с государством и правом. 22. Политические партии в политической системе общества. 23. Объединения граждан и политическая система общества. 24. Государственное управление и самоуправление: соотношение и тенденции развития. 25. Организованная преступность и политическая система общества. 26. Эволюция политических систем в современном мире. 27. Проблемы сущности государства и закономерности его развития. 28. Государство и церковь: закономерности и способы взаимодействия. 29. Соотношение государства и права. 30. Классификация и эволюция функций государства. 31. Понятие и свойства государственной власти. 32. Осуществление государственной власти. 33. Понятие механизма государства. 34. Государственный орган: понятие, признаки, система. 35. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства. 36. Типология государства. 37. Свецкие, клерикальные, теократические и атеистические государства. 38. Формы правления, виды, способы осуществления 39. Особенности политического режима 40. Функционирование правового государства. 41. Теория и практика формирования правового государства. 42. Понимание право в мировой и отечественной юриспруденции.
43. Сущность и принципы права. 44. Социальная ценность права. 45. Понятие социального регулирования. 46. Нормы права и иные виды социальных норм: взаимовлияние и соотношение. 47. Правовое регулирование: понятие, структура, проблемы совершенствования. 48. Общество, его структура, институты и регуляторы. 49. Правовой режим. 50. Механизм правового регулирования. 51. Фомы (источники) права: понятие, виды, 52. Правотворчество: понятие, виды, процесс. 53. Закон: его понятие и роль в государстве. 54. Юридическая техника и ее значение в правотворческом процессе. 55. Система права: понятие и проблема развития. 56. Тенденции системы права и системы законодательства. 57. Правосознание: его структура и виды. 58. Правовая культура в правовой надстройке. 59. Правовой нигилизм и пути его преодоления. 60. Юридический процесс как явление правовой действительности. 61. Поведение людей и право. 62. Юридическая ответственность. 63. Законность как важнейшая правовая категория. 64. Правопорядок и общественный порядок. 65. Правовой статус личности. 66. Социальный интерес, правовой интерес, субъективное право: проблема соотношений понятий. 67. Государство и личность. 68. Социальное управление на догосударственной стадии развития общества. 69. Властеотношения и социальные нормы в первобытном обществе. 70. Закономерности возникновения государства 71. Закономерности возникновения права. 72. Политика, государство и право: закономерности взаимодействия. 73. Властные институты в раннеклассовых обществах. 74. Марксистская концепция процесса возникновения и развития государства и права. 75. Политическая система общества. 76. Система прав и свобод личности. 77. Правовые системы: виды, особенности развития, проблема взаимовлияния. 78. Англосаксонская правовая семья 79. Романо-германская правовая семья 80. Мусульманская правовая семья 81. Мировой правопорядок: понятие и основания формирования. 82. Личность в правовом государстве. 83. Личность, общество, государство и право: закономерности воздействия.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Оценивание знаний обучающихся осуществляется на основании результатов рубежного контроля и итогового контроля знаний (зачета или экзамена). Заданием рубежного контроля является проверка понимания и усвоения программного материала по частям, умений и навыков самостоятельно обрабатывать литературу, способности осмыслить содержание темы, раздела или отдельного вопроса, способности устно или письменно представить материал на должном уровне. Заданием итогового контроля является проверка понимания и усвоения программного материала дисциплины в целом, логики и взаимосвязей между отдельными ее разделами, способности творчески использовать полученные знания, умение сформировать свое отношение к определенной проблеме в рамках программного материала учебной дисциплины. Рубежный контроль – направлен на выявление и проверку результатов учебно-познавательной деятельности студента на протяжении всего времени изучения учебной дисциплины. Рубежный контроль знаний студента, курсанта является обязательным видом контроля, который проводится в ГО ВПО ДАВД МВД ДНР на протяжении учебного семестра и призван: - помогать студенту, курсанту в организации его работы; - приучать студента, курсанта к систематическому обрабатыванию материала и подготовки к принятию следующих тем по программе дисциплины; - выявлять степень ответственности студента, курсанта и его отношения к учебе, причины, которые препятствуют выполнять учебную программу; - стимулировать активность и интерес студента, курсанта к изучению дисциплины; - выявлять объем, глубину и качество восприятия студентом, курсантом материала, который изучается; - определять недостатки и пробелы в знаниях и пути их устранения; выявлять уровень обладания навыками самостоятельной работы. Объектами рубежного контроля знаний является: 1) систематичность и активность работы на семинарских занятиях; 2) выполнения студентом заданий для самостоятельной работы; 3) выполнение контрольных заданий. В общем оценке подлежат: - систематичность работы на семинарских занятиях; уровень знаний, продемонстрированный в ответах на вопросы по темам, вынесенных для рассмотрения на семинарское занятие; - выступления на семинарских занятиях с докладом или презентацией; - активность при обсуждениях или дискуссиях на семинарских занятиях (включая дополнения к выступлениям, уточнение и исправление озвученных ответов других студентов); - результаты проведения экспресс-опроса;
