Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ производства и реализации продукции




7.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных про­изводственных возможностей и неограниченного спроса приори­тет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конку­ренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производ­ственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, по­вышение ее качества непосредственно влияют на величину издер­жек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Основные задачи анализа:

• оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

• определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражать­ся в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности пред­приятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего исполь­зуют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке про­дукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоста­вимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной эконо­мики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, за­висит и объем ее производства.

5 Анализ хоз деятельности пред ^ «q

Немаловажное значение для оценки выполнения производ­ственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продук­ции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, приме­няются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предпри­ятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышлен­ности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффи­циентов их трудоемкости, и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщен­ной оценки объемов выпуска продукции — в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется воз­можным выразить общий его объем в натуральных или условно- натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 7.1).

Динамика производства и реализации продукции

При этом объемы производства и реализации продукции долж­ны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых при­нимаются цены базисного периода. Например, чтобы определить

Таблица 7.1
/ОД Объем произ­водства продук­ции в текущих ценах, тыс. руб. Средний индекс цен на продук­цию пред­приятия Объем произ­водства в ценах базис­ного года, тыс. руб. Индексы роста Объем реали­зации в ценах базис­ного года, тыс. руб. Индексы роста
базис­ные цепные базис­ные цепные
XXX1 33 615 1,00 33 615 1,00 1,00 33 345 1,00 1,00
ххх2 41 178 1,25 32 942 0,98 0,98 33 010 0,99 0,99
хххЗ 51 744 1,22 33 930 1,01 1,03 33 670 1,01 1,02
ххх4 63 500 1,18 35 287 1,05 1,04 35 354 1,06 1,05
ххх5 77 400 1,15 37 402 1,11 1,06 37 475 1,12 1,06
хххб 100 320 1,20 40 380 1,20 1,08 39 350 1,18 1,05

 

стоимость выпуска продукции i-ro периода в ценах базисного пе­риода, необходимо его величину разделить на произведение ин­дексов цен на продукцию данного предприятия за п предыдущих периодов:

41 178/1,25 = 32 942;

51 744/(1,22- 1,25) = 33 930 и т.д.

Базисные темпы роста выпуска и реализации продукции опре­деляются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные — к предыдущему.

Из таблицы видно, что за последние пять лет объем производ­ства вырос на 20%, а объем реализации — на 18%. Если за преды­дущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значи­тельно выше темпов реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:

Твп = • Т2 •... • Тп = ^1 0,98 1,03 1,04-1,06 1,08 = = ^20 = 1,037 = 103,7%;

Тпр= 103,7-100 = 3,7%.

Соответственно темп роста и прироста объема реализованной продукции составят:

ТРП = = 1,0336 = 103,36%; Тпр = 103,36 -100 = 3,36%.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методи­ке, приведенной в табл. 7.2.

Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации недовыполнен на 2,85%, что также свидетельствует о росте остатков нереализо­ванной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуще­ствляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл.7.3).


Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 200 год

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт. +, - % к плану план факт.   % к плану
Пальто женские из ч/ш ткани 50 ООО 66 500 +16 500 +33 52 275 62 730 +10 455 +20,0
Пальто женские из п/ш ткани 30 000 17 100 -12 900 -43 31 139 18 302 -12 837 -41,2
Итого 80 000 83 600 +3600 +4,5 83 414 81 032 -2382 -2,85

 

 

Таблица 7.3 Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.
Вид продук­ции План План с начала месяца 02.01.20__ г. 03.01 и т.д.
на сутки на месяц Фактический объем Отклоне­ние от плана
за сутки с начала месяца
Изделие А
Выпуск           -20  
Отгрузка 4,05         +5  
Изделие Б
Выпуск           +5  
Отгрузка           +3  
Итого
Выпуск           -15  
Отгрузка           +8  

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбы­та продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организа­ций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, ко­оперированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции необ­ходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определя­ется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции ока­жется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребо­ванности продукции, необходимо изучить факторы ее возникнове­ния с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спро­са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкуренто­способности продукции в результате низкого качества сырья, обо­рудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продук­ции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повыше­ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально- экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на пре­одолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополни­тельные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесооб­разны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наобо­рот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невос­требованной продукции обнаружен на производственной или пос­лепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме ука­занных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, произ­водство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпро- изводственной стадии можно не приступать к производству дан­ного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на ры­нок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это пря­мой убыток для предприятия. Каждый товар должен производить­ся лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно про­анализировать обеспеченность производства продукции контрак­тами или заявками на поставку, динамику остатков готовой про­дукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж, скорость продаж и т.д.

Важным обобщающим показателем, используемым для харак­теристики скорости реализации продукции, является продолжи­тельность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета дан­ного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свиде­тельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребован­ной продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...