- выполнение индивидуальных заданий (подготовка рефератов, заполнение таблиц с заданиями; подготовка учебных или научных тестов и др.); самостоятельное обрабатывание тем (разделов, вопросов); выполнение модульных заданий. Итоговое оценивание знаний студентов по дисциплине проводится по результатам рубежного контроля. Итоговый контроль: Семестровый зачет – это форма итогового контроля, который состоит в оценке усвоения студентом учебного материала по дисциплине на основании результатов выполнения ним всех видов запланированной учебной работы на протяжении семестра: аудиторной работы во время семинарских занятий, самостоятельной работы. Во время зачета проверяется уровень усвоения студентом программного материала дисциплины в целом, логики и взаимосвязей между отдельными ее разделами, способности творчески использовать полученные знания, умения сформировать свое отношение к определенной проблеме в рамках программного материала учебной дисциплины. При итоговом оценивании знаний студентов учитываются результаты «рубежного контроля», оценки в течении семестра, может читываться участие в научной работе. Для получения на зачете оценки студент должен дать ответ на вопросы, указанные в билете, при этом обязательно раскрыть основные положения и вопросы, которые относятся к каждому вопросу зачетного билета. Экзамен – согласно п.6.2.4. Положения «Про организацию учебного процесса» в ДАВД это форма итогового контроля, которая предусматривает проверку понимания студентом теоретического и практического программного материала из всей дисциплины, способности творчески использовать накопленные знания и умения, формировать собственное отношение к определенной проблеме и тому подобное. Оценка осуществляется в баллах. Содержание задач и порядок проведения экзамена определяется кафедрой и предполагается рабочей программой. Итоговый контроль знаний проводится в устной форме по экзаменационным билетам, каждый из которых включает 2 теоретических вопроса и один вопрос, предусматривающий раскрытие одного либо нескольких терминов, понятий, особенностей, явлений, составляющих предмет изучения дисциплины. Вопросы к экзаменационным билетам формируются в границах содержания программы дисциплины. Программные вопросы доводятся до студентов в начале учебного семестра. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1.Понятие предмета теории государства и права 2.Теория государства и права в системе юридических наук 3.Общенаучные методы познания государства и права 4. Функции теории государства и права. 5.Социальная организация первобытного общества. 6. Особенности возникновения права. 7. Основные теории происхождения государства 8. Понятие государства, его признаки 9. Сущность государства. Эволюция понимания сущности государства 10.Понятие функций государства. 11. Классификация функций государства. 12.Формы и методы реализации функций государства 13.Типы государства. 14.Формационный подход. 15.Цивилизационный подход. 16.Формы государства, понятие и значение. 17.Понятие и структура механизма государства. Государственный орган: понятие, признаки, виды 18. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности. 19.Общая характеристика власти 20.Виды власти 21.Государственная и политическая власть. 22.Понятие и структура политической системы общества 23.Соотношение государства и права 24.Государство в политической системе 25.Возникновение и развитие идеи правового государства 26.Гражданское общество и правовое государство 27.Принципы правового государства 28.Государственно-правовое воздействие на экономику. 29.Государственно-правовое воздействие на политику. 30.Государственно-правовое воздействие на культуру. 31.Правовой статус личности: понятие, виды. Правосубъектность 32.Принципы и содержание правового статуса личности. 33.Правовой статус и гражданство 34.Права и свободы человека и гражданина 35.Сущность и понятие права; 36.Функции права; 37.Принципы права. 38.Возникновение права. 39.Отличие норм права от других социальных норм. 40.Право в объективном и субъективном смыслах. 41.Право и обычаи. 42.Понятие нормы права 43.Структура нормы права 44. Классификация норм права. 45. Признаки правовой нормы. 46. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. 47. Понятие и виды источников права 48. Понятие закона 49. Пределы действия нормативных актов 50. Систематизация нормативно-правовых актов 51. Источники права, понятие и признаки. 52. Понятие нормативно-правового акта. 53. Судебный прецедент. 54. Правовой обычай. 55. Понятие «правотворчество» 56. Виды правотворческой деятельности 57. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы 58. Принципы правотворчества 59. Стадии законодательного процесса в государстве. 60. Юридическая техника и язык закона. 61. Понятие системы права; 62. Характеристика основных отраслей права. 63. Система законодательства 64. Публичное и частное право 65. Понятие института права. 66. Связи между отраслями права. 67. Соотношение системы права и системы законодательства. 68. Материальное и процессуальное право. 69. Национальное и международное право. 70. Понятие правовых отношений. 71. Субъекты и объекты правовых отношений. 72. Юридические факты. 73. Понятие и формы реализации права. 74. Стадии применения норм права. 75. Правоприменительные акты. 76. Правоприменение, как особая форма реализации права. 77. Понятие толкования права 78. Пробелы в праве 79. Юридические коллизии и способы их решения. 80. Способы толкования –уяснения. 81. Виды толкования-разьяснения права. 82. Результаты толкования права. 83. Понятие предмет и метод правового регулирования; 84. Механизм правового регулирования и его эффективность 85. Основные отрасли права 86. Понятие правосознания; 87. Структура и виды правосознания; 88. Правовая культура. 89. Правовой нигилизм. 90. Правовое воспитание и правовое обучение. 91. Понятие и виды правомерного поведения. 92. Юридический состав правонарушений. 93. Понятие и виды юридической ответственности. 94. Цели, функции и принципы юридической ответственности. 95. Освобождение от юридической ответственности. 96. Понятие и гарантии законности. 97. Правопорядок и его особенности. 98. Дисциплина и ее виды. 99. Понятие и виды правовых систем. 100. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура. 101. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура. 102. Религиозно-правовые системы: понятие и виды. 103.Системы традиционного (обычного) права: история и современность. 104. Основные тенденции развития права. 105.Соотношение категории «правовая система» и система права. Словарь категорий и понятий
Абсолютные правоотношения – урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов (например, отношения, вытекающие из права собственности, авторского права).
Авторитаризм – политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других. Прежде всего, представительных ее институтов.
Авторитет – форма и средство осуществления социальной власти, при которой адресат волеизъявления уверен в легитимности (законности) поступивших к нему команд и распоряжений и на этой основе сознательно и добровольно выполняет их.
Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела и облекаемое в документальную форму, в форму актадокумента – приговора, решения, определения, заключения и т.д.
Акты официального толкования норм права – правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм права.
Аналогия закона – решение дела, имеющего юридическую значимость на основании нормы права, регулирующей сходные по содержанию общественные отношения.
Аналогия права – решение дела, имеющего юридическую значимость на основе общих начал и принципов права.
Асимметричная федерация – федерация, территориальные субъекты которой обладают различным государственно-правовым статусом.
Бланкетный способ изложения нормы права – способ изложения нормы права в статье нормативного правового акта, при котором для уяснения содержания нормы права следует обратиться к нормам, изложенным в другом нормативном правовом акте.
Буквальное (адекватное) толкование – заключается в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права.
Бюрократизм – социально-политическое, социально-психологическое и нравственно-правовое явление, выражающее собой характер организации и осуществления государственного управления, а также стиль мышления, сознания и поведения государственных служащих, для которых свойственно предпочтение формальным аспектам организационно-управленческой деятельности в ущерб ее содержательным, ценностно-смысловым компонентам.
Бюрократия – политико-правовое понятие, отражающее: а) социальный организм, результат социальных антагонизмов, противоречий, конфликтов, приведших к организационно-управленческому и политическому отчуждению этого организма от общества; б) система и способ социального управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, стоящего над обществом, обладающего специфическими функциями и привилегиями; в) слой людей, связанный с этой системой и входящих в аппарат власти («бюрократический аппарата») в качестве его служащих – «чиновничество».
Вина – внутреннее психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию – действию или бездействию, а также к возможным или реально наступившим социальным и юридическим последствиям своего деяния.
Власть (социальная власть) – объективно присущая обществу система волевых отношений между людьми (группами людей), выражающаяся в доминировании (господстве) воли отдельных индивидов или социальных групп над волей и сознанием других индивидов и групп при помощи авторитета, права, насилия, иных средств, с целью удовлетворения личных, групповых либо социально значимых потребностей и интересов.
Вменяемость – способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения.
Восточный путь возникновения государства (азиатский способ производства) – это процесс возникновения государства, где устойчивыми, традиционными являлись земельная община и коллективная собственность (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родоплеменная знать, осуществлявшая управление общественной собственностью, плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность превращалась в государственную.
Гарантии законности – совокупность объективных условий, субъективных факторов и специальных средств, обеспечивающих режим законности.
Гипотеза правовой нормы – часть правовой нормы, в которой указаны конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых следует руководствоваться данной нормой.
Государственная власть – разновидность социальной власти, представляющая собой публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должность в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд.
Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Государственность – сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) – экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.
Государственный орган – относительно самостоятельная, структурнообособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей государственно-властной компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с государством развитые правовые отношения.
Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимосвязанных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Дееспособность – предусмотренная нормами права способность участника общественных отношений (индивида, организации) лично или через своего законного представителя приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.
Деликтоспособность – предусмотренная нормами права способность участников общественных отношений нести лично юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Демократия – одна из основных форм политической и социальной организации общества, государства и власти. Развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой правления, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом социально-экономических, политических и гражданских прав и свобод.
Дефинитивная норма права – норма права, которая формулирует определения тех или иных правовых понятий и категорий (понятие преступления в уголовном законодательстве, сделки – в гражданском и т.д.).
Диспозитивная норма права – норма права, которой присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) правоотношений самим договариваться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.
Диспозиция правовой нормы – часть правовой нормы, содержащая описание требуемого, желательного, запрещаемого или допустимого поведения субъектов права в ситуациях, предусмотренных гипотезой правовой нормы.
Дисциплина – предъявляемое к индивидам, общественным объединениям, государственным органам и должностным лицам общеобязательное и обеспечиваемое мерами правового принуждения требование точного и неукоснительного соблюдения (исполнения) установлений и предписаний различных социальных норм, прежде всего правовых актов подзаконного и локального характера, определяющих порядок поведения (деятельности) в различных сферах жизнедеятельности людей и обеспечивающее согласованность и целенаправленность совместных действий внутри коллектива, организации (учреждения), в обществе в целом.
Догма права – (специально-юридическая теория) – наиболее стабильная, неизменяемая часть общей теории права, изучающая его с позиции специальноюридических свойств и проявлений.
Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных естественной природой человека и не зависящих тем самым от государства и воли конкретного законодателя.
Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность – комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).
Законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
Идеология – система взглядов и идей, в которых выражаются отношения людей к окружающей действительности и к друг другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.
Империя – тип политической системы, а также разновидность межгосударственного устройства, для которых характерны: а) обширная территория; б) сильно централизованная государственная власть; в) ассиметричность отношений господства и подчинения между центром и периферией политической власти, игнорирующей интересы конкретных социальных групп, слоев населения, общностей; г) разнородный этнический, национальный, культурный состав населения страны.
Инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
Институт права – совокупность правовых норм составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определенную сторону (участок) однородных общественных отношений.
Интерпретационные акты – акты документы, содержащие разъяснения юридических норм.
Исполнение права – форма реализации норм права, связанная с выполнением субъектом права строго определенных в законе активных действий во исполнение возложенной на него юридической обязанности в интересах управомоченной стороны.
Использование права – форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой, т.е. осуществляет свои права.
Источник (форма) права (в юридическом смысле) – способы внешнего выражения и закрепления содержания правовых предписаний, придания им общего и обязательного для исполнения (соблюдения) характера.
Казуальное (индивидуальное) толкование – официальное разъяснение, обязательное только для конкретного случая, для данного юридического дела.
Категориально-понятийный аппарат общей теории государства и права – система общенаучных (философских, социологических, психологических, политологических и др.) и частнонаучных (специальных) категорий и понятий, образующих главный и исходный компонент познавательного инструментария общей теории государства и права.
Классификация – прием юридической техники, состоящий в подразделении юридических явлений на группы, виды, разделы.
Кодификация – форма систематизации нормативно-правовых актов, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый, логически цельный законодательный акт.
Коллизия юридическая – имеющиеся различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Компетенция – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций.
Консолидация – форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ в целях более эффективного регулирования общественных отношений определенного вида и где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Конституционализм – политико-правовая доктрина, социально-политическое движение и государственно-правовая практика, основанные на идее ограничения произвола власти, подчинения ее закону, нормам, закрепленным в конституциях или иных документах, имеющих высшую юридическую силу.
Конфедерация – форма сложного государственного устройства представляющая собой временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
Легализация государственной власти – юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности.
Легитимация государственной власти – процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества, народа.
Личность – социальная характеристика человека, представляющая совокупность (систему) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития.
Лоббизм – деятельность официально и неофициально действующих организованных групп давления на субъектов принятия политических решений посредством: а) финансового контроля, в том числе и простого подкупа политиков, чиновников; б) организационно-психологического воздействия; в) системы аргументации, выработки механизма подготовки социальноконструктивных актов группами экспертов, консультантов, советников.
Локальный нормативно-правовой акт - нормативно-правовой акт, издаваемый руководством (администрацией) организации (учреждения, предприятия) и направленный на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной организации.
Местное самоуправление – самостоятельное решение населением какой-либо территориальной общности (сельская община, район, город и т.п.) вопросов местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и под ответственность населения указанной общности.
Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
Механизм (аппарат) государства – целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Механизм правового регулирования - система правовых средств (нормы права, юридические факты, правоотношен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|